ПЛАН
1. Изменения во внешней политике.
1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности
СССР.
1.2. Концепция «нового политического мышления».
2. Проблема «Восток – Запад» в международных
отношениях.
2.1. Советско‑американские отношения.
2.2. Курс на «разрядку».
2.3. Экономические и политические связи СССР со странами
Запада: Гуманитарные контакты. – СССР и Совет Европы.
2.4. Гуманитарные контакты.
3. Отношения со странами Центральной и Восточной
Европы.
3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы.
3.2. Распад «социалистического лагеря».
4. СССР и страны «третьего мира».
4.1. Разблокирование региональных конфликтов: Ближний
Восток. – Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты.
4.2. Конец войны в Афганистане.
4.3. Возобновление диалога между СССР и Китаем.
5. Выводы.
1. Изменения во внешней политике
1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности
СССР после 1985 г.:
– смягчение напряженности между Востоком и Западом
посредством переговоров с США о разоружении;
– урегулирование региональных конфликтов;
– признание существующего миропорядка и расширение
экономических связей со всеми государствами.
Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена
изменениями в сознании определенной части элиты страны, приходом в 1985 г.
в МИД СССР нового руководства во главе с Э. А. Шеварднадзе.
1.2. Концепция «нового политического мышления». М. С.
Горбачев выдвинул новую философско‑политическую концепцию, получившую название
«новое политическое мышление». Ее основные положения предусматривали:
– отказ от идеи о расколе современного мира на две
противоположные и противоборствующие общественно‑политические системы
(социалистическую и капиталистическую);
– признание мира целостным и неделимым;
– отказ от принципа пролетарского интернационализма и
признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными,
идеологическими, религиозными и др.;
– отказ от применения силы в качестве средства
разрешения международных проблем;
– признание в качестве универсального способа решения
международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.
2. Проблема «Восток – Запад» в международных отношениях
2.1. Советско‑американские отношения. На новом этапе
советской дипломатии двусторонние отношения между государствами успешно
развивались с помощью ежегодных личных встреч М. С. Горбачева с президентами
США (1985 г. – в Женеве; 1986 г. – в Рейкьявике;
1987 г. – в Вашингтоне, 1988 г. – в Москве,
1989 г. – на Мальте).
Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г.
об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего
радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства
демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская – 869. Это соглашение было
дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был
подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений
(СНВ‑1), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения
о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей
между СССР и США.
2.2. Курс на «разрядку». СССР выступил с целым рядом новых
инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к
2000 г.)
В мае 1987 г. страны‑участницы Варшавского Договора
внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их
военных организаций, но распущена была лишь ОВД. В 1989 г. был принят указ
Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов
на оборону в 1989–1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на
500 тыс. человек, а расходы на оборону – на 14,2 %. В Европе к
1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета
французских и английских ракет) средней и меньшей дальности. СССР демонтировал
также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных
против Японии, Южной Кореи и Китая.
После этого СССР сохранял военное преимущество в танках и
личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство. Свидетельством нового
подхода к международным делам стало безвозмездное согласие СССР на объединение
Германии (1990).
2.3. Экономические и политические связи СССР со странами
Запада. Сложное экономическое положение заставляло руководство СССР искать
экономической помощи и политической поддержки у стран «большой семерки» (США,
Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).
Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для
нормализации отношений со странами, не являвшимися традиционными партнерами
– Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период
интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими
организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было
заинтересовано в развитии технико‑экономических связей, надеясь получить
кредиты и технологии.
• Гуманитарные контакты. Западные страны, прежде
всего США и Англия, по‑прежнему увязывали расширение торговых связей с
политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей,
контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал «Венскую
декларацию» СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и
основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с
международными. Были приняты Закон о свободе совести и религиозных
организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В
результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и
деловых людей как в СССР, так и из СССР.
• СССР и Совет Европы. В связи с потеплением
отношений между Востоком и Западом в рамках концепции «общеевропейского дома»
был проявлен большой интерес к установлению диалога с СССР со стороны такой
международной организации, как Совет Европы (СЕ). Содействие «европейскому
сплочению» стало трактоваться СЕ шире западноевропейских рамок – как сближение
между Западной и Восточной Европой. Летом 1989 г. впервые на Парламентской
Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) выступил М. С. Горбачев как представитель
государств Восточной Европы. В 1989 г. Верховному Совету СССР был
предоставлен статус «специально приглашенного» члена Совета Европы, что создало
условия для участия советских парламентариев в работе ПАСЕ на постоянной
основе, открыло возможность влиять на принятие решений и документов в рамках СЕ
и его специализированных учреждений. Хотя в отношениях между СССР и СЕ
сохранялись определенная настороженность и недоверие.
