В Европе шла
Тридцатилетняя война (1618–1648). Испанская армия заняла французскую провинцию
Пикардию. Завоеватели не церемонились с мирными жителями — грабили, жгли
деревни.
Только поселок
Наур, близ Амьена, избежал печальной участи. Когда солдаты ворвались в Наур, он
был совершенно пуст. Ни людей, ни скота, ни запасов еды…
Испанцы были
поражены. Как же так?! Ведь не далее как полчаса назад, здесь были живые люди:
на столах стояли миски с теплой пищей, в печах догорали дрова…
Солдаты взбежали
на высокий холм, господствующий над поселком. Нет, кругом никого — ни в поле,
ни на дорогах ни одного беженца.
Суеверные испанцы
поспешили оставить Наур: не иначе как его проклятым жителям помогли сатанинские
силы…
* * *
Тайна этого
французского поселка была разгадана много позднее, в конце прошлого века.
Оказывается,
науряне далеко не единожды исчезали внезапно из своих домов — это было всякий
раз, как в поселке появлялись чужеземные захватчики.
В 1886 году в
Науре появился новый священнослужитель, аббат Даникур; он увлекался
археологией. Прочитав в одной старой книге о том, что в районе Наура в прошлом
существовали большие подземелья, он загорелся целью разыскать их следы.
Опросы стариков
ничего не прояснили. «Да, были когда-то здесь каменоломни, но они уже давно
заброшены; входы в них засыпаны, а где они были, никто не помнит».
Но аббат был
человек настойчивый. Он решил искать подземелья, привлек на помощь молодежь из
поселка.
Почти двадцать лет
продолжались поиски-раскопки. И настойчивость Даникура была вознаграждена:
археологи-любители откопали большое подземное поселение — долговременное
убежище жителей Наура на время вражеских нашествий.
Подземный поселок
находился под холмом. Здесь, на глубине тридцати метров, разместились улицы,
галереи и площади общей протяженностью до двух километров. Главная площадь
достигала в окружности шестидесяти метров, а высота ее — более двадцати пяти
метров. Дома и помещения для скота, вырубленные в известняке, надежно укрывали
всех, кто жил в Науре. Пищу готовили в шести коллективных кухнях.
Выходы из
подземного городка были надежно защищены зарослями кустарника, который в
изобилии рос в окрестностях. Знали их, конечно, только местные жители.
Но если бы даже о
них узнали враги, вряд ли они смогли бы что-либо сделать подземным обитателям:
подземелье было для непосвященных сложным лабиринтом, в котором нелегко
разобраться.
Насколько
капитальным было подземное поселение, судите хотя бы по тому, что в нем имелись
судилища, тюрьма и церковь. В тюрьме, правда, мог поместиться сидя только один
в чем-то провинившийся человек.
Воду для себя и
животных науряне брали ночью из протекавшей у подножия холма речки,
скрывающейся в зарослях.
Даникур установил,
что этот подземный городок был надежным убежищем французов более восьми столетий
— от нашествия в 850 году норманнов до начала XVIII века, когда в Науре в
который уже раз побывали завоеватели, на сей раз англичане.
В начале XIX века
здесь произошли один за другим несколько трагических случаев — падающие со
сводов камни убивали людей. Стало ясно, что древнее убежище уже ненадежно.
Входы в него были засыпаны.
Если наурское
подземелье в истории Франции не оставило сколько-нибудь заметного следа, то
этого никак нельзя сказать о знаменитых парижских катакомбах. С ними связаны
многие события времен революций, народных волнений, борьбы с оккупантами.
Уже в средние века
многочисленные подземные переходы помогали парижанам при осадах города. В дни
Великой французской революции под мостовыми Парижа скрывался от полиции
пламенный трибун восставшего народа Марат. В катакомбах находили убежище
участники баррикадных боев 1848 и 1871 годов.
Славную страницу
вписали парижские катакомбы в борьбу с фашистскими оккупантами в годы второй
мировой войны. В 1944 году, когда над Гитлером уже был занесен меч возмездия,
немецкое командование в Париже решило создать в катакомбах надежные убежища от
бомбежек. Но получилось так, что эти убежища заняли французские подпольщики,
готовившие в городе восстание.
Перед самым
восстанием ежедневно в его руководящий центр, расположенный в обширном
подземном бункере, звонил из немецкого штаба офицер и справлялся у
инженера-француза, ответственного за готовность убежища, все ли у него в
порядке. Инженер невозмутимо отвечал, что господин майор может спокойно спать.
Подземный бункер в надежных руках!
Немецкий офицер не
отличался служебным рвением и не спускался в мрачные катакомбы. А через
несколько дней он был уже в плену у восставших…
Подземный лабиринт
под французской столицей имеет протяженность около трехсот километров. Дело в
том, что в прошлые века отсюда брали гипс и известняк для строительства города.
