Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 19:54:55
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ [10]
КАК ОТКРЫВАЛИ НАШУ ЗЕМЛЮ [30]
ОСТРОВА [51]

"ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ!"
Лишь совсем недавно началось наше знакомство с подводной географией морей и океанов, с обитателями их глубин. И сколько уже волнующих открытий! Огромные провалы и величайшие горные хребты, богатейшие россыпи месторождений и диковинные живые существа, загадки морских потоков и жестоких атмосферных возмущений — такой предстает перед нами страна Океания.

 

* * *

 Вы не пробовали как-нибудь посчитать, сколько на Земле морей?

 Я однажды, открыв большой атлас, получил несомненное удовольствие, читая названия, которые редко увидишь в печати. Моря Сулу и Сулавеси, Бали и Саву, Андаманское и Арафурское, Ирландское и Аравийское… Моря Баффина и Бофорта, Уэдделла и Росса… Как велик мир!

 И как обидно, что так мало о нем знаешь! Даже о том, какие есть на свете моря. А ведь каждое из них неповторимо.

 …Далеко в море в воде сидит человек и читает книгу. Чтобы голову не припекало солнце, он раскрыл зонтик.

 Фантазия? Нет. На земном шаре действительно существует такой водоем, в котором нельзя утонуть. Это Мертвое море. Точнее сказать, не море, а озеро. В нем удельный вес насыщенной солями воды больше удельного веса человеческого тела.

 В районе «Бермудского треугольника» находится не менее таинственное Саргассово море. Это море без берегов. Когда говорят о его границах, называют градусы широты и долготы. Море переполнено плавающими водорослями-саргассами (отсюда и название).

 Океанологи как-то решили определить общий вес этих буроватых кустиков, закрывающих здесь всю поверхность воды. И что же? Цифра удивила всех: десять миллионов тонн!

 

Значит, не так уж преувеличивали в своих рассказах моряки прошлых веков о том, как небольшие парусные суда неделями и месяцами оставались без движения в зарослях Саргассова моря. Приходилось дожидаться сильного ветра, а они тут редкие гости.

 Теперь в Саргассовом море обнаружена целая система водоворотов. Они хорошо видны на снимках из космоса. Их порождает Гольфстрим.

 Этот экзотический водоем, несомненно, хранит еще немало загадок, но от нас он далек. Между тем и «нашенские» моря могут рассказать пытливому человеку много удивительного, необычного.

 Так, в последнее десятилетие наши ученые проникли в «подземелье» Балтийского моря. Оказалось, под его дном находятся по крайней мере еще три бассейна.

 Под морским дном — целая сеть сообщающихся между собой водоемов с пресной водой! Они образовались после того, как на севере Европы стаяли ледники. Но и сейчас в них продолжает поступать родниковая вода.

 Под пресным подземным «морем» Балтики залегают минеральные воды, различные по содержанию солей и температуре. А еще ниже обнаружен бассейн с застойными, вековыми водами, насыщенными солями йода и брома, хрома и марганца… Словом, богатейшая кладовая многих химических элементов, упрятанная природой под морем.

 Океанологическим феноменом называют ученые Красное море. В 60-х годах здесь было сделано одно из сенсационных открытий. На дне этого моря прослеживаются глубокие разломы, а в них обнаружена горячая вода, насыщенная солями различных элементов. По температуре и по составу она резко отличается от воды Красного моря.

 Впадина Атлантис-II заполнена рассолом с температурой плюс 56 градусов, и эта температура не изменяется до самого дна. В другом районе исследователи подняли с морского дна воду, нагретую выше 60 градусов. А по содержанию железа, марганца и других металлов эти рассолы в тысячи раз богаче морской воды.

 Другая любопытная загадка Красного моря — в осадочных породах, покрывающих дно, обнаружено огромное количество отверстий диаметром от одного до четырех сантиметров. Их тут миллиарды. Кто же их создал? Невидимые живые существа? Или, может быть, через них выходят из земных недр какие-то газы? Ответа еще нет.

