В мифах многих народов рассказывается о том,
что земля возникла из хаоса, в котором не было конкретных существ и
предметов, не было времени и пространства. Хаос представлял собой нечто
вроде смеси всего, что только будет когда-то… Однако и современные
теории возникновения нашей планеты основаны на том, что она образовалась
из неупорядоченного газово-пылевого облака! (В причудливой форме мифы
сохраняют знания, которые нередко находят научное подтверждение.) Древнегреческий поэт Гесиод на рубеже
VIII–VII веков до н. э. так написал в поэме «Теогония» (в переводе с
древнегреческого — «Родословная богов»):
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный…
Гея у древних греков была богиней
земли. А хаосом они называли то, что существовало до появления всего, —
беспорядочное и бесформенное состояние мира. Действительно, сложно
представить, что было в самом начале, когда еще не было ни земли, ни
неба.
В мифах многих народов хаос изображен
как чудовище или великан. Например, в древней Вавилонии верили, что небо
и землю верховный бог Мардук создал из тела чудовища по имени Тиамат.
Вавилоняне считали: земля плоская, ее окружает море, а над ними
возвышается небо — большая перевернутая чаша. По небу движутся солнце и
луна. Под землей находится бездна, в которую на ночь опускается солнце.
В скандинавских мифах боги-братья Один, Вили и Be создали мир из тела великана Имира.
В начале времен,
когда жил Имир,
не было в мире
ни песка, ни моря,
земли еще не было
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла.
С рассказа о создании мира начинается Библия.
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была без-видна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал
свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И
назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
И создал Бог твердь; и отделил воду,
которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал
Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было
утро: день второй.
И сказал Бюг: да соберется вода,
которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И
собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог
сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
(Быт. 1, 1—10)
Интересно отметить, что уже в древности
высказывалась идея о множественности миров: вселенная не одна, их
много. Миры, как и живые существа, рождаются, развиваются и умирают —
так считали тогда некоторые ученые. Вот что писал в поэме «О природе
вещей» римский поэт и философ Лукреций (Тит Лукреций Кар), живший в I
веке до н. э.:
Видим мы прежде всего, что повсюду, во всех направлениях
С той и с другой стороны, и вверху и внизу у Вселенной
Нет предела…
Надо признать, что подобным же образом небо,
Солнце, луна, и земля, и моря, и все прочие вещи
Не одиноки, но их даже больше, чем можно исчислить…
В существование девяти миров верили
древние скандинавы. Многие народы думали, что существуют верхний,
средний и нижний миры — мир богов, мир людей и мир мертвых. Количество
миров в разных верованиях различается. По этому поводу арабский поэт
Омар Хайям заметил:
Семь миров или восемь? По-разному врут.
Важно то, что меня они в прах разотрут…
НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ
_______________________________
В Средние века церковь строго
следила за тем, чтобы люди не сомневались в правильности библейского
рассказа о сотворении мира. Лишь в XVIII веке ученые стали выдвигать
свои версии (гипотезы; от лат. hypothesis — «предположение») образования
нашей планеты. В отличие от мифов в гипотезах нет фантастических
образов и символов, предлагается конкретное научное обоснование.
Французский ученый Ж. Бюффон считал,
что Земля — это кусок Солнца, оторвавшийся от него в результате
столкновения с кометой. Но ведь на Солнце температура во много раз
превосходит земную! Дело в том, объяснял ученый в книге «Теория Земли»,
что этот кусок уже остыл, а ядро Земли все еще раскалено.
В XVIII веке И. Кант и П. Лаплас
независимо друг от друга разработали гипотезу, согласно которой не
только Земля, но и все планеты Солнечной системы появились из
газово-пылевого облака (вспоминается хаос древнегреческих мифов). Это
облако по размерам было больше Солнечной системы. Оно вращалось;
образовывавшие его частицы периодически сталкивались, что в конце концов
привело к значительному повышению температуры облака. Постепенно
происходило сгущение газа и пыли: образовались планеты. Со временем они
остыли и затвердели.
