Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 24.04.2024, 19:45:43
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Эпоха петровских преобразований
ПЛАН

1. Предпосылки реформ.

1.1. Необходимость реформ: Экономическое и военное отставание России. – Состояние служилого сословия. – «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность. – Изоляция России. – Духовный кризис общества.

1.2. Факторы, способствовавшие петровским преобразованиям: Социальные. – Экономические. – Политические. – Международные. – Духовные. Их недостаточная зрелость.

1.3. Опыт предшественника.

1.4. Личность Петра I.

2. Характер реформ.

2.1. По методам проведения.

2.2. По социальным последствиям.

2.3. По социально‑политическому содержанию.

2.4. По цивилизационному содержанию.

3. Начало правления.

3.1. Правление Софьи.

3.2. Формирование личности царя‑реформатора.

3.3. Начало самостоятельного правления Петра I: Борьба за власть. – Азовские походы. – «Великое посольство». – Результаты посольства.

3.4. Импульсы реформ: Идея служения государству. – Идея «общего блага». – Отношение Петра к насилию. – Отношение Петра к русским традициям и старине. – Патриотизм Петра I. – Международная обстановка и ситуация, сложившаяся в России.

3.5. Начало преобразований: «Реформа смеха». – Новые обычаи. – Рекрутская реформа. – Городское управление.

4. Экономическое развитие России.

4.1. Сельское хозяйство.

4.2. Промышленность: Крупная (тяжелая и легкая) промышленность. Мелкая промышленность. – Этапы государственной промышленной политики. – Характер труда.

4.3. Торговля: Внутренняя торговля. – Внешняя торговля.

5. Изменения в социальной сфере.

5.1. Политика государства в отношении дворянства: Указ 1714 г. о единонаследии. – Другие меры. – «Табель о рангах».

5.2. «Крестьянская» политика государства: Положение крестьянства. – Податная реформа. – Итоги реформы. – Ограничение произвола помещиков.

5.3. Народные волнения: Резкое ухудшение положения народа. – Восстание в Астрахани. – Восстание К. Булавина.

6. Реформа системы государственного управления.

6.1. Причины.

6.2. Реформа центральных органов управления: Создание Сената. – Коллегии. – Церковная реформа. – Органы надзора.

6.3. Реформа местного управления.

6.4. Завершение складывания абсолютистской монархии.

7. Выводы.

 
1. Предпосылки реформ

 

1.1. Насущная необходимость преобразований обуславливалась следующими факторами:

•  Экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.

•  Служилое сословие ни по своему социально‑политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны и в массе своей оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.

•  «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.

•  Для преодоления отсталости, внешнеполитической и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.

•  Духовный кризис общества, вызванный начавшимся обмирщением сознания и еще более углубившийся в связи с расколом церкви, порождал потребность преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, создать духовные предпосылки самостоятельного внутреннего развития России, укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества, а с другой – вернуть страну в лоно европейской цивилизации.

• В целом в конце XVII в. Россия переживала структурный кризис, наиболее ярким проявлением которого было ее отставание в военной сфере.

1.2. Возможность петровских преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII в.

•  В социальной сфере – сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, рост числа служилых людей, происходивший как за счет увеличения площадей пахотных земель, так и укрепления системы крепостничества.

•  В экономической сфере – это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли и политика протекционизма.

•  В политической сфере – проявление черт абсолютистской монархии.

•  Во внешней политике – присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу).

•  В духовной сфере – обмирщение культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни – религиозно‑церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.

Однако в целом происшедшие изменения создавали лишь минимум условий для назревших преобразований. Россия нуждалась в мощном рывке и волевых усилиях верховной власти.

1.3. Опыт предшественника. Свидетельством того, что изменения назрели, стали реформы предшественника Петра I – царя Федора Алексеевича (1676–1682), отменившего местничество, установившего новый принцип налогообложения и готовившего другие преобразования. Они не только подготавливали эпоху Петра I, но и представляли собой иной, более привычный для России вариант обновления, осуществляемого без насильственной ломки старых структур, а за счет их постепенного приспособления к новым условиям.

1.4. Личность Петра I. Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя‑преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца XVII в. и вобравшая в себя все их противоречия. Петр I осознал необходимость изменений, по‑своему оценил цели реформ и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.