 …Слова «рельеф суши» понятны всем. Но можно говорить и о рельефе дна океана. Да, оказалось, что поверхность Мирового океана далеко не гладкая. Есть на ней и впадины, и возвышенности, и своеобразные плато.

 

 

* * *

 «За тех, кто в море!» Этот по-человечески добрый тост не умирает и в наши дни, когда, казалось бы, дальние плавания по морям-океанам на утлых суденышках стали уже достоянием истории.

 Увы, и в XX веке океан опасен для мореплавателей. Вот статистика только одного 1977 года. По опубликованным в Лондоне официальным данным, в результате несчастных случаев мировой торговый флот потерял в этом году 334 судна, общий тоннаж которых превышал миллион тонн. Из них 129 судов затонули, 112 потерпели аварии, 57 сгорели и 32 потерпели катастрофу при столкновении.

 Сколько же человек при этом погибло?!

 Издавна морякам были известны опасные районы Мирового океана. Таким был мыс Горн, самая крайняя точка на юге Американского материка, — «межевой столб» на пути из Атлантического океана в Тихий.

 За четыре столетия у мыса Горн побывали каравеллы и галеоны, корветы и бриги, фрегаты и клиперы, и многие из них нашли здесь свою могилу. А те, кто выходил победителем в схватке с морской стихией, запоминали эти дни на всю свою жизнь. «Мыс непостижим, — писал французский ветеран парусного флота капитан Готье. — Он лишь географическая точка на карте мира, но в то же время он символ навсегда исчезнувшего славного времени великих открывателей, времени, когда люди познавали неисчислимые опасности и безбоязненно встречали риск. И еще он памятник мужеству, выдержке, стойкости к физическим страданиям, духу самопожертвования, никогда не отсутствовавшему на кораблях дальнего плавания».

 В 1914 году был открыт для судоходства Панамский канал и страшный мыс Горн потерял свое былое значение. Теперь старая морская дорога лишь изредка привлекает отважных любителей острых ощущений. И мыс в избытке приносит им это.

 Обогнувший его в шестидесятых годах на парусной яхте Фрэнсис Чичестер отозвался об этом месте вполне определенно: «Ничто не затянет меня больше в плавание вокруг мыса Горн на таком маленьком судне. Основное впечатление о прошедших днях — чувство страха. Было что-то кошмарное в гудении ветра и озверевшем море…»

 Остается добавить, что многие парусные суда минувших веков были немного больше яхты, на которой Ф. Чичестер совершил в XX веке свое кругосветное путешествие…

 В Северной Америке следы древних кораблекрушений обнаруживаются прежде всего вдоль «великого золотого пути», — которым шли испанские суда, перевозившие награбленные сокровища. Из Испании они направлялись в Карибское море, а возвращались в Европу через Флоридский пролив.

 В годы экспедиций Колумба испанцы заметили, что морские и воздушные течения в Атлантике движутся по часовой стрелке. Используя это, суда, направлявшиеся из Испании в Америку, плыли вдоль западного побережья Африки к островам Зеленого Мыса, где их подхватывали пассаты, постоянно дующие в западном направлении. Через 15–18 дней парусники достигали северной части острова Тринидад и входили в Карибское море.

 Здесь возникали французские, английские, голландские и датские колонии; на морских путях становилось все более тесно, и на дне Флоридского пролива, в районе Бермудских островов, множилось число затонувших судов разных стран.

 По другую сторону пролива, у берегов Флориды, погибших кораблей было еще больше. У выхода из Карибского моря и Мексиканского залива суда искали укрытия, когда с юго-запада налетали жестокие тропические штормы и именно здесь уже с 70-х годов XVI века отмечается наибольшее количество кораблекрушений. В 1715 и 1733 годах здесь погибли целые флотилии.

 Но пожалуй, самым мрачным местом у моряков Атлантики слывет — и вполне обоснованно! — канадский остров Сейбл. Он находится в 240 километрах от берегов Новой Шотландии.

