Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 19:30:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Внешняя политика советского государства в 1920 е гг.

ПЛАН

1. Принципы внешней политики.

1.1. Противоречия внешнеполитической концепции большевиков.

1.2. Концепция внешней политики Советского государства и мировая революция.

1.3. Трудности советской дипломатии.

2. Основные направления внешней политики.

2.1. Торговые отношения.

2.2. Дипломатические контакты: Генуэзская конференция. – Рапалльский договор с Германией. – Дипломатическое признание СССР. – Отношения со странами Востока и Азии. – Борьба за разоружение.

3. Борьба за мировую революцию.

3.1. Коммунистический Интернационал.

3.2. Другие международные организации.

4. Выводы.

 

1. Принципы внешней политики

 

1.1. Противоречия внешнеполитической концепции большевиков. Советские лидеры преследовали во внешней политике две противоречивые цели:

– подготовку мировой пролетарской революции и в то же время

– установление мирных отношений с другими государствами с целью обеспечения существования Советского государства, создания внешнеполитических условий для его экономического развития.

1.2. Концепция внешней политики Советского государства и мировая революция. В связи с переходом к НЭПу после окончания Гражданской войны начала формироваться новая внешнеполитическая концепция. Ленин настаивал на необходимости мирной передышки. Соответственно должны измениться формы борьбы с капитализмом и концепция мировой революции. Хотя ряд большевистских руководителей (Троцкий, Бухарин) заявляли о возможности «красной интервенции», Ленин, не отказываясь от идеи подготовки мировой революции, считал неизбежным переход «от штурма к осаде капиталистической крепости» (для коммунистического движения этот лозунг прежде всего означал завоевание трудящихся на свою сторону).

Вопросы внешней политики детально обсуждались на X съезде РКП(б) в 1921 г. Были поставлены следующие задачи: превратить завоеванную передышку в длительный мир для восстановления народного хозяйства, вывести страну из экономической (а для этого – из внешнеполитической) изоляции, привлечь иностранный капитал и заставить его служить целям возрождения страны.

В 1920 г. после падения советской власти в республиках Прибалтики правительство РСФСР заключило договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии, подтвердив их независимость и самостоятельность.

1.3. Трудности советской дипломатии. Стремление советского руководства преодолеть дипломатическую изоляцию затруднялось рядом факторов, таких как:

– идеологические расхождения и отсюда неприятие советского строя на Западе;

– сохранявшиеся претензии к России по царским долгам;

– отрицательное отношение к государственной монополии внешней торговли;

– неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции;

– недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке, а также национально‑освободительного движения народов колониальных и зависимых стран.

 

2. Основные направления внешней политики советского государства

 

2.1.Торговые отношения. Обширный рынок, возможность получить ценные материальные ресурсы (хлеб, лес, нефть и др.) и надежды на возврат долгов царской России толкали западные государства на путь переговоров с большевиками. Ленин уже в 1919 г. поставил вопрос о необходимости экономического сотрудничества со странами Запада путем предоставления концессий, заключения торговых договоров и соглашений. В результате усилий советской дипломатии в первой половине 20‑х гг. была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. С советской стороны работу по установлению внешнеэкономических связей возглавил нарком внешней торговли Л. Б. Красин. С 1921 г. началось установление торговых отношений с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Отсутствие дипломатических отношений с США (до 1933 г.) не мешало американским предпринимателям поддерживать контакты с советским посольством на основе концепции «торговля без признания» и занять второе место (после Германии) среди зарубежных поставщиков СССР в 1920‑е гг.

2.2. Дипломатические контакты. Несмотря на деятельность Коминтерна Наркомату иностранных дел во главе с Г. В. Чичериным (1918–1930) удавалось вести диалог с капиталистическими странами.

