школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Вторник, 06.12.2016, 03:49:19

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОССИИ » ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Русская культура первой половины XVIII в.

ПЛАН

1. Общая характеристика.

1.1. Социально‑исторические условия.

1.2. Основные тенденции развития.

1.3. Периодизация.

2. Общественная мысль.

2.1. Петровские преобразования в оценке общественной мысли.

2.2. Понятия «общего добра» и «общего блага».

2.3. Интерес к человеческой личности.

2.4. Идеи масонства.

3. Образование и просвещение.

3.1. Петровские реформы: Светский характер образования и соединение обучения с практикой. – Введение обязательного обучения грамоте дворянских детей. – Книгопечатание. Реформа алфавита. – Формирование системы учебных заведений.

3.2. Образование во второй четверти XVIII в.: Формирование системы сословных учебных заведений.

3.3. Итоги.

4. Наука и техника.

4.1. Государственная политика в области науки: Основные научные учреждения. – Научные кадры. Иностранные и российские специалисты.

4.2. Естественные науки: География, геология, картография, этнография, ботаника. – Химия. – Физика.

4.3. Техника.

4.4. Гуманитарные науки: История. – Филология.

5. Литература.

5.1. Основные особенности.

5.2. Жанры: Бытовая повесть. – Сатирические произведения. – Любовная лирика.

5.3. Стилевые направления: Классицизм. – Творчество В. К. Тредиаковского. – Творчество М. В. Ломоносова.

5.4. Устное народное творчество: Песни о Петре. – Жалобы. – Духовные стихи.

6. Архитектура.

6.1. Гражданское строительство: Возведение административных и общественных построек. – Промышленное строительство. – Строительство дворцов.

6.2. Градостроительство: Строительство Петербурга. – Строительство в старых городах. – Организация «архитектурного надзора». – Подготовка отечественных архитектурных кадров.

6.3. Стилевые направления: «Петровское барокко». – Зрелое барокко. – Рококо.

6.4. Старое и новое в архитектуре: Петербургская архитектурная школа. – Москва и провинция. – Развитие деревянного зодчества.

7. Изобразительное искусство.

7.1. Основные особенности.

7.2. Живопись: Жанры. – Стилевые направления. Барокко. Рококо.

7.3. Гравюра.

7.4. Лубок.

7.5. Скульптура: Основные особенности. – Художественные (стилевые) направления.

8. Театр.

8.1. Профессиональный театр: Публичный общедоступный театр. «Комедиальная храмина». – Иностранные актерские труппы. – Первый русский драматический профессиональный театр Ф. Г. Волкова. – Зарождение русского балета.

8.2. Школьный театр.

8.3. Крепостной театр.

9. Музыка.

10. Быт и нравы.

10.1. Изменения в период петровских преобразований.

10.2. Быт русского дворянства в середине XVII в.

10.3. Результаты.

10.4. Сохранение некоторых нововведений до настоящего времени.

11. Выводы.

 
1. Общая характеристика

 

1.1. Социально‑исторические условия. Реформы Петра I, в той или иной степени затронувшие все стороны жизни общества, содействовали активизации процесса сближения русской и западно‑европейской культур. С одной стороны, действия Петра способствовали ускорению темпов культурного развития, с другой – значительная часть культурных заимствований перенималась механически, деформировалась на русской почве и не приводила к результатам, на которые рассчитывали реформаторы.

Главный результат все же оправдывал затраченные усилия – культурные преобразования создавали необходимую основу для реформ в технико‑экономической и военной областях.

Существует мнение, что вводимые Петром I «новшества» носили, как пишет Л. Н. Гумилев, «декоративный характер» и ни в чем не нарушали исконных русских традиций, оставаясь достоянием лишь верхушки общества.

1.2. Основные тенденции. Несмотря на существенные отличия русской культуры XVIII в. от предшествующей, в целом ее развитие находилось под влиянием тенденций, уходивших корнями в предшествующий период.

• Новый импульс получил процесс обмирщения культуры, секуляризации всех сфер сознания и жизни. Во всех областях культуры утвердилось светское направление.

• Происходило дальнейшее углубление индивидуализации творческой деятельности. Произведения искусства приобретали все больше индивидуальных черт в рамках определенных стилевых художественных направлений. Анонимные произведения создавались лишь в устном народном творчестве.

• Рост международного авторитета России, ее успешная внешняя политика способствовали установлению постоянных контактов со странами Европы. Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в различных областях человеческой деятельности, но некоторые заимствования проводились механически, без необходимой адаптации.

• Процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался формированием новых стилей и направлений, новых методов художественного творчества.

• Многие преобразования, особенно в области быта, проводились насильственным путем и зачастую не соответствовали национальным традициям.

• Петровские преобразования усиливали культурную дифференциацию. Формировалась ориентированная на западноевропейские ценности элитарная дворянская культура, которая все более отрывалась от народной, сохранившей национальные традиции, устои прошлого.

