школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Воскресенье, 04.12.2016, 21:28:30

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]
Статистика

Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОССИИ » ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Политическая борьба в партии в 1920 е гг.

ПЛАН

1. Проблемы социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина.

1.1. В. И. Ленин о построении социализма.

1.2. Основные положения последних работ В. И. Ленина: Развитие промышленности. – Кооперирование крестьянства. – Создание новой социалистической культуры. – Укрепление партии.

2. РКП (б) в политической системе Советского государства. Структура и социальный состав партии.

2.1. Социальный состав партии.

2.2. Структура партийного руководства.

2.3. Характер внутрипартийной борьбы.

3. Этапы внутрипартийной борьбы.

3.1. Борьба против троцкизма.

3.2. «Новая оппозиция».

3.3. «Объединенная оппозиция».

3.4. «Правая оппозиция».

4. Судьба внутрипартийной оппозиции.

4.1. Состав оппозиции.

4.2. Механизм «законопослушного большинства».

4.3. Непримиримый антилиберализм лидеров партии.

5. Выводы.

 

1. Проблемы социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина

 

1.1. В. И. Ленин о построении социализма. В последний период своей жизни (1922–1923) Ленин продиктовал ряд писем и статей («О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше», «Как нам реорганизовать Рабкрин» и др.), в которых нашли отражение некоторые вопросы социалистического строительства.

Существует две точки зрения в оценке этих ленинских работ. Советская историческая наука и некоторые современные учебные пособия представляют их как логическое завершение разработки стройного «плана построения социализма в СССР», главные составные части которого были связаны с задачами индустриализации, добровольного кооперирования (понимаемого как обобществление) сельского хозяйства и культурной революции, иногда сводимой к развитию грамотности и образования. По мнению этой группы авторов, ленинский план включал в себя также развитие Советского государства и социалистической демократии, укрепление дружбы народов, политику мирного сосуществования с капиталистическими странами и пр. Данная концепция сложилась в советской историографии уже после XX съезда КПСС и нашла отражение в официальном издании «История КПСС» (1959).

Современные историки рассматривают последние письма и статьи как незавершенную попытку осмысления задач социалистического строительства.

1.2. Ленину не удалось выработать стройную концепцию строительства социализма, однако можно выделить некоторые принципиальные положения из его последних работ. Ленин был вынужден «признать коренную перемену всей точки зрения… на социализм». Главным выводом стал отказ от «введения социализма и переход к его длительному строительству».

– Надежды на окончательную победу социализма и в этот период связывались им с успехами будущей (но уже неизвестно когда) мировой революции и, в частности, с революционным потенциалом народов Востока (а не Запада, где к тому времени наблюдался спад революционной активности).

• Еще до победы мировой революции необходимо создать материальную основу коммунизма в СССР и, главное, продержаться во враждебном окружении капиталистических государств. Признавая отсутствие этой «основы» в России, Ленин пришел к выводу о необходимости восстановления и интенсивного развития крупной промышленности как главной экономической опоры власти на путях социалистического строительства.

– Условием решения задачи строительства социализма (по крайней мере до мировой революции) он считал также вовлечение крестьянства в дело строительства социализма. Ленин не называл сколько‑нибудь определенных сроков социалистического переустройства в деревне, считая его «делом, требующим поколений».

В качестве организационных форм нового общества Ленин называл «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией». Кооперирование в деревне, по Ленину, чтобы стать всеобщей формой социальной организации населения страны, должно развиваться на принципах добровольности, постепенности, путем движения от низших форм (сбытовых, снабженческих) к высшим (производственным) и сопровождаться технической реконструкцией сельского хозяйства (помощь государства кредитами, орудиями производства).

• Ни кооперирование, ни строительство социализма вообще были невозможны, как понял Ленин, без коренных изменений сознания и нравственности человека, подъема и перестройки его культуры. Поэтому ставилась задача создания «новой социалистической культуры» и воспитания « коммунистической морали» и на этой основе формирование «нового человека». Ставились также задачи повышения политической и производственной культуры, культуры управления. Большевики столкнулись с громадной культурной отсталостью населения страны, грамотность которого понизилась за годы революции и Гражданской войны. Поэтому первоначальная задача культурной революции в России определялась Лениным как достижение образовательного уровня «обыкновенного цивилизованного государства Западной Европы».