•  Генуэзская конференция. На конференции советская делегация заявила, что в нынешнюю эпоху возможно «параллельное существование старого и нарождающегося нового строя» и их экономическое сотрудничество. Чтобы выйти из дипломатической изоляции, советское правительство готово было признать частично царские долги. С этой целью оно намеревалось использовать свое участие в Международной экономической и финансовой конференции (10 апреля – 19 мая 1922 г.) в Генуе (Италия). Российское правительство соглашалось уплатить часть долгов в обмен на возмещение ущерба Советской России от интервенции в размере 39 млрд золотых рублей, субсидии и официальное признание РСФСР. Однако переговорный процесс с Англией и Францией зашел в тупик.

Также не дала результатов конференция экспертов в Гааге (26 июня – 19 июля 1922 г.)

•  Рапалльский договор с Германией. 16 апреля 1922 г. советские представители, используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили с ней двусторонний договор. В его основу был положен взаимный отказ от возмещения долгов, режим наибольшего благоприятствования в торговле. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. В апреле 1926 г. между СССР и Германией был заключен Берлинский договор о ненападении и военном нейтралитете.

Таким образом, в 20‑е гг. Германия стала основным торговым и военным партнером СССР (в области строительства военных полигонов, заводов, обмена специалистами), что внесло существенные коррективы в характер международных отношений.

•  Дипломатическое признание СССР. Экономические, политические и другие соображения требовали от западных правительств нормализации дипломатических отношений с Россией. К 1925 г. СССР де‑юре признали: в Европе – Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция; в Азии – Япония, Китай, в Латинской Америке – Мексика и Уругвай. Всего за 1921–1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров.

Советско‑британские и советско‑французские отношения носили нестабильный характер. 8 мая 1923 г. в связи с задержанием английских рыболовецких судов в водах Белого моря в Москве был вручен ультиматум министра иностранных дел лорда Д. Керзона с требованиями прекращения антибританской пропаганды на Востоке, отзыва советских представителей из Ирана и Афганистана, уплаты компенсации за задержку траулеров и расстрел в 1920 г. английских шпионов. В 1927 г. министр иностранных дел О. Чемберлен снова обвинил СССР в антибританской пропаганде, британская полиция произвела обыск в помещении Англо‑русского кооперативного общества (АРКОС). Англия разорвала дипломатические отношения с СССР, но Франция и Германия не последовали ее примеру.

•  Отношения со странами Востока и Азии. России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г.

были заключены советско‑иранский и советско‑афганский мирные договоры и договор о дружбе с Турцией. В достигнутых соглашениях провозглашался принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Советское правительство заявляло об отмене всех заключенных царской Россией договоров и конвенций и обязалось предоставить материальную помощь правительствам этих стран. Так, Ирану было передано имущество на сумму 582 млн золотых рублей, Турции предоставлялась финансовая помощь в размере 10 млн золотых рублей.

Соглашения 1921 г. были дополнены советско‑турецким договором о дружбе и нейтралитете (1925) и торговым договором (1927), советско‑афганским договором о нейтралитете и ненападении (1926), торговыми и другими экономическими соглашениями с Ираном (1927).

В 1921 г. было подписано соглашение об установлении дружественных отношений с Монголией. Советские войска, введенные сюда, поддержали революционные выступления во главе с Сухэ‑Батором, пришедшим к власти.

В начале 20‑х гг. советское правительство активно поддерживало национально‑освободительное движение в Китае под руководством партии Гоминьдан. Однако начало борьбы Гоминьдана и его руководителя Чан Кайши против созданной в 1921 г. Компартии Китая привели к разрыву отношений. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с пекинским правительством Китая, в 1925 г. – также и с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50 % площадей нефтяных месторождений на Северном Сахалине).

•  Борьба за разоружение. Советский Союз все более активно включался в процесс международных отношений, в 1922–1923 гг. принял участие в Лозаннской мирной конференции. С середины 20‑х гг. СССР стал участником борьбы за разоружение, началось его сближение с Лигой Наций (международной организацией, созданной в 1919 г. по инициативе президента США В. Вильсона).

