школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Пятница, 09.12.2016, 18:29:49

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОССИИ » ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Россия в Первой мировой войне (1914–1916)

ПЛАН

1. Предпосылки и причины войны.

1.1. Обострение противостояния великих держав в мировом масштабе.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах: Противоборство на Балканах России и Австро‑Венгрии. – Ближний Восток. Дальний Восток.

1.3. Политическое и экономическое соперничество Германии и Франции.

1.4. Внутриполитические задачи российского государства. Недооценка революционных потенций российского общества.

2. Подготовка.

2.1. Реорганизация армии.

2.2. Рост вооружений. Военные программы.

2.3. Дипломатическая подготовка.

2.4. Военные планы: Планы Германии. – Планы России.

3. Начало войны.

3.1. Повод к началу войны.

3.2. Объявление войны.

4. Ход военных действий.

4.1. Первые наступления 1914 г.: Наступление в Восточной Пруссии. – Наступление в Галиции. – Варшавско‑Ивангородская и Лодзинская операции. – Война с Турцией. – Итоги военных действий 1914 г.

4.2. Поражения 1915 г.: Юго‑Западный фронт. – Западный фронт. – Итоги военных действий 1915 г.

4.3. 1916 г.: Брусиловский прорыв. – Война на Кавказе. – Итоги военных действий 1916 г.

5. Экономическое положение.

5.1. Промышленность: Рост и изменение структуры промышленного производства. – Новые формы организации промышленности.

5.2. Сельское хозяйство. Продразверстка.

5.3. Финансы. Рост эмиссии. Инфляция.

6. Развитие социально‑политического кризиса.

6.1. Поддержка правительства в первые месяцы войны.

6.2. Политическая ситуация 1915 г.: Общественное движение. – Политические партии и Прогрессивный блок.

6.3. Рост антиправительственных настроений в 1916 г.: Протесты солдат, рабочих и крестьян. – Объединенная политическая оппозиция. – Реакция самодержавия. «Министерская чехарда».

7. Выводы.

 

1. Предпосылки и причины войны

 

1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав, прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за «передел мира», в том числе за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами‑мировыми лидерами в качестве «ключевых точек» в борьбе за сферы влияния.

• Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро‑Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасность ситуации усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г., поставив под контроль армию Османской империи,

Германия превратилась в доминирующую военную державу Балканского региона. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо‑турецким военным союзом.

• Не простой была ситуация на Ближнем Востоке. На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние новые активные участники международных отношений США и Япония.

1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи Российского государства объективно противоречили тенденции к началу военных действий. «Нам нужен мир,  – писал П. А. Столыпин, – война в ближайшие годыбудет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической» . Программа реформ была рассчитана на длительный период времени. Но особенностью самодержавия начала XX в. и лично Николая II являлась недооценка революционных потенций российского общества и иллюзии относительно «умиротворительного внешнего противоборства», не уничтоженные русско‑японской войной.

С началом войны российское руководство долгое время неверно оценивало военную перспективу, рассчитывая на скорейшее успешное окончание войны после «решительного удара» союзников и отвергая все предложения Германии о заключении сепаратного мира в 1914–1916 гг.

 

2. Подготовка

 

2.1. Реорганизация армии. В 1908–1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ. Возросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге российская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро‑Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено.

2.2. Рост вооружений. Военные расходы увеличились за этот период в 3,7 раза, составив 40 % бюджета страны.

•  Флот. После уничтожения в русско‑японской войне российского военного флота он снова начал возрождаться. Еще в 1907 г. была принята «Малая судостроительная программа», а в 1912 г. – «Программа судостроения Балтийского флота». Началось строительство подводных лодок.

• Модернизировались и вооружения сухопутных войск, но лишь в 1913 г. была принята «Большая программа по усилению армии», в ходе выполнения которой в 1914–1917 гг. планировалось увеличить и модернизировать артиллерию, усилить инженерные войска, создать военную авиацию и автомобильный транспорт. Программа к началу войны только начала выполняться. В результате Россия отставала как по объему военного бюджета, так и в вооружениях, особенно артиллерии, от Германии, завершившей к 1914 г. свою военную программу.

Огромную опасность представляло отставание России (в 2,5 раза) от Германии и Австро‑Венгрии по пропускной способности железных дорог, ведущих к районам будущих военных действий.