 
2. Характер реформ

 

2.1. Методы проведения. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, традиционализме общества и его неготовности к качественным изменениям жизни определили насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их «революцией сверху».

2.2. Социальные последствия. Внешне резкий разрыв с «Московской Русью» и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации – самодержавия и крепостничества.

Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы (и даже как контрреволюцию); задержавшие развитие российского общества

2.3. Социально‑политическое содержание. Реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее опорой абсолютизма. Эти изменения происходили на базе усиления крепостничества, что дает основание характеризовать их как самодержавно‑крепостнические, дворянско‑бюрократические.

2.4. С цивилизационной точки зрения, реформы стали опытом модернизации, неоправданно радикальный характер которой не соответствовал внутреннему развитию страны и потребностям общества, а был обусловлен внешними обстоятельствами и личностью царя. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала XVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась следующими чертами:

–  поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье;

–  ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами;

–  растущей централизацией и бюрократизацией управления, которые были направлены на укрепление самодержавного государства.

 
3. Начало правления

 

3.1. Правление Софьи. После смерти в 1682 г. Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10‑летнего Петра – сына Алексея Михайловича от второй жены – Н. К. Нарышкиной, либо 16‑летнего болезненного Ивана – сына царя от первой жены – М. И. Милославской. Боярская дума поддержала Петра в надежде предотвратить наметившийся в предшествующее царствование курс преобразований и иностранных заимствований. Однако группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной, воспользовавшись стихийно вспыхнувшим стрелецким бунтом, добилась утверждения на троне одновременно двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствовавший о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В. В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям, предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, не соответствовавшая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровским реформам).

3.2. Формирование личности царя‑реформатора. Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой.

• Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили образу «православного царя», они помогли Петру воспринимать мир таким, какой он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» – Преображенский и Семеновский,  – ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались внешне демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не за знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради того, что он считал государственным делом.

По словам В. О. Ключевского, «будучи добрым по природе как человек, Петр был груб как царь».

• На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию.

Таким образом, уже в этот период жизни у Петра складывались такие взгляды и черты характера, которые не только подтолкнули его к преобразованиям, но и повлияли на ход реформ и методы их проведения.

3.3. Начало самостоятельного правления Петра I.

•  Борьба за власть. В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но в итоге вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов:

– Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового «государя» различных послаблений и улучшения жизни;

– патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства;

– неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита В. В. Голицына.

Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра – Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах.

Это правление, по словам Б. И. Куракина, было «весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная».

Царь Иван V, реально не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г.

•  Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из‑за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов.

•  «Великое посольство». Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. «Великое посольство» в Европу. Целями посольства являлись:

– укрепление и расширение антитурецкого союза;

– приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;

– личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые «православный царь» покинул, правда, инкогнито, под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на «нечистую» землю иноземцев.

•  Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за «испанское наследство» Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки:

– он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;

– сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение;

– обогатился новыми впечатлениями, что по возвращении в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.

3.4. Импульсы реформ. К концу 90‑х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.

• В первую очередь – это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Отношением к делу («то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник» – по словам А. С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за нерадение на службе, а тем более – за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.

• Позднее Петр, ликвидировав патриаршество и создав в качестве руководящего органа Русской православной церкви Синод, который находился под его фактическим контролем, присвоив себе титул Первого, Великого, Отца Отечества, – стремился сохранить некоторые черты сакральности монарха.

• Главную задачу служения государству Петр I видел в воплощении идей общего блага и полезности, суть которых заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности.

•  Петр воспринимал насилие как единственное средство, с помощью которого можно преобразовать отсталую Россию. На деле он не отделял себя от государства и полагал, что лишь один знает, как добиться общего блага, а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. «Наш народ, – писал Петр в одном из указов, – яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают…». По словам А. И. Герцена, «Петр внедрял Европу как варвар». Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел в первую очередь непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей.

• К концу века русские традиции, «старина» стали ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представлявшими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни

•  Патриотизм Петра I. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ Петр стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек, любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.

• Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно‑политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков.

3.5. Начало преобразований.