1.3. Периодизация. Развитие культуры в XVIII в. не было равномерным.

• Первая четверть века, Петровская эпоха, отличается интенсивной ломкой средневекового мировоззрения, образа мыслей, жизни, быта и нравов; установлением активных и целенаправленных международных художественных связей; формированием государственной политики, направленной на воспитание отечественной творческой интеллигенции.

• Со второй четверти столетия при сохранении общей прогрессивной тенденции темпы культурного развития несколько замедлились, что объясняется возросшим влиянием на него замкнутых сословных корпораций, засильем иностранцев и нестабильной политической обстановкой. В то же время основа, созданная Петром, не только сохранялась, но и развивалась.

 
2. Общественная мысль

 

Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.

2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы страны, цели и результаты петровских реформ.

• Выдающиеся мыслители этого периода Ф. Прокопович, А. Кантемир, П. П. Шафиров с рационалистических позиций обосновывали необходимость преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости России. Сочинения Прокоповича («Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской») отстаивали право монарха на неограниченную власть, исходя из «особой природы» русского народа.

•  И. Т. Посошков («Книга о скудости и богатстве», переданная Петру I и опубликованная значительно позднее), в целом одобряя преобразования, пытался совместить элементы рационализма, идеи «государственной пользы» с развитием русских традиций, требовавших освящения любых перемен воздействием «Божьей благодати».

2.2. К середине столетия все большее распространение в общественной мысли России получали понятия «общего добра» и «общего блага», которые постепенно наполнялись новым содержанием. Под общим благом чаще понималось благо укреплявшегося российского государства.

2.3. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, но представления о несовместимости крепостничества с естественными правами человека еще не начали формироваться.

2.4. В 30‑х гг. в России получили распространение идеи масонства – религиозно‑этического движения, охватившего в XVIII в. практически всю Европу. Проблемы происхождения и развития масонства в России относятся к числу наиболее запутанных и сложных в истории русской культуры. Характер деятельности масонских лож претерпел существенные изменения на протяжении своей истории. Наиболее распространена точка зрения, что на первом этапе масонство в России было исключительно модным явлением, заимствованным с Запада; вступление в орден давало возможность приобщиться к знаменитой масонской «тайне» и войти в круг представителей «сильных мира сего». Один из первых русских масонов И. П. Елагин назвал масонство «игрушкой для праздных умов». К середине столетия отчетливо проявился филантропический, религиозно‑просветительский характер деятельности масонов.

 
3. Образование и просвещение

 

3.1. Петровские реформы. Государственная политика в области образования. При Петре I распространение образования впервые было признано государственной необходимостью, стало неотъемлемой частью государственной политики. Особенности этой политики определялись признанием основной целью образования удовлетворение государственной потребности в кадрах.

• Главным отличием образования петровских времен стали его светский характер и соединение обучения с практикой. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам.

•  Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Кроме того, для овладения ремеслами, обучения разным наукам и искусству молодых дворян посылали за границу. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться.

• Распространению грамотности, развитию светской школы и активизации книгоиздательского дела в значительной степени способствовала проведенная в 1708–1710 гг. реформа алфавита: старославянская кириллица была заменена более простым « гражданским» печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел – арабскими цифрами. Уже в первой четверти XVIII в. в качестве учебных пособий были изданы «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого и переиздана «Грамматика» М. Смотрицкого. С 1708 по 1725 г. было напечатано около 300 гражданских книг, но небольшими тиражами.

•  Формирование системы учебных заведений. Возраставшие потребности государства в отечественных специалистах разных отраслей обусловили возникновение сети учебных заведений.

В первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, опричь (кроме) помещичьих крестьян».

– Система начального и среднего общего образования осталась практически неразвитой. В 1714 г. по указу Петра I были созданы 42 губернские цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян (со второй четверти столетия количество этих школ постепенно сокращалось, и вскоре они прекратили свое существование).

– Ориентация системы образования на подготовку специалистов обусловила наибольшее развитие системы профессиональных учебных заведений. В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию. В 1715 г. эта школа преобразована в Морскую академию. При Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В это же время были созданы Артиллерийская (1701) и Инженерная(1712) школы, Медицинское училище (1707), на уральских заводах создавались горнозаводские училища. При всех профессиональных школах существовали подготовительные отделения, в которых обучали письму, чтению и арифметике.

–  Высшая школа находилась на стадии становления. Для подготовки научных кадров при созданной указом Петра I в 1724 г. Академии наук и художеств (первое научное собрание прошло в 1725 г.) были открыты Академический университет к Академическая гимназия.

3.2. Образование во второй четверти XVIII в.

• Система образования развивалась, приобретая все более сословный характер.

–  Подготовка дворян к офицерской службе в армии и на флоте осуществлялась в открывшемся в 1731 г. Шляхетском (дворянском) корпусе (в дальнейшем он разделился на сухопутный, морской, артиллерийский и инженерный). Морская академия была преобразована в Морской шляхетский корпус (1752), Артиллерийская школа – в Артиллерийский корпус и т. д. К придворной службе дворянских детей готовил открывшийся в конце 50‑х годов Пажеский корпус.