 Впрочем, цифра 240 лишь приблизительна. Сейбл — кочующий остров. Океан размывает его западную косу, и она постепенно исчезает под водой. А с другой стороны остров растет. Ветер и морские волны нагромождают песок на восточной косе.

 Таким «способом» остров передвигается на восток со средней скоростью 230 метров в год. Начиная с 1766 года он «прошел» 42 километра.

 Изменяются и размеры Сейбла; сейчас он на три с половиной километра длиннее, чем в конце XIX века. По последним данным, длина острова равна 44 километрам, ширина — около четырех километров.

 Здесь почти круглый год отвратительная погода. Штормовые ветры, густые туманы, снежные бури, огромные волны делают свое черное дело: у берегов Сейбла за века погибли сотни кораблей.

 А главная опасность тут — зыбучие пески, своеобразная океанская топь. Суда, оказавшиеся на отмелях острова, бывало, погружались в нее полностью за два-три месяца. На этом морском кладбище погребены суда всех времен и народов, начиная с походов викингов.

 Неоднократно после особенно сильных и длительных штормов на отмелях Сейбла находили останки кораблей, исчезнувших столетия назад.

 В самом конце прошлого века у коварных берегов этого острова разыгралась трагедия, которая вошла в историю морских катастроф как одна из самых мрачных ее страниц.

 Здесь, рассказывает писатель Лев Скрябин, в густом тумане английское парусное судно «Кромантишир» столкнулось с французским пассажирским пароходом «Ла Бургонь». Становой якорь пропорол обшивку парохода ниже ватерлинии. Уже через пять минут вода затопила котельное отделение.

 На борту «Ла Бургони» было 725 человек. Среди них находились итальянские эмигранты и члены команды австрийского парохода, затонувшего два дня назад у берегов Америки. В первые же минуты на пароходе началась паника, звериная драка за спасательные пояса, за места в шлюпках. Итальянцы, австрийцы и вся французская команда «Ла Бургони» стрельбой из револьверов и ножами прокладывали себе дорогу к спасательным лодкам, вытаскивали из них женщин и детей, сбрасывали их в море.

 Переполненные шлюпки перевертывались и шли ко дну. Еще более нелепо гибли люди, надевшие нагрудники слишком низко: в воде они перевертывались вверх ногами.

 …Ныне Сейбл уже не представляет большой опасности для судов. Спасает радиомаяк. На острове работают два маяка и радиостанция.

 

* * *

 Вы помните полное название книги о приключениях моряка, оказавшегося на необитаемом острове?

 «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанное им самим».

 Основой книги послужила подлинная история матроса Александра Селькирка, о которой Дефо узнал от мореплавателя Вудса Роджерса.

 Писатель в своем романе кое-что «приукрасил». Селькирк прожил на необитаемом острове не двадцать восемь, а немногим более четырех лет. Остров, на котором он провел эти годы, был расположен не в устье реки Ориноко, в Карибском море, а на другой стороне Южно-Американского континента, в архипелаге Хуан-Фернандес, в Тихом океане.

 История началась с того, что Селькирк повздорил с капитаном. Морские порядки тех времен были весьма суровы: капитан высадил непокорного на остров Мас-а-Тьерра, мимо которого судно проходило; остров был необитаем.

 Селькирку оставили небольшой запас продовольствия, дали оружие и даже для компании обезьянку. Через 52 месяца к острову причалил корабль (возможно, по просьбе оставившего его здесь капитана), и матроса доставили в Англию. Здесь он умер уже после того, как вышло первое издание книги о приключениях Робинзона Крузо. Конечно, он никак не предполагал, не мог знать, насколько знаменитой станет история его одиночества на острове в архипелаге Хуан-Фернандес.

 

Теперь на Мас-а-Тьерра уже постоянно живут люди. Они знают, что когда-то здесь побывал моряк, история которого рассказана в книге. А литературная слава героя романа Даниэля Дефо продолжает жить и волновать романтические души, зовет совершить свою неповторимую робинзонаду…

 В начале 60-х годов один из журналистов французского радио решил повторить подвиг Робинзона Крузо. Скорее всего им руководило желание прославиться. Захватив с собой на целый год продуктов питания, медикаменты, некоторые рабочие инструменты, а также — предусмотрительно — радиопередатчик, он перебрался на полинезийский островок Энао в Тихом океане.

