школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Четверг, 08.12.2016, 15:00:09

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]
Статистика

Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОССИИ » ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Общественно политическое развитие СССР в 1930 е гг.

ПЛАН

1. Предпосылки складывания нового общественного строя.

1.1. Особенность развития Советской России 1920‑х гг.

1.2. Социально‑экономический и культурный уровень населения.

1.3. Складывание однопартийной системы.

1.4. Бюрократизация государственного и партийного аппарата.

1.5. Борьба за лидерство в партии.

1.6. Внешнеполитические факторы.

2. Политические репрессии.

2.1. Цели репрессивного режима: Складывание системы внеэкономического принуждения. – Преодоление экономических трудностей. – Нагнетание атмосферы всеобщего недоверия и подозрительности.

2.2. Подавление инакомыслия в среде интеллигенции.

2.3. Репрессии против партийно‑государственного аппарата: В начале 30‑х гг. – 1934–1938.

2.4. Террор в Красной Армии.

2.5. Репрессии в национальных районах.

3. Особенности общественно‑политической системы СССР.

3.1. «Социалистический строй»: Конституция СССР. – Признаки, относимые к социализму.

3.2. Всевластие партийного аппарата.

3.3. Социальная база сталинизма.

3.4. Идеологизация культуры и всех сторон жизни.

3.5. Установление партийно‑государственного контроля над различными сферами общественной жизни.

3.6. Идеология и общественное сознание.

4. Выводы.

 

1. Предпосылки складывания нового общественного строя

 

1.1. Особенностью развития Советской России 1920‑х гг. являлось экономическое отставание от передовых капиталистических стран, несформированность гражданского общества, низкий культурный уровень населения. Своеобразие социальной структуры заключалось в преобладании крестьянства в общем составе населения. К концу 1920‑х гг. доля сельских жителей в 4 раза превышала долю горожан (81–82 % против 18–19 %). Эта часть российского общества являлась носителем традиционалистского сознания, которому потенциально были близки идеи социалистического учения. Рабочим также были чужды ценности капиталистической системы.

1.2. Низкий социально‑экономический и культурный уровень населения. Свыше половины взрослого населения России было неграмотным (в 1926 г. – 43 % в возрасте 9–49 лет). Несмотря на кампанию по ликвидации неграмотности к 1936 г. среди рабочих было 4 млн неграмотных и 3 млн – малограмотных. Малообразованные, они в силу своего низкого социального статуса, так же, как и основная масса крестьянства, слабо интересовались политическими процессами. Только сознательная вера в «светлое будущее» вселяла в них убежденность в правоте избранных партией методов его приближения. Кроме того, как писал Н. А. Бердяев, «появилось новое поколение молодежи, которое оказалось способным с энтузиазмом отдаться осуществлению пятилетнего плана, которое понимает задачу экономического развития не как личный интерес, а как социальное служение».

1.3. Складывание однопартийной системы. Завершившаяся Гражданская война привела к окончательному установлению однопартийной системы в СССР и господству единой марксистско‑ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы и классовой непримиримости. Под влиянием двух войн и социального противостояния произошло установление в стране «диктатуры партии», которая привела к деформациям в общественно‑политической системе советского государства. Строгая централизация, иерархичность и партийная дисциплина, предпринятые меры по борьбе с внутрипартийными фракциями в ВКП (б) привели к установлению единомыслия в ее рядах.

1.4. Бюрократизация государственного и партийного аппарата.

В течение 20‑х гг. стало заметным усиление позиций узкого слоя управленцев, именуемого бюрократией (или номенклатурой – в 1924 г. 13 тыс. наиболее важных постов, часть из которых заполнялась по решению комиссий ЦК). Окончательная концентрация власти в ее руках произошла после перехода к форсированному индустриальному развитию. Огосударствление экономики резко усилило роль и полномочия управленцев, которые превратились в распорядителей коллективной собственности. Низкий уровень профессиональной и политической культуры партийных работников вынуждал их апеллировать к авторитету власти, однако они полностью не исключали инициативу с мест.

