ПЛАН
1. Особенности русской культуры.
1.1. Влияние монголо‑татарского нашествия и золотоордынского
ига.
1.2. Возрождение русской культуры с конца XIV в.:
Сохранение самостоятельности и самобытности русской культуры. – Подъем
национального самосознания и развитие патриотической тематики в культурной
традиции Руси. – Возвышение Москвы и восстановление разрушенных связей
между русскими землями. – Превращение Руси в оплот мирового православия.
2. Литература и устное народное творчество.
2.1. Подъем устного народного творчества.
2.2. Летописание: Особенности летописания. – Московское
лето‑писание.
2.3. Исторические повести.
2.4. Расцвет житийной литературы.
2.5. «Хождения»: Афанасий Никитин.
2.6. Хронографы.
3. Архитектура.
3.1. Зодчество Твери.
3.2. Новгород и Псков: Культовое строительство. –
Гражданское строительство.
3.3. Начало каменного строительства в Москве второй четверти
XIV в.: Культовое строительство. Московский Кремль.
3.4. Начало процесса слияния местных архитектурно‑художественных
школ в единую общерусскую архитектурную школу.
4. Живопись.
4.1. Основные тенденции развития.
4.2. Иконопись: Новгородская иконописная школа. –
Псковская иконопись. – Московская школа.
4.3. Фреска.
4.4. Формирование авторского стиля: Феофан Грек. Андрей
Рублев.
5. Выводы.
1. Особенности русской культуры
1.1. Монголо‑татарское нашествие и золотоордынское иго
оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития
древнерусской народности.
• Гибель многих тысяч людей и пленение лучших
ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному
исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Были утрачены навыки
изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор‑корчаг,
полихромной (многоцветной) керамики, эмали, мозаики.
• Массовые разрушения и гибель мастеров почти на
полвека задержали развитие каменного строительства.
• Разрушение основных культурных центров
привело к ослаблению исторически сложившихся связей между землями Северо‑Восточной
Руси.
• В ходе завоевания было уничтожено множество
архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и
прикладного искусства.
• Общее ухудшение социально‑экономического положения
русских земель существенно замедлило темпы культурного развития.
1.2. Возрождение русской культуры с конца XIV в.
• Высокий уровень русской культуры способствовал сохранению
ее самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением
чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя ее достижения. Успехи
хозяйственного объединения русских земель и первая победа над монголо‑татарскими
захватчиками способствовали возрождению русской культуры.
• Куликовская битва 1380 г. и более поздние
победы над монголо‑татарами способствовали подъему национального
самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо‑татарскими
завоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба
с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической
тематики в культурной традиции Руси этого периода.
• Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских
земель способствовали восстановлению разрушенных связей между землями. К
концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно‑политический
и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и
усилились тенденции формирования единой общенациональной культуры.
• После завоевания в 1453 г. турками
Константинополя Русь стала оплотом мирового православия. В конце
XV в. в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы было впервые
сформулировано представление об истории как смене мировых царств и о Москве как
новом центре мирового христианства, «новом граде Константина». Это
способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс ее
культурному развитию.
2. Литература и устное народное творчество
2.1. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем
устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали
русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных
произведений этого периода – «Сказание о невидимом граде Китеже» –
легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся
врагу.
2.2. Летописание не утратило в этот период своего значения,
несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где
оно не прерывалось. Уже в конце XIII – начале XIV в. возникли новые
летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.
• В этот период летописание имело свои особенности.
Обострение политической борьбы обусловило
существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но
при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях
XIV–XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм
и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего
русского летописания.
• Возвышение Москвы предопределило и особую роль
московского летописания. После Куликовской битвы его содержание
определялось идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея
лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. – общерусского
летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного
свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.
2.3. Наиболее распространенным литературным жанром этого
периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных
исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести
становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до
Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении
Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане»,
рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен
целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом
побоище», «Задонщина».
Многие из названных исторических повестей нередко относят к
произведениям устного народного творчества, что обусловлено их народно‑поэтической
основой и общностью тематики.
2.4. Расцвет житийной литературы (агиографии) того времени
также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с
необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий
Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших
церковных деятелей Руси: митрополита Петра, по инициативе Ивана Калиты
перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского,
поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо‑татарами.
Житийная литература в этот период представлена
жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных
государственных деятелей, что сближает ее с историко‑героическими
произведениями.
2.5. Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях
– «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность
этого жанра – светские хождения, наиболее яркий ее образец – записки
тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение
за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе
описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии.
2.6. Новые представления о месте России в мире
сопровождались ростом интереса ко всемирной истории. Стремление определить свое
место среди народов мира вызвали появление хронографов – своеобразной всемирной
истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский
хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей
православных стран.
3. Архитектура
Развитие градостроительства на Руси было приостановлено
монголо‑татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время
невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и
отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не
прервались окончательно. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV –
начале XV в.