Начальное образование дворян осуществлялось через систему частного обучения, прежде всего на дому. Это была единственная форма обучения, доступная лицам женского пола, для которых был закрыт доступ в учебные заведения.

–  Дети духовенства учились в епархиальных школах, духовных семинариях и академиях.

–  Дети разночинцев и купцов могли учиться в различных профессиональных (медицинских, горных, коммерческих) и профессионально‑художественных учебных заведениях.

–  Рекрутские дети обучались в гарнизонных школах, готовивших для армии унтер‑офицерский состав.

–  Дети крепостных крестьян по‑прежнему были лишены возможности получить образование.

• Выдающимся событием в жизни страны было открытие в 1755 г. по инициативе и проекту М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова Московского императорского университета и гимназии при нем. В соответствии с идеями Ломоносова университет был создан для «генерального обучения разночинцев», что противоречило установившимся принципам и явилось важным шагом на пути формирования единой системы бессословного образования.

3.3. Итоги. К середине XVIII в. были достигнуты значительные, по сравнению с предшествующим периодом, успехи в деле распространения грамотности, но образование не было всеобщим и одинаковым для всех категорий населения; оно оставалось практически недоступным для крестьян и подавляющей части женщин. В стране сложилась система замкнутых сословных учебных заведений.

 
4. Наука и техника

 

Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки и техники. Накопленные в предшествующие периоды разрозненные знания в большинстве областей начали превращаться в науку.

4.1. Государственная политика в области науки. В первой четверти XVIII в. впервые в истории России процессы накопления научных знаний и их рационального теоретического осмысления получили мощную поддержку государственной власти. Целенаправленная государственная политика в значительной мере способствовала быстрому развитию отечественной научной мысли.

•  Основные научные учреждения. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки было открытие в 1725 г. в Петербурге Академии наук и художеств (с 1803 г. – Императорская Академия наук), ставшей центром русской науки. Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет. Первоначально она объединяла три «класса»: математики, физики и гуманитарный. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала несколько экспедиций, среди них две Камчатские (1725–1730 и 1733–1743). Академия наук располагала физическим кабинетом, химической лабораторией, астрономической обсерваторией, анатомическим театром, механической и оптической мастерскими, граверной школой, типографией, библиотекой и архивом. Открытая в 1719 г. Кунсткамера – первый в России естественно‑исторический музей – стала подразделением Академии.

•  Научные кадры. Иностранные и российские специалисты. В первой половине столетия своих ученых в России было очень мало, поэтому в Академию наук приглашались иностранные специалисты, что, с одной стороны, способствовало приобщению России к достижениям европейской науки, с другой – иногда наносило ущерб развитию отечественной научной мысли.

В Петербургской Академии наук работали такие выдающиеся иностранные ученые, как основатель гидродинамики Д. Бернулли; автор нескольких сотен работ по механике, астрономии и кораблестроению Л. Эйлер; ботаник И. Гмелин; естествоиспытатель К. Вольф и др. Они внесли большой вклад в русскую науку, отстаивали ее честь в Западной Европе.

В то же время нередко в Петербургской Академии наук оказывались и люди, не заботившиеся об интересах российской науки. Среди них советник академической канцелярии И. Шумахер, названный Ломоносовым «всех профессоров гонителем»; его преемник И. Тауберт, не желавший допускать в академическую среду русских ученых; один из авторов норманнской теории происхождения Русского государства историк Г. Байер, изучавший русскую историю, не владея русским языком.

Лишь с середины XVIII в. под влиянием М. В. Ломоносова, ставшего в 1745 г. первым русским академиком, в Академии начался постепенный рост числа отечественных ученых. Академиками стали физик Г. В. Рихман, географ и этнограф С. П. Крашенинников и др.

М. В. Ломоносов (1711–1765) обладал энциклопедическими познаниями, его исследования обогатили многие отрасли знаний: он открыл закон сохранения энергии, занимался изучением атмосферного электричества. Ломоносов внес большой вклад в развитие как естественных, так и гуманитарных наук. Будучи не только великим ученым, но и выдающимся организатором русской науки, Ломоносов сыграл важную роль в подготовке отечественных ученых.

4.2. Естественные науки. Наибольшее развитие в Петровскую эпоху получили отрасли знаний, необходимые для создания сильной армии и флота, обеспечивающие успешную внешнюю политику, подъем промышленности и торговли. Это обусловило быстрое развитие естественных наук.

•  География, геология, картография, этнография, ботаника. Уже в начале века было начато активное изучение природных ресурсов страны, имевшее в первое время чисто практическое значение: изучение природных ресурсов было необходимо для строительства новых заводов для выплавки чугуна, меди и серебра. Были открыты залежи каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка. Велись работы по разведке бакинской нефти. Русские рудознатцы открыли богатейшие залежи железной руды на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. В Забайкалье были найдены залежи серебра. Изучение земных недр способствовало также развитию науки.