2.3. Дипломатическая подготовка. В 1914 г. была подготовлена военно‑морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершало складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции.

2.4. Военные планы.

•  Руководство Германии считало лето 1914 г. наиболее выгодным моментом для начала войны, так как страны Антанты, особенно Россия, еще не были полностью готовы к войне. Германский генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро‑Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией.

•  Россия рассчитывала после завершения мобилизации предпринять наступление на северо‑западе на Берлин и на юго‑западе на Вену. Главнокомандующим был назначен дядя царя Николай Николаевич.

Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3–4 месяцев.

 

3. Начало войны

 

3.1. Повод к началу войны. 15 (28 по новому стилю) июня 1914 г. должны были начаться провокационные военные маневры Австро‑Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараево, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в соседнюю Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро‑Венгрии и Германии, 15 (28) июля австрийская артиллерия начала обстрел столицы Сербии – Белграда.

3.2. Объявление войны. 17 (30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро‑Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа (здесь и далее все даты приводятся по новому стилю) начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России.

3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа вступила в войну Англия, 6 августа – Австро‑Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу, а позже – значительную часть мира. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро‑Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

 

4. Ход военных действий

 

4.1. Первые наступления 1914 г. После поражения франко‑английских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

•  В Восточной Пруссии наступавшие с востока – 1‑я (под командованием П. К. Ренненкампфа ) и с юга – 2‑я (под командованием А В. Самсонова) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и привлечения резервных частей Германия, используя несогласованность действий российских войск, окружила и уничтожила два корпуса 2‑й армии генерала Самсонова, покончившего самоубийством. 1‑я армия отступила.

•  Наступление в Галиции в августе – сентябре 1914 г. было более успешным. 8‑я армия (А. А. Брусилов) взяла Львов и Галич, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км от границы за р. Сан. Казалось, что Австро‑Венгрия разгромлена.

•  Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успех на юго‑западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в сентябре – октябре австро‑германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных и широкомасштабных Варшавско‑Ивангородской и Лодзинской операциях в октябре – ноябре обе стороны понесли большие потери (Россия – 2 млн человек убитых, раненых и пленных, ее противники – 950 тыс.), но не выполнили своих задач. При этом Россия остановила австро‑германское наступление, но не смогла предпринять поход на Берлин и отступила в глубь Польши. На фронте война приняла позиционный характер.

•  Война с Турцией началась с атаки 29 октября германских кораблей, шедших под турецким флагом на Севастополь, Одессу, Новороссийск и Феодосию, и наступления турецких войск на Кавказе. Кавказская армия, перейдя в контрнаступление, нанесла поражение превосходящим турецким силам, оттеснив их в декабре к Эрзруму, что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

•  Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве планов быстрой победы как Германии и Австро‑Венгрии, так и Антанты. Наступления русских в Восточной Пруссии и Галиции дали возможность союзникам одержать в сентябре победу на р. Марне и стабилизировать фронт во Франции. В результате Германия, несмотря на некоторые успехи, была вынуждена вести затяжную войну на два фронта.

В ходе боев выявилось превосходство германской армии над российской в артиллерии и снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийских и турецких войск.

4.2. Поражения 1915 г.

•  Юго‑Западный фронт. После некоторых успехов России в январе – марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецкого наступления из Восточной Пруссии) в апреле – мае ситуация изменилась. Австро‑германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить российские войска, испытывавшие «снарядный голод», и захватили большую часть Галиции и Волыни. Но фронт на юго‑западе не был прорван.

•  Западный фронт. Программы модернизации вооружений России должны были завершиться лишь к 1917 г., накопленные перед войной боеприпасы были израсходованы. Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, затем часть Белоруссии, Литвы (включая Вильно), Латвии и вышли к Риге. Но Германия не имела сил, чтобы вести полномасштабные действия на двух фронтах. Кроме того, в России быстро увеличивалось производство вооружений и боеприпасов, значительными были поставки союзников. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.

•  Итоги военных действий 1915 г. Из строя вышел весь состав довоенной подготовленной кадровой армии. Россия потеряла некоторые западные территории, но сохранила основную промышленную, топливную и сельскохозяйственную базу. В то же время увеличилось германское превосходство в артиллерии, особенно тяжелой, еще более очевидной стала узость железнодорожной сети России.

В августе Николай II, отстранив популярного в войсках Николая Николаевича, взял на себя главнокомандование, назначив опытного стратега М. В. Алексеева начальником Генштаба.

