школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Пятница, 02.12.2016, 23:09:26

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОССИИ » ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Внешняя политика России первой четверти XIX в.

ПЛАН

1. Основные задачи внешней политики.

1.1. Отражение внешней агрессии против России.

1.2. Усиление влияния России в Европе.

1.3. Усиление влияния России на Ближнем Востоке.

1.4. Расширение доступа России к мировому рынку.

1.5. Оказание поддержки христианским народам.

1.6. Подавление революционных выступлений.

2. Внешняя политика России в начале XIX в.

2.1. Основные направления.

2.2. Участие России в наполеоновских войнах: Цели России. – Союзники. – Ход военных действий. – Результаты войн.

2.3. Южное направление: Вхождение Грузии в состав России. – Война с Персией (Ираном) (1804–1813). – Война с Турцией (1806–1812).

3. Отечественная война 1812 г.

3.1. Причины войны: Стремление Наполеона I установить мировую гегемонию. – Обострение противоречий между Россией и Францией. – Планы России по восстановлению монархических режимов.

3.2. Подготовка сторон и соотношение сил: Военные планы сторон. – Дипломатическая подготовка. – Соотношение вооруженных сил.

3.3. Ход военных действий: Первый этап. – Второй этап. – Третий этап.

3.4. Причины победы.

4. Заграничный поход 1813–1814 гг. и послевоенный мировой порядок.

4.1. Окончание войны.

4.2. Послевоенный мир: Венский конгресс. – Священный союз.

5. Выводы.

 

1. Основные задачи внешней политики

 

1.1. Отражение внешней агрессии против России, что ярче всего проявилось в Отечественной войне 1812 г.

1.2. Усиление влияния России в Европе, достигнутое в ходе войн против Франции, а также благодаря созданию и деятельности Священного союза.

1.3. Усиление влияния России на Ближнем Востоке, проявившееся в активном участии России в решении «восточного вопроса», в русско‑персидской и русско‑турецкой войнах, отвечавших экономическим и военно‑стратегическим интересам России.

1.4. Расширение доступа России к мировому рынку и к важнейшим торговым путям. Для достижения этой цели Россия стремилась сохранить связи с экономически наиболее развитой страной того времени – Англией, избежать участия в ее торговой блокаде, пыталась добиться от Турции и Персии благоприятных условий для русских купцов, наконец, боролась за установление свободного режима прохода русских судов через Босфор и Дарданеллы.

1.5. Оказание поддержки христианским народам на Балканах и в Закавказье, боровшихся за освобождение от османского ига.

1.6. Подавление революционных выступлений в европейских странах, направленных против существовавших порядков и властей.

 

2. Внешняя политика России в начале XIX в.

 

2.1. Основные направления. На первом этапе правления Александра I во внешней политике России четко определились два основных направления: европейское и ближневосточное.

2.2. Участие России в наполеоновских войнах.

•  Цели России заключались в стремлении не допустить французской гегемонии в Европе и на Востоке в ущерб русскому влиянию; а также в предотвращении распространения принципов и идей Французской революции.

•  Союзниками России являлись Англия, Австрия, Пруссия, Швеция.

•  Ход военных действий. Придя к власти, Александр I восстановил отношения с Англией, но и удержался от конфликта с наполеоновской Францией. Однако его стремление сохранить европейское равновесие разбилось о реалии международной политики. Вскоре европейский мир рухнул, и Россия оказалась втянутой в третью по счету антифранцузскую коалицию. В 1805 г. Наполеон разгромил русско‑австрийские войска в сражении при Аустерлице, что привело эту коалицию к распаду. В 1806 г. по инициативе Пруссии была создана четвертая коалиция. Россия, участвуя в этой коалиции, а позже борясь с Наполеоном один на один, отстаивала уже не столько европейское равновесие, сколько свое положение великой державы. В сражениях под Пултуском и Прейсиш‑Эйлау русские войска с честью противостояли французской армии, хотя и не добились победы. Однако под Фридландом (1807) они были разгромлены и отброшены за Неман.

•  Результаты войн. Победы Наполеона привели к:

– установлению гегемонии Франции в Западной и Центральной Европе (французская армия оккупировала Австрию и Пруссию, что превратило эти государства в союзников‑сателлитов Франции);

– созданию вассального Франции герцогства Варшавского (на польской территории, оказавшейся в составе Пруссии и Австрии в результате разделов Польши), ставшего плацдармом для «давления» на Россию;

– подписанию Александром I Тильзитского мирного договора (1807), по которому Россия вынуждена была присоединиться к торговой блокаде Англии (континентальная блокада);

– ухудшению экономической и внутриполитической обстановки в России, дискредитации личности ее монарха.

2.3. Южное направление.

