Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 23:15:42
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Развитие отечественной культуры в 1917 – середине 1920 х гг.

ПЛАН

1. Задачи и методы культурного строительства в послереволюционный период.

1.1. Культурное строительство.

1.2. Средства и методы культурной политики: Партийное руководство. Агитпром. – Борьба за утверждение марксистской идеологии. – Деятельность Пролеткульта.

1.3. Интеллигенция и власть.

1.4. Политика в отношении религии и церкви.

1.5. Общественное сознание и повседневность.

2. Система образования и воспитания.

2.1. Ликвидация неграмотности: Ход кампании. – Итоги.

2.2. Реформирование системы народного образования: Цели. – Преобразования.

2.3. Перестройка высшей школы.

2.4. Отношение к русской классической культуре.

3. Наука.

3.1. Организация научной деятельности.

3.2. Научные разработки.

4. Литература и искусство.

4.1. Участие творческой интеллигенции в культурном процессе.

4.2. Художественная литература: Новые задачи. – Литературные объединения и организации.

4.3. Изобразительное искусство: Живопись. – Монументальная пропаганда. Скульптура.

4.4. Архитектура: Градостроительство. – Новые направления в советской архитектуре.

4.5. Театр и кинематограф.

4.6. Музыка.

5. Русское зарубежье.

5.1. Центры русской диаспоры за рубежом.

5.2. Наука русского зарубежья: Естественные и технические науки. – Гуманитарные науки. – Религиозно‑философская мысль.

5.3. Русская художественная культура за рубежом.

5.4. Общественная мысль русского зарубежья: Евразийство. – «Сменовеховство».

6. Выводы.

 

1. Задачи и методы культурного строительства в послереволюционный период

 

1.1. Культурное строительство (термин «культурная революция» появился в середине 1950‑х гг.) рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области являлись:

– создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;

– подъем общего культурного уровня народа;

– формирование рабоче‑крестьянской интеллигенции.

1.2. Средства и методы культурной политики. Для выполнения первой задачи – формирования нового, коммунистического, сознания – использовались партийный аппарат и средства государственной власти, а также общественные объединения. Развернулась пропаганда коммунистических идей.

•  Партийное руководство. Агитпроп. С 1920 г. специальным органом, пытавшимся сосредоточить партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно‑пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В деятельности Агитпропа основной тенденцией стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны. В 1922 г. были созданы Главлит и Главрепертком, осуществлявшие предварительную цензуру печатных изданий и театральных постановок.

•  Государственная пропаганда. Борьба за утверждение марксистской идеологии являлась главной задачей политической пропаганды и агитации. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н. К. Крупской. Для подготовки политических кадров была создана Социалистическая академия общественных наук (1918 г.; с 1924 г. – Коммунистическая академия). Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова (1919). После окончания Гражданской войны расширилась сеть научных и учебных учреждений по изучению марксистского обществоведения: появились Институт истории партии – Истпарт (1920), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921), Институт В. И. Ленина (1923); возникли Общество воинствующих материалистов (1924), Общество историков‑марксистов (1925). Для подготовки национальных партийных советских кадров были созданы Коммунистические университеты трудящихся Востока (1921), национальных меньшинств Запада (1921), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.

• Те же цели преследовали общественные культурно‑просветительские и литературно‑художественные организации. Наиболее значительной из них стал Пролеткульт, возникший еще накануне Октябрьской революции. Его теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой, пролетарской, культуры, науки, философии, подчинения искусства задачам пролетарской борьбы. Сторонники «чистой пролетарской культуры» шли дальше Ленина (выступавшего не за изобретение «новой пролеткультуры», а за развитие лучших образцов «существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма») и отрицали значение культуры прошлого, не признавали участия даже крестьянства в строительстве новой культуры пролетариата.

Расцвет Пролеткульта пришелся на 1918–1920 гг. Кружки и студии Пролеткульта, созданные во многих городах страны, охватили своим влиянием сотни тысяч человек. Но из‑за своего радикализма Пролеткульт позже был распущен, а его теория осуждена руководством ВКП(б).

Во второй половине 20‑х гг. над общественными, литературными, просветительскими и прочими организациями, в том числе коммунистическими, был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930‑х их деятельность полностью прекратилась.

1.3. Интеллигенция и власть.