Десятая часть современного Парижа построена на подземных пустотах. «Наш город
стоит на ломтике швейцарского сыра», — шутят парижане. Фундаментом многих
исторических зданий, а также небоскребов служат галереи заброшенных катакомб.
…Когда люди,
спускавшиеся в парижское подземелье, возвращаются назад, при выходе им ведут
счет — все ли поднялись наверх. Предусмотрительность совсем не лишняя, ведь
катакомбы Парижа закрываются на целую неделю.
* * *
Есть и в нашей
стране город с катакомбами, которые смело могут поспорить с подземным Парижем.
Это Одесса.
Первое, что здесь
поражает, — обилие подземелий. Только по разведанным данным, протяженность
подземных «улиц» под Одессой превышает полторы тысячи километров. А катакомбы
тянутся еще далеко за город. В пригородах Одессы их, как утверждают знающие
люди, не меньше четырех тысяч километров!
Такого,
несомненно, нет больше нигде.
Своим
существованием одесские катакомбы обязаны тому же, что и в Париже. Со дня
своего основания в 1794 году Одесса строилась из камня, который брали тут же,
под землей. Да и как можно было отказаться от такого строительного материала,
как ракушечник, который легко резался обычной пилой на кирпичи! О запасах этого
камня можно было не беспокоиться: везде он был под руками.
Так и началось: на
земле быстро рос новый каменный город, а под землей все расширял свои владения
его спутник. Дома строились небольшие, и каменоломни на глубине тридцати —
сорока метров никого не беспокоили.
Только через
полвека подземные пустоты под городом впервые напомнили о своем существовании —
появились первые провалы. А подземная Одесса с годами все увеличивалась. О том,
как она выглядит сейчас, никто сказать не может. Полного и точного плана
подземных выработок нет. Уже много лет в городе работают энтузиасты
комсомольского отряда «Поиск», которые стремятся снять с карты подземной Одессы
все ее «темные пятна»…
В Крыму, между
Севастополем и Бахчисараем, лежит редкостная область пещерных городов. Городов
в прошлом. Сейчас это уже развалины — руины некогда населенных замков,
монастырей и настоящих городов, вырубленных в отвесных скалах ущелий.
Много веков здесь
шумела многоязычная жизнь. Приходили новые и новые завоеватели. В одних
укрепленных каменных «гнездах» продолжали жить люди, другие были уже разрушены,
мертвы. Хазары, монголы, турки — все побывали здесь и все несли пещерным
городам разорение.
А о масштабах этих
поселений можно судить по такому факту: в скальном городе Эски-Кермен
находилось более трехсот пятидесяти искусственных пещер. Это были погреба и
склады, хлевы и усыпальницы, казематы и храмы.
Лучше других
сохранился Чуфут-Кале, близ Бахчисарая. Сюда нетрудно добраться. Этот город
способен поразить воображение. Здесь можно часами бродить по улицам среди стен
и зарослей шиповника, по дорожным колеям, глубоко врезавшимся в известняк.
Сколько прошумело веков, чтобы оставить в камне такие следы!
Знакомясь с
пещерными городами Крыма, невольно задаешься мыслью: сколько же человеческого
труда, тяжкого, часто подневольного, было вложено в эти преображенные скалы!
«Недостает удивления, — писал П. Сумароков, один из первых российских
исследователей этих поселений, — когда усматриваешь, что все эти принадлежности
снаружи и внутри иссечены смелой рукой из одного цельного куска горы. Воображение
исчисляет тяжкие подвиги, необыкновенное житье, ненадежность на спокойствие в
бедственной участи их соболезнует».
…А что вы знаете о
подземельях Подмосковья?
И здесь это бывшие
каменоломни. Сохранились исторические записи: когда Дмитрий Донской строил
Московский Кремль из белого камня, его добывали вблизи селений Старо-Съяново и
Новинское. С тех пор здесь осталось подземелье. Один из входов в него еще не
так давно — двадцать — тридцать лет назад — можно было видеть у подножия горы
между двумя названными селениями.
В том же районе
(около города Домодедово), близ сел Никитское и Редкино, так же когда-то были
каменоломни, поставлявшие в Москву «белый камень» — известняк.
Думается мне, что
многие подмосковные пещеры, созданные когда-то руками добытчиков камня,
затерялись и незаслуженно забыты краеведами да и спелеологами.
* * *
А сейчас хочется
вспомнить давнюю, изрядно сдобренную тайной историю подземелья французского
замка Монсегюр. Начало ее не уступает заурядному детективу.
Замок Монсегюр был
воздвигнут в XII веке на вершине горы того же названия в долине реки Арьеж, на
юге Франции. Глядя на его сохранившиеся стены, невольно думаешь о том, каких
усилий стоило возведение этой цитадели на неприступной вершине.