3. Отношения со странами центральной и Восточной Европы
3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы.
Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал
следовать принципам «социалистического интернационализма». С 1986 по
1989 г. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти
56 млрд инвалютных руб. (свыше 1 % валового национального продукта).
47 % этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью
сохранения «содружества» продолжало сотрудничество даже с руководителями ГДР и
Румынии, неодобрительно относившимися к «перестройке» в СССР. В 1990 г.
были восстановлены дипломатические отношения с Албанией, прерванные в
1960 г.
В конце 80‑х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался
вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате
резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и
вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная
политика СССР в отношении этих стран, и, наоборот, усилилась и расширилась
американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.
3.2. Распад «социалистического лагеря». В конечном итоге
советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических
революций в данном регионе, направленных против существовавших политических
режимов. В 1989–1990 гг. произошли «бархатные» революции в Польше, ГДР,
Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным
путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.
В 1990 г. произошло объединение Германии в форме
включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы
стали одним из факторов окончания «холодной войны». Разрыв традиционных
экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими
союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионе. Уход
СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета
Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
4. СССР и страны «третьего мира»
4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская
дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных
конфликтов.
• Ближний Восток. Руководители СССР сделали ряд
шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г.
в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации
отношений Израиля с соседними арабскими странами.
СССР отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во
время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые
выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.
• Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева
стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в
Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые
последствия. С одной стороны, он способствовал началу поиска национального
согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих
странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского
военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им
помощи заметно ослабили геополитические позиции СССР в регионах мира. В то же
время США, преследуя собственные интересы и используя экономические
преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на
освобождавшееся геополитическое пространство в странах «третьего мира».
4.2. Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения
отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в
ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе
переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута
договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в
Афганистане и о выводе оттуда советских войск.
15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В
декабре 1989 г. Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении
этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.
В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и
37 тыс. раненых.
4.3. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным
возобновление диалога между СССР и Китаем, для которого прекращение советского
вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим
соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на
границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из
Камбоджи. Советско‑китайское сближение было подкреплено визитом М. С. Горбачева
в Пекин в мае 1989 г.
5. Выводы
1. За годы «перестройки» и реализации концепции «нового
политического мышления» произошло ослабление международной напряженности,
и в первую очередь противостояния СССР и США. Инициатива прекращения «холодной
войны» принадлежала Советскому Союзу.
2. Задуманные М. С. Горбачевым радикальные реформы
невозможно было осуществить без резкого сокращения военно‑промышленного
комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки
зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей
общественной жизни: разрушение психологии «осажденной крепости», отказ от
упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной
деятельности.
3. Наметились реальные перспективы более тесной
интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные
политические структуры.
4. Однако внешнеполитический курс М. С. Горбачева не
был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство
СССР идти на уступки Западу в надежде получить финансовую помощь и
политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций
СССР, утратившего в конце 80‑х гг. положение сверхдержавы. Ряд политических
деятелей на Западе заявили о том, что Советский Союз потерпел поражение в
«холодной войне».
5. Подобная политика встречала усиленное недовольство
и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала
внутриполитические позиции Горбачева и потеря влияния СССР в Восточной
Европе, а также уход из стран «третьего мира».
Вопросы и задания
1. Проиллюстрируйте на конкретных примерах результаты
концепции «нового мышления» в советско‑американских отношениях. Покажите, в чем
проявились противоречия данной концепции?
2. В чем заключались ошибки и просчеты советской
дипломатии в рассматриваемый период?
3. Чем можно объяснить потерю позиций СССР в странах
«третьего мира»?
4. Какое значение для стран Восточной и Центральной
Европы имели начавшиеся в СССР модернизационные процессы?
5. Существует мнение, что в результате реформ (в том
числе во внешней политике) СССР проиграл «холодную войну». В качестве
победителя называются Соединенные Штаты Америки. А какова ваша точка зрения?
Ответ аргументируйте.
|