школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Суббота, 03.12.2016, 22:42:35

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОССИИ » ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Национальная политика Советского государства

ПЛАН

1. Предпосылки образования СССР.

1.1. Идеологические.

1.2. Политические.

1.3. Экономические и культурные.

1.4. Принципы национальной политики советской власти.

1.5. Опыт решения национального вопроса в годы Гражданской войны.

2. Этапы образования единого государства.

2.1. Военно‑политический союз.

2.2. Организационно‑экономический союз.

2.3. Дипломатический союз.

3. Формы объединения республик.

3.1. Создание национальных советских государственных образований.

3.2. Формы автономии.

3.3. Борьба в РКП(б) по вопросам государственного объединения: План «автономизации». – Проект федеративного союза.

4. Образование СССР.

4.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР.

4.2. I съезд Советов.

4.3. Конституция СССР.

5. Национально‑государственное строительство.

5.1. Изменение статуса республик в составе СССР.

5.2. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР.

6. Значение образования СССР.

6.1. Выравнивание уровня развития регионов.

6.2. Социально‑культурное значение.

6.3. Противоречия советской национальной политики.

7. Выводы.

 

1. Предпосылки образования СССР

 

1.1. Идеологические. Октябрьская революция 1917 г. привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

1.2. Политические. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса – единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

1.3. Экономические и культурные. Потребность объединения диктовалась общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго‑востока и севера, получая взамен сырье – хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, учителя.

1.4. Декларируемые принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя:

– принцип равенства всех наций и народностей;

– признание права наций на самоопределение вплоть до создания самостоятельного государства, которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57 % населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И. В. Сталин. Соответствующие структуры появились в ЦК РКП(б) – Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро.

1.5. Опыт решения национального вопроса в годы Гражданской войны. На всей остальной территории бывшей Российской империи пришедшие к власти национальные правительства (в их числе Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия «Мусават» в Азербайджане, казахская «Алаш» и др.) в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную самостоятельность.

В 1917 г. большевики, ожидавшие вскоре мировой революции, относились к национальному вопросу демагогически, провозгласив право наций на самоопределение лишь формально. Но в период военной угрозы для Советской власти большевики во многих случаях поддержали стремление к независимости (вне РСФСР) или автономии (в границах РСФСР) бывших национальных районов Российской империи.

•  Буржуазные республики. Так, в декабре 1917 г. Советская Россия признала независимость Польши и Финляндии (которой отказывали в праве на суверенитет белые правительства). В 1919 г. Эстонии также было обещано признание в обмен на отказ в поддержке генералу Юденичу.

• В ходе советизации, осуществлявшейся при помощи Красной Армии в 1918–1920 гг., также создавались формально независимые национальные государства с советским строем.

• На территории РСФСР в 1918–1922 гг. создавались национальные автономные образования.

 

2. Этапы образования единого государства

 

2.1. Военно‑политический союз. Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно‑политический союз советских республик. 1 июня

1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом ». На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно так же, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно‑политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил белых и иностранных интервентов.

2.2. Организационно‑экономический союз. В этот период в качестве эксперимента во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью этих республик. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан на единый хозяйственный механизм всех районов страны. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г. М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны.

2.3. Дипломатический союз. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИКа представлять в Генуе на международной конференции по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена затем представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

 

3. Формы объединения республик

 

3.1. Создание национальных советских государственных образований. Практика первых лет советской власти заключалась в создании в условиях вооруженной борьбы за советскую власть независимых национальных республик, находящихся вне РСФСР, и национальных автономий в составе Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Создание самостоятельных национальных образований при этом рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему всеобщему объединению. Поэтому во избежание развертывания «националистических» тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в образовании в 1918 г. Туркестанской АССР, Горской Республики, Литовско‑Белорусской Советской Республики, Татаро‑Башкирской Советской Республики (ТБСР) (просуществовавших сравнительно недолго). С весны 1921 г. по указанию В. И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г.

Кроем того, в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, включая наркомнаца И. Б. Сталина, видели главную преграду на пути к единству. Позже в ходе борьбы с пантюркизмом ТБСР и Бурят‑Монгольская АО были расформированы.

3.2. Формы автономии. После окончания гражданской войны на территории страны были образованы различные формы национальной государственности с разными уровнями независимости.

• В 1918–1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:

–  республиканскую – 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.), которые имели право на самостоятельное решение ряда внутренних вопросов.

–  областную – 10 автономных областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми (Зырян), Адыгейская, Кабардино‑Балкарская и др.) и

2 Трудовых коммуны – немцев Поволжья и Карельская (с 1923 г. автономная республика), которые имели право на самостоятельное решение меньшего числа вопросов.

• Формально независимые национальные советские республики вне РСФСР также не имели полного суверенитета. Их договорные отношения с РСФСР привели к фактическому объединению некоторых функций органов политического и хозяйственного управления. В 1920–1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, были заключены двусторонние договоры о военно‑экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, о военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних договора не предусматривали совместимой деятельности наркоматов иностранных дел.