1.5. Борьба за лидерство в партии. Лидеры партии большевиков не были лишены личных политических амбиций. Это показал ход внутрипартийной борьбы 20‑х гг., который по сути превратился в схватку за лидерство в партии. Победителем из нее вышел Сталин, который еще в 1922 г., как писал Ленин, «сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть». Амбиции были присущи и Троцкому, по свидетельству Ленина, «чрезмерно хватающему самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела». Личностный фактор стал одной из главных причин раскола в партии (чего так опасался Ленин).

Сталин, отличавшийся особой жестокостью и жаждой абсолютной власти, расправился с политическими оппонентами, для чего им был предпринят важный пропагандистский ход. Он обнародовал ранее существовавший лишь в узких внутрипартийных кругах популистский лозунг о возможности победы социализма в одной стране, благодаря чему получил широкую поддержку в массах. Это дало повод общественному коллективистскому сознанию оценивать «дело Сталина» как продолжение «дела Ленина».

1.6. Внешнеполитические факторы имели особое значение для складывания политического режима советского типа. Необходимость преодоления технико‑экономической отсталости при отсутствии внешних и ограниченности внутренних источников накопления служила одной из причин чрезвычайной мобилизации материальных сил и ресурсов. Капиталистическое окружение, нагнетание атмосферы военной угрозы, жизнь в ожидании постоянной опасности и неотвратимости войны наложили отпечаток на моральное состояние общества. Образ «внешнего врага» одновременно способствовал созданию образа «врага внутреннего». В этой ситуации люди готовили себя к лишениям, преодолению трудностей, самопожертвованию; они поддерживали политику партии, направленную против тех, кто «мешал» строить социализм.

 

2. Политические репрессии

 

Составной частью сталинского режима 30‑х гг. явились террор и репрессии.

2.1. Цели установления репрессивного режима.

• Форсированная индустриализация и ускоренная коллективизация должны были опираться на внеэкономическое принуждение, выражавшееся, с одной стороны, в создании для массового энтузиазма политико‑идеологической и социально‑психологической атмосферы, с другой – в массовом терроре.

• Помимо этого требовалось объяснить гражданам страны причины снижения уровня жизни, постоянных экономических проблем, дефицита потребительских товаров, а для этого – создать образ врага народа. Генеральный прокурор СССР А. Я. Вышинский на одном из процессов прямо заявил, что именно деятельность «вредительских организаций» объясняет, «почему здесь и там у нас перебои, почему вдруг у нас при богатстве и изобилии продуктов нет того, нет другого, нет десятого».

• Важной целью организаторов политических процессов было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости «закручивания гаек», установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях возможно было развитие и укрепление диктатуры партии и лично ее вождя.

2.2. Подавление инакомыслия в среде интеллигенции. Первоначально власти инспирировали ряд политических процессов над так называемыми «буржуазными специалистами» (1928 г. – «Шахтинское дело»; 1930 г. – процесс над членами несуществовавшей Трудовой крестьянской партии: Н. Д. Кондратьевым, А. В. Чаяновым, Л. Н. Юровским; выдуманной чекистами «Промпартии» – Л. К. Рамзиным, И. А. Иконниковым, В. А. Ларичевым). За 1931 г. репрессии затронули около 5 % общего числа специалистов промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

Позже репрессии и дискриминация интеллигенции были смягчены, так как процессы сыграли свою роль, подчинив эту социальную группу режиму. Кроме того, выяснилось, что «спецеедство» лишало народное хозяйство, науку и образование необходимых и незаменимых кадров.

2.3. Репрессии против партийно‑государственного аппарата.

•  В начале 30‑х гг. сталинской системе попытались противостоять немногочисленные и к тому времени уже не представлявшие серьезной угрозы режиму антисталинские группировки: в 1930 г. это была группа С. И. Сырцова и В. В. Ломинадзе; 1932 г. – А. П. Смирнова, Н. Б. Эйсмонта, В. Н. Толмачева, а также группа М. Н. Рютина («Союз марксистов‑ленинцев»), выступившая в манифесте «Ко всем членам ВКП(б)» против террора и сталинской диктатуры в партии. Сталин расправился со всеми, однако известно, что на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. он получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (оглашенные результаты были сфальсифицированы счетной комиссией). Позже 1108 человек из 1966 делегатов этого «съезда победителей» также были репрессированы.

