Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 13:48:16
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Внешняя политика СССР в середине 1950 х – начале 1960 х гг.

ПЛАН

1. Изменение приоритетов внешней политики.

1.1. Курс на мирное сосуществование государств.

1.2. XX съезд КПСС о новых тенденциях в мировой политике.

1.3. Усилия по созданию системы коллективной безопасности.

1.4. Противоречия советской внешнеполитической доктрины.

2. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада.

2.1. Борьба за разоружение. Проблема борьбы за мир: Советские мирные инициативы. – Итоги сотрудничества в области разоружения.

2.2. Принцип мирного сосуществования во внешней политике

СССР.

2.3. Ракетно‑ядерное противостояние ведущих держав мира: Непоследовательность внешнеполитической линии СССР. – Карибский кризис.

3. СССР и страны социалистического лагеря.

3.1. Курс на укрепление социалистического содружества.

3.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция.

3.3. Попытки укрепления международного коммунистического движения.

3.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией: Обострение отношений между СССР и Албанией. – Обострение советско‑китайских отношений.

4. Взаимоотношения с развивающимися странами.

4.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств.

4.2 Военно‑политическая и экономическая помощь: Ассигнования на экономическое развитие. – Военно‑политическая помощь.

5. Выводы.

 

1. Изменение приоритетов внешней политики

 

1.1. Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета министров СССР Г. М. Маленков, а позже Н. С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период.

1.2. XX съезд КПСС обосновал и утвердил тезисы:

–  о мирном сосуществовании как форме классовой борьбы,

–  о возможности предотвращения войны в современную эпоху,

–  о многообразии форм перехода различных стран к социализму.

Идея неизбежности глобального военного столкновения двух систем ушла в прошлое.

1.3. В качестве главных направлений обеспечения мира Н. С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку «холодной войны», в международных отношениях происходили важные изменения.

1.4. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Современная эпоха характеризовалась КПСС как время перехода к социалистической революции. В рамках следования принципу пролетарского интернационализма ставилась задача оказания всемерной (в том числе военной и военно‑технической) поддержки национально‑освободительным движениям в странах «третьего мира», которые становились ареной борьбы двух сверхдержав.

 

2. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада

 

2.1. Борьба за разоружение. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стала одной из центральных во внешнеполитической концепции Советского государства после смерти Сталина.

• Н. С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив. В 1955 г. в Женеве на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе.

В августе 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих Вооруженных сил на 640 тыс. человек, а в мае 1956 г. – еще на 1,2 млн. Советский Союз ликвидировал военные базы на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе от применения атомного и водородного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н. С. Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам «всеобщего и полного разоружения».

• Эта линия принесла некоторые положительные результаты. В частности, в августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой (к которому присоединились около 100 государств).

2.2. Принцип мирного сосуществования во внешней политике СССР. В ходе либерализации внешнеполитического курса СССР наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом.

В 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее (одна из первых внешнеполитических акций, в которой активное участие принял Г. М. Маленков). Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Турцией. В 1954 г. с участием СССР было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны‑победительницы во Второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел из восточной части ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ.

В 1956 г. с Японией была подписана декларация о прекращении состояния войны между двумя странами и восстановлении дипломатических отношений. При условии заключения в будущем мирного договора между двумя странами советская сторона была готова передать Японии два южно‑курильских острова (Хабомаи и Шикотан). Однако подписание в январе 1960 г. военного договора между Японией и США и последовавшее вслед за этим размещение американских военных сил на территории Японии на многие годы прервали советско‑японский диалог.

В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории визит главы нашего государства в США, где прошла встреча Н. С. Хрущева с президентом США Д. Эйзенхауэром. В ходе визита не было подписано никаких соглашений, тем не менее были заложены основы будущего прямого диалога между двумя странами. После избрания президентом США Дж. Кеннеди Хрущев встречался с ним в Вене в июне 1960 г. Было положено начало регулярному обмену посланиями между главами двух государств.

2.3. Ракетно‑ядерное противостояние ведущих держав мира. В условиях продолжавшейся «холодной войны» в отношениях между ведущими странами мира сохранялось взаимное недоверие, осложнявшееся отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием.

•  Непоследовательность внешнеполитической линии СССР.

Не только Запад не был в тот период готов выйти из состояния антикоммунистической истерии, но и некоторые советские инициативы были рассчитаны лишь на пропагандистский эффект.

В 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно‑ядерному противостоянию. К началу 60‑х гг. СССР сумел добиться в этой сфере временного превосходства над США. В 1957 г. были проведены успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В результате впервые территория США оказалась уязвима. Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно‑ядерного подводного флота. 1 мая 1960 г. над Уралом был сбит ракетой американский самолет‑разведчик, что вновь вызвало охлаждение советско‑американских отношений и сорвало намеченную в Париже встречу в верхах по берлинскому вопросу.