 Поначалу все шло, как было задумано. Но уже скоро журналист понял, что не может сосуществовать с природой один на один. Все больше угнетало одиночество. Появились навязчивые мысли, физическое недомогание. Через четыре месяца он передал в эфир SOS и был вывезен к людям.

 Идет время, но охотники до робинзонады не переводятся. И сейчас не проходит года-двух, чтобы мировая печать не сообщила о новом Робинзоне, добровольно уединившемся на одном из островков Мирового океана.

 Большинство таких «чудаков» не выдерживают долгой изоляции от общества. Бывают, однако, исключения. В 1961 году моряки с военного американского корабля обнаружили на безлюдном острове Энкоридж полуголого человека. Была спущена шлюпка. Все были уверены, что человек оказался здесь в результате морской или воздушной катастрофы. Но когда спасатели ступили на берег, Робинзон встретил их с полным равнодушием: «Очень сожалею, что не был уведомлен о вашем прибытии, прошу прощения за костюм…» Предложение вернуться к людям он отверг без размышлений.

 Иногда появляются сообщения о робинзонах поневоле. Речь идет о потерпевших кораблекрушение. На долю этих людей нередко выпадают испытания, которых не выдержал бы и Робинзон Крузо.

 Вот одна почти легендарная история. В июле 1962 года семнадцать полинезийских моряков отправились на маленьком суденышке с островов архипелага Тонга к берегам Новой Зеландии.

 Путь не близкий — 1250 морских миль, но для людей, выросших у океана, такое путешествие было обычным. Однако прошли сроки, судно не прибыло в порт назначения. Поиски не дали результатов. В книге морского регистра, куда было занесено судно «Туаикаепуа», появилась запись: «Пропало без вести».

 Катастрофа произошла на третий день после отплытия. Невиданный силы шторм обрушился на маленькое судно всей своей мощью. Моряки боролись как могли, но стихия была сильнее.

 Чудовищная волна, подняв на гребень «Туаикаепуа», кинула ее на рифы, и судно перестало существовать. Моряки спаслись только благодаря своему мужеству: они добрались вплавь до маленького кораллового островка.

 Утро осветило безрадостное положение спасшихся. Когда моряки собрали все, что удалось спасти с погибшего суденышка, стало ясно, в каком отчаянном положении они оказались. Несколько пачек галет, резиновый шланг, глиняный горшок и шесть подмоченных спичек…

 На отмели валялся остов погибшего корабля. Нет ли там пищи? Увы, это был старый японский траулер, лежавший здесь со времен прошедшей мировой войны. Все, что можно было с него взять, — это доски с обшивки.

 Капитан Фифита вместе со всей командой начал заготовку топлива. Доски, накрепко прибитые гвоздями, не поддавались. Голыми руками, даже зубами отдирали щепы для костра. Но как развести костер? Ведь спички были подмочены.

 Просушили их на дне раковины. Первая попытка — и головка рассыпалась. Вторая — результат тот же. Третья. Четвертая. Пятая!.. И только шестая, последняя надежда на тепло и огонь сжалилась над моряками.

 Горящий костер ободрил людей. Нужно держаться, несмотря ни на что, ведь их будут искать. Кроме того, в этом районе проходят большие океанские корабли, летают самолеты.

 Кто-то предложил подумать о знаке, который был бы виден с воздуха. Моряки еще раз обследовали погибший траулер и нашли банку с остатками белой краски. А борт лежащего на боку траулера оказался вполне подходящим для того, чтобы написать на нем всем понятные буквы SOS.

 Постоянно поддерживали огонь. Капитан расписал для всех членов экипажа вахты. Одни следили за костром, другие заготовляли топливо, третьи отдыхали.