С 1926 г. советская дипломатия участвовала в работе подготовительной группы Комиссии по разоружению. В конце 20‑х гг. СССР выдвинул предложение о всеобъемлющей ликвидации вооруженных сил и военного производства, сокращения армий (впервые СССР выступил с этим еще в 1922 г.), ликвидации морских и сухопутных баз. Однако эти инициативы не были приняты странами Запада.

В 1928 г. СССР присоединился к пакту Келлога (госсекретарь США) – Бриана (французский министр иностранных дел) о запрещении использования войны как средства урегулирования международных споров и орудия национальной политики.

 

3. Борьба за мировую революцию

 

3.1. Коммунистический Интернационал (III Интернационал) во главе с председателем Исполкома Г. Е. Зиновьевым, созданный в 1919 г. в Москве, строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации. Кроме того, до середины 1920‑х гг. считалось, что без утверждения социализма в мире и поддержки мирового пролетариата строительство социализма в одной стране невозможно. Еще в 1924 г. Бухарин призывал принести революцию в Европу на красноармейских штыках.

В соответствии и в развитие ленинских слов об «осаде» капитализма на цели разжигания мировой революции направлялись значительные материальные средства, как для агентурной работы, так и в адрес компартий зарубежных стран. Подобный «двойной стандарт» во внешней политике Советской России, а затем и СССР, создавал немалые трудности для наркомата иностранных дел. Даже после провозглашения сталинского курса на построение социализма в отдельно взятом СССР VI Конгресс Коминтерна (1928) заявил о необходимости борьбы с «предателями рабочего класса» – социал‑демократами в условиях, когда мировой экономический кризис, подъем освободительного движения в колониях могут создать острый социально‑политический кризис в капиталистических странах. Конгресс снова ставил задачу дня – воспользоваться начавшимся на Западе кризисом для мировой пролетарской революции.

3.2. Одновременно с Коминтерном в том же направлении действовал еще ряд международных прокоммунистических организаций с центром в Москве – Коммунистический интернационал молодежи (формально секция Коминтерна), Профинтерн – Красный интернационал профсоюзов (с 1921 г.), МОПР – Международная организация помощи борцам революции (1922) и др.

 

4. Выводы

 

1. Первое десятилетие русской революции характеризовалось политикой «двойного стандарта» в советской внешней политике. Изменившаяся после войны геополитическая ситуация в мире привела к переоценке внешней политики советским руководством: идеологические цели постепенно уступали место прагматическому курсу.

2. В результате большевистские лидеры оказались в состоянии использовать соперничество между крупнейшими европейскими державами и отразить военными, дипломатическими и экономическими средствами попытки удушения революции. В течение 20‑х гг. советское правительство сумело в основном преодолеть дипломатическую изоляцию, добиться признания де‑юре со стороны ряда стран мира и развернуть торговое сотрудничество с капиталистическими странами.

3. При этом не прекращалась деятельность Коммунистического Интернационала , что приводило к дипломатическим конфликтам и затруднениям, в частности стало причиной разрыва отношений с Англией, Мексикой и другими странами. Со стороны советского руководства активизировалась поддержка национальных «антиимпериалистических» движений, прежде всего в Азии.

 

Вопросы и задания

 

1. Какое влияние оказала идея мировой революции на выработку внешнеполитической концепции Советского государства?

2. Что можно сказать об отношении западно‑европейской дипломатии к Советской России на Генуэзской конференции?

3. Чем было вызвано сближение Советской России и Германии в 20‑е гг.? Как это сказалось на характере международных отношений?

4. Приведите конкретные примеры, свидетельствующие о выходе Советской России из международной экономической блокады.

5. Назовите инициативы советской дипломатии в сфере разоружения. Какова была их эффективность?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 1005 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 54
Гостей: 54
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0