В дальнейшем репрессии накатывали волнами.

•  1934–1938. После убийства 1 декабря 1934 г. С. М. Кирова (популярного руководителя Ленинградской парторганизации) Сталин получил повод для развертывания новой кампании репрессий. Прошел судебный процесс над «подпольным террористическим ленинградским центром» (расстреляны 14 человек). В январе 1935 г. Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев были осуждены на 10 лет как «нравственные пособники» убийства Кирова. Они же стали главными обвиняемыми на Первом московском открытом процессе (по делу «Московского центра») летом 1936 г., где были приговорены к смертной казне 16 человек. В годы так называемого большого террора (1936–1940) продолжилась расправа над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции – Н. И. Бухариным, А. И. Рыковым, Г. Л. Пятаковым, К. Б. Радеком и др. В январе 1937 г. и марте 1938 г. были организованы соответственно Второй («Пятакова – Радека») и Третий («Рыкова – Бухарина») процессы. Вслед за этим был осужден и организатор первых репрессий, руководитель НКВД Г. Г. Ягода, замененный на этом посту Н. И. Ежовым, также расстрелянным в 1938 г. за «перегибы» и «шпионаж».

Контроль за деятельностью Коминтерна, полностью установленный верхушкой ВКП(б) и лично Сталиным, привел к тому, что сталинские репрессии обрушились на искавших политическое убежище в СССР иностранных коммунистов, социал‑демократов, представителей других антифашистских сил.

2.4. Террор в Красной Армии. К этим репрессиям примыкал закрытый процесс 1937 г. по делу о так называемой «Антисоветской троцкистской организации в Красной Армии». Маршалы М. Н. Тухачевский, И. П. Уборевич, а позже И. Э. Якир, В. К. Блюхер и другие военачальники обвинялись в шпионаже, подрыве боевой мощи Красной Армии.

Всего за годы большого террора в Красной Армии было репрессировано 40 из 80 тыс. командиров (в их числе 90 % командующих армиями и корпусами, половина командиров полков).

2.5. Репрессии в национальных районах. Репрессии затронули партийные, советские, хозяйственные кадры, представителей интеллигенции практически всех республик СССР. Так, в Грузии в ходе сталинского террора пострадало не менее 50 тыс. человек, в Азербайджане – 100 тыс., в Белоруссии и Прибалтике – 1–2 % населения и т. д.

Виновными в предательстве объявлялись целые народы. Перед войной в составе высланных народов насчитывалось примерно 2,5 млн. человек (из них 1,4 млн немцев; много корейцев; из Крыма были выселены татары, греки, болгары, армяне).

Репрессии имели тяжелые последствия для демографической ситуации в стране (прямые людские потери в годы кризиса составили по различным данным от 4–5 до 12 млн человек).

 

3. Особенности общественно‑политической системы СССР

 

3.1. «Социалистический строй». К середине 30‑х гг. советскую партийно‑государственную систему можно считать окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР.

•  Конституция СССР, принятая на VIII Чрезвычайном съезде Советов 5 декабря 1936 г. и действовавшая до 1977 г., законодательно закрепляла «победу социалистического строя» в СССР. Высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности на средства производства, эксплуатацию человека человеком. Были сняты классовые ограничения в избирательной системе, устанавливались всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) было заявлено «о победе социализма в основном» и о «переходе к развернутому строительству коммунизма».

• В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: замена частной собственности коллективистской, отсутствие эксплуататорских классов, плановость, распространявшаяся на все народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всеобщее среднее образование, медицинское обслуживание; всеобщее избирательное право. Формально юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности – государственной и групповой (кооперативно‑колхозной), хотя сложившаяся к тому времени директивная экономика характеризовалась фактически полным огосударствлением средств производства.

Но этими признаками характеристика советского строя не ограничивалась.

