Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 29.04.2024, 08:18:51
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Социокультурные изменения в российском обществе на рубеже XX–XXI вв.

ПЛАН

1. Новые факторы социокультурной ситуации в России.

2. Повседневная жизнь современного человека.

3. Поиски нового мироощущения.

3.1. Новые ценности и идеалы.

3.2. Черты личности современного человека: Распространение ценностей индивидуализма. – Понимание личной ответственности за свою судьбу. – Стремление человека воспользоваться свободой. – Появление негативных черт.

3.3. Духовная жизнь общества: Роль религии и церкви. – Возрождение интереса к прошлому. – Формирование молодежных организаций.

4. Наука и образование в современном обществе.

4.1. Дискуссия о кризисе науки и культуры: «Утечка умов».

4.2. Задачи возрождения российской науки: Изменение направлений исследований.

4.3. Изменения в области образования.

5. Художественная культура.

5.1. Достижения классической культуры.

5.2. Поиск новых форм отображения действительности в театре, кинематографе, живописи, архитектуре.

5.3. Культура народов России.

5.4. Массовая культура: Приобретение масскультурой национального характера. – Молодежная субкультура.

 

1. Новые факторы социокультурной ситуации в России

 

Процесс трансформации, который переживает Россия с начала 1990‑х гг., затронул культурную жизнь во всем ее объеме и многогранности. Изменились общественные ориентиры, духовные ценности, предлагаемые обществом человеку.

Открытость общества привела к более интенсивным этнокультурным контактам как внешним, так и внутренним. В Россию хлынули произведения массовой культуры западного производства: от телесериалов и кинофильмов до серийных детективов и «женских» романов, предлагавших свои образцы поведения и нормы морали.

Информационная революция, дошедшая до нашей страны, обеспечила возможность получения информации почти сразу после ее возникновения для миллионов пользователей Интернета, десятков миллионов читателей периодических изданий и телезрителей.

Одновременно ушла в прошлое система общественной опеки и контроля, исчезли пионерская организация, многомиллионный комсомол, парторг‑воспитатель, по своему пытавшиеся ориентировать поступки людей. Человек обрел свободу выбора, но в результате оказался один на один с огромным информационным полем, насыщенным противоречивыми мнениями, различными образчиками нравственности. Это нередко дезориентирует человека, приводит его в состояние растерянности, ведет к маргинализации значительной части общества.

 

2. Повседневная жизнь современного человека

 

Повседневная жизнь россиян подверглась значительным изменениям. Исчезло понятие дефицита, магазины и рынки наполнились множеством ранее недоступных бытовых товаров. Российский человек окунулся в мир, где хозяйство и наука объединились, чтобы облегчить жизнь людей, сделать ее более комфортной. Изменилось понятие качества жизни. Резко выросли потребности людей, став более многообразными и дифференцированными. Важно, что они не сводятся к материальным благам, включают свободу выбора, характер социального обслуживания, состояние окружающей среды и т. д. В повседневность вошли такие новые понятия, как дизайн одежды, квартиры, экология жилища, здоровый образ жизни и др.

Вместе с тем российские граждане столкнулись с новыми для посткоммунистического общества проблемами – безработица, рост социального неравенства, – что негативно влияет на стабильность общественных настроений.

 

3. Поиски нового мироощущения

 

3.1. Новые ценности и идеалы. Раньше, в советские времена, общественное мнение с осуждением относилось к таким желаниям, как: «удачно устроить свою жизнь», обрести «тихое семейное счастье», считать идеалом «самих себя», тем более – к подражанию заграничной моде (ношению «модных техасских штанов», «крикливого галстука», «длинных волос»). Сегодня в сфере общественной этики произошли изменения.

В обществе существует мнение, что с разрушением советской системы, коммунистической морали нравственность в России пришла в упадок. Нет больше сдерживающих факторов, молодежь мечтает о карьере бандитов и проституток.

Современное общество предлагает новые идеалы в различных формах. С одной стороны, высочайшей ценностью объявляется свобода выбора, личный успех, возможность реализовать свой потенциал и проявить деловые качества. С другой – образцом для подражания становится жажда наживы любой ценой. Современное общество имеет своих кумиров среди политиков, актеров, звезд эстрады и телевидения, спортсменов и пр., но процесс создания положительных, идеальных образов затруднен.

3.2. Результатом осмысления окружающего мира, воздействия общества и социокультурной ситуации стали противоречивые черты личности современного человека.

• В новых условиях человек все больше идентифицирует себя не с классом или партией, а со своим локальным миром – семьей, друзьями, коллегами по работе, происходит распространение ценностей индивидуализма , что находит свое отражение, например, в популярных циклах программ TV – «Моя семья», «Я сама», «О, счастливчик»; в названиях журналов «Мой уютный дом», «Мой сад», «Наш ребенок», «Карьера», «Лица» и т. д.