 Гораздо хуже было с водой и пищей. Галеты кончились через десять дней. Оставалась одна надежда — ловить крабов и рыбу. После многих усилий смастерили некое подобие большой корзины, в которой вместо прутьев были использованы расщепленные доски с обшивки траулера. «Корзиной» ловили рыбу.

 А как быть с водой? И капитан Фифита, используя резиновый шланг, соорудил примитивный, но все же действующий перегонный куб. Теперь питьевую воду, пусть в небольшом количестве, можно было получать из морской.

 Прошел месяц. Исхудавшие люди часами смотрели на горизонт. Но он был пуст. И вот умер первый из моряков, самый слабый. Затем второй…

 Все больше сказывалось истощение. Воды и пойманных в море животных хватало только на то, чтобы поддерживать жизнь. Капитан прилагал все силы к тому, чтобы поддерживать у своих товарищей бодрость и надежду.

 И он оказался прав. Спасение пришло на четвертый месяц их пребывания на необитаемом островке. Летчики гидросамолета, летевшего высоко в небе, увидели призыв о помощи, написанный на борту траулера. Из семнадцати полинезийских моряков обратно на свой остров прибыли двенадцать.

 Да, и в наши дни морские путешествия могут поставить человека в исключительно трудные, невыносимые условия. Спасают только собственная выдержка, воля, надежда на спасение.

 Французский врач Ален Бомбар провел интереснейший эксперимент: на резиновой надувной лодке он пересек Атлантический океан, чтобы на собственном опыте убедиться в том, что может сделать человек, оказавшийся в океане после кораблекрушения.

 Более двух месяцев он питался тем, что ему давало море, — планктоном и сырой рыбой. Вместо воды пил выжатый из рыб сок и морскую воду. Когда после столь удивительного и тяжкого путешествия его обследовали врачи, они не обнаружили серьезного расстройства здоровья.

 Исследователь пишет в своей книге: «Потерпевший кораблекрушение, лишенный всего после катастрофы человек может и должен сохранять надежду… Он должен собрать все свои силы, всю волю к жизни, все мужество для борьбы против отчаяния».

 Совершенно справедливо!

 …Ну а рекорд робинзонады поставил некий Зозо Кучич из Далмации (территория нынешней Югославии). В 1890 году, поссорившись с отцом, он покинул родительский дом и поселился на необитаемом острове в Адриатическом море. С тех пор Кучич избегал встречи с людьми, которые иногда появлялись на «его» острове.

 В 1974 году ему было 96 лет, из которых 84 года Кучич провел в полном одиночестве.

 

 

* * *

 История морских катастроф знает не мало случаев, когда потерпевшие кораблекрушение спасались при необыкновенных обстоятельствах. Но пожалуй, самая удивительная «одиссея» выпала на долю моряков и пассажиров шхуны «Мермейд».

 Все, что произошло с ними, подтверждается документальными сведениями, которые хранятся в архивах английского страхового общества Ллойда. Парусное судно «Мермейд» вышло из Сиднея в октябре 1829 года, взяв курс на север. На четвертые сутки плавания в Торресовом проливе парусник настигла жестокая буря. Потерявшее управление судно понесло на рифы.

 Через несколько минут матросы и пассажиры оказались в воде, шхуна, расколовшись надвое от удара о скалистый берег, пошла ко дну. Рассвет застал людей на голом утесе, тесно прижавшихся друг к другу. Но все двадцать два человека спаслись.

 Прошло трое суток. Проходивший проливом барк «Свифтшуэ» снял их с рифа. Казалось, беды были позади. Действительность оказалась более суровой. У берегов Новой Гвинеи «Свифтшуэ» разбился о подводные камни. Его команда вместе со спасенными с «Мермейда» выбралась на пустынный берег.

 И на сей раз никто не погиб.

 Прошло всего несколько часов, и всех их взяла на борт шхуна «Говернер Рэди». Но скоро разместившихся на паруснике ждало новое жестокое испытание. На судне вспыхнул пожар. Команда и спасенные люди покинули корабль на шлюпках.

 На этот раз спасение принес австралийский военный корабль «Комета», причем снова никто не погиб.

