Над
этими вопросами на протяжении столетий задумывались многие мыслители:
религиозные деятели, представители искусства, философы и ученые. Не имея
глубоких научных данных, они вынуждены были строить самые
фантастические гипотезы. Вплоть до XIX в. считалось, что живые
организмы могут появиться в гнилом мясе, в сенной настойке, в мясном
бульоне и т. д. (теория самопроизвольного, спонтанного зарождения
жизни). Опроверг эти взгляды итальянский биолог и врач Ф. Реди, который
на основании проведенных экспериментов установил, что маленькие белые
червячки, появляющиеся на гнилом мясе, – это личинки мух. Поэтому,
согласно его мнению, жизнь может возникнуть только из предшествующей
жизни (концепция биогенеза). Окончательную точку в этих спорах поставил
Л. Пастер. На основе известных опытов он показал, что никаких организмов
ни в бульоне, ни в других питательных средах появиться не может. Предлагался
еще ряд теорий – стационарного состояния, панспермии и биохимической
эволюции. Наиболее убедительной является последняя теория, разработанная
А. И. Опариным и Дж. Холдейном в 1924-27 гг. Эту теорию можно
сформулировать в виде следующих постулатов: 1) жизнь является одной из стадий эволюции Вселенной; 2) возникновение жизни есть результат предшествующей ей химической эволюции; 3)
переход химической эволюции к биологической происходил на стадии
формирования многомолекулярных систем и их естественного отбора. В.
И. Вернадский подробно рассматривает наиболее интересные точки зрения,
которые выдвигались выдающимися мыслителями разных эпох, и приходит к
выводу, что никакого убедительного ответа на эти вопросы пока не
существует. Как ученый, он вначале придерживался эмпирического подхода к
решению указанных вопросов, утверждая, что многочисленные попытки
обнаружить в древних геологических слоях Земли следы присутствия
каких-либо переходных форм жизни не увенчались успехом. Поэтому в его
трудах круг вопросов, связанных с идеей о космическом характере жизни,
получил серьезное обоснование. В настоящее время считается, что «жизнь
представляет собой результат естественной эволюции Вселенной, что живые
структуры многочисленными нитями связаны с ближайшим и дальним космосом,
что нет необходимости прибегать к помощи сверхъестественного разума в
объяснении происхождения жизни» (Концепция современного естествознания,
с. 341–356). По мнению В. И. Вернадского, жизнь как материя и
энергия, существует во Вселенной вечно и поэтому не имеет своего начала.
Но такое предположение есть не больше, чем эмпирическое обобщение,
основанное на том, что в земных слоях не обнаружены промежуточные звенья
перехода неживой материи в живую. Во всяком случае, нельзя не считаться
со взглядами тех натуралистов и философов, которые защищали тезис о
возникновении живой материи из неживой, а в настоящее время даже
выдвигают достаточно обоснованные гипотезы и модели происхождения жизни.
Последние достижения молекулярной биологии, генетики и других наук
подтверждают земное происхождение жизни, не привлекая для этого другие
экзотические версии.
Источник: Гипотезы возникновения жизни на Земле |