3.1. Первым городом Северо‑Восточной Руси, возобновившим
каменное строительство, стала Тверь, где уже в 1285–1290 гг. был возведен храм
Спаса‑Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции,
установившиеся во владимиро‑суздальском зодчестве. Разгром города после
восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного
строительства.
3.2. Новгород и Псков от монголо‑татарского нашествия
пострадали лишь экономически и ранее других восстановили каменное строительство
в широком масштабе.
• Культовое строительство. Используя
архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера
возводили на средства бояр и купцов десятки небольших храмов. Сохранение старых
черт сочеталось с творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличавшемуся
обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых
постройках второй половины XIV в: церкви Федора Стратилата и церкви
Спаса на Ильине в Новгороде. В Пскове новые декоративные решения не
получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик
крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь
Василия на Горке (начало XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном
стиле, почти лишены украшений.
• Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось
и крупное гражданское строительство. В 1302 г. в Новгороде
был заложен каменный Кремль, который впоследствии неоднократно
перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ
новгородские мастера с помощью немецких специалистов построили Грановитую
палату (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.
3.3. Начало каменного строительства в Москве относится ко
второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась
на основе традиций владимиро‑суздальского зодчества, но впоследствии проявилось
влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.
• Как и в предыдущий период, основным направлением в
архитектуре было культовое строительство. Древнейшими сохранившимися
памятниками московского зодчества первой половины XV в. являются: Успенский
собор в Звенигороде, Рождественский собор Саввино‑Сторожевского
монастыря близ Звенигорода, Троицкий собор Троице‑Сергиевой Лавры,
Спасский собор Спасо‑Андроникова монастыря в Москве.
• Крупнейшим событием этого времени стало строительство
Московского Кремля. Его история начинается еще в XII в., когда на
Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо‑татарами
в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены
новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной
площади с каменными храмами (не сохранился). Первые белокаменные стены
Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского
Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV –
начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы
Российского централизованного государства.
3.4. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало
взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался
процесс слияния местных архитектурно‑художественных школ в единую общерусскую
архитектурную школу.
4. Живопись
4.1. Развитие русской живописи в этот период также
характеризуется тремя основными тенденциями:
– развитием местных школ на основе традиций,
сложившихся в домонгольский период;
– началом процесса слияния местных художественных школ
в единую общерусскую живописную школу;
– как и в предшествующий период, определяющее влияние
на развитие живописи оказывала церковь.
4.2. Основным направлением в развитии живописи по‑прежнему
была иконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением
на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.
• Новгородская иконописная школа
характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался
один святой), четкостью рисунка, высокой техникой, чистотой красок.
• Псковская иконопись отличалась от
новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами.
• Ведущее положение с XIV в. занимала Московская
школа, сложившаяся на основе Ростово‑Суздальской и вобравшая в себя
лучшие достижения всех русских школ.
4.3. Наряду с иконами широкое распространение получила
фреска. Начиная с XIV в. усложнялся ее сюжет, появился пространственный
характер, пейзаж, усиливался психологизм изображения.
4.4. Большое значение в живописи приобретала личность
художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние
местных традиций. Творчество таких художников‑иконописцев, как Феофан Грек,
Андрей Рублев, Дионисий, вышло за рамки отдельных живописных школ.
• Огромный вклад в развитие русской живописи внес
гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 г. – после
1405 г.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы)
отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной
живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода:
бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились
фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь
Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем
Рублевым и старцем Прохором – Благовещенский собор в Кремле (сохранилась
часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).
• Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем
современника Феофана Грека – великого русского художника Андрея Рублева,
канонизированного Русской православной церковью. Произведения Рублева отличают
глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с
мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин
мирового искусства, – икона «Троица», написанная для иконостаса
Троицкого собора Троице‑Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее).
Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского
собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Троице‑Сергиева
монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и
погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо‑Андроникова монастыря.
5. Выводы
5.1. Завоевание Руси монголо‑татарами существенно замедлило
темпы культурно‑исторического процесса, но не прервало его, не нарушило
преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского
периода и периода ее восстановления и нового расцвета.
5.2. Русская культура сохранила национальный характер.
Большую роль в передаче традиций и культурно‑исторического
опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков.
Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской
культуры.
5.3. Конец XIV–XV в. характеризовался началом
длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных,
художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался
процесс складывания русской народности.
Вопросы и задания
1. Дайте общую характеристику развития русской культуры
в период монголо‑татарского ига.
2. Когда и под влиянием каких факторов начинается
процесс возрождения русской культуры?
3. В чем заключаются особенности развития литературы в
этот период? Перечислите новые жанры, назовите причины их появления.
4. Расскажите о возобновлении каменного строительства
на Руси.
5. Докажите, что живопись этого периода отразила
величайший взлет религиозной духовности в России.
6. Согласны ли вы с утверждением, что монголо‑татарское
иго не уничтожило самобытность и самостоятельность русской культуры? В чем
проявилась преемственность в ее развитии?
|