 Но и на сей раз испытания моряков не закончились! Через неделю плавания налетевший шторм так сильно потрепал корабль, что его команда сочла за благо бросить судно вместе с людьми, подобранными в океане.

 Почти двое суток оставленные на паруснике провели в воде, держась за снасти полузатонувшей «Кометы», и вновь — в четвертый раз! — счастье улыбнулось беднягам: их подобрал английский почтовый корабль «Юпитер», направлявшийся в Австралию. Он доставил всех людей с трех погибших судов в порт.

 Конечно, такое «везение» — редкостное стечение обстоятельств. Но, как видите, все бывает!

 Гораздо чаще потерпевшие кораблекрушение оказываются на положении Робинзона Крузо. И тут они прибегают иной раз к «почте Нептуна».

 

 

* * *

 Необыкновенно интересны некоторые истории, связанные с бутылками, брошенными в море, в которых находят послания о морских трагедиях.

 Вспомните, завязка романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» строится на бутылке, брошенной в море. Записка, извлеченная позднее из этой бутылки, решает судьбу героя книги.

 Это в романе. А вот пример из реальной жизни.

 В 1916 году над Северным морем был сбит немецкий дирижабль. Он упал в Северное море и некоторое время держался на поверхности.

 Заметив сигнальные ракеты, к подбитому «цеппелину» подошел английский патрульный тральщик «Король Георг V». Увидев, что немцев больше, чем людей на тральщике, его командир Фергюссон не стал спасать тонущих. Он сказал, что отправляется за помощью; тральщик скрылся в тумане.

 Через полчаса дирижабль пошел ко дну. Но до этого его командир бросил в море бутылку с запиской, в которой сообщил о встрече с английским тральщиком.

 

Через несколько месяцев этот тральщик захватили немцы, и его командир тут же предстал перед военным трибуналом. Ему предъявили небольшой листок бумаги, на котором была описана встреча тральщика с дирижаблем и разговор между командирами. Как оказалось, записку выловили еще до того, как Фергюссон попал в плен. Его расстреляли «за преднамеренное убийство — отказ в помощи терпящим бедствие на море»…

 Удивительная история произошла в начале прошлого века с пойманной английскими военными моряками акулой. В ее желудке они обнаружили шкатулку с бумагами. А из бумаг явствовало, что уважаемый (только за богатство!) на Ямайке купец Э. Мак-Кормик — близкий сообщник известного пирата Грэхема. Его корабль был потоплен недалеко от того места, где выловили акулу с разоблачающими документами. Жадность хищницы на сей раз сделала доброе дело. Полукупец-полупират пошел на виселицу.

 Чаще всего «бутылочная почта» носит по морям-океанам сообщения от терпящих бедствие.

 В 1942 году не вернулся к берегу небольшой катер с человеком на борту. Семь месяцев спустя недалеко от Сиднея была найдена бутылка с запиской владельца катера: «Если эта бутылка будет найдена, передайте, пожалуйста, записку моей жене Христиане Дуглас, Пойнт-Пайпер, г. Сидней. Конечно, ты удивишься, узнав, что произошло со мной. Отказал мотор — меня вынесло в открытое море. Прощай!»

 Летом 1944 года на побережье штата Мэн в США нашли выброшенную морем бутылку. В ней сообщалось: «Наш корабль тонет. Наш SOS никто не слышит. Пришел конец. Быть может, это письмо когда-нибудь достигнет Соединенных Штатов». Удалось установить, что бутылку послал экипаж морского истребителя «Битти», торпедированного немцами у Гибралтара 6 ноября 1943 года.

 Еще в XVIII веке японский моряк Матсуяма отправился на поиски морских кладов. Судно погибло, люди оказались на коралловом рифе. Умирая от голода и жажды, Матсуяма нацарапал на щепке историю их плавания, запечатал ее в бутылку и доверил волнам.

 Океан с изумительной точностью принес бутылку на берег у деревни Хиратемура, где родился Матсуяма. Но произошло это через полтораста лет после гибели кладоискателей.