В XX веке английский ученый Дж.
Джинс высказал гипотезу, в которой были объединены идеи Бюффона, Канта и
Лапласа. По его мнению, в результате столкновения Солнца с другой
звездой от Солнца отделился фрагмент, сначала рассеявшийся в виде
газово-пылевого облака, а затем превратившийся в несколько планет. Эти
планеты остыли, перейдя из жидкого в твердое состояние.
В 1944 году родилась еще одна
гипотеза — российского ученого, академика О. Шмидта. По его версии,
вокруг Солнца вращалось холодное газово-пылевое облако, в нем возникли
сгустки — будущие планеты. Эти сгустки стали притягивать метеориты,
которые послужили материалом для формирования Земли и других планет.
Гипотеза Шмидта, как и версии многих других ученых, опирается на
представление о газово-пылевом облаке (или все том же хаосе из древних
мифов). Однако Шмидт полагал, что Земля вначале была холодной, а не
раскаленной. По мнению ученого, наша планета вскоре после возникновения
была намного холоднее, чем сейчас. Она разогрелась благодаря процессам
радиоактивного распада.
В настоящее время ученые считают,
что планеты и Солнце сформировались из частиц пыли и газа — межзвездного
вещества. Уплотнившись, сжавшись, оно распалось на несколько сгустков
разных размеров. Самый большой из них образовал Солнце. Вещество сгустка
продолжало разогреваться. Вокруг Солнца возникло вращающееся
газовопылевое облако в виде диска. Сгустки этого облака и стали
планетами.
Мифы играли очень важную роль в жизни
древних обществ. А связаны ли с мифологией какие-либо географические
объекты? Нет ли на карте мира географических названий, объяснение
которых нужно искать в мифах? Есть, конечно, и немало.
Древние греки многому научились у
финикийцев. Финикия находилась на восточном побережье Средиземного моря
(часть сирийского побережья). Финикийцы прославились как отважные и
опытные мореходы, сметливые купцы и искусные ремесленники. Они придумали
деньги и новую систему письменности, на основе которой был разработан
греческий алфавит (и некоторые другие).
Из древнегреческих мифов известно, что
Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Однажды ее, игравшую на
берегу, увидел Зевс. И был очарован красивой девушкой. Он решил похитить
царевну. Чтобы не узнала ревнивая и властная жена Гера, Зевс изменил
облик. Суровый громовержец делал это и прежде: превращался в лебедя, в
орла, в золотой дождь… Теперь же царь богов превратился в белого быка.
Девушка немного испугалась при виде неизвестно откуда появившегося быка.
Но животное было таким красивым и дружелюбным, что царевна быстро
осмелела. Бык охотно позволил гладить себя и словно приглашал ее сесть
на него верхом. Стоило прекрасной царевне взобраться быку на спину, как
он бросился в море и быстро поплыл от берега прочь. Напрасно Европа
звала родных — никто не смог догнать бога!
Зевс-бык приплыл к острову Крит. Здесь
Европа, оказавшись женой бога, родила ему сыновей — Миноса, Сарпедона и
Радаманта. Все три сына Зевса после смерти стали судьями в подземном
царстве мертвых, а именем их матери назвали часть света.
Сын Миноса, бывшего царем Крита, по
роковой случайности погиб на состязаниях в Афинах. Царь Крита в отмщение
разрушил Афины и потребовал от афинян страшную дань: раз в девять лет
присылать на Крит семь юношей и семь девушек, которых отдавали на
съедение Минотавру — чудовищу с телом человека и головой быка. Минотавр
жил в лабиринте; несчастные жертвы не могли найти из него выход, и
чудовище пожирало их.