•  Государственная политика (1917–1920). Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство пыталось наладить диалог с представителями старой интеллигенции. Важная заслуга в этом принадлежала наркому просвещения А. В. Луначарскому. Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшения их быта, с другой – в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты.

• В начале 20‑х гг. эта политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, Н. Е. Жуковский, В. М. Бехтерев, А. Ф. Кони, И. В. Мичурин, А. Н. Бах, В. Я. Брюсов и др.). Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.

В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы («философский пароход» 1922 г.), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены эмигрировать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключение в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н. С. Гумилева, А. П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С. А. Есенина.

Менее жестокой была борьба с « попутчиками» – представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившей о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.

1.4. Политика в отношении религии и церкви. На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (от 20 января 1918 г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. В 1918 г. в России было восстановлено патриаршество – патриархом стал митрополит Московский Тихон (Белавин). Однако в соответствии с Программой РКП(б) ставилась задача содействия «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков». Началась активная борьба с «религиозными пережитками».

В 1919 г. появился журнал «Революция и церковь», в 1922 г. – газета «Безбожник», в 1925 г. был создан «Союз безбожников» (с 1929 г. – «Союз воинствующих безбожников»). В рядах «воинствующих безбожников» к 1930 г. насчитывалось 3,5 млн человек. Церковные праздники заменялись советскими, прошли аресты религиозной интеллигенции (в эти годы погибли более 8 тыс. человек из духовенства и монашествующих). В 1927 г. советская власть ликвидировала патриаршество (восстановленное лишь в 1943 г.), после чего началось очередное массированное наступление на все религии. В 1932 г. был принят Декрет СНК СССР «О безбожной пятилетке», в котором ставилась задача к 1 мая 1937 г. забыть «имя Бога» «на всей территории СССР».

1.5. Общественное сознание и повседневность. Революция и последовавшие вслед за ней изменения в культуре повседневности оказали непосредственное влияние на общественное сознание граждан. «Освобождение женщины» от «домашней эксплуатации» и начавшаяся борьба с частным бытом сопровождались снижением роли семьи, созданием фабрик‑кухонь и домов‑коммун, насаждением коллективного воспитания подрастающего поколения (пионер – комсомолец – коммунист).

В ходе борьбы с религией происходило вытеснение церковных праздников светскими массовыми театрализованными представлениями, новыми ритуалами (например, «октябрение» вместо крещения). Имена по святцам заменили революционными, такими как Гертруда (герой труда), Ким (Коммунистический интернационал молодежи), Марлен (Маркс – Ленин) и др.

 

2. Система образования и воспитания

 

Значительные силы были направлены на подъем культурного уровня населения.

2.1. Ликвидация неграмотности. Массовая неграмотность (особенно в национальных районах) являлась тяжелым наследием дореволюционной России и была усугублена Гражданской войной.

•  Ход кампании. Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А. В. Луначарским, которому на местах подчинялись отделы народного образования.

Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.) обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. Начала создаваться сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы‑читальни, кружки. В 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а в 1923 г. было создано массовое добровольное общество «Долой неграмотность».

•  Итоги. За первое десятилетие советской власти было обучено около 10 млн взрослых, доля грамотных в составе населения, начиная со школьного возраста, выросла с 40 % в 1917 г. (в 1920 г. она была ниже) до 51 % в 1926 г. В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19‑м месте в Европе.

В рамках кампании борьбы с неграмотностью была проведена реформа языка (унификация графики). Вместо принятой арабской графики вводилась латинская, а затем русская основа (с 1922 г. – у тюркских народов, с 1930 г. – северокавказских, угро‑финских, народов Сибири). Противники данной реформы (деятели культуры Татарской АССР) были обвинены в «национал‑уклонизме».

2.2. Реформирование системы народного образования.

•  Цели. Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись:

– связь обучения с производством;

– преемственность в воспитании и образовании;

– совместное обучение.

•  Преобразования. Первым шагом в этом направлении стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах «Закона Божьего». Конституция РСФСР закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». Специальным постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения.

На основе положения ВЦИКа «О единой трудовой школе» (16 октября 1918 г.) создавалась двухступенчатая школа (I ступень – 5‑летнее обучение; школы II ступени создавались на базе 4–7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. появились отмененные было учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 г. был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанного на 10 лет.

При этом затраты на развитие образования были крайне недостаточны, средств выделялось меньше, чем в предреволюционный период.

