Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 03:44:16
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Февральская революция в России

ПЛАН

1. Предпосылки революции.

1.1. Экономические.

1.2. Социально‑политические.

1.3. Первая мировая война: Социально‑экономический кризис. – Кризис власти. – Радикализация масс.

2. Развитие революции.

2.1. Начало революционных выступлений.

2.2. Всеобщая политическая стачка: Радикализация воинских частей.

2.3. Вооруженное восстание.

2.4. Падение самодержавия.

3. Формирование новых органов власти.

3.1. Временный комитет членов Государственной думы.

3.2. Петроградский Совет рабочих депутатов.

3.3. Временное правительство.

4. Характер и особенности революции.

4.1. Характер революции.

4.2. Особенности революции.

5. Выводы.

 

1. Предпосылки революции

 

1.1. Экономические. К 1917 г. в России не были решены задачи модернизации страны. Сохранялась многоукладная экономика, которая характеризовалась крайней неравномерностью развития капитализма по отдельным районам и отраслям. Государство активно вмешивалось в процесс промышленного производства, сословный строй и другие ограничения свобод сдерживали процесс развития капитализма, прежде всего в сельском хозяйстве. При этом в промышленности и финансах развивались новейшие формы организации бизнеса, вплоть до монополистических объединений.

Столыпинская аграрная реформа достигла некоторых успехов, но не была завершена. Кроме того, в ходе реформы повысились цены на землю (с 1885 по 1913 г. – почти в 4 раза), возросла стоимость аренды земли (в среднем по Европейской России она составляла около 30 % доходности урожая). Одновременно в деревне сохранялись отработки, применявшиеся даже самыми передовыми помещичьими и крупными крестьянскими хозяйствами.

В результате столкновения пережитков и новых тенденций обострились общественные противоречия.

1.2. Социально‑политические.

•  Социальные. В стране господствовал сословный общественный строй. Возникли новые индустриальные классы и группы – предприниматели, наемные рабочие, инженерно‑технические работники. В то же время не сформировалась развернутая социальная структура, характерная для развитых буржуазных государств, в частности в России не сложился средний класс как основа развития рыночной экономики. Недостаточным было развитие мелкого предпринимательства (мелкие хозяева, кустари и ремесленники составляли с семьями лишь 5–6 % населения).

Привилегированным сословием оставалось дворянство, базировавшееся на крупном помещичьем землевладении и поддержке Николая II и его окружения.

Крупные предприниматели в значительной степени зависели от государственных заказов. Они не имели полноты политических прав и практически не допускались к участию в управлении государством. Наемные рабочие начали осознавать, что на пути улучшения их положения стоит не только воля хозяев, но сам политический режим.

В силу этого сохранялась незрелость политического движения, партий и общественных организаций. Самодержавие являлось препятствием на пути серьезных преобразований государственного и общественного строя, насущность которых была очевидна.

•  Политические. К 1917 г. в России фактически сохранялась абсолютная монархия при наличии лишь отдельных элементов реально действующих политических свобод и парламентаризма, характеризовавшегося крайне низкой эффективностью. В случае необходимости Основные законы попирались монархом, как это было, например, в 1907 г. Для обхода Думы царем часто использовалась 87‑я статья Основных законов. Высокобюрократизированная исполнительная власть полностью зависела от императора. В условиях преобладавшего абсолютизма, когда судьба страны во многом зависела от одного человека – царя, Николай II по своим личным качествам не мог обеспечить реформирование и модернизацию страны.

1.3. Первая мировая война.

• Революция вспыхнула в условиях ухудшения социально‑экономического положения в стране. Военные расходы привели к росту общего государственного долга в 4 раза (в 1917 г. он составлял 34 млрд руб.), развивалась инфляция. Война разорвала связь России с мировым рынком.

За годы войны общие посевные площади сократились почти на 12 % без учета оккупированных территорий (особенно на юге России и Северном Кавказе), более чем на 5–7 млн уменьшилось поголовье скота, на треть сократилось производство сахара. Валовые сборы зерновых в 1916–1917 гг. составили 80 % от предвоенных. Это было вызвано в том числе мобилизацией почти 47 % трудоспособного мужского населения в армию и реквизициями для нужд фронта более трети крестьянских лошадей.