В то же время были организованы экспедиции, имевшие преимущественно научные цели. В 1713–1714 гг. экспедиции И. М. Евреинова и Ф. Ф. Лужина впервые побывали на Курильских островах. В 1720 г. правительством была организована первая экспедиция для изучения Сибири. Эта экспедиция под руководством Д. Мессершмидта собрала ценные сведения о природе, истории, экономике и этнографии Сибири. Вторая Камчатская экспедиция (1733–1743) под руководством В. Беринга достигла берегов Аляски. Ее участниками были С. И. Челюскин и братья Лаптевы, описавшие побережье Сибири. Другой участник экспедиции, ученый‑натуралист И. Гмелин опубликовал свои путевые наблюдения «Путешествие по Сибири» и четырехтомный труд «Флора Сибири», в котором описал более тысячи видов растений. С. П. Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии, составил первое «Описание земли Камчатки».

Карта Каспийского моря Ф. Соймонова и К. Вердена (1720) внесла коренное изменение в представления современников о береговой линии Каспийского моря. Большой вклад в развитие географии и картографии внесли В. Киприянов, А. Зубов и Я. Брюс, трудами которых были составлены карты Балтийского и Азовского морей, бассейна Дона . Обследования внутренних районов Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средней Азии подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского» (к этому времени подобный атлас имела только Франция).

•  Химия. Большой вклад в развитие отечественной химической науки внес М. В. Ломоносов. Он был создателем теории атомно‑молекулярного строения вещества и одним из основоположников физической химии.

•  Физика. Благодаря трудам Ломоносова, Рихмана и других ученых шло становление отечественной физики.

4.3. Техника. Накопление научных знаний способствовало развитию технической мысли. В петровское время механик А. К. Нартов изобрел ряд оригинальных станков и различных конструкций, в том числе токарно‑копировальный станок, оптический прицел и многое другое. В то же время большинство отечественных достижений не использовалось, предпочтение отдавалось европейской технике.

4.4. Гуманитарные науки в первой четверти XVIII в. развивались не так интенсивно, тем не менее и здесь были достигнуты некоторые успехи.

•  История.

–  Петр I уделял особое внимание имевшим общественно‑политическую значимость проблемам военной и современной истории. По его поручению был написан ряд сочинений (в том числе «Гиштория Свейской войны»), призванных дать историческое обоснование прав России на отвоевание у Швеции побережья Балтийского моря и прославить деятельность Петра. Однако эти сочинения носили скорее публицистический, чем научный характер.

–  Во второй четверти XVIII в. первый обобщающий труд по истории России («История Российская с древнейших времен») написал русский государственный деятель, историк и географ В. Н. Татищев. Значительный вклад в изучение источников по истории Древней Руси сделал Ф. И. Миллер. Он первым опубликовал «Степенную книгу», был издателем трудов Татищева и автором «Истории Сибири». Ряд исторических сочинений принадлежит М. В. Ломоносову, активно боровшемуся с норманнской теорией.

• В XVIII в. началось становление отечественной филологии. Придворный поэт В. К. Тредиаковский написал учебник по теории поэзии «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором сформулировал принципы русского силлаботонического стихосложения. В середине столетия была издана «Российская грамматика» Ломоносова – первая научная грамматика, подготовившая почву для создания современного русского языка.

 
5. Литература

 

Литература XVIII в. была своеобразной творческой лабораторией, в которой вырабатывалась стилистика прозы, формировалась система стихосложения, происходил творческий эксперимент в области художественного слова, в ходе которого были созданы основы современного русского литературного языка.

5.1. Основные особенности.

• Преобразования первой четверти XVIII в. способствовали окончательной победе светского направления в литературе, что обусловило формирование новых жанров, появление новых литературных героев, новых сюжетов.

•  Введение Петром I гражданского алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730‑е гг. Академией наук, не только способствовало укреплению светского языка и развитию новой светской литературы, но и активизировало книгоиздательскую деятельность.

•  Середина столетия характеризовалась активным творческим поиском. Если для литературы первой трети столетия характерно взаимопроникновение и сочетание «старины» и «новизны», то со второй трети «новизна» решительно одерживала верх.

5.2. Жанры. В рамках традиционных литературных жанров появились новые сюжеты, новые герои, выражались новые идеи. В то же время формировались новые жанры.

• Одним из господствующих жанров по‑прежнему оставалась бытовая повесть. Наиболее известна «Гиштория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли», в которой традиционный для XVII в. сюжет сочетается с отражением новых идей. Главный герой произведения, Василий Кариотский (поехавший за границу учиться и женившийся на королеве) стал символом Петровской эпохи, открывшей дорогу к высшим государственным должностям талантливым, но незнатным людям.