2.3. Перестройка высшей школы. Цель реформ в высшей школе состояла в формировании новой рабоче‑крестьянской интеллигенции. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. При приеме соблюдался классовый принцип, обеспечивающий преимущество выходцам из трудового народа.

В 1919 г. были созданы рабфаки – факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз. В 1921 г. положения «О высших учебных заведениях РСФСР» ликвидировали автономию высшей школы. В соответствии с декретом о научном минимуме изменилось содержание преподаваемых дисциплин. В течение 1918–1921 гг. были упразднены юридические, историко‑филологические факультеты. Вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы). С 1921 г. вводилось обязательное изучение марксизма‑ленинизма.

2.4. В отношении к классической культуре развивались две противоречивые тенденции.

• Поскольку многие большевистские руководители высшего звена являлись выходцами из интеллигенции, они понимали необходимость сохранения русской художественной культуры, по крайней мере ее части, на базе которой только и возможно было построить нечто новое. Работой по охране художественных и исторических ценностей, музейных коллекций, театров руководил Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе (1918). Если до 1918 г. в РСФСР действовал 151 музей, то к 1920 г. насчитывалось уже 394 музея.

• Но в данной области имелись значительные противоречия. Страну охватила горячка «обновительного» разрушения «буржуазной культуры». Многие памятники, «бесполезные или вредные для пролетарской культуры», уничтожались, коллекции распылялись. Наиболее явным проявлением кризиса в области охраны культурно‑исторического наследия стала кампания «по изъятию церковных ценностей», проводившаяся в 1922 г. В декрете ВЦИКа и Совнаркома от 7 января 1924 г. впервые официально был поставлен вопрос о возможности хозяйственного использования памятников истории и культуры.

 

3. Наука

 

3.1. Организация научной деятельности. Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. После революции была сохранена сеть научных учреждений – Российская академия наук (с 1925 г.  – Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно‑исследовательские институты и общества, большинство из которых носило прикладной характер.

В феврале 1918 г. с целью объединения научных и технических сил страны для решения неотложных экономических задач при ВСНХ был учрежден Центральный совет экспертов, в августе – научно‑технический отдел (НТО). К сотрудничеству привлекли около 800 ученых и специалистов, в их числе академики А Н. Бах, А Н. Крылов, А Е. Ферсман, Н. Д. Зелинский, А Ф. Иоффе, И . М. Губкин и др.

3.2. Научные разработки. В 1920 г. около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО. В связи с потребностями производства началась разведка нефти в районе между Волгой и Уралом, изучение недр Курской магнитной аномалии (под руководством И. М. Губкина), геологические изыскания на Урале, Дальнем Востоке, Кольском полуострове (возглавляемые А. Е. Ферсманом). Продолжали работать в эти годы физики А. Ф. Иоффе и Д. С. Рождественский, математик В. А. Стеклов, микробиолог Н. Ф. Гамалея , биохимик В. И. Вернадский, ботаник И. В. Мичурин и др.

 

4. Литература и искусство

 

4.1. Участие творческой интеллигенции в культурном процессе.

В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественной культуры эмигрировали или подверглись репрессиям. Некоторые из оставшихся продолжали работать в старом ключе, используя лирические мотивы, традиции русского психологизма.

Но значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда, представителям которого импонировала идея создания новой действительности средствами искусства. В 20‑е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции, «взращенное революцией». Среди них выделялись А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, С. М. Эйзенштейн и др. В условиях революционного энтузиазма, первых успехов НЭПа и определенной творческой свободы (в рамках приверженности идеям коммунистической культурной перестройки) в среде старой и новой творческой интеллигенции развернулась борьба за пути и методы строительства новой литературы и искусства.

4.2. Художественная литература.

• В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана «служить трудовому народу». Главным героем литературы и искусства стал «человек труда» с новыми моральными устоями. Тема революции нашла отражение в произведениях А. А. Блока («Двенадцать»), А. Белого («Христос воскрес»), В. В. Маяковского («Мистерия‑буфф») и др.

•  Литературные объединения и организации.

– Пролеткульт не был одинок в борьбе за пролетаризацию искусства. В августе 1918 г. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей. Влиятельной творческой группой стал РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), организационно оформленный в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович,

А. А. Фадеев и др. В первые годы НЭПа возникли литературно‑художественные группы: «Октябрь» (1922), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922). В 1923 г. была создана Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП).