В то же время собранного было достаточно для обеспечения армии и тыла (тем более с учетом введения «сухого закона»), но резко сократилась товарная часть хлеба. Крестьяне, не заинтересованные в получении обесценивавшихся денег при сокращении производства товаров первой необходимости, придерживали хлеб. В 1916 г. в 70 губерниях были введены карточки на сахар, в 31 губернии – разверстка на хлеб.

Расстройство железнодорожного транспорта (при том, что для обеспечения армии было задействовано  2/3 подвижного состава), узость железнодорожной сети еще больше обострили проблему обеспечения прифронтовых городов сырьем, топливом, продовольствием, а фронта – продовольствием, оружием и боеприпасами (за декабрь 1916 – январь 1917 г. поступление хлеба на фронт составило от трети до половины плановых норм). По этой же причине промышленные предприятия срывали военные заказы. Подобные кризисные явления происходили на фоне роста промышленного производства, особенно в области военных заказов.

•  Кризис власти. Хозяйственные проблемы и поражения на фронте привели к углублению кризиса царизма, обострению отношений правительства с Государственной думой. Дезорганизацию власти в годы войны еще более усиливала «министерская чехарда». Власть дискредитировала себя связями с Г. Распутиным. На этом фоне в августе 1915 г. произошла консолидация оппозиционно настроенного большинства в Госдуме вокруг Прогрессивного блока. Заметно повысились оппозиционные настроения среди интеллигенции, общественных и профсоюзных организаций, студенчества (особенно Петербурга и Москвы). Все это наряду с революционным движением лишило самодержавие социально‑политической опоры, предопределило изоляцию российского императора и исполнительной власти, оказавшихся не в состоянии управлять ситуацией.

•  Радикализация масс. Война и связанная с ней мобилизация привели в движение широкие народные массы. Экономические проблемы и политический кризис еще более усилили социальное недовольство низов и рост антивоенных настроений. Политическое бесправие масс также подталкивало их к антиправительственным выступлениям.

–  Пролетариат. Общая численность наемных рабочих к 1917 г. составляла (с семьями) около 1/5 населения страны, из них треть – сельскохозяйственный пролетариат, связанный с деревней и заинтересованный в получении помещичьих земель. Реальная заработная плата в годы войны (с учетом роста цен) составляла 80–85 % от довоенного уровня, продолжительность рабочего дня – 10 ч (на Урале – 11–12 ч). Война привела к закрытию рабочих газет, профсоюзов, клубов, касс страхования. Начиная с 1915 г. в городах и промышленных центрах росло число забастовок, участники которых выдвигали в основном экономические требования. В 1915 г. бастовало 600 тыс. человек, в 1916 г. – 1,2 млн. В январе – феврале 1917 г. число бастовавших по сравнению с соответствующим периодом 1916 г. возросло в три раза и составило более 600 тыс. человек.

–  Армия. Ее общая численность в эти годы составляла 11 млн человек (из них 2/3 – бывшие крестьяне, 1/5–1/4 пролетариат). Солдатские массы во главе с солдатскими организациями проявляли большую политическую активность, вступали в революционные политические партии. Главной тенденцией стал быстрый рост антивоенных настроений, приводивший к «братаниям» с немецкими солдатами.

–  Крестьянство. В годы войны крестьянство возобновило борьбу. На Кубани, в Ставрополье, Поволжье, на Украине прошли восстания против дороговизны. Если к 1915 г. прошло 177 крестьянских выступлений, то в 1916 г. – уже 290.

– Царский указ от 25 июня 1916 г. о принудительном привлечении на тыловые работы в прифронтовые районы «инородцев» из Казахстана, Средней Азии, Сибири, Хивы (не призывавшихся на военную службу), а также установление предельных цен на хлопок, рост поземельных налогов и военные реквизиции привели летом – осенью

1916 г. к мощному восстанию в Средней Азии и Казахстане.

