Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 10:00:10
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

СССР в годы «перестройки» (1985–1991). Политические, экономические и культурные преобразования
ПЛАН

1. Предпосылки реформ.

1.1. Экономические.

1.2. Политические.

1.3. Социальные и духовные.

1.4. Внешнеполитические.

2. Реформа политической системы.

2.1. Задачи «перестройки».

2.2. Идеология реформ.

2.3. Демократизация и гласность: Гласность. – Демократизация политической системы.

2.4. Изменения в системе государственного устройства.

2.5. Результаты демократизации.

3. Экономические реформы.

3.1. Стратегия ускорения и методы ее осуществления.

3.2. Экономическая реформа 1987 г.

3.3. Проведение реформы: Формирование частного сектора в экономике. – Производственная демократизация. – Реформирование сельского хозяйства. – Экономические результаты.

3.4. Программа «500 дней».

4. Изменения в культуре и общественном сознании.

4.1. Литература и публицистика. – Культура русского зарубежья.

4.2. Церковь и проблемы духовно‑нравственного воспитания.

4.3. Изменения в общественном сознании.

5. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы.

5.1. Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР: Национальное направление. – Кризис коммунистической идеологии. – Проблема реформирования СССР.

5.2. Августовский политический кризис 1991 г.

5.3. Конец коммунистической системы.

5.4. Распад СССР: Сепаратистские тенденции. – Беловежские соглашения. Образование СНГ. – Причины распада СССР. – Последствия распада СССР.

6. Выводы.

 

1. Предпосылки реформ

 

1.1. Экономические. К середине 80‑х гг. в социально‑экономической системе СССР «застой» постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80‑х гг.). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры, доля затрат на которые сократилась.

«Застой» в экономике сочетался с большим удельным весом военных расходов в бюджете (45 % средств расходовалось на ВПК), началось снижение уровня жизни, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

1.2. Политические. В 1965–1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность (коррупция, протекционизм и т. д.). Происходила деградация правящей верхушки общества – номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры.

•  Ю. В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 г.) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова (февраль 1984 г.) и вовсе были свернуты.

• Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73‑летний К. У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 г.

Тем не менее необходимость перемен осознавалась руководством страны. Андропов и в некоторой степени Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки заканчивались безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 г. к власти «молодые» партийные руководители – М. С. Горбачев, Е. К. Лигачев и другие сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.

1.3. Социальные и духовные. Обозначился кризис в социальной сфере. В начале 80‑х гг. реальные доходы на душу населения понизились. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения, происходило сокращение продолжительности жизни людей.

Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности.

Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулись развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность получившего широкий резонанс за рубежом.

1.4. Внешнеполитические. «Холодная война» нанесла удар по идее «естественных союзников», выдвинув на первый план в США концепцию «империи зла», в СССР – тезис о «кровавом империализме». Продолжавшаяся «холодная война», сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США вылились в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений.

К середине 80‑х гг. экономическая несостоятельность великодержавных претензий Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира».

Обострению международной обстановки и ослаблению позиций СССР в мире способствовала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Отношения с США перешли в стадию острой конфронтации. Американский президент Р. Рейган назвал Советский Союз «империей зла» и призвал к борьбе с ним.

Критической точкой в советско‑американских отношениях стал трагический инцидент в сентябре 1983 г. с самолетом корейской гражданской авиации, на борту которого находилось 269 пассажиров. Корейский «Боинг», нарушивший советское воздушное пространство, был принят за вражеский разведывательный самолет и сбит у острова Сахалин.

Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

 

2. Реформа политической системы

 

2.1. Задачи «перестройки». Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно‑государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой – в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

2.2. Идеология реформ. Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения экономического развития. На январском 1987 г. пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М. С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели социализма – «социализма с человеческим лицом».

В идеологию «перестройки» были включены некоторые либерально‑демократические принципы [разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических прав человека]. На XIX партконференции впервые была провозглашена цель – создание в СССР социалистического гражданского (правового) общества.

2.3. Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

• На данном этапе «перестройки» широкое развитие получила гласность, критика «деформаций социализма» в экономике, политике, духовной сфере. Началось «переосмысление» истории: советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений. В августе 1990 г. были приняты указы Президента СССР М. С. Горбачева о реабилитации жертв политических репрессий 20–30‑х гг. и о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 г.

•  Демократизация политической системы . В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В марте 1990 г. была отменена 6‑я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990).

