школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Четверг, 08.12.2016, 10:49:59

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОССИИ » ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Внутренняя политика России 60–90 х гг. XVIII в. «Просвещенный абсолютизм»

ПЛАН

1. Общая характеристика внутриполитического курса.

1.1. «Просвещенный абсолютизм» и Просвещение.

1.2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России: Факторы, обусловившие проведение политики «просвещенного абсолютизма». – Препятствия на пути политики «просвещенного абсолютизма», ее особенности. – Личность «великой императрицы».

1.3. Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России.

1.4. Сущность политики «просвещенного абсолютизма».

2. Меры по совершенствованию системы государственного управления.

2.1. Теоретическое обоснование самодержавия.

2.2. Реформа центральных учреждений.

2.3 Отношения с церковью.

2.4. Уложенная комиссия.

2.5. Управление окраинами.

2.6. Реформа местного управления: Причины и основные задачи. – Основное содержание реформы. – Итоги.

3. Политика в социально‑экономической сфере.

3.1. Усиление крепостнической системы.

3.2. Причины укрепления крепостничества.

3.3. Меры либерального характера: Расширение привилегий дворянства. – Жалованная грамота городам. – Меры «экономического либерализма».

4. Итоги политики «просвещенного абсолютизма».

5. Политика Павла I.

5.1. Особенности внутренней политики Павла I.

5.2. Основное содержание политического курса Павла I: Отказ от политики «просвещенного абсолютизма» в отношении к дворянству. – Переход к палочной дисциплине и чрезмерной регламентации. – Введение цензуры. – Начало ограничения крепостничества. – Новый закон о престолонаследии.

5.3. Итоги правления Павла I.

 

1. Общая характеристика внутриполитического курса

 

1.1. «Просвещенный абсолютизм» – одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в социальной сфере (например, укреплялись позиции новых общественных сил – буржуазии, интеллигенции, которые вели борьбу за свои права с существующими абсолютистско‑феодальными режимами), так и в духовной жизни общества.

«Просвещенный абсолютизм» складывался под влиянием идей Просвещения, Просветители осуждали сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывали «естественные права» человека – свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Они полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал «общего блага», т. е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказывали непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в социально‑экономическом развитии, где противоборство дворянства и новых социальных сил еще не достигло большой остроты, а у власти оставался значительный запас прочности для маневрирования.

1.2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.

• В России политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана к жизни следующими факторами:

– Стремлением верховной власти продолжить модернизацию страны, которая была невозможна без развития промышленности и торговли, без формирования «третьего сословия».

– Осознанием руководством государства необходимости привести систему управления и уровень культурного развития общества в соответствие с «духом времени», требованиями социально‑экономического развития страны.

– Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов и укрепляли абсолютистское государство.

– Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.

– Просветительскими взглядами Екатерины II, ее представлениями о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, укрепления верховной власти, чем грубое насилие.

• При этом на пути модернизации страны стояли некоторые препятствия, определявшие особенности политики «просвещенного абсолютизма» в России. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное – сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика «просвещенного абсолютизма» носила крайне противоречивый характер. В результате «просвещение» и либеральные меры сочетались с укреплением крепостничества и другими реакционными мероприятиями правительства, с использованием насильственных методов.

В отечественной историографии существует направление, сводящее политику «просвещенного абсолютизма» к лицемерию императрицы и ее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной.

• Решающую роль в проведении политики «просвещенного абсолютизма» играла личность «великой императрицы», которая оказывала огромное влияние на разработку и реализацию внутриполитического и внешнеполитического курса правительства. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России.

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., после брака с наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать свою новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.

После переворота 1762 г. Екатерина приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с другой – укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию политику: как внутреннюю, так и внешнюю. Позднее в российском обществе утвердилось мнение, что если «Петр из русских делал немцев, то она – немка – из русских делала русских».

Екатерина II соединяла в себе «государственного мечтателя» и политика‑прагматика. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на «крещеную собственность» и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что «помещица» победила в ней «философа на троне». Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильными. Главное же в политике Екатерины заключалось в том, что она учитывала возможности и способности страны воспринять те или иные новации, тщательно просчитывала все их возможные последствия, отвергая те проекты реформ, которые могли ослабить ее самодержавную власть.

1.3. Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:

– Укрепление самодержавия и самодержавного государства за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

– Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное служить интересам государства и всего общества не за страх, а за совесть.

– Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой – призванных смягчить социальную напряженность.

– Создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика «экономического либерализма»).

– Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране, как обязательное условие модернизации и просвещения.

– Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

1.4. Сущность политики «просвещенного абсолютизма» в России выражалась в ее направленности на «обновление» абсолютистского государства и феодального строя. Однако для этого использовались идеи западноевропейского Просвещения, отражавшие потребности развития нового, фактически буржуазного общества.

 

2. Меры по совершенствованию системы государственного управления

 

2.1. Теоретическое обоснование самодержавия. Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а задача правительства и других органов управления – в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако «всевластие закона» на практике игнорировалось чиновниками, да подчас и самой Екатериной.

Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.

2.2. Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца «императорским советом». Императрица после некоторых колебаний отвергла его, а в 1763 г. провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно‑апелляционное учреждение.

Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс‑секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.

2.3. Отношения с церковью. В 1763–1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, т. е. осуществлена их передача в ведение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.

2.4. Уложенная комиссия. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма как земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам.

На основании идей французских просветителей Екатерина II подготовила противоречивый «Наказ» Уложенной комиссии, в котором провозглашалось равенство сословий перед законом, предложения по смягчению крепостного строя и одновременно обосновывалась абсолютная монархия и власть помещиков над крестьянами. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов. Так, купцы предлагали не отмену сословного неравенства и крепостного права, а ограничение торгово‑промышленной деятельности дворян и крестьян, они сами желали приобрести некоторые из дворянских привилегий (вплоть до права владеть крепостными).

Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с «состоянием умов» в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, недовольная резкостью критики в адрес дворянства, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, в 1768 г. императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся войны с Турцией. Комитеты Комиссии продолжили свою работу по взаимному согласованию множества законов, часто противоречивших друг другу.

2.5. Управление окраинами. В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. после пугачевского восстания упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.

2.6. Реформа местного управления.

•  Причины и основные задачи. Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва – «пугачевщины». Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать областным органам некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти.

•  Основное содержание реформы. В 1775 г. Екатерина издала «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь, на 10–15 уездов с населением до 30 тыс. человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.

В уезде главным органом управления был «низший земский суд» во главе с капитан‑исправником. В отличие от губернатора, который назначался из центра, он избирался дворянами из местных помещиков. Кроме того, дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, кандидаты на различные должности, обсуждались вопросы местной жизни.

•  Итоги.

– Была создана эффективная и гибкая система местного управления.

– Роль коллегий значительно снизилась и лишь три «первейшие» продолжали сохранять свое положение.

Укрепилась позиция дворян на местах, но реформа была призвана, помимо прочего, отвлечь их от попыток оказывать влияние на политику центральной власти.

 

3. Политика в социально‑экономической сфере

 

Социально‑экономическая политика государства отличалась крайней противоречивостью.

3.1. Крепостническая система еще более укрепилась, что проявлялось в:

–  широкой практике раздачи государственных крестьян и земель в руки крепостников;

–  ликвидации остатков прав крепостных крестьян: помещикам было разрешено без суда отдавать их на каторжные работы (1 765), сажать в тюрьму (1775), крепостным крестьянам запретили жаловаться государыне на помещиков, принимать присягу в суде, брать откупа и подряды;

–  увеличении зоны крепостничества, которое в 1783 г. окончательно оформилось на Левобережной Украине;

–  расширении привилегий дворян, которые получили право не служить, если этого не желали (Манифест о вольности дворянства 1762 г.), а также монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами (по Жалованной грамоте дворянству 1785 г.).

3.2. Причины укрепления крепостничества.

– В суровых природно‑климатических условиях России, при ее общей отсталости и активной внешней и внутренней политике эта крепостническая система обеспечивала получение минимального, но гарантированного продукта для обеспечения нужд государства и дворян.

– Любое ущемление прав дворянства, превратившегося в мощную силу и не видевшего вне крепостнической эксплуатации крестьян иных источников доходов, могло привести к новому перевороту.

– Абсолютистское государство, усиливая крепостничество в стране, укрепляло и свое могущество.

3.3. Меры либерального характера.

•  Расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало «раскрепощение» дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в сословие, располагавшее определенными правами и свободами.

• Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторыми привилегиями «городских обывателей», разделенных на 6 разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления. К тому же Екатерина II преследовала цель укрепить позиции «третьего сословия» в России, надеясь увидеть в нем как силу, обеспечивавшую динамичное экономическое развитие страны, так и опору прогрессивных преобразований.