• Проведение всех этих преобразований, рассчитанных на длительный срок, подтягивание отсталой России «к высотам материального производства» и культуры возможно, как считал Ленин, только под руководством Коммунистической партии, осуществляющей диктатуру пролетариата. Но в деятельности партии Ленин видел ряд проблем.

В 1922 г. его волновало то, что политика партии определяется громадным, безраздельным авторитетом «тончайшего слоя старой партийной гвардии» (большевиков с дореволюционным стажем). Он указывал на развивавшуюся бюрократизацию аппарата партии, ошибки и отрицательные качества в манере поведения его руководителей (И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина и др.), их личные конфликты, притязания на контроль над центральными органами РКП(б), которые могли стать причиной раскола партии. Чтобы избежать этого и не допустить потери партией контроля над ситуацией в стране, Ленин в «Письме к съезду» выдвинул несколько требований.

Во‑первых, для прекращения бюрократизации, повышения эффективности работы аппарата, сокращения опасности раскола и проч., он, питая иллюзии в отношении классовой морали, считал необходимым ввести в состав ЦК и Рабоче‑крестьянской инспекции несколько десятков рабочих «от станка», не испорченных совслужбой.

Во‑вторых, Ленин предлагал «обдумать способ перемещения» Сталина с поста генсека, где он сосредоточил огромную власть, избрав другого, – менее капризного, более лояльного и т. д., а также советовал другим члена ЦК обратить внимание на имеющиеся недостатки.

Однако после смерти Ленина «политическое завещание» вождя было проигнорировано его партийными соратниками, между которыми развернулась борьба за власть.

 

2. РКП(б) в политической системе советского государства. Структура и социальный состав партии

 

2.1. Социальный состав партии. За годы Гражданской войны произошло укрепление политической монополии РКП(б), слияние ее функций с функциями госаппарата, в результате чего был совершен переход от диктатуры пролетариата к диктатуре Коммунистической партии. Партия обрела форму милитаризованной боевой организации. К окончанию войны РКП(б) насчитывала в своих рядах 650 тыс. человек, 90 % из которых вступили в партию уже в военные годы. В ходе последующих призывов численность ВКП(б) (изменение названия с 1925 г.) к 1930 г. возросла до 1674 тыс. человек (среди них 75 % коммунистов имели низшее образование, 0,6 % – высшее).

Социальный состав партии выглядел следующим образом: рабочие – 56 %; крестьяне – 19 %; служащие – 25 %. При этом большевики с партийным стажем до февраля 1917 г. составляли всего 1 % (не более 12–20 тыс. человек).

2.2. Структура партийного руководства.

• В самой партии власть концентрировалась внутри более узких партийных органов – Политбюро, Оргбюро, Секретариата. По мере процесса централизации власть сосредоточивалась в значительной степени в руках Политбюро, которое определяло политику государственных структур и регламентировало их повседневную работу. Решения X съезда РКП(б) о запрещении фракций явились поворотным пунктом на пути роста могущества Секретариата.

• XI съезд РКП(б) (апрель 1922 г.) избрал Сталина генеральным секретарем, должность чисто техническую (подготовка заседаний ЦК, проведение съездов и пр.) К тому времени он уже отвечал за работу двух комиссариатов – по делам национальностей и Рабоче‑крестьянской инспекции, а также являлся членом Политбюро и председателем Оргбюро ЦК. Бесконтрольная власть Секретариата и его руководителя, приступившего к расстановке «своих» людей, становилась очевидной.

2.3. Характер внутрипартийной борьбы. В дискуссиях, проходивших в партии в 1920–1921 гг., отразились трудности и противоречия, с которыми она столкнулась в поисках выхода из кризиса «военного коммунизма». В борьбе с внутрипартийной фракционностью секретный седьмой пункт резолюции X съезда РКП(б) «О единстве партии» предоставлял ЦК чрезвычайные полномочия, вплоть до исключения из партии, что в дальнейшем использовал Сталин для политической расправы с соперниками.