В 1989–1991 гг. были сформированы основные партийно‑политические партии и блоки. Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (лидер Н. А. Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В. А. Тюлькин), движения «Трудовая Россия» (В. И. Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И. Полозков, затем Г. А. Зюганов) и др. Социал‑демократические партии: Социал‑демократическая партия России (О. Румянцев, В. Шейнис), Социалистическая партия трудящихся (Л. С. Вартазаров), Народная партия свободной России (А. В. Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением «Демократическая Россия» (Е. Т. Гайдар), Демократической партией России (Н. И. Травкин), Республиканской партией РФ (В. Н. Лысенко) и др. Праворадикальные и консервативные: Христианско‑демократическая партия России (А. Чуев), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально‑патриотические: Русский национальный собор (генерал А. Н. Стерлигов), Российский общенародный союз (С. Н. Бабурин), Либерально‑демократическая партия (В. В. Жириновский) и др. Радикально‑националистические: Национально‑патриотический фронт «Память» (Д. Д. Васильев), Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство» (А. П. Баркашов), Национально‑республиканская партия (Н. Н. Лысенко) и др.

2.4. Изменения в системе государственного устройства. Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа государства. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 г. вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 г. После этого в мае – июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М. С. Горбачев. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Н. Ельцин.

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал М. С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин.

2.5. Результаты демократизации. Политические преобразования и неоднозначность их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся все более острой борьбой за власть.

• Демократизация, гласность и элементы плюрализма (поначалу формального) в первое время вводились «сверху» – руководством страны. Но затем развернулось широкое движение «снизу» – различные социальные слои глубоко восприняли идеи демократизации и, отказавшись от политической пассивности, активно включились в общественно‑политические процессы. К 1989 г. власти уже не могли контролировать стихийное движение масс, обеспечивавших поддержку различным политическим группам и личностям, высказывавшим демократические требования.

• Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло (лидеры А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин и др.), настаивавшее на демонтаже унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС – представители движения «Демократическая Россия» (лидер Е. Т. Гайдар). 1989–1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

• М. С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. В 1987 г. за критику темпов демократизации и реформ Н. Б. Ельцин был отстранен от руководства Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

 

3. Экономические реформы

 

3.1. Стратегия ускорения и методы ее осуществления. Ключевым в стратегии реформ М. С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно‑технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (предпринимались меры по борьбе «с пьянством и алкоголизмом»); контроль за качеством продукции (закон о госприемке).

3.2. Экономическая реформа 1987 г. Разработкой реформы занимались известные экономисты (Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, П. Г. Бунич и др.), она осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

– расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

– постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

– отказ от монополии внешней торговли;

– глубокую интеграцию в мировой рынок;

– сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

– признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

3.3. Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

• Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион – индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

•  Производственная демократизация. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по‑прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

•  Реформирование сельского хозяйства. Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях (на основе закона 1989 г. об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота.

В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (*/з российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

•  Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.), народное хозяйство страны лишилось административно‑командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

3.4. Программа «500 дней». Летом 1990 г. взамен политики ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., т. е. к концу 12‑й пятилетки (1985–1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа «500 дней»), нацеленный на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным.

Авторами проекта выступила группа ученых‑экономистов – академик С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский, Б. Г. Федоров и др. В течение первой половины срока намечались перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонопольного законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие, в основном, государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.

Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.

 

4. Изменения в культуре и общественном сознании

 

4.1. Литература и публицистика. «Перестройка» вызвала зарождение новых тенденций в культурной жизни людей, духовном состоянии общества.

• Важнейшей тенденцией стала переоценка исторического прошлого. Особую роль в этом играла литература, и в первую очередь журнальная публицистика («Огонек», «Новый мир», «Знамя» и др.).

Процесс гласности привел к расширению круга обсуждаемых тем, в том числе ранее закрытых. Среди них – переосмысление опыта социалистического строительства в СССР, роли Ленина и Сталина в истории страны, тема репрессий и др. Все это вело к выработке нового исторического знания в обществе.

Произошла реабилитация вычеркнутых долгие годы из истории партии имен – Н. И.Бухарина, А. И.Рыкова, Л. Д.Троцкого, В. А. Антонова‑Овсеенко и др., стали доступными их труды.

Заметно возрос интерес к дореволюционной истории и историкам, что вызвало потребность в переиздании трудов С. М. Соловьева, С. Ф. Платонова, Р. Ю.Виппера и др.

• Государство признало частью национального культурного достояния культуру русского зарубежья. Особое место в ней занимает теоретическое наследие русских философов – Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, Г. П. Федотова и др.; историков – Л. П. Карсавина, Г. В. Вернадского и др.

• В свободном доступе оказались также произведения художественной литературы, хранившиеся до этого в закрытых фондах советских библиотек. Среди них произведения А. П. Платонова, Н. И. Гумилева, Б. А. Пильняка, а также И. А. Бродского, А. И. Солженицына, В. П. Аксенова и др.