• Первым шагом стали меры, названные некоторыми историками «реформой смеха». Петр организовал «всешутейший собор», члены которого проводили время в «поклонении Бахусу», т. е. в пьянстве и безобразиях, высмеивали и оскорбляли церковь и патриарха. С помощью этих «забав» царь расшатывал традиционные устои, изменял психологию людей своего окружения, ломал черты традиционного менталитета и в результате готовил «кадры» для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций.

•  Новые обычаи. Вернувшись из Европы, Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям и купечеству носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся знаком православной веры человека, воспроизводившего «лик Христа» – с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины. Эти меры подрывали традиционные устои (не случайно русская церковь объявляла брадобритие смертным грехом и «латинской ересью») и также были призваны подготовить общество к коренным изменениям. По мнению Петра, преобразования были невозможны без ломки «старинных нравов», поэтому именно «резанье бород» стало одним из первых шагов самодержца‑реформатора.

•  Рекрутская реформа. С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора «даточных людей» (с 1705 г. утвердился термин «рекруты»).

•  Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской палаты (позже – Ратуши) вводил в городах выборное самоуправление. Однако городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.

 
4. Экономическое развитие России

 

4.1. Сельское хозяйство. В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов, Поволжья, Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических культур (льна, пеньки, конопли, табака), насаждались новые породы овец‑мериносов (для производства качественного сукна), развивалось коневодство (для нужд кавалерии).

Однако нововведения не коснулись крестьянского хозяйства. Его крепостнический, натурально‑потребительский характер, а также суровые природные условия, в которых ему приходилось буквально выживать, препятствовали расширению производства и повышению производительности, а огромный рост налогов приводил к нищенскому существованию крестьянских хозяйств.

4.2. Промышленность в первой четверти XVIII в. пережила существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны.

•  Крупная промышленность . За годы царствования Петра I в стране было основано свыше 200 мануфактур, не считая горных заводов.

–  Тяжелая промышленность. С 1699–1700 гг. расширялись железоделательные заводы в Туле и Кашире и строились новые – в Карелии (Петровские заводы – Петрозаводск) и на Урале (Невьянский, Нижнетагильский, Екатеринбургский). Освоение нового промышленного района – Урала превратило его в центр отечественной металлургии. Здесь металл выплавлялся в новейших доменных печах, производительность которых была выше европейских.

К концу царствования Петра Великого 27 крупных заводов полностью удовлетворяли потребности государства в металле. Россия, занимая третье место в мире по объему его производства, начала продавать за рубеж, где «русское железо» по своим качествам ценилось выше шведского.

–  Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Хамовный двор в Москве был превращен в крупное предприятие, изготовлявшее парусину для флота. Там же был основан Суконный двор. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной продукции. Были созданы десятки кожевенных, винокуренных, стекольных и других заводов.

•  Мелкая промышленность , в том числе ремесленная, развивалась значительно медленнее. Более того, увеличивавшиеся налоги, насильственные мобилизации сельского и городского населения на строительство Петербурга и других объектов приводили к разорению многих мелких предпринимателей.

•  Этапы государственной политики в отношении промышленности.

– Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. В первое десятилетие в горной промышленности строились в основном казенные заводы, находившиеся долгое время под непосредственным государственным контролем, формы и методы которого изменялись. Рост их числа и сложности в организации управления, а главное – убыточность казенного производства подтолкнули правительство к новой политике.

– С конца первого десятилетия казенные, в первую очередь убыточные предприятия, передавались в частные руки (до этого лишь Невьянский завод в 1701 г. был передан Никите Демидову с обязательством уплаты в рассрочку железом). Теперь строились в основном частные предприятия, хотя и с помощью государства, предоставлявшего беспроцентные ссуды и освобождение от податей. Поощрялось частное предпринимательство.

– Создание купеческих компаний, предоставление им ссуд и льгот укрепляло положение ведущих заводчиков, однако не означало самоустранения государства из промышленной сферы. Подавляющее большинство крупных предприятий были «указными», т. е. были созданы государством или создавались частными предпринимателями по заданию государства. Контроль сохранялся через систему казенных заказов. За деятельностью предприятий тщательно наблюдали Берг– и Мануфактур коллегии, проводившие периодические проверки. Не выполнявшие государственные требования частные заводчики могли лишиться своих предприятий, отходивших в казну.

