Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 29.02.2024, 09:16:57
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Внешняя политика СССР в годы «перестройки»

ПЛАН

1. Изменения во внешней политике.

1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР.

1.2. Концепция «нового политического мышления».

2. Проблема «Восток – Запад» в международных отношениях.

2.1. Советско‑американские отношения.

2.2. Курс на «разрядку».

2.3. Экономические и политические связи СССР со странами Запада: Гуманитарные контакты. – СССР и Совет Европы.

2.4. Гуманитарные контакты.

3. Отношения со странами Центральной и Восточной Европы.

3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы.

3.2. Распад «социалистического лагеря».

4. СССР и страны «третьего мира».

4.1. Разблокирование региональных конфликтов: Ближний Восток. – Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты.

4.2. Конец войны в Афганистане.

4.3. Возобновление диалога между СССР и Китаем.

5. Выводы.

 

1. Изменения во внешней политике

 

1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.:

– смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;

– урегулирование региональных конфликтов;

– признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена изменениями в сознании определенной части элиты страны, приходом в 1985 г. в МИД СССР нового руководства во главе с Э. А. Шеварднадзе.

1.2. Концепция «нового политического мышления». М. С. Горбачев выдвинул новую философско‑политическую концепцию, получившую название «новое политическое мышление». Ее основные положения предусматривали:

– отказ от идеи о расколе современного мира на две противоположные и противоборствующие общественно‑политические системы (социалистическую и капиталистическую);

– признание мира целостным и неделимым;

– отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.;

– отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

– признание в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.

 

2. Проблема «Восток – Запад» в международных отношениях

 

2.1. Советско‑американские отношения. На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами успешно развивались с помощью ежегодных личных встреч М. С. Горбачева с президентами США (1985 г. – в Женеве; 1986 г. – в Рейкьявике; 1987 г. – в Вашингтоне, 1988 г. – в Москве, 1989 г. – на Мальте).

Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская – 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑1), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США.

2.2. Курс на «разрядку». СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.)

В мае 1987 г. страны‑участницы Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций, но распущена была лишь ОВД. В 1989 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989–1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону – на 14,2 %. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета французских и английских ракет) средней и меньшей дальности. СССР демонтировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая.

После этого СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство. Свидетельством нового подхода к международным делам стало безвозмездное согласие СССР на объединение Германии (1990).

2.3. Экономические и политические связи СССР со странами Запада. Сложное экономическое положение заставляло руководство СССР искать экономической помощи и политической поддержки у стран «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений со странами, не являвшимися традиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико‑экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.

•  Гуманитарные контакты. Западные страны, прежде всего США и Англия, по‑прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал «Венскую декларацию» СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Были приняты Закон о свободе совести и религиозных организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.

•  СССР и Совет Европы. В связи с потеплением отношений между Востоком и Западом в рамках концепции «общеевропейского дома» был проявлен большой интерес к установлению диалога с СССР со стороны такой международной организации, как Совет Европы (СЕ). Содействие «европейскому сплочению» стало трактоваться СЕ шире западноевропейских рамок – как сближение между Западной и Восточной Европой. Летом 1989 г. впервые на Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) выступил М. С. Горбачев как представитель государств Восточной Европы. В 1989 г. Верховному Совету СССР был предоставлен статус «специально приглашенного» члена Совета Европы, что создало условия для участия советских парламентариев в работе ПАСЕ на постоянной основе, открыло возможность влиять на принятие решений и документов в рамках СЕ и его специализированных учреждений. Хотя в отношениях между СССР и СЕ сохранялись определенная настороженность и недоверие.

 

3. Отношения со странами центральной и Восточной Европы

 

3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам «социалистического интернационализма». С 1986 по 1989 г. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд инвалютных руб. (свыше 1 % валового национального продукта). 47 % этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью сохранения «содружества» продолжало сотрудничество даже с руководителями ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к «перестройке» в СССР. В 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения с Албанией, прерванные в 1960 г.

В конце 80‑х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран, и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.

3.2. Распад «социалистического лагеря». В конечном итоге советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических революций в данном регионе, направленных против существовавших политических режимов. В 1989–1990 гг. произошли «бархатные» революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.

В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания «холодной войны». Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионе. Уход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

 

4. СССР и страны «третьего мира»

 

4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов.

•  Ближний Восток. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

СССР отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

• Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способствовал началу поиска национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитические позиции СССР в регионах мира. В то же время США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах «третьего мира».

4.2. Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.

15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В декабре 1989 г. Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.

4.3. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем, для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско‑китайское сближение было подкреплено визитом М. С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.

 

5. Выводы

 

1. За годы «перестройки» и реализации концепции «нового политического мышления» произошло ослабление международной напряженности, и в первую очередь противостояния СССР и США. Инициатива прекращения «холодной войны» принадлежала Советскому Союзу.

2. Задуманные М. С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно‑промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии «осажденной крепости», отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.

3. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

4. Однако внешнеполитический курс М. С. Горбачева не был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР, утратившего в конце 80‑х гг. положение сверхдержавы. Ряд политических деятелей на Западе заявили о том, что Советский Союз потерпел поражение в «холодной войне».

5. Подобная политика встречала усиленное недовольство и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала внутриполитические позиции Горбачева и потеря влияния СССР в Восточной Европе, а также уход из стран «третьего мира».

 

Вопросы и задания

 

1. Проиллюстрируйте на конкретных примерах результаты концепции «нового мышления» в советско‑американских отношениях. Покажите, в чем проявились противоречия данной концепции?

2. В чем заключались ошибки и просчеты советской дипломатии в рассматриваемый период?

3. Чем можно объяснить потерю позиций СССР в странах «третьего мира»?

4. Какое значение для стран Восточной и Центральной Европы имели начавшиеся в СССР модернизационные процессы?

5. Существует мнение, что в результате реформ (в том числе во внешней политике) СССР проиграл «холодную войну». В качестве победителя называются Соединенные Штаты Америки. А какова ваша точка зрения? Ответ аргументируйте.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 475 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0