4.2. Церковь и проблемы духовно‑нравственного воспитания. 1986–1987 гг. считаются поворотным моментом в положении религии и верующих в СССР. Стал исчезать страх посещения богослужений. Началось восстановление и возвращение верующим церквей, получили распространение воскресные приходские школы, происходило восстановление христианской культуры и культур других конфессий. Представители духовенства открыто высказывались в советской печати, по радио, телевидению по вопросам нравственности, воспитания, благотворительности. 1000‑летие крещения Руси (1988 г.) отмечалось как всенародный праздник, которому предшествовала встреча М. С. Горбачева с патриархом Пименом и всем патриаршим Синодом. В октябре 1990 г. был принят закон «О свободе совести».

4.3. Изменения в общественном сознании. Вместе с перестройкой началось пробуждение общественного сознания. Люди получили возможность открыто высказывать свое мнение по различным проблемам государственной политики. Сам человек в рамках демократизации становился участником этого процесса через митинги, референдумы, выборы в органы законодательной власти, через формировавшуюся многопартийную систему в СССР. Это приводило к быстрому росту гражданской активности общества.

Однако к концу «перестройки» пришло разочарование, многие надежды не сбылись. Кроме того, в сознании людей возникло идеологическое противостояние, которое раскалывало общество и готовило переход к новому этапу реформ.

 

5. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы

 

5.1. Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР.

•  Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). В течение 1989–1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете.

•  Кризис коммунистической идеологии начался одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти, за этим последовал процесс распада КПСС, потерявшей функции механизма, скреплявшего «союз нерушимый республик свободных». В течение 1989–1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.

• В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М. С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).

В 1988–1990 гг. были приняты партийные резолюции «О межнациональных отношениях», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», а также «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В декабре 1990 г. IV Съезд народных депутатов СССР принял постановление «Об общей концепции Союзного договора», который в апреле 1991 г. был подписан в Ново‑Огарево (так называемое соглашение «9+1»). Этот договор, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предусматривал предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76 %) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

5.2. Августовский политический кризис 1991 г. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативное крыло из руководства СССР – Г. И. Я наев (вице‑президент), Б. С. Павлов (премьер‑министр), маршал Д. Т. Я зов (министр обороны СССР), Б. А Крючков (председатель КГБ СССР), Б. К. Пуго (министр внутренних дел) и другие объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19–21 августа 1991 г.).

Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б. Н. Ельциным вынудили участников заговора отступить. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, благодаря чему центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ также не оказала поддержки ГКЧП.

5.3. Конец коммунистической системы. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, М. С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК и объявил о роспуске КПСС. Был распущен также союзный Кабинет министров, а в сентябре – Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 г. был введен запрет Компартии Советского Союза на территории РСФСР.

5.4. Распад СССР.

• Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных президентов.

•  Беловежские соглашения. Образование СНГ. 8 декабря

1991 г. на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик – России (Б. Н. Ельцина), Украины (Л.М. Кравчука) и Белоруссии (С. С. Шушкевича), без участия М. С. Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма‑Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали Беловежские соглашения. 25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев сложил свои полномочия.

•  Причины распада СССР. Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин.

Среди первой группы предпосылок:

– накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

– неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;

– кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно‑политической монополии, составлявшей основу СССР;

– движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе «перестройки».

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: ошибки М. С. Горбачева (его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики); политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.

•  Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик.

Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшие многовековые исторические и культурные традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т. д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев.

Новой острой проблемой стало положение русскоязычного населения (почти 25 млн человек) в ставших независимыми национальных республиках.

 

6. Выводы

 

1. В период «перестройки» (1985–1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система. Общество стало открытым внешнему миру.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество и осуществляться принцип разделения властей.

2.  При этом расширение и углубление преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись «сверху», «перестройка» была подхвачена и развита «снизу», что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие в некоторой степени неуправляемый характер.

Политика гласности, направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г.

3. Однако опыт преобразований показал, что социалистическая социально‑экономическая система не может существовать вне административно‑командной формы и контроля со стороны коммунистической партии, несовместимых с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М. С. Горбачева провалились, а к концу 80‑х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

4. В результате вслед за очищением социализма от «деформаций» последовал крах самой социалистической системы.

5. «Перестройка» завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

 

Вопросы и задания

 

1. Назовите предпосылки начала процесса реформ в СССР после 1985 г.

2. Какие достижения периода «перестройки» в общественно‑политической жизни страны являются, на ваш взгляд, самыми важными?

3. Какую роль сыграли национальные движения в республиках в деле дезинтеграции СССР? Что предпринимало союзное руководство для разрешения конфликта?

4. Чем объяснялась непоследовательность и потеря темпов реформ М. С. Горбачевым?

5. Период «перестройки» М. С. Горбачева оценивается как очередная попытка модернизации СССР. Сравните ее с предшествующими этапами советских реформ. Выделите в них общие черты и назовите особенности.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 513 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0