•  Характер труда. В начале века на немногочисленных предприятиях работали, в основном по найму, люди разного социального положения, в том числе свободные и беглые крестьяне. С ростом промышленности на заводах обнаружился острый дефицит рабочих рук. Решение проблемы оказалось возможным лишь за счет использования подневольного труда. На мануфактуры ссылались осужденные и пленные. С мануфактур разрешалось не возвращать беглых. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к тому или иному заводу и обязанные в течение двух‑трех месяцев исполнять там свои повинности. Но труд приписных крестьян, занятых в своих хозяйствах, оказался неэффективным.

В 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам, в том числе недворянам, покупать к заводам крепостных крестьян, которые позже стали называться посессионными. Они становились собственностью не заводчика, а предприятия, пользовались приусадебными огородами, но получали денежное жалованье. В 1736 г. все свободные, работавшие на заводах, оказались закрепощены, составив категорию так называемых «вечноотданных людей».

При этом к 1736 г. около половины рабочих, занятых на частных мануфактурах, трудились по найму.

4.3. Торговля. Развитие торговли, как и промышленности, во многом стимулировалось государством, пытавшимся увеличить поступления в казну.

• Во внутренней торговле ведущую роль в торговых оптовых операциях продолжали играть ярмарки (Макарьевская, Ирбитская, Свенская). Государство стимулировало создание «кумпанств» крупных торговцев. Крестьянская торговля обременялась дополнительными налогами, но после того как в результате подобной политики доходы казны упали, в 1711 г. было разрешено всем сословиям торговать везде и любым товаром с обычными сборами. Все же торговые пошлины значительно увеличились, что сдерживало рост торгового оборота. Торговля некоторыми товарами – соль, табак, вино – была объявлена государственной монополией и отдавалась в откупа отдельным купцам.

• Возросло значение внешней торговли. Силовыми методами (запретами возить товары в Архангельск, снижением пошлин в Петербурге, насильственным переселением купцов) царь начал переводить торговлю из Архангельска (его оборот упал в 12 раз) в Петербург, что вызвало разорение многих старых купеческих фамилий. Кроме того, развитию внешней торговли препятствовало отсутствие собственного торгового флота, что приносило убыток в 10 млн руб. в год.

В первое десятилетие Петр I предоставлял иностранным купцам льготы и монополии, но одновременно выдавались ссуды на создание российских внешнеторговых компаний, для русских купцов пошлины были в два раза ниже.

В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар‑сырец и др.).

Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства Петра I обеспечил активный торговый баланс России – вывоз товаров в 1726 г. превышал ввоз в два раза.

 
5. Изменения в социальной сфере

 

5.1. Политика государства в отношении дворянства. В начале правления Петра I дворян насчитывалось лишь 15 тыс. человек – явно недостаточно, чтобы стать полноценной опорой государства, составить новое чиновничество и офицерский корпус. Поэтому политика правительства была направлена на укрепление рядов, увеличение и сплочение русского дворянства, и в результате его численность при Петре увеличилась в пять раз.

•  Указ 1714 г. о единонаследии приобрел в этой связи особое значение. Он юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами имения их наследственной безусловной собственностью. Закон в то же время допускал наследование собственности только одним из сыновей, что должно было предотвратить дробление имений и распыление дворянского сословия. Однако подлинный смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству. Младшие дворянские дети, не имея перспектив наследования, теперь вынуждены были связывать свое будущее с получением образования и службой в армии, на флоте или в бюрократическом аппарате.

•  Другие меры. К указу о единонаследии примыкали законы, запрещавшие производить в офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках, жениться дворянским «недорослям», не овладевшим азами математики; покупать имения тем, кто нигде не служил и др.

•  «Табель о рангах». Особую роль в организации и консолидации дворянского сословия сыграло принятие 24 января 1722 г. «Табели о рангах» – государственного закона, определявшего порядок прохождения службы и устанавливавшего иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге – от личных способностей дворянина.