– Однако далеко не все организации стояли на позиции формирования новой пролетарской культуры. Литературные общества «Серапионовы братья» (1921), «Перевал» и другие также искали пути к новому искусству, но занимали позицию, вызвавшую со стороны рапповцев и лефовцев их резкую критику как «попутчиков».

– Безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А. П. Платонов, Е. И. Замятин, М. А. Булгаков, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин. Вне литературных объединений стояли А. Н. Толстой, И. Э. Бабель, Б. Л. Пастернак.

4.3. Изобразительное искусство.

•  Живопись. Многие участники существовавших ранее авангардистских групп встали на сторону революционных преобразований в искусстве (В. В. Кандинский, М. 3. Шагал, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, К. С. Петров‑Водкин и др.). Художники‑авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственного управления искусством и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента «конструирования психики».

В первые послереволюционные годы в живописи широкое распространение получили агитационно‑пропагандистские формы (как, например, агитплакаты художников из «Окон сатиры РОСТА»). Подготовкой художников занималось первое высшее советское художественное учебное заведение – ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские), основанный в 1920 г. В том же году был создан Институт художественной культуры, занимавшийся разработкой вопросов теории и методологии искусства и художественного образования (первый председатель – В. В. Кандинский; директор ленинградского отделения – К. С. Малевич).

Среди живописцев и графиков в 20‑е гг. развернулась борьба, аналогичная происходившей в литературе. Возникли такие творческие группы, как Ассоциация художников революционной России (АХРР – С. В. Малютин, Г. Г. Ряжский, М. Б. Греков), «Четыре искусства» (К. С. Петров‑Водкин, М. С. Сарьян, В. А. Фаворский), Общество московских художников (ОМХ – П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк и др.), Общество художников‑станковистов (ОСТ – А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и др.).

Ахрровцы и остовцы, сочетая традиции реализма передвижников с новым идеологическим содержанием, своими произведениями заложили основы «социалистического реализма» в живописи. В творчестве И. И. Бродского (полотна, посвященные Ленину), Дейнеки («Оборона Петрограда»), Грекова («Тачанка»), Пименова («Тяжелая индустрия») доминируют темы революции и начавшегося создания социалистического хозяйства.

Их противники из «Четырех искусств» и ОМХ, развивая направление русского художественного авангарда, считали необходимым воплощать новую идеологию в новых формах.

•  Скульптура. Монументальная пропаганда стала новым направлением в художественной жизни советской России. В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды (весна 1918 г.) развернулось создание памятников известным мыслителям, революционерам, деятелям культуры (за этим последовало разрушение памятников дореволюционной эпохи как «не имевших художественного значения»). В осуществлении монументальной программы приняли участие Н. А. Андреев, Л. В. Шервуд, С. Д. Меркуров, В. И. Мухина и другие скульпторы, приобретшие известность до революции. В 20‑е гг. они создавали новые произведения, проникнутые революционным романтизмом и характеризовавшиеся монументализмом.

В духе «героического реализма» (ставшего позже основой «социалистического реализма») в скульптуре работал также И. Д. Шадр («Булыжник – оружие пролетариата», «Рабочий», «Крестьянин») и др.

4.4. Архитектура.

•  Градостроительство. В первой половине 20‑х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов – Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими проектами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы (И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, А. И. Таманян и др.). В эти годы начал осуществляться план реконструкции Москвы (под руководством Жолтовского и Щусева).

• Ведущим стилевым направлением советской архитектуры стал конструктивизм. Братья Веснины, М. Я. Гинзбург, П. А. Логосов, И. И. Леонидов и др., продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций. Конструктивисты выдвинули лозунг производственного общественно‑полезного искусства. Создавались новые функциональные типы зданий, созвучные эпохе, в частности фабрики‑кухни, Дома культуры и т. д. Конструктивистские идеи были использованы при разработке теории и практики дизайна, проявились в живописи, графике, театре.

В 20‑е гг. ведущие архитекторы в той или иной степени использовали конструктивистские принципы, в том числе А. В. Щусев. Идеи конструктивизма развивали и члены объединения АСНОВА, называвшие себя рационалистами (К. С. Мельников, Н А. Ладовский). Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.

4.5. Театр и кинематограф.

• Декретом СНК в августе 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью. Театр являлся важным участком «борьбы за народное искусство». Здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. Важную роль в развитии театрального искусства в послереволюционные годы сыграли московские театры им. Е. Б. Вахтангова и Моссовета, Большой драматический театр в Ленинграде. Среди театральных деятелей, работавших в эти годы, – А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, А. И. Южин, М. Н. Ермолова, В. П. Качалов и др.