В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний.

•  Отношения между СССР и США развивались довольно сложно. Высшей точкой международного противостояния явился Карибский («ракетный») кризис осенью 1962 г. Он поставил мир на грань термоядерной войны.

–  Летом 1962 г. по решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу (после того как весной 1961 г. США пытались свергнуть правительство Ф. Кастро) и изменить в свою пользу военно‑политический баланс на континенте, на острове тайно были размещены советские ядерные ракеты средней дальности (Р‑12 с радиусом действия две тысячи км). Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял СССР.

– В течение 22–27 октября Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты (американцы получили право удостовериться в этом, осмотрев советские корабли), США, в свою очередь, гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции и Италии.

Кризис показал, что для США и СССР атомная война была неприемлемым средством разрешения спорных вопросов мировой политики. После Карибского кризиса наметилась новая полоса разрядки в отношениях Восток – Запад.

 

3. СССР и страны социалистического лагеря

 

Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующее положение в восточно‑европейских социалистических странах. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию «старшего брата».

3.1. Курс на укрепление социалистического содружества осуществлялся различными путями:

– происходила некоторая либерализация связей с социалистическими государствами. В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения с Югославией;

– оказывалась огромная практически безвозмездная помощь «братским» странам;

– развивались новые формы сотрудничества в экономической, военно‑политической, культурной областях.

В первой половине 50‑х гг. успешно развивались отношения СССР и Китайской Народной Республики, особенно в сфере торгово‑экономических связей и научно‑технического сотрудничества.

В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно‑политическим. В мае этого года СССР, Германская Демократическая Республика, Польская Народная Республика, Венгерская Народная Республика, Румынская Народная Республика, Народная Республика Болгария и Народная Республика Албания заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. Образование Организации Варшавского Договора (ОВД) легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство широко использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран‑участниц ОВД.

3.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (в Польше, Венгрии, ГДР), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь в середине 50‑х гг. возник серьезный политический кризис.

– В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 2,5 тыс. венгров).

– Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации положения мирными средствами.

– В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961 г. в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин между двумя частями города была воздвигнута Берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада.

3.3. Попытки укрепления международного коммунистического движения. Создание Берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, не только подрывали авторитет СССР в глазах народов Восточной Европы (укрепляя при этом связи правящих режимов этих стран и советского руководства), но и отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.

С целью противодействия этим тенденциям в 1957 и 1960 гг. в Москве были проведены Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались выступления в Польше и Венгрии. В документах Совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

3.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во второй половине 50‑х гг. во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После XX съезда КПСС руководители Китая и Албании обвинили советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым в попытках «ревизионизма» марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.

•  Обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно‑морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.

•  Обострение советско‑китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров – КПК и КПСС.

Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

 

4. Взаимоотношения с развивающимися странами

 

4.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств после Второй мировой войны заставили советское руководство обратить внимание на страны «третьего мира». На XX съезде КПСС национально‑освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением.

Впервые глава Советского государства Н. С. Хрущев нанес визиты в такие страны, как Индия, Бирма, Индонезия, Афганистан, Египет. Всего за 1957–1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов с участием представителей всех континентов.

4.2. Военно‑политическая и экономическая помощь. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации.

• За счет советской помощи до 50 % ассигнований на экономическое развитие покрывала О АР (Египет) и до 15 % – Индия.

5 февраля 1960 г. в целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в деле подготовки национальных кадров в Москве открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

•  Военно‑политическая помощь. В то же время увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, когда интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих «добровольцев»), но нередко приводила к расширению конфликтов, превращению их в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавшей «союзнические» режимы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В начавшейся в

1961 г. войне в Индокитае происходило военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

 

5. Выводы

 

1. В целом в середине 50‑х – первой половине 60‑х гг. международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.

2. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был утвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепции СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.

3. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в странах «третьего мира». Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против «советской экспансии» в освободившихся странах.

 

Вопросы и задания

 

1. Как изменилась советская внешнеполитическая доктрина с приходом к руководству страной Н. С. Хрущева?

2. С какими инициативами по разоружению выступила советская сторона в рассматриваемый период? Каков их результат?

3. Каким образом события 1956 г. в Венгрии повлияли на характер внутренней политики СССР?

4. Какие формы помощи предоставлялись советским руководством освободившимся странам и с какой целью?

5. В чем заключались противоречия во внешней политике СССР в рассматриваемый период? Проиллюстрируйте на конкретных примерах.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 926 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0