• Большую популярность в это время получили сатирические произведения. Крупнейшим мастером сатиры был русский поэт и просветитель Антиох Кантемир (1708–1744). Его главные сатиры («Куму своему» и «Филарет и Евгений») защищают петровские преобразования. Большую известность приобрели также оды, басни и эпиграммы Кантемира.

• Широкое распространение в Петровскую эпоху получила любовная лирика. Манерность, изысканность языка и обращение к античным образам свидетельствуют о влиянии французской «галантной поэзии». Авторы многочисленных образцов любовной лирики петровского времени в большинстве случаев неизвестны. Впоследствии сочинение любовных стихов вошло в моду, с него начинали свой творческий путь многие крупнейшие поэты XVIII в.

5.3. Стилевые направления. Выдающиеся литераторы этого периода были в то же время и филологами‑теоретиками (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов), которые вырабатывали новые формы языка и стиха, соответствовавшие новому содержанию. В результате складывался стиль – художественное направление, характеризовавшееся единством общественно‑исторического содержания, художественно‑образных принципов, средств, приемов.

Господствующим направлением в литературе этого периода стал классицизм, отличительными чертами которого являются установление строгой иерархии жанров, высокий гражданский пафос, стремление к возвышенным нравственным идеалам, героическим образам. Типичными жанрами литературы классицизма являются ода (торжественное, патетическое, прославляющее поэтическое произведение) и трагедия.

• Первую оду, первые элегии и сонеты на русском языке написал

В. К. Тредиаковский, бывший не только первым профессиональным писателем и поэтом, написавшим множество од, воспевавших величие русских императриц, но и реформатором русского языка. Известность ему принесли учебник по теории поэзии и ряд литературно‑критических работ ( «Рассуждение об оде вообще», «Рассуждение о комедии вообще» и др.).

• Автор многочисленных од, поэм, стихотворений, являющихся образцами литературы русского классицизма, М. В. Ломоносов разработал теорию «трех штилей», в соответствии с которой каждому жанру соответствует свой стиль: высокий, посредственный или низкий. Эта теория стала руководством для создания нового литературного языка.

5.4. Устное народное творчество. Помимо традиционных для народного творчества обрядовых песен, широкое распространение получают произведения о Петре I и песни‑жалобы.

• Известно более 200 народных песен о Петре, в которых затрагиваются почти все основные события его жизни – от рождения до смерти (о заговорах царевны Софьи, о стрелецких бунтах, о взятии Азова, особенно многочисленны произведения о Полтавской битве). Большинство песен свидетельствуют о героизации образа Петра в народном сознании. Особенно ярко это отразилось в «Плачах войска» о смерти Петра, сложившихся, по‑видимому, в солдатской среде.

• В то же время в народном творчестве все чаще стали звучать жалобы на тяготы рекрутской жизни, на закрепощение вольных «гулящих людей», которым некуда «кинуться» от «крепких караулов». В песнях о Степане Разине и о Кондратии Булавине «удалым молодцам» казакам противопоставляются виновники народных бед – «собаки» воеводы и бояре.

• Большое распространение получили духовные стихи, в которых крестьяне пели о надеждах на райскую жизнь после смерти.

 
6. Архитектура

 

Архитектура первой половины XVIII в. характеризовалась общей демократизацией, преобладанием гражданского и фортификационного строительства, формированием новых стилей, господством принципа регулярности в русской градостроительной практике и заметным сближением русской архитектуры с архитектурой Западной Европы.

6.1. Особенности социально‑экономического и политического развития страны обусловили преобладание гражданского строительства.

• Важным направлением гражданского строительства стало возведение административных и общественных построек. Уже в первой четверти столетия в Петербурге были построены Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство, здание Кунсткамеры; в Москве – Хамовный двор, Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле, трехэтажное здание Главной аптеки.

• Строительство мануфактур, заводов и рудников обусловило развитие промышленного строительства.

• Как и в предыдущем столетии, значительное место в русской архитектуре занимало строительство дворцов для представителей высшей знати.

6.2. В области градостроительства под влиянием планировочных и композиционных принципов западноевропейской архитектуры произошел переход от радиально‑кольцевой к регулярной планировке. Характерными чертами принципа регулярности были геометрическая правильность планировки, наличие единых правил и приемов строительства и оформления, симметричность в застройке улиц, определенное соотношение размеров зданий.

• Впервые в России принцип регулярности был использован при строительстве Петербурга, которое стало важной вехой в развитии русской архитектуры. В создании архитектурного облика новой столицы значительную роль сыграли швейцарский архитектор Д. Трезини и русский зодчий М. Г. Земцов. Под руководством Трезини был построен собор Петропавловской крепости. В 1714 г. им были разработаны типовые проекты жилых домов для представителей разных социальных слоев (для «подлых», «зажиточных» и «именитых» горожан), к 1718 г. построено более 4 тыс. жилищ. Совместно с Земцовым Трезини спроектировал здание Двенадцати коллегий. Земцов участвовал также в создании Летнего сада, дворцово– парковых ансамблей в Петергофе, загородной резиденции царей на побережье Финского залива и в сооружении здания Кунсткамеры совместно с архитекторами Г. Маттарнови, Н. Гербелем и Г. Кьявери.