Союзники, к которым присоединилась Италия, в этот период не предприняли ни одной значительной операции, ограничившись крупными поставками в Россию вооружений и угля.

4.3. 1916 г. Германское командование перенесло основные военные усилия с Восточного на Западный фронт. Началась битва за крепость Верден, преграждавшую путь на Париж. В тяжелом положении находилась итальянская армия.

Российское командование, планировавшее развернуть летом наступление силами войск Западного фронта в Литве и Белоруссии при поддержке Юго‑Западного и Северного фронтов, вынуждено было изменить сроки и направление главного удара. В марте после недостаточной подготовки началось наступление под Двинском (ныне Даугавпилс).

•  Брусиловский прорыв. В мае войска Юго‑Западного фронта под командованием генерала А. А. Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км. Наступление Западного фронта было приостановлено для усиления войск Брусилова, но германские подкрепления позволили австро‑венгерской армии, потерявшей 1,5 млн человек, стабилизировать линию фронта в Галиции и Буковине.

•  Кавказская армия взяла Эрзрум и Трапезунд. Румыния выступила на стороне Антанты, но быстро потерпела поражение, что удлинило линию фронта еще на 500 км.

•  В итоге военных действий 1916 г. англо‑французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция в этих условиях в 1915–1916 гг. заключили соглашения с Россией о ее послевоенных территориальных приобретениях в Прибалтике и будущей передаче под ее контроль не только проливов Босфор и Дарданеллы, но и Константинополя.

 

5. Экономическое положение

 

5.1. Промышленность.

•  Объем промышленного производства в 1914–1916 гг. возрос на 22 %. К 1916 г. промышленность полностью перестроилась, была выполнена довоенная программа по вооружению. Развивались как крупное частное и казенное, так и кооперативное и артельное производства, работавшие на оборону.

Несколько изменилась отраслевая промышленная структура. При сокращении «мирной» легкой промышленности тяжелая индустрия производила продукции в 3 раза, а по военным заказам в 10–20 раз больше, чем до войны. Начался выпуск автомобилей, броневиков, самолетов. Были созданы отечественная электротехника и радиопромышленность. В 1916 г. нехватка снарядов, винтовок и обмундирования больше не наблюдалась. К этому времени Россия с учетом поставок союзников полностью обеспечивала все потребности армии и в военно‑техническом отношении была готова к широкомасштабным наступлениям. Накопленные к 1917 г. запасы обеспечили позже вооружениями стороны, воевавшие в Гражданской войне, во время которой промышленность практически бездействовала.

Узким местом оставался транспорт. Железнодорожное строительство продолжалось (1914–1916 гг. – 7 тыс. км), но транспортная сеть едва справлялась с нуждами фронта. При наличии достаточных запасов продовольствия снабжение прифронтовых районов резко ухудшилось.

•  Новые формы организации промышленности.

– Большую роль в мобилизации мелкой промышленности сыграли образовавшиеся в 1915 г. общественные союзы земств и городов. Ими был создан объединенный по снабжению армии комитет под председательством Г. Е. Львова (Земгор), занимавшийся прежде всего организацией медицинской помощи, сбором продовольствия для армии и т. п.

– Для распределения заказов и сырья в 1915 г. на базе представительных организаций крупной буржуазии возникли Военно‑промышленные комитеты (председатель Центрального ВПК – А. И. Гучков).

– Координацию всей деятельности по обеспечению обороны осуществляло правительство через руководимые им Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам. Особое совещание по обороне координировало деятельность других особых совещаний и множества отраслевых комитетов: металлургического, сахарного, суконного и пр. Во главе каждого совещания и комитета стоял министр. Поскольку совещания регулировали деятельность не только казенных, но и частных предприятий, в их руководства входили не только государственные чиновники, но и члены Госсовета и Думы, а также представители крупных предпринимателей.

5.2. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство пострадало в большей степени. В связи с мобилизацией почти половины трудоспособных сельскохозяйственных работников, конфискацией для армии

2,5 млн рабочих лошадей и оккупацией части российской территории посевные площади сократились на 10 %, сбор зерна – на 20 %, производство мяса – на 70 %. Сбор некоторых сельскохозяйственных культур, прежде всего картофеля, сократился. Снижение производства сахара на 35 % привело к введению на него карточек.