 

3. Этапы внутрипартийной борьбы

 

После смерти Ленина развернулась внутрипартийная дискуссия о перспективах развития страны, которая вылилась в борьбу за лидерство в партии. Партийные группировки использовали в своей борьбе различные идеи из наследия Ленина. Борьба за власть переплеталась с противоборством идейных концепций строительства социализма в СССР. Решающие столкновения при этом приходились на периоды кризисов НЭПа: 1923 и 1925 гг.; кризис хлебозаготовок 1928 г.

3.1. Борьба против троцкизма. В период болезни Ленина к маю 1922 г. в руководстве партии основное место заняла «тройка» (триумвират) членов Политбюро – Зиновьев, Сталин, Каменев. В 1923–1924 гг. они развернули борьбу с Троцким и его сторонниками (Г. Л. Пятаковым, Е. А. Преображенским и др.), предложившими выход из кризиса с помощью жесткого государственного планирования, привлечения ресурсов из частного сектора для создания тяжелой промышленности (отсюда термин «диктатура промышленности»).

Одновременно «левая оппозиция» открыто поставила вопрос о партийном аппарате и бюрократическом режиме, сложившемся в партии. Контрдоводом против Троцкого явился также сталинский тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране, даже если она экономически менее развита, чем ее капиталистические соседи. Троцкий продолжал связывать возможность победы социализма в одной стране с мировой революцией и помощью западноевропейского пролетариата. Это дало повод оппонентам Троцкого представить его человеком, недостаточно верившим в Советскую Россию и противостоявшим мнению партийного большинства. В январе 1924 г. XIII партконференция осудила Троцкого и оппозицию как «мелкобуржуазный уклон» в партии. В 1925 г. Троцкий был освобожден с поста наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета, а позиция по отношению к крестьянству была откорректирована в соответствии с идеями Н. И. Бухарина о развитии крепких хозяйств.

3.2. «Новая оппозиция». В 1925 г. антитроцкистский триумвират распался. Зиновьев и Каменев, поддержанные Г. Я. Сокольниковым и Н. К. Крупской, составили «новую оппозицию». Они выступили с обвинениями в адрес Пленума ЦК и лично Сталина в «примиренческом отношении к троцкизму», а затем члены оппозиции сначала тайно, а потом открыто бросили вызов Сталину как руководителю партийного аппарата и Бухарину – как выразителю партийной идеологии.

3.3. «Объединенная оппозиция». В 1926 г. бывшие противники – Троцкий, Зиновьев, Каменев, выступившие единой («объединенной») фракцией, оказались в оппозиции к официальной политике, против четверки большинства в Политбюро – И. В. Сталина, Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, М. И. Томского. Последовательнее всех лидеров оппозиции борьбу против существовавшего внутрипартийного режима продолжал вести Троцкий, требовавший демократизации партии и установления контроля над ее аппаратом.

Оппозиция потерпела поражение. Троцкого и Каменева вывели из состава Политбюро. После участия в ноябрьской демонстрации 1927 г. под собственными лозунгами Зиновьев и Троцкий были исключены из партии, а вместе с ними еще 93 члена оппозиции. В 1928 г. Троцкий и 30 его сторонников были высланы из Москвы в Алма‑Ату, а оттуда – в Турцию. В 1930 г. он и члены его семьи были лишены советского гражданства, а имя Троцкого вычеркнуто из истории партии и революции на долгие годы.

3.4. «Правая оппозиция». В 1927 г. распалась просталинская коалиция. Три члена Политбюро (Бухарин, Рыков, Томский), названные «правой оппозицией» в партии, выступили против курса «большого скачка» Сталина, определив его политику чрезвычайных мер как несовместимую с социализмом. Бухарин и его последователи подвергли критике призывы Сталина к развертыванию «классовой войны» в деревне и «внезапному прыжку» к социализму в сельском хозяйстве. «Правые» предлагали свой вариант выхода из экономического кризиса через «сбалансированное» развитие тяжелой и легкой промышленности, индустриального и аграрного секторов, не отвергая при этом форсированных методов индустриализации.