В конце 1920 г. В. Э. Мейерхольдом была выдвинута программа «Театральный Октябрь», воплощенная на сцене 1‑го театра РСФСР. Эта программа, близкая идеям Пролеткульта, была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля (однако это направление не получило поддержки). В середине 20‑х гг. были поставлены первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: «Шторм»

В. Н. Биль‑Белоцерковского (1925); «Любовь Яровая» К. А. Тренева (1926), «Бронепоезд 14–69» Вс. В. Иванова (1927), «Разлом» Б. А. Лавренева (1928), «Клоп» и «Баня» В. В. Маяковского (1928–1929).

• В августе 1919 г. была национализирована киноиндустрия, которая играла большую роль в развитии советской пропаганды. «Кино для нас важнейший вид искусства, пока не ликвидирована неграмотность»,  – подчеркивал Ленин. С. М. Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец "Потемкин”», «Октябрь») положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе.

4.6. Музыка. В первые годы советской власти развитие музыки было тесно связано с песенным творчеством. Партийным и государственным гимном СССР стал «Интернационал». Звучали как старые («Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка»), так и новые пролетарские песни («Марш Буденного», «Проводы», «Песня о Красной Армии»), созданные молодыми композиторами – участниками Гражданской войны Д. Я. Покрассом, А. В. Александровым и др. Подчас популярность приобретали старые песни с новым текстом – такие как «За власть советов», переделанная из гимна юнкеров.

Среди первых музыкальных сочинений, написанных в эти годы и посвященных революции, 3‑я симфония Н. Я. Мясковского, музыка к балету «Красный мак» Р. М. Глиэра, оперетта «Свадьба в Малиновке» О. П. Рябова и др. У истоков развития советского музыкального искусства стояли А. К. Глазунов, К. Н. Игумнов, М. М. Ипполитов‑Иванов.

Здесь также шла борьба сторонников массового пролетарского искусства (Российская ассоциация пролетарских музыкантов – РАПМ) и тех композиторов, дирижеров и исполнителей, кто отстаивал необходимость популяризации русской и зарубежной музыкальной классики.

 

5. Русское зарубежье

 

Культура русского зарубежья оставалась составной частью отечественной культуры.

5.1. Центры русской диаспоры за рубежом. Российская эмиграция не была однородной по конфессиональной и этнической принадлежности, уровню образования, экономическому положению.

Представители России были рассеяны по разным странам и континентам. Центрами русского зарубежья в Западной Европе были прежде всего Берлин, Париж, Прага, а также Белград, Рига, София. За пределами Европы центрами расселения русской эмиграции стали Китай (особенно Харбин), США, Канада, страны Латинской Америки, Северной Африки.

• В основных центрах русской диаспоры проходила активная культурная и общественная жизнь, действовали политические и культурные общества, были созданы учебные заведения различных уровней: от гимназий до высших учебных заведений (Русский институт в Праге и др.).

С 1918 по 1932 гг. издавалось 1005 наименований русских эмигрантских газет и журналов, В отдельных центрах возникли архивы русской эмиграции, публиковавшие исторические материалы, документы, мемуары бывших государственных деятелей, дипломатов, руководителей и участников Белого движения. Богатейшее собрание документов с 1923 г. накопилось в Русском заграничном историческом архиве (РЗИА) в Праге, который в 1945 г. был передан в дар Академии наук СССР.

5.2. Наука русского зарубежья. В результате эмиграции и высылки из советской России сотен и тысяч выдающихся представителей интеллигенции и ученых, за рубежом оказались люди, чьи научные достижения имели мировое значение.

• Новых высот достигли представители естественных и технических наук: авиа– и вертолетоконструктор И. И. Сикорский, крупнейший ученый‑механик С. П. Тимошенко, один из создателей телевидения, видный специалист по электронной физике В. К. Зворыкин, кораблестроитель В. И. Юркевич и др.

•  Гуманитарные науки развивали историки П. Н. Милюков, Г. В. Вернадский, С. С. Ольденбург, социолог П. А Сорокин и др. Из 7 тыс. научных работ российских ученых‑эмигрантов, опубликованных в 1918–1927 гг. за рубежом, около двух третей составили работы по праву, истории, социологии, богословию.