В надежде избавить родину от ужасной
дани герой Тесей, сын Эгея, царя Афин, отправился на Крит вместе с
другими афинянами, предназначенными в жертву Минотавру. Перед отплытием
Тесей обещал отцу, что, если ему удастся победить чудовище, на
возвращающемся в Афины корабле будут подняты белые паруса, а если
Минотавр убьет Тесея и его товарищей, корабельщики поднимут черные
паруса в знак скорби. Под черными парусами ушел корабль к берегам
далекого Крита, и долго смотрел ему вслед Эгей, не надеясь вновь увидеть
сына…
Однако судьба хранила отважного Тесея.
Ариадна, дочь Миноса, влюбилась в юношу и дала ему меч и клубок ниток,
чтобы он смог выйти из лабиринта. Тесей убил Минотавра, освободил своих
товарищей и поспешил на родину. Вместе с ним бежала Ариадна, но боги
предназначали ее в жены Дионису, богу вина и веселья. Дионис явился
Тесею во сне, когда тот остановился на острове Наксос, и потребовал
оставить девушку на острове. Опечаленный Тесей не посмел соперничать с
богом. От огорчения герой совсем забыл об обещании, которое дал отцу.
Так и плыл корабль назад под черными парусами.
Когда Эгей, царь Афин, увидел на
горизонте черные паруса, он решил, что сын его погиб, и в отчаянии
бросился со скалы в море. С тех пор в память об Эгее море называется
Эгейским.
Зевс не раз влюблялся в смертных
женщин. У могучего царя богов было много детей — и богов, и смертных
царей и героев. Один из его сыновей, Тантал, царствовал в Лидии. Пелопс
(Пелоп), сын Тантала, переправился через море в Грецию, в город Писа в
Элиде, где правил царь Эномай. У Эномая была дочь Гипподамия. Тех, кто
хотел жениться на ней, царь подвергал суровому испытанию на колесницах.
Управление колесницей требовало большого мастерства и силы, и никто не
мог победить царя Эномая в состязании, а проигравших жестокий царь
убивал. Однако Пелопсу боги помогли победить Эномая. Он женился на
Гипподамии и стал царем Элиды, а вскоре превратился в правителя всей
Южной Греции, которая с того времени называется Пелопоннесом, то есть
«островом Пелопса».
Италия расположена на Апеннинском
полуострове в Средиземном море. Очертаниями полуостров очень похож на
сапог. У носка «сапога» находится остров Сицилия, отделяемый от материка
Мессинским проливом.
…Страшная Скилла живет искони там. Без умолку лая,
Визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным,
Всю оглашает окрестность чудовище. К ней приближаться
Страшно не людям одним, но и самым бессмертным. Двенадцать
Движется спереди лап у нее; на плечах же косматых
Шесть подымается длинных, изгибистых шей; и на каждой
Шее торчит голова, а на челюстях в три ряда зубы,
Частые, острые, полные черною смертью, сверкают;
Вдвинувшись задом в пещеру и выдвинув грудь из пещеры,
Всеми глядит головами из лога ужасная Скилла.
Лапами шаря кругом по скале, обливаемой морем…
<…>
Мимо нее ни один мореходец не мог невредимо
С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув,
Разом она по шести человек с корабля похищает.
Так описывает Гомер чудовище Скиллу
(Сциллу) в поэме «Одиссея». Гомер мимоходом упоминает, что Скилла — дочь
Кратейи (похоже, это какое-то божество, олицетворявшее силу).
Овидий в поэме «Метаморфозы»
(«Превращения») рассказывает о двух Скиллах. Одна из них была нимфой. В
нее влюбился морской бог Главк, но девушка отвергла его любовь. Тогда
Главк обратился за помощью к волшебнице Кирке (Цирцее), чтобы она
приворожила к нему капризную нимфу. Пылкая Кирка, в свою очередь,
влюбилась в Главка. Но он не ответил на ее чувства, и тогда разгневанная
волшебница из мести превратила прекрасную нимфу Скиллу в чудовище.