Помимо договоров руководство республик связывала с центром партийная дисциплина: национальные коммунистические партии являлись составными частями РКП(б).

Эти договоры рассматривались частью руководства партии как переходный этап «в преддверии мировой революции», обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких «буржуазных пережитков», как национальные различия. Договоры становились основой для проведения централизации, что вызывало конфликты в РКП(б).

3.3. Борьба в РКП(б) по вопросам государственного объединения.

• Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно‑государственной комиссии (в составе В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе, X. Г. Раковского и др. под председательством И. В. Сталина), известный как план «автономизации », который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного объединения настаивал И. В. Сталин. Председатель Совнаркома Украины X. Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии.

• В. И. Ленин также осудил предложенный для рассмотрения в ЦК проект объединения (включая поспешные действия Сталина) и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально‑политического условия укрепления Советского государства. Он предложил форму федеративного союза – «добровольного и равноправного объединения» самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. Такая форма могла быть более привлекательной и для будущих советских республик, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Этот вариант был одобрен 6 октября пленумом ЦК РКП(б).

 

4. Образование СССР

 

4.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР. Указания В. И. Ленина были учтены комиссией ЦК РКП(б). Постановлением пленума ЦК партии о форме объединения независимых советских республик (октябрь 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» с оставлением за каждой права свободного выхода из состава СССР. К 30 ноября комиссия ЦК разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. В декабре 1922 г. пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

4.2. I съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству в них населения. Самой многочисленной была российская делегация – свыше 1700 человек. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР.

Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Декларировалось право свободного выхода, однако механизм осуществления этого права не был определен.

Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР – верховный орган власти в перерывах между съездами.

4.3. Конституция СССР. В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов СССР. В перерывах между съездами верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов:

–  союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи, ОГПУ);

–  унифицированные (на союзном и республиканском уровне), вскоре переведенные в разряд союзных;

–  республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Союзным органам передавались также полномочия по международной охране границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Несмотря на провозглашенный федеративный принцип государственного устройства, Конституция СССР, закрепив право вмешательства центра и его контроля республиканских органов власти, открывала возможность для проявления в будущем унитарных тенденций в советской национальной политике.

 

5. Национально‑государственное строительство

 

5.1. Изменение статуса республик в составе СССР. Со времени принятия первой Конституции СССР и до Конституции 1936 г. шел процесс национально‑государственного строительства по следующим направлениям:

– образование новых союзных республик;

– изменение государственно‑правовой формы некоторых республик и автономных областей;

– административно‑территориальные изменения (упразднение прежнего деления на губернии, уезды, волости и введение новых административных единиц: края, области, национальные округа, районы).

В 1924 г. в результате национально‑государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР в составе СССР (1925), в 1929 г.  – Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР в составе СССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и Армения, Азербайджан, Грузия вошли в состав СССР как союзные республики. В 1939 г., после подписания советско‑германского Пакта о ненападении и подписания дополнительного секретного протокола (подробнее см. тему 67), к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. После завершения войны с Финляндией (март 1940 г.) и присоединения новых территорий к Карельской АССР последняя была преобразована в Карело‑Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия, которая была присоединена к вновь образованной Молдавской ССР, и Северная Буковина, вошедшая в состав УССР. В 1944 г. в состав Союза ССР на правах автономной области РСФСР была принята Тувинская Народная Республика.

5.2. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР. С конца 20‑х гг. в условиях форсированных методов индустриализации начался процесс жесткой централизации управления во всесоюзном масштабе. В результате объем полномочий и прав центральных органов власти по вопросам руководства промышленностью и финансами менялся в сторону их расширения. Многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. С 1930 г. все кредитование сосредоточилось в Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно выносить на решение вопросы в ЦИК СССР без их предварительного рассмотрения СНК СССР). При этом продолжился рост числа союзных и союзно‑республиканских наркоматов.

 

6. Значение образования СССР

 

6.1. Выравнивание уровня развития регионов. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально‑государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.

6.2. Социально‑культурное значение. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20–30‑е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народности впервые получили письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14 % являлись представителями коренной национальности).

6.3. Противоречия советской национальной политики.

• Несмотря на важные изменения в социально‑экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть концентрировалась в республиканских партийных комитетах, подотчетных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения, принимаемые центральными партийными органами, были обязательны для республиканских.

• Практическая реализация интернационализма вылилась в право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был выдвинут тезис об отмирании национально‑языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.

• Одновременно советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем « коренизации » местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции государственной национальной политики создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.

 

7. Выводы

 

1. Образование многонационального союзного государства отвечало многим историческим и культурным традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи.

2. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества.

3. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30‑х гг. в СССР произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

 

Вопросы и задания

 

1. Каков был национальный состав России к моменту прихода к власти большевиков?

2. Назовите первые шаги советской власти на пути реализации принципа самоопределения наций.

3. Каково было отношение партийного руководства к явлениям национального самоопределения и регионального сепаратизма на окраинах России?

4. Какое значение для народов России имело вхождение в состав единого союзного государства?

5. В чем вы видите причины трансформации федеративного государства в унитарное?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 15 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0