• Новые произведения создавались представителями религиозно‑философской мысли. Н. А. Бердяев, организовавший в Берлине Свободное религиозно‑философское общество, редактировал главный религиозный журнал эмиграции «Путь», сыгравший чрезвычайно важную роль в развитии русского богословия.

В 1925 г. здесь же открылись семинария и Богословский институт. Весь комплекс стал называться Сергиевское подворье (в честь св. Сергия Радонежского). Митрополит Евлогий был номинальным главой этого учреждения, а роль интеллектуального и духовного лидера была отведена декану, отцу С. Булгакову. Среди преподавателей были выдающиеся ученые как духовного звания, так и миряне – Г. В. Флоровский, А. В. Карташев, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский и др. Церковь в русском зарубежье сумела занять видное место в интеллектуальной жизни эмиграции, способствовала сохранению культурных и национальных традиций. Возникла независимая Русская православная церковь за рубежом.

5.3. Русская художественная культура за рубежом. В разные годы за рубежом оказалась большая группа деятелей русской культуры – мастера оперы и балета – Ф. И. Шаляпин, С. М. Лифаръ (30 лет руководивший французским балетом), А. П. Павлова; композиторы – И. Ф. Стравинский, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, художники – Н. К. Рерих, А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, М. 3. Шагал, В. В. Кандинский; писатели и поэты – И. А. Бунин, И. С. Шмелев, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. В эмиграции они продолжали традиции дореволюционной культуры, особенно эпохи культурного ренессанса начала века со свойственными ему чертами модернизма в музыке, балете, живописи, философии, что вызывало особый интерес на Западе.

5.4. Общественная мысль русского зарубежья.

•  Евразийство. Представителями этого нового течения общественной мысли русских эмигрантов являлись П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский, Г. В. Вернадский и др. Суть взглядов евразийцев состояла в представлении России самобытной державой, находящейся на стыке двух миров – Запада и Востока. Евразийцы выступили сторонниками идеи корпоративизма – замены всенародного представительства представительством профессиональных групп. В этом смысле они идеализировали большевистские Советы, в которых видели основу проектируемой ими модели русской государственности («нового тоталитарного корпоративного государства»). Оставаясь противниками большевизма, евразийцы открыто заявляли о признании происходивших в России назревших социально‑экономических преобразований.

•  «Сменовеховство» (от названия сборника «Смена вех», вышедшего в 1921 г. в Праге) в определенной степени представляло собой реакцию эмигрантов на советский НЭП. Рассуждения об особом предназначении России, а также приверженность «исторической идее великодержавности» сближали сменовеховцев (Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, С. С. Лукьянов, А В. Бобрищев‑Пушкин и др.) с идеологами евразийства. Сменовеховцы издавали свои журналы и газеты за границей: в Париже («Смена вех»), Софии («Новая Россия»), Берлине («Накануне»), Харбине («Новости жизни») и в России [журнал «Россия», затем «Новая Россия» (1922–1926), журнал «Экономист»].

Отправным пунктом сменовеховской идеологии стало признание силы советской власти, «очевидного» движения страны к восстановлению рынка, в связи с чем делался вывод о необходимости «примиренчества» с новой властью, неизбежности и необходимости совместной работы с большевиками. Считая неприемлемым в условиях России западноевропейский парламентаризм, теоретики этого направления пытались связать с большевистской идеологией и практикой решение задачи возрождения национальной государственности.

 

6. Выводы

 

Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны.

1. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, созданы ценности в области духовной и материальной культуры.

2. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно‑правительственного аппарата. Социалистическая культура, в основе которой лежала пролетарская идеология, призвана была служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.

3. В то же время этот период, особенно первая половина 20‑х гг., характеризовался подъемом активности творческой интеллигенции, созданием новых и возрождением старых обществ и объединений.

4. Составной частью отечественной культуры являлась культура русского зарубежья, для которого были характерны глубокая духовность, стремление осознать место России в историческом и культурном процессах. В эмиграции людей разных художественных направлений и политических взглядов объединяло стремление сохранить наследие русской культуры и развить ее.

 

Вопросы и задания

 

1. Раскройте понятие «культурная революция».

2. Как решалась проблема ликвидации неграмотности в национальных районах?

3. Какую роль сыграли представители советского авангарда в популяризации идей революции?

4. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?

5. Какую роль сыграли представители русского зарубежья в сохранении традиций отечественной культуры?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 509 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0