В трех разрядах службы – гражданской, военной и дворцовой – все должности разделялись на 14 рангов – от 1‑го, высшего, например канцлера в гражданской службе, до 14‑го, низшего – коллежского регистратора. При Петре чиновник уже с 14‑го ранга получал личное, а с 8‑го (коллежский асессор) – потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось уже с 14‑го ранга – низшего офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным представителям «подлых» сословий пробиваться наверх по социальной лестнице, что укрепляло ряды дворянства. «Табель о рангах» отделила чиновный класс от низшей бюрократии – мелкие делопроизводители, писари и пр. остались вне рангов.

Таким образом, политика правительства, несколько ущемляя материальные права дворянства, мобилизовала его на службу государству и общесословным интересам.

5.2. «Крестьянская» политика государства.

•  Положение крестьянства. Основное бремя модернизации страны, проходившей к тому же в экстремальных условиях войны, несло на себе крестьянство, составлявшее 92 % населения России. Сотни тысяч крестьян, насильственно мобилизованных государством, строили верфи, крепости, заводы, возводили на болотах новую столицу – Санкт‑Петербург. Крестьяне составляли и основной костяк рекрутов в русской армии. На них давили постоянно увеличивавшиеся налоги, а также государственные и барские повинности.

•  Податная реформа. Так как налоги собирались с каждого двора, то крестьяне и посадские люди, стремясь уменьшить уплату податей, нередко объединялись и жили несколькими семьями одним двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения, перешло к подушному налогообложению. С 1724 г. многообразные налоги были заменены единой подушной податью. Размеры подати были определены без учета хозяйственных возможностей плательщиков, а исходя из суммы, необходимой для содержания армии (4 млн руб. в год), и составили 80, затем 74 коп., с крестьянина мужского пола и 80 коп. с посадского. Кроме того, помещичьи крестьяне отдавали владельцу натуральную, денежную и отработочную ренту, а государственные – платили дополнительные 40 коп. «оброчной» подати и исполняли натуральные повинности, поставляя хлеб, лошадей, людей на строительство и пр. Все податное население платило также чрезвычайные налоги.

•  Итоги:

–  Общий объем налогообложения и, соответственно, налоговый гнет выросли в 2–3 раза.

– Налоговая реформа укрепила крепостничество, распространив его на новые слои общества – «гулящих» людей и холопов (раньше они могли стать свободными после смерти хозяина). Крепостные составили 60 % всех крестьян. Побочным результатом реформы стала ликвидация холопства. Кроме того, усиливалась власть помещика над крепостными: он сам собирал с них подать и вносил ее в казну.

– В процессе проведения реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные и пашенные крестьяне Севера и Сибири, ясашные люди Поволжья и Сибири.

– Была создана паспортная система. Крестьянин, уходивший на заработки далее 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт – бумагу от помещика с указанием срока возвращения домой. Паспортная система позволила ужесточить борьбу с бегством крестьян. Кроме того, сумма штрафа за укрывательство беглого увеличилась до 100 руб.

Таким образом, налоговая политика правительства укрепила крепостничество, привела к сближению различных слоев крестьянства, усилила его эксплуатацию, особенно со стороны государства.

• Петр I при этом в определенной степени пытался ограничить произвол помещиков. Петровские указы предписывали отстранять от управления имением помещика, разорявшего крестьян непомерными повинностями, обязывали помещиков кормить крестьян в голодные годы, крестьяне теперь не отвечали за долги своего господина. Но большинство из таких постановлений носили лишь рекомендательный характер, гораздо большее значение имели крепостнические законы петровского времени, обязывавшие помещика следить за тем, чтобы крестьяне регулярно посещали церковь, вовремя вступали в брак и пр.

5.3. Народные волнения.

•  Резкое ухудшение положения народных масс, принявших на свои плечи всю тяжесть реформ, приводило к различного рода выступлениям низов общества. Наиболее распространенной формой протеста стало бегство крестьян из‑под гнета государственной и помещичьей эксплуатации. К концу правления Петра I было зафиксировано 200 тыс. беглых душ. Но периодически недовольство прорывалось и в активных, насильственных формах.

• Причинами восстания 1705 г. в Астрахани стали произвол местного начальства, введение новых повинностей и сокращение жалованья стрельцам, насильственное проведение в жизнь указов о брадобритии и ношении европейской одежды.

В восстании приняли участие верхи и низы посада, стрельцы. После расправы с воеводой, приказными людьми, офицерами и иностранцами восставшие создали земское управление. В марте 1706 г. Б. П. Шереметев штурмом взял город и расправился с восставшими.