Однако ни одно из предложений группы Бухарина принято не было. В 1929 г. он и его активный сторонник секретарь ЦК и Московского комитета ВКП(б) Н. А. Угланов были выведены из состава Политбюро, следом лишились постов и званий Рыков и Томский.

Сталин и его окружение обрели безраздельный контроль над партией, в руководстве которой, кроме генсека, не осталось никого, кто бы являлся членом Политбюро «ленинского» состава. К тому времени был определен и сталинский план социалистического строительства.

 

4. Судьба внутрипартийной оппозиции

 

4.1. Состав оппозиции. В период внутрипартийных дискуссий оппозиционерами были, как правило, большевики с дореволюционным стажем, теоретики, партийная интеллигенция. В их рядах крайне мало было рядовых партийцев, а также тех, кто вступил в партию после 1924 г. Чтобы присоединиться к оппозиции, требовались образованность, теоретическая подготовка. К тому же участие в оппозиции было связано с определенными опасностями. Поэтому идеи оппозиции никогда не завоевывали поддержки большинства партии, и даже сочувствующие не всегда решались примкнуть к ней.

4.2. Механизм «законопослушного большинства». Поражению представителей «старой гвардии» способствовало то, что к 1924 г. в партии сложился хорошо отработанный механизм – система «законопослушного большинства», позволявшая быстро и эффективно сокрушить любую оппозицию. Партийные массы были готовы поддержать мнение, которое уже сформировалось в высшем эшелоне партии, и голосовать вместе с официальным вождем. Этому способствовали «ленинский» (1924) и другие массовые «призывы» в партию, когда принимались в ускоренном порядке сотни тысяч рабочих, составлявших пассивную и политически необразованную массу. Низкая политическая культура партийных низов стала тем фактором, который предопределил поражение всех оппозиций.

4.3. Непримиримый антилиберализм лидеров партии стал еще одним фактором, предопределившим крушение НЭПа. Большевистские руководители, в том числе организаторы всех «оппозиций», считали, что свобода фракций с неизбежностью ведет к многопартийности, противниками которой они являлись. При этом сами оппозиционеры проявляли непоследовательность и политическую недальновидность. Вместо борьбы с главным противником бывшие соратники боролись друг с другом, давая возможность укрепляться сталинской партии власти. Так в ходе внутрипартийной борьбы 20‑х гг. произошла фактическая изоляция от руководства партией сначала Ленина, а затем всех его ближайших сподвижников.

 

5. Выводы

 

1. В ходе внутрипартийной борьбы в 1920‑е гг. столкнулись различные альтернативные точки зрения на пути движения к общей цели – построению социализма.

2. Борьба за социалистические идеалы совмещалась при этом с борьбой за лидерство в партии, в которой победил Сталин и его окружение, опиравшиеся на насильственные методы управления.

3. В условиях 20‑х гг. призыв к отказу от НЭПа и осуществлению форсированного «скачка» представлялся многим единственно верным решением, обеспечивавшим в минимальный срок построение основ социализма в одной стране.

4. В качестве оправдания избранного курса называлась угроза со стороны врагов – внешних и внутренних, что должны были подтвердить начавшиеся судебные процессы против представителей технической интеллигенции и «старых» специалистов.

 

Вопросы и задания

 

1. Каким образом Сталин и его окружение осуществляли борьбу с политическими оппонентами в партии?

2. Кто в рассматриваемый период являлся наиболее активным критиком бюрократизации аппарата партии?

3. В чем заключалась «бухаринская альтернатива»? Как вы считаете, насколько реальной она была?

4. Какую роль в завершении процесса создания однопартийной системы сыграла резолюция XII Всероссийской партийной конференции «Об антисоветских партиях и течениях»?

5. Ознакомьтесь с «Последними письмами и статьями» В. И. Ленина. Сформулируйте основные вопросы, которые поднял в них Ленин в связи с проблемами социалистического строительства.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 19 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0