Отличительная особенность Петербурга, вскоре после основания ставшим столицей, – обилие общественных и административных построек. Своеобразным административным и культурно‑просветительным центром города стал Васильевский остров.

• Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки были распространены на старые русские города. Специальная комиссия составила более 400 проектов перепланировки городов.

• Широкий размах градостроительных работ вызвал необходимость организации «архитектурного надзора», развития теоретического и административно‑организационного аспектов строительного дела. Для руководства застройкой Петербурга была создана Канцелярия городовых дел (позже – Канцелярия от строений), которую возглавил Д. Трезини. Важным этапом в развитии теоретических и административных сторон градостроительства стала разработка М. Г. Земцовым и И. К. Коробовым в 1740 г. трактата‑кодекса «Должность архитектурной экспедиции».

• Под руководством Земцова была начата подготовка отечественных архитектурных кадров, а в 1749 г. ученик Коробова Д. В. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу.

6.3. Стилевые направления. Господствующим архитектурным стилем первой половины XVIII в. стало барокко (в переводе с итальянского – причудливый, странный) – один из главных стилей в архитектуре и искусстве Западной Европы того времени. Для барокко характерны монументальность построек, пышность, изогнутость линий фасада и общего плана здания; обилие колонн, декоративных лепных украшений и скульптур. Русское барокко обладало рядом национальных особенностей, обусловленных влиянием традиций отечественного зодчества.

•  «Петровское барокко». Архитектура начала века характеризуется четкостью планов, скромным декоративным убранством, сочетающимися с отдельными элементами барокко. Этот стиль получил название «петровское барокко», так как его возникновение связано со строительством Петербурга, непосредственное участие в планировке и застройке которого принимал сам Петр I. Выдающимися образцами этого стиля в Петербурге являются Петропавловский собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера. В Москве в стиле «петровского барокко» были возведены Лефортовский дворец и знаменитая Меншикова башня.

•  Зрелое барокко. К середине XVIII в. барокко достигло своего расцвета, приобретая свойственную этому стилю пышность, декоративную насыщенность. Крупнейшим мастером зрелого барокко в России В. В. (Ф.) Растрелли были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе и ряд дворцов для петербургской вельможной знати.

В Москве ряд проектов в стиле русского барокко создал Д. В. Ухтомский. В 1753 г. по его проекту триумфальные Красные ворота были заменены каменными.

Русское зрелое барокко развивалось в рамках общеевропейского, но не было его механической копией. Традиции западноевропейской барочной архитектуры были переосмыслены под влиянием русской художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, крылец, растительных мотивов в декоре и т. д.

•  Рококо. Характеризующийся усложненными планировками, изогнутыми формами и прихотливым изяществом декора, широко распространенный в это время во Франции стиль рококо не оказал существенного влияния на русскую архитектуру. Влияние рококо в России проявилось главным образом в лепном декоре зданий и отделке дворцовых интерьеров, в том числе созданных В. В. Растрелли.

6.4. Старое и новое в архитектуре. Внедрение новых архитектурных принципов и распространение новых стилей сочеталось с сохранением богатых традиций русского зодчества.

• В петербургской архитектурной школе преобладало влияние западно‑европейского искусства, традиции русского зодчества были здесь незначительными.

•  Москва и провинция. Взаимосвязь и преемственность русского средневекового зодчества и архитектуры Нового времени особенно ощутимы в Москве, где к отечественным традициям относились более бережно, а также в провинции. В архитектуре некоторых провинциальных городов четко прослеживается продолжение традиций древнерусского зодчества.

• На основе древнерусских традиций продолжалось развитие деревянного зодчества. Его наивысшим достижением было возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера. К числу наиболее его выдающихся памятников относится центральная 22‑главая Преображенская церковь (1714), построенная народными мастерами без единого гвоздя.

 
7. Изобразительное искусство

 

7.1. Основные особенности. Русское изобразительное искусство первой половины XVIII в. характеризуется окончательной победой светского направления, появлением новых жанров, тесной связью с западноевропейским изобразительным искусством.

7.2. Живопись. Русская светская живопись развивалась на основе национальных традиций живописной мастерской Оружейной палаты. В то же время отечественные мастера активно осваивали западноевропейские достижения: в Россию приглашали иностранных художников, а молодых русских живописцев посылали учиться в Италию, Нидерланды («петровские пенсионеры»).

•  Жанровое разнообразие.

Ведущим жанром становится портрет, окончательно отделившийся от иконы. Первые произведения этого жанра по своему характеру тяготеют к парсуне. Основоположниками русского светского портрета принято считать И. Н. Никитина и А. М. Матвеева.

