Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 21:52:02
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

«Оттепель» и советская культура в конце 1950 х – 1960 е гг

ПЛАН

1. Изменения в культурной жизни страны.

1.1. Начало процесса десталинизации в культурной политике.

1.2. Концепция культурной политики СССР.

1.3. «Шестидесятники».

2. Образование.

2.1. Система образования: Закон о реформировании средней школы. – Высшая школа.

2.2. Система «коммунистического воспитания».

3. Научно‑техническая революция в СССР.

3.1. Ускорение темпов научно‑технического прогресса.

3.2. Основные направления научно‑технических изысканий: В области физики и химии. – Самолетостроение и космонавтика. – Другие отрасли знаний.

3.3. Гуманитарные науки: Идеологизация знания.

4. Новые тенденции в художественной жизни страны.

4.1. «Оттепель» в области литературы: Реабилитация деятелей литературы. – Самиздат.

4.2. Живопись и скульптура.

4.3. Архитектура,

4.4. Музыкальное искусство.

4.5. Кинематограф.

5. Новое идеологическое наступление на интеллигенцию.

5.1. Осуществление идеологического контроля.

5.2. «Дело Пастернака».

5.3. Конфликт между Н. С. Хрущевым и творческой интеллигенцией.

6. Массовая культура.

7. Народное искусство и художественные промыслы.

8. Выводы.

 

1. Изменения в культурной жизни страны

 

1.1. Начало процесса десталинизации в культурной политике. Хронологически изменения в области культуры начались раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953–1956 гг. писатели И. Г. Эренбург, В. Д. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе.

С началом хрущевской «оттепели» (одноименная повесть Эренбурга, вышедшая в 1956 г., дала название всей эпохе либерализации культуры) процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно‑правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему фактически происходил некоторый отход ряда авторов от принципов «социалистического реализма».

После смерти Сталина возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союза работников кинематографии СССР). Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.

1.2. В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений. Культура и искусство оставались под жестким партийно‑государственным контролем. Действовал отдел ЦК по культуре, было образовано Министерство культуры СССР (которое возглавила Е. А. Фурцева). В полной мере продолжал осуществляться принцип партийности в искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией вновь были поставлены задачи «правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства», «обличения буржуазной культуры».

1.3. «Шестидесятники». В связи с начавшейся «оттепелью» в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, во главе с В.Кочетовым – главным редактором «Литературной газеты» (центрального органа Союза писателей СССР), и либералов («шестидесятников»), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.

Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов – А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский и др. В это время работали писатели «критического» направления – Ю. М. Нагибин, А. Я. Яшин, И. Г. Эренбург и др. (авторы сборника «Литературная Москва»).

 

2. Образование

 

2.1. Система образования.

• На основании закона о реформировании средней школы (1958) до середины 60‑х гг. был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве). Начальная четырехлетняя школа заменялась трех летней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально‑технического образования: вместо школ ФЗО, ремесленных и других училищ создавалась сеть профессионально‑технических училищ (ПТУ).

Однако перестройка школы с включением производственного обучения оказалась малоэффективной, снизилась общеобразовательная подготовка школьников. В результате к 1966 г. школа вернулась к десятилетнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного.

•  Высшая школа получила огромное развитие. В 1950–1955 гг. по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50‑х гг. составило 766), а число студентов составило 2200 тыс.

В то же время не были преодолены пережитки «классового подхода». Молодежь с трудовым стажем имела преимущества при зачислении в вузы.

2.2. Система «коммунистического воспитания». Партийным руководством ставилась цель создания «всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма». Способствовать решению задачи нравственного воспитания советских людей в духе коммунистической морали была призвана система культурно‑просветительных учреждений: клубы, красные уголки, библиотеки, народные университеты.

В 1964 г. в стране функционировало до 10 тыс. народных университетов, в которых обучалось почти 2 млн человек и работало на общественных началах около 120 тыс. представителей интеллигенции. Решению поставленных задач служили также партийные, комсомольские и пионерские организации в школах, вузах, на предприятиях, организованное движение бригад и ударников коммунистического труда. В целях пропаганды передового опыта проводились Всесоюзные совещания передовиков, соревнования бригад и ударников коммунистического труда под лозунгом: «Учиться, работать и жить по‑коммунистически».

Особое внимание в деле «коммунистического воспитания» уделялось преподаванию общественных дисциплин в вузах и техникумах, созданию новых учебников по истории КПСС, философии, политической экономии и научному коммунизму, проводились Всесоюзные конкурсы по проблемам общественных наук среди учащейся молодежи.

 

3. Научно‑техническая революция в СССР

 

3.1. Ускорение темпов научно‑технического прогресса. В качестве центральной в период реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно‑технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно‑технической революции стало важным фактором развития культуры.

Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, в Крыму, Поволжье и т. д. В целях развития производительных сил Сибири было организовано Сибирское отделение АН СССР, возникли новые республиканские Академии наук. В подмосковном городе Дубна был создан Международный центр ядерных исследований.

3.2. Основные направления научно‑технических изысканий.