В то же время благодаря прекращению зернового экспорта и принятию «сухого закона» хлеба в целом хватало для фронта и тыла (1914–1916 гг. – 13,5 млрд пудов). Однако армия и прифронтовые города недополучали его.

–  Во‑первых, производители, получавшие в оплату обесцененные деньги и не имевшие возможность приобрести необходимые гражданские товары, производство которых сократилось, придерживали хлеб. Чтобы преодолеть это, правительство ввело в 1916 г. в ряде губерний продразверстку (принудительную продажу части хлеба для нужд армии по фиксированным ценам).

–  Во‑вторых, нехватка хлеба на фронте и в прифронтовых городах, в том числе в Петрограде, вызывалась транспортными проблемами, прежде всего узостью железнодорожной сети, не соответствовавшей возросшей во время войны напряженности перевозок.

5.3. Финансы. Военные расходы в 3 раза превышали доход государства, серьезно сократившийся из‑за запрета на продажу алкоголя. Дефицит бюджета покрывался возросшей денежной эмиссией, внешними и внутренними займами. В результате государственный долг увеличился в 4 раза по сравнению с довоенным, образовались излишки бумажных денег, прекратился обмен бумажных денег на золото, быстро росла инфляция. В 1914–1916 гг. цены выросли в 4–5 раз.

 

6. Развитие социально‑политического кризиса

 

6.1. В первые месяцы войны все слои общества поддержали правительство. Перед Зимним дворцом прошла многотысячная демонстрация в поддержку войны. Многих охватили антинемецкие настроения. Санкт‑Петербург был переименован в Петроград. Рабочие забастовки практически прекратились (1,5 млн стачечников в январе– июле и 35 тыс. – в августе – декабре 1914 г.).

• Политические партии, в том числе либералы, выступили за войну до победного конца и проголосовали в Думе за предоставление военных кредитов. Либералы отказались от оппозиции правительству «до победного окончания войны». Кадеты, в соответствии со своей партийной программой, выдвинули лозунг присоединения к России Галиции, турецкой Армении и черноморских проливов.

•  Левые. Воздержались лишь трудовики и социал‑демократы (большевистские депутаты присоединились к декларации меньшевиков), объявившие войну империалистической, но признавшие необходимость обороны страны. Но уже в сентябре Ленин, напомнив слова Маркса, что «у пролетариата нет отечества», выдвинул тезис о том, что «поражение самодержавия и его армии в войне будет для рабочих России меньшим злом, чем его победа». Он ожидал, что в условиях «загнивания» капитализма бедствия войны приблизят мировую революцию, а буржуазная революция в России при поддержке мирового пролетариата перерастет в социалистическую. Позиция большевиков была воспринята как пораженчество и оттолкнула от них рабочие массы, арест думской большевистской фракции не вызвал протестов.

Приостановление на полгода («до победы») заседаний Думы также было спокойно воспринято общественно‑политическими группами и партиями.

6.2. В 1915 г. политическая ситуация изменилась.

•  Общественное движение. Поражения русской армии вновь вызвали недовольство правительством. Возобновилось рабочее забастовочное движение (600 тыс. стачечников). Начались крестьянские волнения, число которых, впрочем, было невелико (177). Сотни общественных союзов и комитетов помощи фронту, прежде всего Земгор, играли все большую роль в социально‑политической жизни страны.

•  Политические партии и Прогрессивный блок. Кадеты, октябристы и умеренные правые обвинили в военных поражениях правительство. Земства и города потребовали созыва Думы. Николай II пошел на некоторые уступки, созвав в июле Думу и уволив ряд министров, вызывавших недовольство общественности, в том числе военного министра В. А. Сухомлинова, обер‑прокурора Синода В. К. Саблера и министра юстиции И. Г. Щегловитова.

В августе в Думе по инициативе кадетов впервые образовалось оппозиционное большинство – Прогрессивный блок, объединявший либералов различных направлений, а также умеренных правых, возглавленный левым октябристом С. И. Шидловским и умеренным правым В. В. Шульгиным при фактическом руководстве кадета П. Н. Милюкова. Коалиция потребовала сформирования правительства «общественного доверия» (из политических деятелей, предложенных блоком), которое проведет либеральные реформы.

Хотя некоторые министры поддержали Думу, император приостановил деятельность парламента и заменил «либеральных» министров. Казалось, политический кризис завершился.