•  Восстание К. Булавина. Рост численности беглых людей, скрывшихся на Дону, приводил к организации правительством их сыска и возвращения. Это нарушало донские традиции и вольности – «с Дона выдачи нет» – и обостряло отношения между вновь прибывшими голутвенными и домовитыми казаками. Кроме того, центральная власть стремилась ограничить автономию Дона. В результате в 1707 г. на Дону вспыхнуло мощное восстание.

В октябре 1707 г. «новопришлые люди» под руководством Кондратия Булавина напали на отряд, направленный на Дон для возвращения беглых, и уничтожили его. Верные правительству домовитые казаки разбили булавинцев. Сам вожак бежал в Запорожье.

В феврале 1708 г., используя тяжелую внешнеполитическую ситуацию, вызванную ожиданием вторжения войск Карла XII в Россию, Булавин вновь появился на Дону, собрал значительные силы и захватил Черкасск – столицу Войска Донского. Атаман был казнен, а Булавина на казачьем круге избрали на его место. После неудачной осады Азова Булавин был убит казацкой старшиной. Сподвижник Булавина атаман И. Некрасов увел остатки повстанческих отрядов на Кубань, а затем – во владения турецкого султана, где «некрасовцы» основали свою колонию, просуществовавшую до 60‑х гг. XX в.

В целом по своему характеру это движение не вышло за рамки казацкого бунта.

Некоторые советские историки оценивали восстание под руководством Булавина как очередную крестьянскую войну.

• С 1705 по 1711 г. происходили волнения башкирского народа, вызванные налоговым, административным и национальным гнетом.

 
6. Реформа системы государственного управления

 

6.1. Причины.

• Требовалось создание нового государственного аппарата, способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом.

• Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения «высшей воли» монарха была необходима совершенная государственная машина.

• В условиях тяжелой Северной войны лишь новая система управления была способна мобилизовать ресурсы отсталой страны для победы над мощной европейской державой.

• Утверждение рационалистических представлений об обществе и государстве, согласно которым не Бог, а разум человека является источником знаний и развития общества, также подталкивало к созданию новых учреждений власти. Петр надеялся, что с утверждением рациональной системы управления и изданием разумных законов он создаст «регулярное государство», в котором только и возможно достижение «общего блага». Этим объясняется активное законотворчество Петра, не доверявшего своим подданным и стремившегося регламентировать практически все сферы их жизни, включая и личную.

6.2. Реформа центральных органов управления.

• Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711 г . для управления страной Сенат. Созданный в результате экспромта как временное учреждение, он превратился позднее в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Практически Сенат, состоявший поначалу из 9 человек, назначавшихся царем, пришел на смену «умершей» естественным образом аристократической Боярской думе (формально упразднена с созданием Сената). Решения принимались сенаторами путем голосования. Ход заседания протоколировался. «Ибо сим всякого дурость явлена будет», как считал Петр.

•  Коллегии. Когда исход Северной войны стал уже очевиден и можно было больше внимания уделять внутренним вопросам, Петр приступил к созданию новых органов исполнительной власти. В 1717–1722 гг. на смену изжившим себя приказам пришли коллегии. Высшей коллегией был назван Сенат:

– «первейшие» три – Военная, Адмиралтейская и Иностранная;

– три экономические – Берг‑коллегия (тяжелая промышленность), Мануфактур‑коллегия (легкая промышленность) и Коммерц‑коллегия (ведала внешней торговлей);

– три финансовые – Камер‑коллегия (сбор налогов), Штатс‑коллегия (расходы) и Ревизион‑коллегия (контроль за расходами и доходами), вскоре влившаяся в Сенат;

–  Юстиц‑коллегия.

Вместо Поместного приказа была создана Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными вопросами. Городами управлял Главный магистрат. Политическим сыском ведал Преображенский приказ, усиленный в дальнейшем Тайной канцелярией. Две коллегии были созданы для управления Украиной и Прибалтикой.

•  Церковная реформа. В 1721 г. в соответствии с «Духовным регламентом», в котором доказывалась нежелательность патриаршества, была создана Духовная коллегия, состоявшая из православных архиереев, вскоре переименованная в Синод. Этот орган был организован по образцу светских коллегий во главе с чиновником – обер‑прокурором, назначаемым царем, который стал «Крайним Судьей» Синода. В результате реформы церковная иерархия полностью подчинялась государству, превратившись по сути дела в часть его бюрократического аппарата.