• Важным положительным элементом нового мироощущения стало понимание личной ответственности человека за свою судьбу. Современная молодежь уже не связывает напрямую достижения собственного благополучия, успешной карьеры с усилиями государства. После временного спада в обществе вновь возросла потребность в образовании, напрямую связанная с характером экономических реформ.

• На фоне начавшейся индивидуализации общественного сознания наблюдается стремление человека воспользоваться свободой в условиях рынка. Исчезла жесткая привязанность человека к тому или иному конкретному виду деятельности, появилась возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, хотя с ростом независимости человек принимает на себя все больше ответственности.

• В то же время новая ситуация обусловливает появление некоторых негативных черт в образе жизни, морали, этике поведения.

В результате трансформации современного общества была разрушена государственная идеология, исчезла официальная мораль. В условиях появившегося вакуума в молодежной нравственной культуре лакуну стали заполнять элементы массовой культуры низкого уровня, «уличная мораль», нормативы криминального мира. Некоторые восприняли идею свободы как свободу произвола. Часть молодежи, реализуя объективную потребность в организации, в поисках идейной и этической системы попала под влияние радикальных и ультранационалистических группировок.

Своеобразной формой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей в условиях относительной слабости влияния традиционных церквей стало увлечение молодежи различными оккультными науками, нетрадиционными религиями, сектантством (неоязычество, неохристианство, неоориентализм, сатанизм).

3.3. Духовная жизнь общества. В России крепнут новые факторы формирования полноценной морали.

•  Роль религии и церкви в духовной жизни общества. Все большее значение в общественной жизни начинает играть религия и церковь. Поворот к религии отражает переходное состояние общества, ведущего поиски новых мировоззренческих основ. Теперь она вновь существует в одном ряду с искусством, литературой, философией и т. д.

Важным элементом духовной модернизации России является религиозная терпимость (конфессиональный плюрализм). В 1997 г. был принят закон о свободе совести и религиозных объединениях.

• В поисках духовных ориентиров общество, как это всегда бывает в переломные эпохи, обратилось к прошлому. Это нашло свое отражение не только в изучении истории и культуры отечества, но и в большой популярности исторических романов и историко‑публицистических телепередач. Возвращается творческое наследие российской эмиграции (писателей, историков, философов, художников).

• Различные партии и политические группы пытаются создавать молодежные организации, которые могли бы стать распространителями полноценной этики среди нового поколения граждан России. Однако «Соколы Жириновского» или новый комсомол левых вызывают лишь политический активизм части молодых людей, не обеспечивая утверждения моральных норм. В то же время возникновение новых организаций, подобных молодежному объединению движения «Отечество – Вся Россия», молодежному движению «Идущие вместе», стремящихся стать массовыми, свидетельствует об объективной тенденции в обществе и внушает оптимизм.

 

4. Наука и образование в современном обществе

 

4.1. В начале 1990‑х гг. много говорилось о кризисе науки и культуры, духовности в целом.

• Следствием финансовых трудностей на этапе реформ, падения престижа ученого в нашей стране стал массовый отток научных специалистов, преподавателей и людей искусства за рубеж – «утечка умов». Это имеет тяжелые последствия для различных направлений как фундаментальной, так и отраслевой науки, российской высшей школы.

4.2. Задачи возрождения российской науки. Несмотря на все трудности, повышается наукоемкость не только производства, но и всей жизни общества. Удалось в основном сохранить отечественные наукограды (Новосибирск, Дубна, Протвино, Королев и т. д.), а также вузовские кафедры, где продолжаются фундаментальные исследования в области наукоемких технологий.

• В условиях новой мировой обстановки изменяются сами направления исследований. Ядром нового постиндустриального способа производства являются три базовых направления – микроэлектроника, информатика и биотехнология. Приоритетными становятся сфера изучения человека, его жизнедеятельности и здоровья, экология, глобальные проблемы современности.

В то же время полноценное восстановление потенциала российской науки требует несопоставимо больших вложений, которые пока невозможны в условиях современного состояния российской экономики.

4.3. Изменения в области образования. В области образования в числе новых тенденций следует назвать развитие, наряду с системой государственного, частного и муниципального образования. Начиная с 1999 г. увеличиваются бюджетные расходы на образование, ведется разработка проекта его реформирования и модернизации. В соответствии с Проектом Национальной доктрины образования в Российской Федерации (1999) приоритетными направлениями избраны применение новых технологий обучения, гуманитаризация и информатизация системы среднего и высшего образования. Реализуется эксперимент по переходу на выпускной единый государственный экзамен (ЕГЭ), который должен завершиться к 2005 г. В области высшей школы развивается система дистантного образования с помощью средств мультимедиа.

 

5. Художественная культура

 

Характерной чертой современного этапа развития художественной жизни России является культурный плюрализм, сочетание классической культуры в духе реализма с элементами массовой (по преимуществу западной) культуры, постмодернизма, андеграунда.

5.1. Благодаря информационным технологиям (телевидение, видео, Интернет) расширились возможности массового знакомства с достижениями высокой классической культуры, в том числе мировой. В современной отечественной культуре содержатся лучшие образцы поэзии и прозы, живописи и архитектуры, ценность которых сохраняется в любой исторической эпохе.