6.3. Но в 1916 г. в связи с ухудшением положения на фронте антиправительственные настроения усилились.

•  Протесты солдат, рабочих и крестьян. На передовой увеличилось дезертирство, ослабла дисциплина, проводились стихийные братания российских и немецких солдат. В армии начались открытые выступления, в том числе вооруженные.

Проходили массовые рабочие забастовки (один миллион стачечников), причем 30 % забастовщиков выдвигали политические и антивоенные лозунги. В октябре произошел резкий подъем стачечного движения, в декабре активность пролетариата, агитируемого не только левыми, но и либералами, возросла еще больше.

Несколько возросло число крестьянских выступлений, остававшееся небольшим (294).

•  Объединенная политическая оппозиция. Думский Прогрессивный блок, поддержанный политизировавшимся Земгором, в ноябре 1916 г. выдвинул еще более радикальное требование создания «ответственного министерства» (правительства, подотчетного парламенту). С речами против правительства выступали уже не только кадеты («мы заявляем этой власти: либо мы, либо они»), октябристы (необходимо пойти «на прямой конфликт с этой властью»), но даже ярый монархист Пуришкевич. Прогрессисты и левые кадеты, вышедшие из блока, предлагали вывести движение за стены Думы и обратиться с воззванием к народу и армии.

Ряд либеральных общественно‑политических деятелей, генералов и крупных предпринимателей (в том числе А. И. Гучков) попытались организовать заговор с целью замены Николая II его дядей Николаем Николаевичем, проведения необходимых преобразований и предотвращения революции.

•  Реакция самодержавия. Николай II не желал уступить требованию общества, лишь перетасовывая состав правительства, что Пуришкевич назвал «министерской чехардой». Ни один из 4 председателей Совмина и 6 министров внутренних дел, сменившихся за 1915–1916 гг., не устраивал Думу и общество.

Крайне правые попытались поднять авторитет монарха, убрав влиявшего на царя Григория Распутина – символ разложения самодержавия. 16 декабря он был убит группой великосветских заговорщиков. Но последовали лишь репрессии: заседания Думы были прерваны, новое правительство Н. Д. Голицына оказалось еще консервативнее, был «обновлен» Госсовет, во главе которого встал одиозный И. Г. Щегловитов, развернулось подавление возросшего стачечного движения.

Столкновение режима и широких слоев общества стало неизбежным.

 

7. Выводы

 

1.  К 1917 г. военная программа была выполнена, наладилось производство вооружений, промышленность и сельское хозяйство в целом обеспечивали армию и мирное население. В то же время росла инфляция. Проблемой была железнодорожная сеть, что привело к нехватке боеприпасов на фронте (при их достаточном производстве) и продовольствия в прифронтовых районах.

2. Поражения российской армии в 1915–1916 гг. обострили внутриполитическую ситуацию в стране. Разрасталось забастовочное движение, происходили выступления крестьян, начались волнения в армии. Работа правительства была дезорганизована. В Думе антиправительственное большинство потребовало формирования правительства, ответственного перед парламентом.

3.  Николай II проявил неспособность управлять ситуацией. Не идя на уступки общественному движению, принимая непопулярные меры, он провоцировал падение своего авторитета и новый подъем недовольства и протестов.

4. Правые уповали на мудрость монарха, либералы разрабатывали планы дворцового переворота, немногочисленные социал‑демократы и эсеры пытались организовать рабочих.

Стихия народного протеста, спровоцированная возросшими противоречиями, затянувшейся войной, проблемами транспорта и т. д., как всегда неожиданно для реформаторов и революционеров опрокинула все планы, определив вступление России в новую эпоху.

В результате в феврале – марте 1917 г. многовековая российская монархия рухнула.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие цели преследовала Россия, вступая в войну?

2. Опишите ход военных действий в 1914–1916 гг.

3. Как развивалась во время войны промышленность России?

4. Имела ли Россия в 1916 г. экономические возможности для продолжения войны? Могла ли выиграть войну?

5. Оцените политическую ситуацию в стране в 1916 г. Имелись ли политические условия для успешного продолжения войны? Какие социальные группы и политические организации выступали с антивоенных позиций?

6. Что такое «Прогрессивный блок»? Какое место в расстановке политических сил России он занимал?

7. Какую роль сыграла Первая мировая война в обострении социально‑политических противоречий в России?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 15 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0