 В 1952 году у берегов Австралии затонуло промысловое судно, шкипером на котором был А. Росс. Моряки спаслись, добравшись до ближайшего островка. Но радоваться было рано. На клочке земли, где они оказались, не было ни людей, ни пищи, ни даже растительности.

 В минуту отчаяния шкипер бросил в море бутылку, сообщая «всем, всем» о трагедии. Но Россу и его товарищам повезло. Около острова появился рыбацкий траулер и подобрал моряков. После всех переживаний старый шкипер решил провести остаток своих дней на суше.

 Купил на берегу моря в Новой Англии домишко и зажил новой жизнью. Прошло три года. В один из теплых весенних дней он гулял по берегу моря. Набегающие волны перекатывали бутылку, обросшую водорослями.

 Старый шкипер открыл ее — в ней лежало его собственное послание!

 Ну а если говорить о рекордах медлительности «бутылочной почты», то, пожалуй, его следует отдать… Христофору Колумбу.

 В середине прошлого века матросы брига «Грифтен» запасались балластными камнями у берегов Гибралтара. На глаза попался предмет, напоминающий бочонок. Внутри оказался кокосовый орех, залитый смолой. Раскололи орех — в нем лежало полностью сохранившись, послание Колумба испанской короне.

 Он спешил сообщить о гибели каравеллы «Санта Мария» и об отказе в повиновении испанских кормчих на каравелле «Нинья». Письмо мореплавателя вручили испанской королеве Изабелле II через три с половиной века после его отправления.

 Какие расстояния преодолевают бутылки, брошенные в море? Ответим фактами.

 В 1952 году у британских берегов была найдена бутылка, которую три с половиной года назад бросили в океан в Мельбурне (Австралия). За это время бутылка проделала путь длиною 13 000 миль.

 Еще большее расстояние прошла бутылка, которую потом прозвали «летучим голландцем». Правда, тут было поставлено особое условие. Немецкая научная экспедиция бросила ее в воду в южной части Индийского океана в 1929 году. Карточка, которую легко было прочесть, не вынимая из запечатанной бутылки, призывала того, в чьи руки попадет находка, немедленно вернуть ее морю и сообщить, где и когда это произошло. Сначала бутылку нашли у побережья Южной Америки. Затем ее еще несколько раз вылавливали и, прочтя записку, бросали в воду.

 Бутылка прошла мыс Горн, попала в Атлантический океан, а затем снова в Индийский и оказалась почти в том самом месте, откуда начались ее морские странствия.

 А окончились они в Австралии. За 2447 дней великая путешественница прошла 16 800 морских миль!

 Пути, по которым путешествуют почтовые бутылки, очень трудно предугадать заранее. Однажды на бразильском побережье бросили в океан две одинаковые бутылки. Одну из них течение увлекло на восток, и ее нашли на африканском берегу, а другая поплыла на северо-запад и закончила свое путешествие в Никарагуа. В другом случае бутылки, брошенные за борт в центре Атлантического океана, через 350 дней оказались на берегу Франции в нескольких сантиметрах одна от другой.

 Наконец, стоит рассказать и о том, что к почте Нептуна неоднократно прибегали люди, рассчитывая на счастливый случай.

 Вот, пожалуй, самый необычный и чрезвычайно редкий случай такого рода. Летом 1957 года матрос шведского торгового флота Викинг бросил в море близ Гибралтара бутылку, в которой без ложной скромности описал сам себя и просил девушку, которая выловит его послание, обязательно ответить ему.

 Конечно, если девушка красивая, добавил матрос. И что вы думаете? Через полгода бутылка попала в руки дочери сицилийского рыбака. Она ответила незнакомому моряку, а через год состоялась их свадьба.

Категория: КАК ОТКРЫВАЛИ НАШУ ЗЕМЛЮ | Добавил: tineydgers (03.01.2017)
Просмотров: 778 | Теги: Увлекательная география, загадки географи, занимательная география, как люди открывали землю, хрестоматия по географ, дидактический материал по геогра | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0