Другая Скилла — дочь Ниса, царя Мегары.
Когда ее родной город осадили войска критян, она увидела с крепостной
стены царя Миноса, предводителя осаждавших, и влюбилась в него. Чтобы
заслужить его любовь, Скилла помогла Миносу захватить Мегару, но
предательство не принесло ей счастья. Минос отверг влюбленную царевну, и
она превратилась в чудовище.
Сицилия когда-то называлась не в честь
страшной Скиллы, а была известна как Тринакрия (Треугольная) и считалась
владением бога солнца Гелиоса. Можно прочитать в поэме Гомера:
Скоро потом ты увидишь Тринакрию остров; издавна
Гелиос тучных быков и баранов пасет там на пышных,
Злачных равнинах; семь стад составляют быки; и бараны
Столько ж; и в каждом их стаде числом пятьдесят; и число то
Вечно одно…
Эти стада — образ пятидесяти
семидневных недель, составлявших лунный год у греков. В «Одиссее»
рассказывается и о Харибде — чудовище, которое трижды в день поглощает
воду, а затем извергает ее. Видимо, это какой-то водоворот. Есть
предположение, что миф о Сцилле и Харибде связан с тем, что в Мессинском
проливе было очень сложно провести корабли. Существующее выражение
«между Сциллой и Харибдой» означает, что опасность грозит с двух сторон.
Однажды Зевс, влюбчивый царь богов,
похитил нимфу Эгину, дочь речного бога Асопа. На этот раз громовержец
превратился в орла. Он принес девушку на один из островов в Средиземном
море. Здесь у нее родился сын Эак. Когда мальчик вырос, он стал царем на
этом острове и назвал его в честь своей матери — Эгина. Эак правил
мудро и справедливо, но Гера, жена Зевса, ненавидела и молодого царя, и
его мать. Богиня наслала на жителей острова страшную болезнь, и скоро в
живых остались только царь и его семья. Эак обратился с мольбой к Зевсу:
если правда, что царь богов отец ему, то пусть поможет своему сыну! В
ответ на безоблачном небе сверкнула молния. Тут царь Эгины увидел
муравьев на священном дубе, возле которого молился. Он попросил Зевса,
чтобы на острове было столько жителей, сколько муравьев в муравейнике.
Таинственно зашелестела листва на священном дереве, и понял царь, что
отец вновь услышал его. На следующий день Эак увидел перед своим дворцом
множество людей, которые радостно приветствовали его.
Миф рассказывает, что по воле Зевса в
людей превратились те самые муравьи, которых царь Эак увидел на дубе.
Этот народ царь назвал мирмидонянами, от греческого слова «мирмекс» —
муравей.
Геркулесовы столпы — так в древности
называли Гибралтарский пролив, выход из Средиземного моря в
Атлантический океан. С одной стороны пролива находится Пиренейский
полуостров, с другой — северо-западная часть Африки. Люди, жившие в
Средиземноморье, думали, что этот пролив — край мира, и были уверены:
огромные скалы на противоположных сторонах пролива — это столбы
(столпы), которые поставил Геракл (в Риме его называли Геркулесом) в
память о своих странствиях и подвигах.
На северо-западе Африки находятся
Атласские горы (или горы Атлас — и такое название встречается на
картах). Эти горы названы в честь титана Атласа (его также называли
Атлантом), который, как известно из мифа, должен был на западной окраине
земли держать небо — в наказание за участие в борьбе титанов против
олимпийских богов. (Греки думали, что небо твердое и тяжелое, а земля
плоская, и если бы титан не поддерживал небо, оно, упав на землю,
раздавило бы всех живущих на ней.)
Долго шла война между титанами и
богами во главе с Зевсом. Титаны были побеждены и сброшены в мрачный
Тар-тар, а Атласу (Атланту) пришлось держать на своих плечах небесный
свод.