5.2. Вместе с тем для современного этапа развития культуры характерен поиск новых форм отображения действительности в театре, кинематографе, живописи, архитектуре. Одну из новых тенденций в театральном искусстве развивает наследие известного драматурга А. В. Эфроса в постановках таких мастеров, как П. Фоменко, A. Васильев, Л. Додин. Другая тенденция проявляется и связана с поиском жанровой природы произведения. Ее авторы (Ю. Любимов, Р. Виктюк, а также крупнейшие режиссеры мирового театры, работавшие на российской сцене – Э. Некрошюс, Р. Стуруа, П. Штейн), высказывают собственное отношение к классике и традиции.

В литературе особую популярность приобрели произведения постмодернистов – поэтов В. Друка, Г. Иртеньева, прозаиков B. Сорокина («Голубое сало»), В. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation «Р»»). Новые формы ищут Т. Толстая («Кысь»), В. Ерофеев («Русская красавица») и др.

5.3. Культура народов России. В субъектах РФ взят курс на расширение прав граждан на получение образования на родном языке, удовлетворение их национально‑культурных потребностей. Расширяется подготовка преподавателей национальных языков. В республиках, автономных округах развивается народное творчество, фольклор. По закону «О национально‑культурной автономии» возникли национальные общества, которые представляют этносы во взаимоотношениях с властью, в деле защиты культурных интересов.

5.4. Наиболее распространенной формой стала массовая культура, общедоступная, предназначенная для широких масс и учитывающая упрощенные вкусы и запросы. Усвоение массовой культуры происходит в форме различного рода развлекательных мероприятий (кино, телевидение, спортивные зрелища и т. д.), имеющих высокий уровень зрелищности.

Российское массовое эстрадное искусство (так называемая «попса», возникшая еще в советский период) приобрело огромный размах. Шоу – массовое зрелище – вошло в традиционные формы существования искусства, соединив шоу и эстраду, шоу и телевидение, шоу и спорт и т. д.

• Тенденцией последних лет в массовой культуре стало приобретение ею национального характера. Серийные детективы западных авторов почти вытеснены такого же уровня произведениями А. Марининой, В. Корецкого, Д. Донцовой и др. Появился российский «женский роман». Отечественные сериалы, все чаще появляющиеся на российских телеэкранах, по рейтинговым оценкам опережают зарубежные аналоги.

• В рамках массовой культуры развивается молодежная субкультура. В ней сочетаются принципы гуманизма, любви к природе, романтизм с проповедями упадка, а порой культом жестокости и насилия. Среди основных молодежных направлений современной музыкальной культуры – техно, транс, рэп. К современным направлениям молодежной субкультуры относятся также толкиенисты, роллеры, байкеры, хакеры и т. д.


Выводы


1. Современный социокультурный процесс в России происходит на фоне экономических и политических изменений в стране. Он глубоко затронул сферу духовной жизни людей. В условиях отсутствия официальной идеологии идет поиск национальной идеи, способной объединить расколотое общество. Не завершилось еще формирование принятых нравственных образцов. Предлагаемые обществом, его культурой этические нормы – противоречивы.

2. В социокультурных, экономических, политических условиях современной России происходит формирование нового мироощущения, нового типа личности, ориентированной на достижение собственными усилиями успеха, в том числе материального. Новая система ценностей включает в себя высокую оценку свободы личности и самостоятельности, индивидуализм.

3. Все большую роль в жизни россиян играют традиционные религии народов России, способствующие закреплению твердых нравственных норм.

4.  Наука и образование в нашей стране пережили в первой половине 90‑х гг. значительный спад. В последние годы наметилась тенденция к их возрождению, но до полного восстановления на современном уровне еще далеко.

5. Основные направления российской художественной культуры развиваются в рамках мирового искусства. Однако проблемы переходной эпохи создают немалые трудности на пути реализации творческих планов людей, занятых в различных ее сферах.

6. Характерным явлением времени стало возрождение традиций и культуры многочисленных народов России.

7. Огромное воздействие на общество, и в первую очередь молодежь, оказывает массовая культура, мощный потенциал которой мог бы быть использован в том числе для распространения и закрепления положительных нравственных норм и ценностей.

 

Вопросы и задания

 

1. Подумайте и сконструируйте «картину мира» российского человека конца XX в.? Чем, на ваш взгляд, она отличается от картины мира советского человека?

2. Обратитесь к истории родного края. Какие памятники русской усадебной культуры сохранились здесь? Подготовьте рассказ об истории их владельцев?

3. Какие направления современного музыкального искусства вам известны? В чем их особенности?

4. Почему XX век ассоциируется с кризисом культуры? Какие элементы этого кризиса нашли свое отражение в художественной жизни современной России?

5. Составьте кроссворд на тему «Отечественные театр и кино на рубеже XX–XXI вв.».

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 2553 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0