Центральной
темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. В.
И. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение
организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять
место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы,
закономерности ее перехода в ноосферу. Одной из ключевых идей,
лежащих в основе его теории о ноосфере, является то, что человек не
является самодостаточным существом, живущим отдельно и по своим законам.
Он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство
обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей
среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик.
Человечество само по себе есть природное явление, и естественно, что
влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе
мысли. Но не только природа оказывает влияние на человека,
существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая
физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это
доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались
планетарные геологические силы: «…Мы все
больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это
совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения
о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния
биосферы – ноосферы – и является одной из форм ее выражения. Оно
связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и
мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль» (В.
И. Вернадский, 2003). Так, в последнее время резко
меняется отражение живых существ в окружающей природе. Благодаря этому,
процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы,
воды и воздух. Здесь речь идет о том, что эволюция видов сама
превратилась в геологический процесс, т. к. в процессе эволюции
появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов
переходит в эволюцию биосферы». Здесь, естественно, напрашивается вывод о том, что геологической силой является собственно вовсе не Homo sapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В работе «Философские мысли натуралиста» Вернадский писал: «Мы
как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В
последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного
видового живого вещества цивилизованного человечества – на изменение
биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера
переходит в новое состояние в ноосфере» (Вернадский, 1988, с. 27). Мы,
как современники, являемся наблюдателями и исполнителями глубокого
изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной
человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является
стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены
еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. В начале
книги мы уже говорили о том, что человек возник на планете не случайно, а
составляет неизбежное проявление большого природного процесса,
закономерно длящегося в течение, по крайней мере, нескольких миллиардов
лет. Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении
человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских
оснований. Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль –
порождение естественного геологического процесса, противоречила бы
самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в
окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью
переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу. Заселяя все
уголки нашей планеты, опираясь на государственную организованную научную
мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую
биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение
различных ее частей. Причем, вместе с расширением области жительства,
человечество начинает представлять из себя все более сплоченную массу,
т. к. развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают
весь земной шар. В. И. Вернадский пишет: «Этот
процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом
истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с
успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли,
ее одновременного обсуждения всюду на планете» (В. И. Вернадский,
2003). При этом человек впервые стал реально понимать, что
он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом
аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода,
государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое,
может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни –
в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно,
закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть
ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно,
непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого
геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю
планету. XX в. характерен тем, что любые происходящее на планете события
связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и
культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. «Увеличение
вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и
становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно» (Вернадский, 1988,
с. 88). Результат всех вышеперечисленных изменений в
биосфере планеты дал повод французскому геологу Тейяр де Шардену
заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит
в новое состояние – в ноосферу, т. е. такое состояние, в котором
человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую
мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем
моментом, когда человек заселил всю планету, когда все человечество
экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего
человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи. Таким
образом, человек, в том виде, в каком он наблюдается в природе, как и
все живые организмы, как всякое живое вещество, – это есть определенная
функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени. Человек
во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы. Прорыв
научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные
корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью,
подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и
переходящее геологическое явление. В. И. Вернадский отмечал: «…Цивилизация
"культурного человечества”, поскольку она является формой организации
новой геологической силы, создавшейся в биосфере, – не может прерваться и
уничтожиться, т. к. это есть большое природное явление, отвечающее
исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.
Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной
оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой
мере не было». Многое из того, о чем писал Вернадский,
становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его
мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и
человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня
говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским. Он видел
неизбежность построения взаимоотношений человека и биосферы только на
принципах их коэволюции. Это значит, что нужно по-новому решать вопросы
взаимодействия общества с природой, что предопределено как эволюцией
биосферы, так и историческим развитием общества. Осуществим ли этот
проект?
Источник: Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. |