•  Вхождение Грузии в состав России. Нормализация в начале правления Александра I отношений с Англией и Францией позволила России активизировать свою политику на Ближнем Востоке. К этому же подталкивала агрессивность Турции и Ирана в отношении Грузии. В 1801 г. Восточная Грузия по просьбе Георгия XII была принята в состав России, а в 1803–1804 гг. произошло присоединение и Западной Грузии.

•  Война с Персией (Ираном) (1804–1813). Утверждение России в Закавказье привело ее к войне с Ираном. Благодаря успешным действиям русской армии основная часть Северного Азербайджана оказалась под контролем России, что и закрепил Гюлистанский мирный договор 1813 г.

•  Война с Турцией (1806–1812). В 1806 г. началась война России с Османской империей, подстрекаемой Францией. Поводом к войне послужило закрытие турками черноморских проливов для русских судов. Первоначальный успех русской армии (занятие Молдавии и Валахии) не удалось развить из‑за отвлечения основных сил на западное направление. Лишь после назначения в 1811 г. командующим Дунайской армией М. И. Кутузова, нанесшего решающее поражение противнику у крепости Рущук, турки были сломлены и пошли на подписание в 1812 г. мирного договора в Бухаресте. По нему к России отходила восточная часть Молдавии (Бессарабская область), а граница с Турцией устанавливалась по р. Прут. Сербия, находившаяся под турецким владычеством и активно помогавшая России в этой войне, получила автономию. Значение дипломатического успеха Кутузова заключалось и в том, что мир был подписан почти за месяц до вторжения в Россию наполеоновских войск.

 

3. Отечественная война 1812 г

 

3.1. Причины войны.

•  Стремление Наполеона I установить мировую гегемонию,

что было невозможно без полного разгрома и подчинения Англии и России.

•  Обострение противоречий между Россией и Францией, вызванное:

– несоблюдением Россией условий континентальной блокады, которая не отвечала ее национальным интересам;

– поддержкой Наполеоном антирусских настроений в герцогстве Варшавском, выступавшем за воссоздание Речи Посполитой в старых границах, что несло в себе угрозу территориальной целостности России;

– потерей Россией в результате завоеваний Франции прежнего влияния в Центральной Европе, ущемлением ее особых интересов в ряде германских княжеств, а также действиями Наполеона, направленными на подрыв ее международного авторитета;

– подстрекательством Францией Турции и Ирана к войне с Россией;

– нарастанием личной неприязни между Александром I и Наполеоном;

– ростом недовольства русского дворянства результатами внешней политики Александра.

•  Планы России по восстановлению монархических режимов и старых порядков в странах, оккупированных Наполеоном или находившихся под его контролем.

3.2. Подготовка сторон и соотношение сил.

•  Военные планы сторон. Наполеон намеревался в приграничном сражении разгромить основные силы противника, добиться стратегической победы и навязать России кабальный мирный договор, предусматривавший отторжение от нее ряда территорий и вхождение в антианглийский политический союз с Францией.

В Петербурге было подготовлено около 10 планов ведения кампании против Наполеона, причем, некоторые из них носили отнюдь не оборонительный характер, подразумевая превентивный удар по французской армии на территории Пруссии.

•  Дипломатическая подготовка. Наполеон создал мощную антирусскую коалицию, в которую входили Австрия, Пруссия, Нидерланды, Италия, герцогство Варшавское, германские государства. Правда, в Испании вспыхнуло мощное народное восстание, отвлекшее на свое подавление значительные военные силы Франции.

Россия, вынужденная под нажимом Наполеона объявить в 1808 г. войну Швеции, которая нарушила континентальную блокаду, сумела к 1809 г. одержать победу и по Фридрихегамскому мирному договору присоединить к себе Финляндию. По Бухарестскому миру с Турцией (1812) она обезопасила и свой южный фланг. Кроме того, со Швецией накануне наполеоновского вторжения был заключен тайный договор о взаимопомощи, а Турция в годы войны заняла нейтральную позицию, что также можно отнести к успехам русской дипломатии. Однако, кроме Англии, Россия в начале войны не имела союзников.

•  Соотношение вооруженных сил. Французская армия являлась одной из самых сильных в Европе, в том числе потому, что Наполеон отказался от средневековой рекрутчины и ввел всеобщую воинскую повинность с 5‑летней службой. «Великой армией» Наполеона, вторгшейся в Россию, кроме французского императора, руководили талантливые полководцы Даву, Ней, Мюрат, Удино, Макдональд и др. Она насчитывала до 650 тыс. человек и по своему составу была многонациональной. Лишь половину ее составляли французы. Обладая богатым боевым опытом, имея в своих рядах закаленных солдат, в том числе «старую гвардию», она в то же время утратила некоторые качества времен защиты завоеваний революции и борьбы за независимость, превратившись в армию завоевателей.