Никитин учился живописи в Петербурге у И. Г. Танауэра. Уже в ранних работах («Цесаревна Анна Петровна», «Царевна Наталья Алексеевна») ему удалось преодолеть условные приемы парсуны. В своих зрелых работах («Петр I на смертном ложе», «Напольный гетман»), написанных после поездки в Италию, где художник совершенствовал свое мастерство, Никитин намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.

Работы «петровского пенсионера» Матвеева отличаются непринужденностью композиции, тонкой передачей индивидуальности героя. Наиболее популярной работой художника является «Автопортрет с женой», в котором персонажы объединены взаимным уважением и внимательностью.

В первой половине столетия началось освоение русскими художниками новых для них композиций с мифологическими сюжетами (А. Матвеев «Венера и Амур», «Аллегория живописи»).

Популярностью пользовались также монументальная роспись в виде панно и плафонов в строившихся дворцах и административных зданиях, а также миниатюрное письмо.

•  Художественные (стилевые) направления. В середине столетия русская живопись развивалась под влиянием европейских стилей барокко и рококо, что проявилось в ее тяготении к парадности, пышности и вместе с тем виртуозной декоративности.

– Ярким выразителем национального варианта барокко стал А. П. Антропов, получивший известность как мастер парадных и камерных портретов.

– Проникновение в отечественную живопись влияния рококо связано прежде всего с творчеством работавших в России иностранных художников: П. Ротари, братьев Гроот и др. Их работы отличаются утонченностью, подчеркнутой грациозностью изображения, обилием аксессуаров и других «отвлекающих» особенностей (веера, муфточки, перчатки, письма и т. д.).

Влияние рококо и барокко заметно в творчестве крепостного художника И. П. Аргунова.

7.3. Гравюра. Особое значение приобрела в начале столетия гравюра, передававшая героический пафос эпохи. Возможность получать с одного оригинала несколько сот оттисков обеспечивала выполнение чрезвычайно важных в петровское время агитационно‑пропагандистских функций. Основоположниками гравюры Нового времени в России являются голландские мастера А Шхонебек и П. Пикарт. Крупнейшими русскими мастерами гравюры того времени были А Ф. Зубов, много лет проработавший при петербургской типографии и оставивший большое графическое наследие («Баталия при Гренгаме», «Панорама Петербурга»), и М. Н. Махаев, автор знаменитой серии видов Петербурга.

7.4. В первой половине XVIII в. широкое распространение получил лубок (народная картинка) – выполняемое мастерами‑ремесленниками произведение графики, отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубок печатался с деревянных досок и ярко раскрашивался от руки. Изображения часто дополняются пояснительными надписями. Одна из наиболее известных лубочных картинок этого периода – «Мыши кота погребают», получившая широкое распространение после смерти Петра I. Кроме заглавной надписи внизу картинки расположены шуточные подписи ко всем изображенным участникам похоронной процессии. Общая тема подписей – ликование крыс и мышей по поводу смерти кота.

7.5. Скульптура.

•  Основные особенности. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью триумфальных арок, садово‑парковых комплексов. Отсутствие скульптуры в православной церкви и, соответственно, неразвитость отечественных традиций в этой области художественного творчества обусловили значительное влияние западноевропейского искусства. Большую роль в процессе становления принципов скульптурного искусства этого периода сыграли поездки русских мастеров за рубеж; покупка работ венецианских скульпторов конца XVII – начала XVIII в. и античных подлинников для Летнего сада, а также работа иностранных мастеров в России (А. Шлютер, Н. Пино).

•  Художественные (стилевые) направления. Как и в других видах изобразительного искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовало барокко. Крупнейшим мастером барокко в пластике является К. Б. Растрелли, которого иногда называют основоположником русской светской скульптуры (бюсты Петра I и Меншикова, статуя Анны Ивановны с арапчонком).

 
8. Театр

 

Театральное искусство стало, с одной стороны, достоянием широких масс, общедоступной сферой духовной деятельности людей; с другой – еще одним символом приобщения дворянства к западноевропейскому образу жизни.

8.1. На протяжении первой половины XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать в России профессиональный театр.

• Петр I придавал большое значение театральному искусству как средству воздействия на общественное сознание. В 1702 г. по его распоряжению был создан Публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади построили специальное здание – «Комедиальную храмину». Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И. X. Кунст. Он же должен был подготовить русских артистов. В 1706 г. театр, не пользовавшийся успехом у зрителей, прекратил свое существование, но его актеры продолжали выступать.

• В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но преобладание в их репертуаре иностранных пьес обусловило отсутствие к ним широкого интереса.

• Первый русский драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волкова. В 1752 г. по распоряжению Елизаветы Петровны театр переехал в Петербург, а в 1756 г. указом императрицы был преобразован в Российский театр «для представления трагедий и комедий» (с 1832 г. – Александрийский). Первым директором театра стал П. А. Сумароков.

• В первой половине XVIII в. закладывались и основы русской школы классического балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж. Б. Ланде, а в 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны была учреждена русская балетная труппа.