 

2. Развитие революции

 

2.1. Начало революционных выступлений. Революция началась с мощного подъема стачечного движения в Петрограде. Из‑за перебоев с поставками продовольствия в городе произошли погромы и забастовки. Массовая стачка рабочих Путиловского завода и последовавший локаут резко обострили положение. 23 февраля работницы Петрограда вышли на демонстрацию протеста против нехватки хлеба, дороговизны и продолжения войны. Их поддержали рабочие‑металлисты Выборгского района, Петроградской стороны, Васильевского острова. Бастовали почти 128 тыс. рабочих и работниц 50 предприятий. К ним присоединились городские служащие, интеллигенция. В уличных демонстрациях участвовали 15 тыс. студентов. 24 февраля 1917 г. в столице бастовали уже 214 тыс. человек.

Социалистические партии развернули революционную пропаганду, призывая к свержению монархии. Члены Русского бюро ЦК и Петербургского комитета РСДРП (б), «межрайонцы» (члены Петроградского межрайонного комитета РСДРП, объединявшего революционных интернационалистов, близких по своим взглядам к большевикам), эсеры выступали на митингах, организовывали выход рабочих с предприятий. Целью их пропаганды и агитации было развертывание массового рабочего движения против самодержавия и войны.

2.2. 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку с участием 305 тыс. человек (включая основные вузы Петрограда). Решающие выступления произошли 26 февраля. Начались погромы магазинов и лавок. В столице были проведены массовые аресты участников выступлений и партийных деятелей, произошли вооруженные столкновения демонстрантов с полицией.

Под влиянием событий, развернувшихся в столице, началась радикализация воинских частей, дислоцированных в Петрограде. 27 февраля на сторону революции перешли 70 тыс. солдат запасных батальонов и резервных полков. Большевики обратились с манифестом ЦК РСДРП «К гражданам России», в котором призвали восставших выбрать «своих представителей во Временное революционное правительство». Его задачами должно было стать принятие законов, «защищавших все права и вольности народа», о конфискации помещичьих земель, введении 8‑часового рабочего дня, а также созыв Учредительного собрания.

2.3. В дальнейшем всеобщая политическая стачка переросла в стихийное вооруженное восстание. 27 февраля восставшими были захвачены вокзалы, мосты, главный Арсенал, важные правительственные учреждения, были арестованы царские министры. 28 февраля пал Зимний дворец. К 1 марта весь Петроградский гарнизон (почти 170 тыс. человек) оказался на стороне восставших.

Вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.

2.4. Падение самодержавия. Николай II и его окружение не смогли взять под контроль ситуацию в столице и в целом по стране. 25 февраля царь издал указ о приостановлении заседаний Государственной думы, чем ликвидировал последнюю возможность выхода из кризиса реформистским путем.

В ночь с 1 на 2 марта царь под давлением Ставки запоздало подписал манифест о создании «ответственного министерства» и издал приказ о приостановке экспедиции генерала Н. И. Иванова, направленной на подавление революционных выступлений. Сообщения командующих фронтами и известия о событиях в Петрограде подтолкнули Николая II 2 марта отречься от престола за себя и наследника в пользу брата Михаила Александровича. Последний также отказался от притязаний на престол, подведя черту под историей российского самодержавия.

 

3. Формирование новых органов власти

 

3.1. Временный комитет членов Государственной думы. В ходе революции различные политические силы обсуждали вопрос о новых органах власти. 27 февраля после получения царского манифеста о приостановке работы Думы депутаты приняли решение о создании Временного комитета во главе с ее председателем октябристом М. В. Родзянко. Комитет назначил своих комиссаров в министерства и в дальнейшем предпринял меры с целью добиться отречения Николая II.

3.2. Петроградский Совет рабочих депутатов. Одновременно пролетариат Петрограда и революционные партии создали Совет рабочих депутатов по образцу 1905 г. Зачатками его стали временные стачечные комитеты, созданные на предприятиях 24–25 февраля. Первое заседание депутатов Петроградского Совета состоялось 27 февраля в здании Думы. В Исполком Петросовета было избрано 15 человек, в том числе председатель – меньшевик Н. С. Чхеидзе, товарищи председателя – трудовик (позднее эсер) А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев. От большевиков в Исполком вошли члены Русского бюро ЦК РСДРП(б) А. Г. Шляпников и П А. Залуцкий.

3.3. Временное правительство. 2 марта в результате переговоров между Исполкомом Петросовета и Временным комитетом членов Государственной думы была достигнута договоренность о формировании Временного правительства во главе с министром‑председателем и министром внутренних дел – князем Г. Е. Львовым (бывшим председателем Земгора).