Россия, обладая вооруженными силами примерно в 500 тыс. человек, смогла противопоставить противнику лишь 317 тыс. солдат, рассредоточенных в трех армиях, расположенных вдоль ее западных границ. (Первая армия М. Б. Барклая де Толли, занимавшего, кроме того, пост военного министра, прикрывала петербургское направление и насчитывала примерно 120 тыс. солдат и офицеров. Вторая – генерала П. И. Багратиона – располагалась на московском направлении и состояла из 49,5 тыс. человек. Третья – генерала А. П. Тормасова – прикрывала Киев и насчитывала 44 тыс. Кроме того, у России имелись пять отдельных корпусов, примерно в 180 тыс. человек). Но боевые качества русских солдат, вставших на защиту родины, оказались выше, чем у захватчиков. Главнокомандующим российской армией в начале войны был сам Александр I.

3.3. Ход военных действий.

•  Первый этап (от начала вторжения до Бородинского сражения). Еще до объявления войны войска Наполеона 12 июня 1812 г. перешли р. Неман. Их главная задача состояла в том, чтобы не допустить объединения армий Барклая де Толли и Багратиона и разгромить их по отдельности. Отступая с боями и маневрируя, русским армиям с большим трудом удалось соединиться под Смоленском, но под угрозой окружения, после кровопролитных боев 6 августа они вынуждены были оставить разрушенный и горящий город. Уже на этом этапе войны Александр I, пытаясь восполнить нехватку войск и учитывая подъем патриотических настроений общества и народа, подписал манифест о созыве народного ополчения, развертывании партизанской войны. Уступая общественному мнению, он подписал приказ о назначении главнокомандующим русской армии М. И. Кутузова, которого он лично недолюбливал.

Таким образом, первый этап характеризовался превосходством сил агрессора, оккупацией российских территорий. Кроме Москвы наполеоновские корпуса двинулись на Киев, где были остановлены Тормасовым, и на Ригу, которую прикрывал корпус П. X. Витгенштейна. Но решающей победы Наполеон так и не добился, ибо его планы разбить русскую армию по частям были сорваны. После ратификации мира с Турцией на соединение с Тормасовым выдвинулась Дунайская армия П. В. Чичагова. Кроме того, война и без манифестов Александра I стала приобретать общенародный – «отечественный» характер.

•  Второй этап (от Бородино до битвы за Малоярославец). 26 августа 1812 г. началось знаменитое Бородинское сражение, в ходе которого французские войска яростно атаковали, а русские – мужественно защищались. Обе стороны понесли тяжелые потери. Впоследствии Наполеон оценивал его как самое «ужасное» из всех данных им сражений и считал, что «французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Главная цель Наполеона – разгром русской армии – опять не была достигнута, но русские, не имея сил для продолжения битвы, утром отошли с поля боя.

После совещания в подмосковных Филях руководство армии приняло решение об оставлении Москвы. Население стало покидать город, в Москве запылали пожары, военные склады оказались уничтоженными или вывезенными, а в окрестностях действовали партизаны.

В результате умелого маневра русская армия ушла от преследования французов и расположилась на отдых и пополнение в лагере под Тарутино южнее Москвы, прикрывая тульские оружейные заводы и не разоренные войной хлебные южные губернии. Наполеон, находясь в Москве, пытался заключить мир с Россией, но Александр I проявил твердость духа и отклонил все его предложения. Оставаться в разоренной Москве было опасно, в «Великой армии» началось брожение, и 7 октября Наполеон двинул свою армию к Калуге. 12 октября у Малоярославца его встретили войска Кутузова и после ожесточенного сражения вынудили отступить на опустошенную войной Смоленскую дорогу. С этого момента стратегическая инициатива перешла к русской армии. К тому же активно заработала, по выражению Л. Н. Толстого, «дубина народной войны» – партизанские отряды, создаваемые как помещиками и крестьянами, так и русским командованием, наносили ощутимые удары по врагу.

•  Третий этап (от Малоярославца до разгрома «Великой армии» и освобождения территории России). Продвигаясь на Запад, теряя людей от столкновений с летучими конными отрядами, болезней и голода, Наполеон привел в Смоленск лишь 50 тыс. человек. Кутузовская же армия шла параллельным курсом и все время угрожала отрезать пути к отступлению. В сражениях у села Красное и на реке Березина (28 ноября) французская армия была фактически разгромлена. Наполеон передал командование остатками своих войск Мюрату и поспешил в Париж.

25 декабря Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны.

3.4. Причины победы.