•  В области физики и химии. В рассматриваемый период активно велись исследования в области физики (Б. Н. Константинов, П. Л. Капица, А. А. Логунов и др.), атомной физики (И. В. Курчатов, А. П. Александров, Я. Б. Зельдович, А. Д. Сахаров и др.). Нобелевской премией были отмечены достижения советских химиков и физиков – Н. Н. Семенова, И. Е. Тамма, Л. Д. Ландау, П. А. Черенкова, И. М. Франка, Н. Г. Басова, А. М. Прохорова.

В 1957 г. вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон, что привело к развитию нового направления – физики высоких и сверхвысоких энергий. В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер; разработанные пластические массы превосходили по своим свойствам металлы.

•  Самолетостроение и космонавтика . Крупным достижением советской техники явилось создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов (авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов). Выдающихся достижений удалось добиться советским ученым (С. П. Королев, М. В. Келдыш, М. К. Янгель и др.) в освоении космического пространства; были созданы баллистическая ракета и пилотируемые автоматические станции для исследований Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства.

•  Другие отрасли знаний. Велись разработки в области молекулярной биологии и биофизики, физиологии человека и животных, в области селекции растений. Был разработан и внедрен новый способ автоматической дуговой сварки сталей (научная школа академиков Е. О. и В. Е. Патонов).

3.3. Гуманитарные науки. Изменения, происходившие в обществе, оказали непосредственное влияние на развитие гуманитарного знания. Обновление коснулось философии, истории, языкознания, экономики, что нашло свое отражение в новых академических изданиях. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации.

• Одновременно гуманитарные науки использовались в деле идеологизации знания. Для «дальнейшего улучшения коммунистического воспитания» подрастающего поколения в школах и вузах были введены новые общественные дисциплины: «Обществоведение», «Основы научного коммунизма», «Основы научного атеизма». Повсеместно вводилась система политзанятий на предприятиях, в учреждениях, армии; открывались университеты марксизма‑ленинизма. Еще раньше, сразу после войны, для подготовки руководящих партийных кадров в Москве была создана Академия общественных наук при ЦК КПСС, Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (позднее Всесоюзное общество «Знание»).

 

4. Новые тенденции в художественной жизни страны

 

4.1. «Оттепель» в области литературы.

• В результате изменений в общественно‑политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, в том числе А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, Б. А. Пильняка, И. Э. Бабеля и др.

Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто ранее неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно‑художественных журналов («Юность», «Иностранная литература», «Наш современник» и др.).

• Развивалась новая тематика и углублялась старая. Новое рассмотрение получила тема Великой Отечественной войны.

Проблема незаконных репрессий была поднята в романе В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», повести В. С. Гроссмана «Все течет». Другим значительным произведением на эту тему стал «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына.

Проблемы нравственных деформаций в обществе поднимались в рассказах Д. А. Гранина, А. Я. Яшина, Ю. П. Германа и др.

Для культурной жизни страны стали характерны литературные вечера известных писателей и поэтов.

•  «Самиздат» (бесцензурная литература) получил распространение в конце 50‑х гг. и сыграл значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором «самиздата» стало молодое поколение московской интеллигенции – писатели, поэты, философы, не желавшие следовать официальному курсу.

Первый «самиздатовский» машинописный журнал «Синтаксис» был основан поэтом А. И. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Т. Твардовского, Б. А. Ахмадулиной, Б. Ш. Окуджавы, В. Т. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков. В 1960 г. Гинзбург был арестован и отправлен в лагеря. «Самиздатом» публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сборники начала века. Здесь же появлялись и произведения политической публицистики.

К этому времени относится появление первого поколения диссидентов – Ю. Г. Галансков, В. К. Буковский, Э. С. Кузнецов и др.

4.2. Живопись и скульптура. Происходило раскрепощение художественной жизни. Началась реабилитация искусства авангарда рубежа XIX–XX вв. и его теоретического наследия. Были организованы моноэкспозиции живописи П. Н. Филонова, В. В. Кандинского, К. С. Малевича, М. 3. Шагала. Прошли персональные выставки П. Пикассо, Ф. Леже. Состоялось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма (фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани). Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле («соцарт», абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм).

В этот период продолжали активно работать художники – М. С. Саръян, Б. В. Иогансон, П. Д. Корин; скульпторы – Е. В. Вучетич, С. Т. Коненков и др. Ленинских премий были удостоены М. К. Аникушин за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде, А П. Кибальников – за памятник В. В. Маяковскому в Москве.

4.3. Архитектура. В начале 50‑х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе в 1949–1953 гг. здание МГУ на Ленинских горах, архитектор Л. В. Руднев).

Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали участие архитекторы А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др. В 1954–1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В. И. Ленина в Лужниках (архитекторы А. В. Власов, Н. Уллас и др.). В 1961 г. по проекту М. В. Посохина был построен Кремлевский Дворец съездов, в 1965–1967 гг. – здание СЭВ в Москве. В 1956–1957 гг. осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (под руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось строительство предприятий культурно‑бытового обслуживания. Дальнейший жилищный бум привел к застройке городов тысячами стандартных жилых комплексов из крупнопанельных блоков.