3 марта 1917 г. в принятой Декларации Временное правительство провозгласило себя высшей законодательной и исполнительной властью в России. Специальным указом от 5 марта 1917 г. власть на местах передавалась губернским и уездным комиссарам Временного правительства. Должность губернаторов упразднялась. Петроградский Совет осуществлял контролирующие функции по отношению к правительству, оказывая на него давление «слева».

 

4. Характер и особенности революции

 

4.1. Характер революции. Февральская революция носила буржуазно‑демократический характер. Она решала задачу свержения самодержавия, введения конституционного строя и открывала путь для модернизации страны, развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, обеспечения политических свобод граждан, уничтожения национального гнета.

4.2. Особенности революции. Революция представляла собой сложное взаимодействие стихийных и сознательных сил революционного процесса. Она началась стихийно на волне массового недовольства войной и была осуществлена главным образом силами рабочих и солдат. Деятельность партий и организаций широкого политического спектра способствовала углублению предреволюционного кризиса. Участие в революции политических партий, профсоюзов, фабзавкомов, отрядов Красной гвардии явилось важным организующим началом в период революционного подъема.

Крупные предприниматели и либеральная интеллигенция, получившие к тому времени определенный опыт участия в политической борьбе, поддержав революцию, пришли к власти (на периферии общественные исполнительные комитеты возникли раньше Советов, большинство комиссаров принадлежали к партии кадетов).

Своеобразие революции заключалось в возникновении в стране феномена « двоевластия».

 

5. Выводы

 

1. Вторая в истории России буржуазно‑демократическая революция завершилась победой. К 1 марта революция победила в Петрограде и Москве, затем она была поддержана по всей стране.

2.  Падение самодержавия и установление «двоевластия». Вторая русская революция завершилась падением монархии и приходом к руководству страной новых социально‑политических сил.

–  «Первая власть» – буржуазно‑демократическая, была представлена Временным правительством, его органами на местах (комиссары, общественные исполнительные комитеты или комитеты общественной безопасности), местным самоуправлением (городским и земским). В правительство вошли представители либеральных партий кадетов и октябристов. Временное правительство опиралось на поддержку значительных социальных и социально‑профессиональных слоев (интеллигенции, предпринимателей, студенчества, офицерства, чиновников), а также Советов.

–  «Вторая власть» – революционно‑демократическая, олицетворялась Советами рабочих и солдатских депутатов, солдатскими комитетами в армии и на флоте, фабзавкомами, другими местными демократическими организациями. Советы формально не являлись органами государственной власти, однако, обладая поддержкой народных масс, они осуществляли нажим на правительство, одновременно делегируя ему доверие, оказанное рабочими и солдатами руководителям Советов.

3.  Демократизация общественно‑политического строя. После победы Февральской революции Россия превратилась в одну из самых демократических стран Европы.

В стране были провозглашены политические права и свободы (слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций); всеобщее и равное избирательное право; были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно‑полевые суды, объявлена политическая амнистия. На легальной основе создавались тысячи политических, общественных, культурных обществ и объединений, профсоюзов, фабрично‑заводских комитетов и т. д.

4. Возникновение феномена «двоевластия» не консолидировало, а еще более раскололо российское общество. «Двоевластие» скорее представляло собой «междувластие» и свидетельствовало о слабости новой власти. В условиях стихийности революционных событий, раскола политических сил важнейший вопрос о власти не получил законченного решения. Определение формы государственного строя было отложено до Учредительного собрания, сроки созыва которого не назывались.

В результате затягивания решения основных задач буржуазно‑демократических преобразований происходило дальнейшее углубление революционного процесса в послефевральский период.

 

Вопросы и задания

 

1. Раскройте сущность политического кризиса власти накануне Февральской революции.

2. Что представляли собой российский пролетариат и армия накануне февральско‑мартовских событий в Петрограде?

3. Почему в послефевральский период большевики выступили против единства действий с умеренными социалистами?

4. К каким демократическим завоеваниям в России привела победа революции?

5. Почему, на ваш взгляд, многие политические деятели в русской эмиграции оценивали Февральскую революцию как катастрофу?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 451 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0