•  Национально‑освободительный, народный характер войны,

который проявлялся:

– в стойкости и мужестве российских солдат и офицеров, самоотверженно защищавших свое Отечество;

– в развертывании партизанского движения, наносившего значительный ущерб неприятелю;

– во всенародном патриотическом подъеме в стране, готовности представителей всех сословий к самопожертвованию ради достижения победы.

•  Высокий уровень военного искусства русских военачальников .

•  Значительный экономический потенциал России, позволивший создать большую и хорошо вооруженную армию.

• Потеря французской армией своих лучших боевых качеств,

• Нежелание, да и неспособность Наполеона найти поддержку в крестьянской массе за счет ее освобождения от крепостничества. Правда, сам он утверждал, что «закоснелость» русских крестьян помешала ему осуществить этот шаг.

• Определенный вклад в победу России внесли Англия и Испания, отвлекавшие значительные силы Наполеона в Испании и на море.

 

4. Заграничный поход 1813–1814 гг. и послевоенный мировой порядок

 

4.1. Окончание войны. Освобождение России не давало гарантий от новой агрессии Наполеона. Современная бессословная армия нового типа, всеобщая воинская повинность, наличие обученных, прошедших службу, опытных резервистов позволяли Франции быстро формировать новые корпуса.

Поэтому в январе 1813 г. русские войска вступили на территорию Центральной Европы. Кроме того, вне России находились еще 350 тыс. французских солдат. На сторону России перешли Пруссия, а затем и Австрия. Скончавшийся в апреле 1813 г. Кутузов был заменен на посту Главнокомандующего Витгенштейном. Наполеон нанес ряд поражений союзникам. Но в решающем сражении под Лейпцигом (октябрь 1813), получившем название «битва народов», он был разбит. В начале 1814 г. союзники перешли границы Франции. Вскоре Наполеон отрекся от трона.

По Парижскому мирному договору (май 1814 г.) Франция возвращалась к границам 1793 г., восстанавливалась династия Бурбонов, а Наполеон был сослан на остров Эльбу.

4.2. Послевоенный мир.

•  Венский конгресс. В сентябре 1814 г. в Вене собрались делегации стран‑победительниц как для решения спорных территориальных вопросов, так и для обсуждения будущего Европы. Возникшие острые разногласия были отодвинуты на второй план, когда в марте 1815 г. Наполеон на короткий срок возвратился к власти («сто дней»). Воссозданная коалиция разгромила его войска в битве при Ватерлоо (июнь 1815), а территориальные споры решились следующим образом: Саксония переходила к Пруссии, а основная часть герцогства Варшавского со своей столицей – к России. В странах Европы восстанавливались прежние монархические режимы, но крепостное право, отмененное в ряде стран (в том числе в Пруссии) в ходе наполеоновских войн, не реставрировалось.

•  Священный союз был создан в сентябре 1815 г. В него вошли все монархии Европы, но ключевую роль играли Россия, Пруссия и Австрия. Цели Союза заключались:

– в охранении установленных Венским конгрессом государственных границ, объявленных незыблемыми;

– в защите так называемых легитимных монархий и подавлении революционных и национально‑освободительных движений.

 

5. Выводы

 

1. В результате войны 1812 г. погибло много людей, громадный урон понесли русская экономика и культура.

2. Победа в войне сплотила русское общество, вызвала подъем национального самосознания, привела к развитию общественного движения и общественной мысли, в том числе оппозиционной. Декабристы называли себя «детьми 1812‑го года».

3. С другой стороны, победа укрепила правящие круги страны в мысли о прочности и даже превосходстве общественного строя России, а следовательно, ненужности преобразований, и тем самым усилила консервативную тенденцию во внутренней политике.

4. Русские войска с победами прошли через всю Европу и триумфально вошли в Париж вместе с армиями союзников, что необычайно подняло международный авторитет России, превратило ее в мощную военную державу.

5. За счет новых приобретений расширилась территория России, увеличилось ее население. Но, включив в свой состав земли «Великой Польши», она на долгие годы приобрела очень болезненную польскую проблему, обусловленную незатухающей борьбой польского народа за национальную независимость.

6. После подписания Венских трактатов в европейских международных отношениях утвердилась Венская система, в которой ведущая роль принадлежала России.

 

Вопросы и задания

 

1. Каковы основные направления и задачи внешней политики России в первой четверти XIX в.? Какие факторы оказывали влияние на ее осуществление?

2. Что такое «континентальная блокада» и почему Россия присоединилась к ней по Тильзитскому миру 1807 г.?

3. Каковы причины войны 1812 г.? Расскажите о подготовке России и Франции к ней.

4. Расскажите, используя карту, об основных этапах войны 1812 г. Каковы особенности каждого из них?

5. Каково содержание решений Венского конгресса?

6. Расскажите об итогах внешней политики России первой четверти XIX в.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 11 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0