3.2. Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность советского политического режима 30‑х гг., который приобрел форму режима личной власти (культа личности). Пирамида высших руководителей ВКП(б) и Советского государства замыкалась на генеральном секретаре ЦК И. В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Главным способом воздействия партии на деятельность государства стал ее контроль над кадровыми вопросами. К началу 30‑х гг. в руках Сталина было сосредоточено назначение высших руководящих кадров в стране, размещение их на различных уровнях пирамиды государственной власти.

3.3. Социальная база сталинизма. Сложившийся общественно‑политический режим имел свою социальную базу: активную – ближайшее окружение вождя и советская партийная номенклатура на местах – и пассивную. Последнюю представляли рабочие, сельская беднота, среднее крестьянство, маргинальные слои.

3.4. Идеологизация культуры и всех сторон жизни вылилась в требование соблюдения принципа партийности. Литература, живопись, музыка должны были отражать революционную борьбу пролетариата и успехи строительства социализма, воспитывать советских людей в духе преданности «делу партии и коммунизма». Все стороны жизни получили идейное обоснование; в науке также провозглашался «классовый подход».

3.5. Был установлен партийно‑государственный контроль над различными сферами общественной жизни. Партийная, комсомольская, пионерская, огосударствленная профсоюзная организации (формально общественные, а фактически руководимые партией), содержавшиеся государством Союзы писателей, композиторов, художников – эти и другие организации, «добровольные» общества, включая домоуправления, охватывали все возрастные, социальные и профессиональные группы советских людей, контролировали различные стороны жизни общества и отдельных его членов.

Даже личная, в том числе семейная, жизнь могла стать предметом обсуждения и осуждения на собраниях общественности.

3.6. Идеология и общественное сознание.

• Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую все сферы жизни общества. В ее основе лежал марксизм‑ленинизм, но еще более упрощенный и измененный. Пропаганда ленинизма служила превращению его в объект веры, в своеобразную новую, «социалистическую» религию.

При этом Сталин, которого с 1929 г. называли «Ленин наших дней», стремился объединить в сознании народа свою жизнь и деятельность с революцией, большевизмом и ленинизмом. Он добивался возвеличивания собственной роли в истории партии и революции, признания своей непогрешимости. «История ВКП(б). Краткий курс», вышедшая в 1938 г. под его редакцией, также служила целям унификации мировоззрения народа.

• В то же время в официальной идеологии произошла переориентация с «революционных» ценностей на развитие национальных традиций (в частности, русской культуры и русской истории).

Утверждение русских патриотических идей, проникнутых державными мотивами в сочетании с социалистическими идеями, превратилось в составляющую часть советского мировоззрения 30‑х гг. Преодолевалось негативное отношение к семье как «ячейке общества», ставилась задача заботы о детях. Ужесточилось отношение к бракоразводным процессам, были запрещены аборты. Одновременно возродились некоторые дореволюционные традиция, в том числе празднования новогодних елок, постановок «старорежимных» детских сказок. Особое внимание уделялось воспитанию высоких нравственных принципов (культивировался спорт, крепкое физическое здоровье).

• Культурное строительство привело к формированию нового типа сознания и «нового человека», с одной стороны, вдохновленного идеей светлого будущего, уверенного в правильности «генеральной линии партии», а с другой – вынужденного постоянно опасаться стать жертвой «ошибки» карательных органов. Диктатура Сталина отождествлялась для советских людей с революционными идеями, социализмом, социалистическим государством, именно поэтому, как считают историки, даже подвергнувшись репрессиям, многие сохраняли веру в Вождя.

Сформировавшееся в этих условиях «коммунистическое» сознание являлось сильно политизированным, в значительной степени управляемым сверху. Оно не рассматривало человека как творческое начало, представляло его частью класса, партии, коллектива. Люди с таким сознанием были готовы исполнять чужую волю, опираясь на утопические идеалы. Вера в непогрешимость вождя становилась при этом сродни религиозной вере, в общественном сознании с помощью различных механизмов поддерживалась иллюзия единства общества и власти, партии и народа.