4.4. В 50‑е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны Десятая и Одиннадцатая симфонии Д. Д. Шостаковича, балеты «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Тропою грома» К. А. Караева. Мировое признание получили советские пианисты С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, скрипач Д. Ф. Ойстрах.

4.5. Кинематограф. В 50–60‑е гг. отечественный кинематограф переживал новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы М. М. Хуциева «Весна на Заречной улице»; А. Г. Зархи «Высота»; И. Е. Хейфица «Большая семья», «Дорогой мой человек».

По‑новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах «Летят журавли» М. К. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Н. Чухрая, «Судьба человека» С. Ф. Бондарчука, в которых утверждалась «окопная» правда. На эти годы приходится начало творческой деятельности таких режиссеров, как Г. Н. Данелия, Г. А. Панфилов, В. Н. Наумов, А. С. Кончаловский и др.

Расширился выпуск хроникально‑документальных и научно‑популярных фильмов.

 

5. Новое идеологическое наступление на интеллигенцию

 

5.1. Осуществление идеологического контроля. Во взаимоотношениях с интеллигенцией власть проявляла непоследовательность.

•  Контроль за идеологической сферой (в партии эту функцию выполнял М. А. Суслов) не прекращался. Так, в начале 1954 г. прошла кампания с осуждением последних произведений В. Ф. Пановой, И. Г. Эренбурга, Ф. А. Абрамова. В июле 1954 г. Секретариат ЦК осудил за «политические ошибки» редакцию журнала «Новый мир» в связи с намерением опубликовать поэму А. Т. Твардовского «Теркин на том свете». Твардовский как главный редактор был освобожден от занимаемой должности (в 1958 г. восстановлен и опубликовал «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына).

•  В конце 50‑х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч с различными творческими союзами и интеллигенцией Хрущев призывал их к активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом он проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.

5.2. Своеобразным рубежом стало «дело Пастернака». В 1958 г. Б. Л. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго», запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом. Под давлением властей он был вынужден отказаться от премии и тогда же был исключен из Союза писателей СССР.

5.3. Конфликт между Н. С. Хрущевым и творческой интеллигенцией. В 1962 г. после посещения Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная «проработка» деятелей культуры, а левые течения были осуждены как «формальные» и «абстрактные». В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество скульптора Э. И. Неизвестного, И. Г. Эренбурга (за книгу «Люди, годы, жизнь»), М. М. Хуциева (за фильм «Застава Ильича»). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушание дела по обвинению И. А. Бродского «в злостном тунеядстве».

 

6. Массовая культура

 

Параллельно с официальной культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям и попыткой уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.

Одной из форм этого вида культуры явилась авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты‑барды Б. Ш . Окуджава, А. А. Галич, В. С. Высоцкий, Ю. И. Визбор и др.

Важным каналом общей демократизации культуры становятся кино, телевидение, спорт (в «зрительской части»).

 

7. Народное искусство и художественные промыслы

 

Продолжало развиваться устное народное творчество, декоративно‑прикладное искусство, связанное с различными художественными промыслами по обработке дерева, металла, кости. Здесь существовали исторически сложившиеся направления. Абрамцевское художественно‑промышленное училище готовило резчиков по дереву на основе кудринской и богородской резьбы. Благодаря этому промыслу существовал и развивался в Загорске (ныне г. Сергиев‑Посад) центр русской деревянной игрушки. Не прекращали своей деятельности ростовские мастера «финифти» (в 1960 г. артель ростовских мастеров была преобразована в фабрику «Ростовская финифть»), артели, специализировавшиеся в области искусства черни по серебру (г. Великий Устюг, где работала фабрика «Северная чернь»). Север традиционно славился изделиями из бересты и художественной резьбой по кости. Достойное место в русском народном искусстве занимала палехская лаковая миниатюра.

Важное место в народной культуре занимало песенное и устное народное творчество. Многие коллективы – народные хоры и ансамбли, сложившиеся еще в 30–50‑е гг. во время деревенских гулянок и посиделок, – являлись одной из форм бытования традиционного фольклора. В 50–60‑е гг. происходило возрождение собирательской деятельности по различным районам России – песенного фольклора, свадебных обрядов, заговоров, быличек и др.

 

8. Выводы

 

1. Развитие культуры в период хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер.

2. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.

3. С другой – в условиях существования жесткой административно‑государственной системы деятели советской культуры находились в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно‑правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению.

4. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие новые тенденции в отечественной культуре проявились в период хрущевской «оттепели»?

2. Какие важные открытия в научных областях позволяют говорить о достижении СССР на стадии индустриального общества?

3. Что вы понимаете под определением «массовая культура»? Есть ли какие‑либо различия в ее проявлениях в СССР и на Западе?

4. Раскройте характер изменений, которые произошли в рассматриваемый период в системе народного образования. Что является самым главным достижением в этой области?

5. Чем была вызвана столь противоречивая политика Н. С. Хрущева по отношению к советской интеллигенции? Какие последствия она имела для судьбы реформ?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 640 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0