Замечательный поэт Томас Мур (1779–1852) воспевал в стихах свою родину и освободительную борьбу ирландского народа.
Эрин! Смех и горе у тебя в глазах
Радуге подобны в чистых небесах.
То росой горючей вспыхнуть норовят,
То в пресветлых высях, как печаль, парят,
То мечтой, как светом, мир мой озарят,
То стоят в глазах…
Эрин — это одно из древних названий
Ирландии. По преданиям, когда-то давно трижды приплывали к берегам
Ирландии завоеватели из неведомых земель. Первые завоеватели погибли во
время эпидемии. Вторыми прибыли племена богини Дану, великие волшебники и
герои. Они долго правили прекрасной страной, а потом к берегам Ирландии
причалили новые корабли. Удивительно то, что, согласно преданиям, все
завоеватели прибывали на остров в один и тот же день — 1 мая.
В третий раз завоеватели явились из
Испании, поэтому в легенде они названы сыновьями Мил Эспэйна (Испанца).
Первым вышел на берег бард Амхэйргин. (Бард — это и жрец, и волшебник, и
певец. Его песни — и молитва богам, и заклинание.) Амхэйргин, ступив на
ирландскую землю, сложил песню, которая сохранилась до наших дней. Он
пел, что душа живет вечно, временно поселяясь не только в теле человека
или животного, но и во всем, что нас окружает:
Я — ветер, веющий над морем.
Я — океанская волна. Я — рокот волн.
Я — семь дружин бойцов.
Я — молодой орел, сидящий на скале.
Я — первый солнца луч.
Я — яростный кабан. Я — дикий вепрь.
Я — самая прекрасная из трав.
Я — молодой лосось в ручье.
Я — озеро на солнечной равнине.
Я — искушенный мастер всех искусств.
Я — грозный воин, всех сражающий мечом.
Я властен облик свой менять, как боги…
Амхэйргин повел воинов на Тару,
столицу королей из рода богини Дану. По пути они встретили трех богинь,
которых звали Банба, Фотла и Эриу. Каждая из них попросила Амхэйргина
назвать остров ее именем. Амхэйргин дал обещание всем трем, и долгое
время у Ирландии было три названия. Однако дольше других сохранилось
третье, хотя оно и несколько изменилось. «Эрин» — это «Эриу» в
родительном падеже. Сейчас по-ирландски страна называется Eire, в
стихотворениях Т. Мура, написанных на английском языке, она названа
Erin.
Самая большая река Ирландии — Шэннон.
Как говорится в преданиях, очень давно эта река была лишь небольшим
ручейком, на берегах которого рос волшебный орешник. Листья, цветы и
орехи появлялись на его кустах одновременно. Орехи обладали чудесными
свойствами: тот, кто съедал их, становился мудрецом и поэтом. Однако
просто так приходить к волшебному орешнику было нельзя — следовало
прежде совершить специальные обряды. Сионан, или Шэннон, внучка морского
бога Ллира, происходившего из племени богини Дану, ничего не зная об
этом, пришла к ручью; волны забурлили, поднялись и накрыли ее. Ручей
превратился в реку, которую назвали Шэннон в память о погибшей девушке.
Известна и другая (но похожая) легенда
— о другой реке, правда, не с таким трагическим концом. На берегах
одного ручья тоже росли волшебные ореховые кусты, а в ручье жили лососи.
Они поедали падающие в воду орехи и поэтому стали очень мудрыми. Их так
и называли: мудрые, или вещие, лососи. Даже богам было запрещено
подходить к этому волшебному месту. Но одна из богинь, Боанн, все-таки
пришла к ручью. Вода вскипела от такой дерзости, вышла из берегов и
бросилась за богиней, но та успела убежать. Разлившийся ручей так и
остался рекой, которую назвали Бойн — в честь богини Боанн. А мудрые
лососи, как гласит легенда, теперь тщетно ищут на дне реки волшебные
орехи… |