•  Неполнота идейного контроля. Однако даже в условиях сталинизма массовое сознание не представляло собой единого целого. В обществе существовали многочисленные группы людей, различающиеся по политическим симпатиям, нравственным убеждениям и социальным ориентирам. Проявлялось идеологическое инакомыслие в среде научной элиты (П. Л. Капица, И. П. Павлов, В. И. Вернадский и др.), деятелей культуры. Особенно на бытовом, повседневном уровне преодолевалось единообразие и единомыслие, что нашло отражение в письмах, которые посылали рядовые граждане в 30‑е гг. на имя Сталина, Молотова, Микояна и других партийных деятелей с критическим анализом сложившейся ситуации в экономике, требованиями и просьбами изменить отношение к рабочему человеку, привести в соответствие реалии повседневной жизни с политическими заявлениями партии.

Кроме того, и сама власть, заигрывая с населением, допускала некоторые послабления. На основании принятого в 1930 г. постановления «О работе по перестройке быта» начинается период строительства индивидуальных квартир. Возрождается традиция индивидуального пошива одежды и обуви; модным стало стремление хорошо одеваться (хотя не всем это было доступно). Больницы, учебные, культурно‑познавательные и культурно‑развлекательные учреждения стали неотъемлемыми элементами городского быта, что достигалось бесплатностью и льготным характером здравоохранения, культурного обслуживания, политикой низких цен на книги, билеты в кино, театр, музеи и т. д.

 

4. Выводы

 

1.  Характер советского общественно‑политического строя.

Многие современные исследователи определяют политическую систему 30‑х гг. как «государственный социализм». Наряду с элементами, традиционно относимыми к социализму, ее характерными чертами являлись: сосредоточение власти в руках партийно‑государственного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; стирание границы между государством и обществом; контроль со стороны государства над обществом и, в определенной степени, личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия, тенденция к распространению вовне советских идей и порядков.

2. При этом политическая система 30‑х гг. гарантировала своим гражданам определенные права и социальные блага, однако за них общество заплатило очень высокую цену.

3. Партийно‑государственный контроль, установленный над различными сферами общественной жизни, не исключал разнообразия в мышлении, чертах повседневности, отношении к жизненным ценностям.

4. Общественная атмосфера в стране также отличалась двойственностью: ощущение обстановки «осажденной крепости» в капиталистическом окружении, страх перед репрессиями сочетались с энтузиазмом, верой людей в «светлое будущее».

Существуют различные точки зрения на характер политического строя СССР 30‑х гг. Одни считают реальной «победу социалистического строя» в СССР, хотя и в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие характерные признаки, как ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов, террор и т. д. рассматриваются ими как проявление деформации, происшедшей под воздействием многих факторов, в том числе отсталости страны, враждебного СССР капиталистического окружения, личности самого Сталина и пр.

Другие с утверждением сталинизма связывают становление тоталитарного общества в СССР, истоки которого обнаруживаются уже в годы правления Ленина и даже в более ранней истории России. Под тоталитарными режимами сторонники этой точки зрения понимают форму власти, которая базируется на насилии и исключает принципы гражданского общества. Господствовавшая в такой стране идеология, по мнению этой группы авторов, связывала между собой власть и массы, превращая массовое сознание в единое контролируемое целое.

Некоторые историки считают, что сталинизм представлял собой один из вариантов модернизирующегося общества, а именно – ультралевый (осуществлявшийся в экстремальных условиях экономического кризиса), в отличие от ультраправого – фашистского и в противоположность неолиберальному – американскому и западноевропейскому.

 

Вопросы и задания

 

1. Проанализируйте текст Конституции 1936 г. Какие противоречия в развитии советского общества нашли в ней свое отражение?

2. Какую роль в становлении советского политического режима 30‑х гг. сыграла психология людей того времени?

3. Раскройте основные направления социальной политики СССР в рассматриваемый период.

4. Какие демографические и социальные последствия имел развязанный в стране террор?

5. Известный русский философ Н. А. Бердяев писал: «Старая русская автократическая монархия имела корни в религиозных верованиях народа, она себя сознавала и оправдывала как теократию, как священное царство. Новое русское коммунистическое государство тоже автократично и тоже имеет корни в верованиях народа, оно тоже сознает себя и оправдывает как священное царство, как обратную теократию». Как вы понимаете эти слова? Прав ли был философ?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 30 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0