•  Органы надзора. Резкое увеличение государственного аппарата, бюрократизация общества вызвали быстрое развитие коррупции. Для борьбы со злоупотреблениями чиновников в государственных, военных и церковных учреждениях в 1711 г. были созданы органы негласного надзора, который осуществляли фискалы во главе с оберфискалом.

Но этого оказалось недостаточно. Взяточничество и волокита продолжали расширяться, что заставило Петра I создать широкую сеть органов гласного надзора. В 1722 г. была создана должность генерал– прокурора Сената. В его обязанности входило наблюдение за выполнением законов и правил, он мог приостановить и оспорить решение Сената, ему были подчинены фискалы. Первым прокурором – «оком государевым» – стал выходец из низов П. И. Ягужинский. Прокуроры назначались во все государственные учреждения для надзора за их работой.

Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.

Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций всех учреждений, централизма и коллегиальности. Так, президенты коллегий, непосредственно подчиненных Сенату, контролировали их работу, но решения принимались баллотировкой (голосованием).

6.3. Реформа местного управления. В ходе областной реформы 1708–1710 гг. страна была разделена на 8 губерний (позже – 11) во главе с генерал‑губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. В подчинении губернаторов находились обер‑комендант (военное ведомство), обер‑комиссар и обер‑провиант‑мейстер (денежные и хлебные сборы), ландрихтер (судебные дела). К губерниям приписывались полки, которые они содержали за свой счет.

С 1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние – на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, так как все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к резкому росту местного бюрократического аппарата.

6.4. Завершение складывания абсолютистской монархии. Возросшая экономическая и финансовая мощь государства, появление новой регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформа системы управления создали необходимые условия для завершения формирования абсолютистской монархии. Царь являлся носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. В Духовном регламенте 1721 г. было записано: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Завершающим штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. появился Устав о наследии престола, давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом вызвано делом царевича Алексея, который в 1718 г . был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни.

Нередко для исполнения своих приказов царь прибегал к чрезвычайным мерам и придавал особые функции тем органам, которые по закону ими не располагали. Так, одним из главных инструментов управления страной становится гвардия, участвовавшая в проведении всех важнейших реформ – от переписи населения, до контроля за деятельностью Сената и коллегий. Важное место в системе управления играла личная канцелярия царя – Кабинет, с его помощью Петр нередко вмешивался в дела, входившие в компетенцию других государственных органов управления. Неограниченная власть монарха нашла правовое выражение в Воинском уставе и Духовном регламенте.

 
7. Выводы

 

1. В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.

2. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления старых форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.

3. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.

4. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т. д. Но с другой – механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.

5. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее носителя – русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам не ослабевала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала XX в.

Парадокс петровских реформ сводился к тому, что «вестернизация» России, носившая насильственный и поверхностный характер, укрепляла основы традиционной русской цивилизации – самодержавие и крепостничество. С одной стороны, преобразования вызывали к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой – провоцировали антимодернизационную и антизападническую реакцию низов общества, а также сторонников традиционализма и национальной самобытности среди его интеллектуальной элиты.


Вопросы и задания

 

1. Каковы предпосылки преобразований начала XVIII в.?

2. Как складывалась личность царя‑реформатора? Что в его характере наложило отпечаток на ход и характер реформ?

3. Что подтолкнуло Петра I к преобразованиям? Назовите первые реформы? В какой степени они носили спонтанный, а в какой – продуманный характер?

4. Расскажите об экономике России в эпоху преобразований. Каковы особенности русской мануфактуры?

5. Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?

6. Как изменилась жизнь русского дворянства и крестьянства в годы правления Петра I?

7. Расскажите об эволюции государственного строя России. Каковы особенности российского абсолютизма?

8. Каковы итоги и значение преобразований Петра I?

9. Как вы считаете, возможно ли было в существовавших природно‑климатических, геополитических и демографических условиях, при экономической и культурной отсталости российского общества, устойчивости традиционалистского сознания модернизировать Россию иным путем?
Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 635 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0