Уже давно никто не
тревожил покой развалин. И вдруг появились археологи. Они расшифровали
изображенный на одной из стен замка чертеж, который оказался планом подземелья
под замком.
Надо ли говорить о
том, с какими чувствами спускались в это подземелье спелеологи и археологи?
Наверное, их ждет здесь что-то неожиданное. И они не ошиблись. Уже в конце
подземного хода факелы осветили лежащие у стены два скелета. У одного в
позвоночнике застрял наконечник стрелы, у другого ребра были перебиты копьем.
Тайна!
Больше года ученые
исследовали, изучали замок Монсегюр, стремясь найти разгадку своей страшной
находки. И пришли к удивительному выводу: Монсегюр был… средневековой
обсерваторией.
Руководитель
ученых, обследовавших замок, Ф. Ниэль писал: «Однажды я пришел в замок до
восхода солнца. Пересек внутренний двор, поднялся на верхнюю площадку
центральной башни и сел на отесанный камень у амбразуры юго-западной стены. И
вдруг напротив, в проломе амбразуры северо-восточной стены, показался край
восходящего солнца… Я пришел сюда через несколько дней в то же время — солнце в
амбразуре уже не показывалось. И тут я вспомнил, что первый раз я был здесь в
день летнего солнцестояния! Неужели строители башни специально так
сориентировали проемы амбразур, что момент восхода был виден только в дни
солнцестояния?..
Изо дня в день я
поднимался в эту башню и садился напротив амбразуры, но солнце я увидел в ней
только через год, в день летнего солнцестояния…»
Кто же населял
некогда неприступный замок? Обратившись к древним хроникам, ученые установили:
хозяевами Монсегюра были альбигойцы.
Здесь мы должны
сделать небольшое отступление. В XII веке провансальский городок Альби стал
центром религиозной «ереси» — так именовали в прошлом всякое отступление от
установлений господствующей религии. Альбигойцы выступили против католической
церкви, ее засилья, душившего научную мысль.
Катары
(по-гречески — «чистые»), как называли себя члены этой «ереси», отвергали самые
основы религии. Мир, говорили они, существует вечно, он не имеет ни начала, ни
конца. Земля не сотворена богом. Евангельский рассказ о Христе является
выдумкой католических попов… Они учили грамоте детей бедняков, несли в народ
идеи свободомыслия. Многие из альбигойцев были образованными людьми —
философами, астрономами, врачами, математиками.
Папа римский
призвал к поголовному уничтожению опаснейших «еретиков». Крестоносцы и
религиозные фанатики огнем и мечом старались уничтожить катаров. Но альбигойцам
уже поверили массы. Шесть десятилетий шла народная война с Ватиканом и королем
Франции. Жители разграбленных крестоносцами городов и деревень уходили в горы и
продолжали борьбу.
Но силы слишком
неравны. К 1243 году в руках альбигойцев остается последняя цитадель — замок
Монсегюр. Среди защитников около ста опытных воинов, остальные даже не умеют
владеть оружием, женщины и дети.
Целый год
держались еще катары, отбиваясь от десяти тысяч крестоносцев. А после падения
замка все, кто остался в живых, были заживо сожжены на кострах. Монсегюр, как
«гнездо еретиков», был полностью разрушен.
Вот с этими
последними днями альбигойцев и связана тайна замка.
Столь же алчные до
наживы, сколь и жестокие, крестоносцы не обнаружили в крепости никаких
сокровищ, а ведь здесь были все оставшиеся в живых руководители катаров. Где же
их золото, другие ценности?
И они подвергают
жестокой пытке человека, руководившего обороной Монсегюра. В секретных
протоколах «святейшей» инквизиции сохранились его показания: «Да, я помог
бежать через потайной ход четверым катарам. Они унесли с собой сверток, в
котором находились все наши сокровища».
Если поверить этим
записям, можно заключить: двое убитых в подземелье были из группы катаров,
бежавших из замка. Но кем они были убиты? Если своими товарищами, то почему?
И наконец, что они
уносили с собой? Археолог Ниэль высказал такое мнение: «Думаю, что сокровище,
спасенное последними „чистыми", не может быть ни золотом, ни драгоценными
камнями, то есть сокровищем в обычном смысле слова. Из хроники известно, что
все ценности осажденных еще до прихода крестоносцев были перенесены в замок
Юссон, близ испанской границы. Несомненно, это было духовное сокровище катаров.
Священные свитки? Книги знаний? Религиозные реликвии? Неизвестно. Известно
только, что сверток был спрятан в одном из гротов пика Монсегюр».
Позднее пытались
обследовать эти гроты. Увы, их здесь очень много — не менее тысячи…
|