8.2. Дальнейшее развитие получил школьный театр, продолживший установившиеся в XVII в. традиции школьных постановок Киевской духовной академии и Славяно‑греко‑латинской академии. В первой четверти XVIII в. возник школьный театр при хирургической школе доктора Бидлоо, в 40‑х гг. – при Шляхетском кадетском корпусе. Вскоре школьные представления стали организовывать и при провинциальных духовных школах‑семинариях: в Ростове, Новгороде, Твери, Астрахани, Иркутске и Тобольске, где митрополит Филофей Лещинский сзывал зрителей на представление звоном соборных колоколов.

8.3. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные. Наибольшую известность приобрел возникший еще в конце XVII в. театр Шереметевых.

 
9. Музыка

 

В первой половине XVIII в. в области отечественного музыкального искусства существенных изменений не произошло. Продолжали развиваться традиционные музыкальные направления: народная музыка, богослужебное и светское пение.

Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широко распространились «разбойничьи», бурлацкие, рекрутские песни.

Профессиональная светская музыка находилась под влиянием итальянской композиторской школы.

 
10. Быт и нравы

 

XVIII век характеризовался ломкой средневекового образа жизни, правил поведения, усилением западноевропейского влияния на быт русского дворянства.

10.1. Наиболее заметные изменения произошли в период петровских преобразований. Петр I осознавал единство образа жизни, обычаев, быта и форм социальной активности, поэтому он начал свои преобразования с «исправления нравов». Стремясь выкорчевать «сонный нрав» московской старины, Петр I приказал мужчинам брить лицо, что противоречило православной русской традиции и раньше считалось признаком католической «латинской ереси». Теперь бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане, стремившиеся сохранить подобие «лика Христова», должны были платить специальный налог. Повсеместно вводилась одежда, близкая к европейской. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы‑собрания).

Разрабатывались специальные правила поведения в обществе, наибольшей популярностью пользовалось изданное в 1717 г. для юношества наставление «Юности честное зерцало».

10.2. В середине XVIII в. быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму низкопоклонства перед Западом.

10.3. Результаты. Внешние проявления произошедших в XVIII в. преобразований в области быта и нравов были значительнее, чем их внутреннее содержание. Тем не менее было бы ошибкой сводить их только к внешним, декоративным изменениям, игнорируя то существенное влияние, которое они оказывали на духовное развитие социальной верхушки общества. Очевидно, что социальных низов данные изменения почти не коснулись, быт и нравы крепостных крестьян практически не изменились. Таким образом, петровские преобразования в области быта способствовали углублению социального и культурного (социокультурного) раскола общества.

10.4. Некоторые нововведения Петра I оказали влияние на дальнейшую жизнь всего русского общества, многие сохранились до настоящего времени: Петр I разрешил запрещенное «Соборным Уложением» 1649 г. курение; начиная с 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый год и устраивать «елки»; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летосчисление от Рождества Христова; привычными стали проводимые в петровское время общественные праздники с фейерверками и массовыми гуляниями.

 
11. Выводы

 

1. В первой половине XVIII в. были заложены основы системы профессионального образования; началось формирование отечественной светской интеллигенции.

2.  Рационализм начал вытеснять религиозную средневековую систему мышления, он внедрялся во все сферы жизни, что, с одной стороны, дало мощный импульс формированию отечественной науки и образования, а с другой – подрывало традиционную христианскую мораль, не заменяя ее, так как большинство населения было еще не готово к глубокому восприятию идей рационалистической нравственности.

3.  Получили развитие все виды искусств, совершенствовались методы художественного творчества. Расширение и укрепление международных культурных связей обусловило сближение отечественного искусства с западноевропейским, о чем свидетельствует появление общих художественных направлений.

4. Во всех областях культуры победило светское направление, что способствовало значительному расширению сферы художественного творчества.

5.  В рамках отечественной культуры произошло резкое разграничение двух ее форм – народной и элитарной дворянской,

ориентировавшейся на западноевропейские духовные ценности. Возникший социокультурный раскол оказал негативное влияние на дальнейшее развитие отечественной культуры и стал одной из причин нарождающегося духовного кризиса.

 
Вопросы и задания

 

1. Какие факторы обусловили ускорение темпов культурного развития в XVIII в.?

2. Какие изменения происходили в отечественном образовании, чем они были обусловлены?

3. Согласны ли вы с утверждением, что преобразования Петра I в области быта имели лишь декоративный характер? Аргументируйте свой ответ.

4. Дайте характеристику всем направлениям культурного развития XVIII в., обратив внимание на преемственность в их развитии и на влияние западноевропейской культуры.

5. М. А. Алпатов писал, что сложившаяся в Академии наук в 1730–1740 гг. атмосфера была «идейной бироновщиной». Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?

6. Сравните две формы русской культуры XVIII в.: элитарную дворянскую и народную. Под влиянием каких факторов они развивались, в чем причины социокультурного раскола и каковы его последствия?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 19 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0