• Наиболее значимыми в этом направлении стали меры «экономического либерализма» . (см. тему 25). Помимо достижения чисто экономических целей, они были направлены на снижение остроты социальной напряженности в стране. Способствуя развитию крестьянских неземледельческих промыслов, эта политика была призвана помочь основной массе населения Нечерноземья обеспечить как свой, хотя бы минимальный достаток, так и выплату денежной ренты помещикам.

 

4. Итоги политики просвещенного абсолютизма

 

– Укрепилось и модернизировалось самодержавие.

– Оживилась общественная жизнь.

– Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.

– Улучшилось положение городского населения, активизировалась его хозяйственная деятельность.

– Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу.

– Политика «экономического либерализма» способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

– Некоторые негативные последствия политики «просвещенного абсолютизма», неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформаторской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.

 

5. Политика Павла I

 

5.1. Особенности внутренней политики Павла I. Сын «великой императрицы» испытывал крайнюю неприязнь по отношению к матери, ее окружению и к политике, которую он считал насквозь фальшивой, разлагавшей дворянство и, в итоге, ослаблявшей страну. Для Павла идеалом правителя был Петр I, к временам и порядкам которого он по‑своему и пытался вернуться.

В то же время, стремление Павла укрепить самодержавие, правда иными методами, продолжение раздач помещикам государственных крестьян сближало его политику с курсом Екатерины.

Необходимо учесть и влияние на эту политику личности непредсказуемого в своем поведении императора. Его прямодушие и резкость, стремление соблюдать рыцарский кодекс чести зачастую превращались в грубость, нетерпимость и мелочность, вызывали непонимание и насмешки со стороны придворных кругов.

5.2. Основное содержание политического курса Павла I.

•  Отказ от политики «просвещенного абсолютизма» в отношении к дворянству (ограничение прав, предоставленных «Жалованной грамотой»: разрешение подвергать дворян телесным наказаниям, отмена дворянских губернских собраний, восстановление обязанности служить, запрет свободного выезда за границу и др.).

•  Переход к палочной дисциплине и жесткой регламентации в армии и государственных учреждениях. Павел насаждал в армии прусские порядки и прусские мундиры. Одновременно он уволил всех малолетних дворян, формально находившихся на службе.

• Борясь с влиянием французской революции, Павел ввел жесткую цензуру, запретил все частные типографии, употребление таких слов, как «гражданин», «отечество», «общество» и др.

• В то же время он предпринял ряд мер, положивших начало ограничению крепостничества: крестьяне получили право присягать императору; в 1797 г. принят указ о трехдневной барщине, носивший, правда, рекомендательный характер, но, одновременно, запрещавший барщину в воскресный день. В 1798 г. не разрешалась продажа малороссийских (украинских) крестьян без земли.

• Помня о судьбе своего отца Петра III, в 1797 г. Павел принял новый закон о престолонаследии. Теперь власть передавалась от отца только к старшему сыну.

5.3. Итоги правления Павла I. Политика Павла I вызвала резкое недовольство особенно среди столичного гвардейского дворянства. Постепенно в гвардейских кругах созрел заговор, порожденный:

– чрезмерной регламентацией всей государственной жизни и ограничением привилегий дворян;

– страхом и постоянными ожиданиями репрессий со стороны непредсказуемого императора;

– интригами английской дипломатии, вызванными заключением Россией союза с Францией, направленного против Англии.

Переворот был подготовлен под руководством сановников из ближайшего окружения императора – П. А. Палена и Н. И. Панина. В ночь на 12 марта 1801 г. Павел был убит в Михайловском замке в Петербурге. Ему наследовал старший сын Александр, который знал о замыслах заговорщиков. Так была поставлена последняя точка в истории дворцовых переворотов в России.

 

Вопросы и задания

 

1. Что такое «просвещенный абсолютизм»? Каковы предпосылки и особенности политики «просвещенного абсолютизма» в России?

2. Что в законах и деятельности российских императоров второй половины XVIII в. соответствовало, а что противоречило политике «просвещенного абсолютизма»?

3. Расскажите об отношении к крепостному праву Екатерины II и Павла I.

4. Проанализируйте содержание «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии. Как внутренняя политика императрицы соотносилась с основными идеями «Наказа»?

5. Проанализируйте содержание Жалованной грамоты дворянству 1785 г. Каково историческое значение этого документа?

6. Какие изменения в управлении страной в центре и на местах произошли во второй половине XVIII в.?

7. Каково идейное основание правления Павла I? Расскажите о содержании и основных направлениях его внутренней политики.

8. Чем был вызван последний в истории России дворцовый переворот? Каковы его последствия?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 16 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0