Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 03:32:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Внутренняя политика России второй четверти XIX в.

ПЛАН

1. Факторы внутренней политики.

1.1. Стремление власти укрепить социально‑экономическое положение страны, ускорить развитие промышленности.

1.2. Необходимость усиления самодержавия.

1.3. Осознание частью правящих верхов неизбежности изменений.

1.4. Борьба с «западными влияниями».

1.5. Разрыв дворянской интеллигенции с властью.

1.6. Влияние Кавказской войны.

1.7. Личные качества императора Николая I.

2. Усиление государственного аппарата и режима личной власти Николая I.

2.1. Новые министерства и ведомства.

2.2. Создание I и II отделений «Собственной его императорского величества канцелярии» (с. е. и. в. к): Кодификация законов.

2.3. III отделение с. е. и. в. к.

2.4. «Мрачное семилетие» 1848–1855 гг.

3. Социально‑экономическая политика.

3.1. Крестьянский вопрос: Создание Секретных комитетов. – Указ об «обязанных крестьянах». – Инвентарная реформа.

3.2. Реформа государственной деревни.

3.3. Сословная политика.

3.4. Экономическая политика.

4. Выводы.

 

1. Факторы внутренней политики

 

1.1. Стремление власти укрепить социально‑экономическое положение страны и, не затрагивая крепостнической основы экономики, ускорить развитие промышленности в целях повышения военной мощи России.

1.2. Необходимость усиления самодержавия, которое воспринималось как единственная сила, способная не допустить революционное движение в стране и обеспечить социальную стабильность и порядок.

1.3. Осознание частью правящих верхов неизбежности изменений и необходимости «постепенных и осторожных» преобразований.

1.4. Противопоставление «процветающей, самобытной» России «гниющему» Западу ради достижения духовного сплочения всего народа вокруг трона и недопущения влияния «пагубных» революционных идей, проникавших из Европы и разлагавших нестойкую часть общества.

1.5. Передовая часть дворянской интеллигенции после подавления восстания декабристов постепенно прекращала сотрудничество с государством, уходила со службы, что понижало моральный и профессиональный уровень чиновничества, стало одной из причин кризиса николаевской системы.

1.6. Тяжелая и длительная Кавказская война, выполнение Россией функции «жандарма» Европы требовали огромных средств, влияли на политику правительства и духовную атмосферу в обществе.

1.7. Личные качества императора. Николай I не готовился, да и не хотел править, но, считая, что главное содержание жизни – это служба, принял престол как служебное поручение. Вдохновляемый идеей долга и служения России, трактуемого им в духе воинской дисциплины, он стремился укрепить в стране порядок и не терпел «либеральной болтовни», подрывавшей, по его мнению, устои общества. Суровый, неприхотливый в быту и, в отличие от своего старшего брата, волевой и прямолинейный человек, Николай I не раз заявлял, что ему нужны люди послушные, а не умные. Чуждый идей конституционализма, прагматик, искренне считавший, что самодержавная форма правления отвечает национальному духу русского народа, он стремился к достижению благополучия для своей родины на путях максимальной регламентации всех сторон ее жизни. В семье и при дворе царь культивировал русские обычаи и язык, был глубоко верующим православным человеком и всячески покровительствовал церкви.

 

2. Усиление государственного аппарата и режима личной власти Николая I

 

Сохранить целостность огромной и многонациональной империи, предохранить страну от революционных потрясений и вместе с тем осуществить назревшие преобразования могла только, по мнению Николая I, самодержавная монархия. Ее механизм он и начал совершенствовать.

2.1. Появились новые министерства и ведомства (например, в 1826 г. – Министерство императорского двора и уделов, в 1837 г. – Министерство государственных имуществ).

2.2. Главным же инструментом власти стала Собственная его императорского величества канцелярия (с. е. и. в. к). Она возникла еще в конце XVIII в. и занималась делопроизводством. При Николае I канцелярия разрослась, включив в себя в итоге 6 отделений.

• В результате реорганизации личной канцелярии императора в январе 1826 г. было создано I отделение, следившее за ходом исполнения царских указов, готовившее их проекты и контролировавшее службу гражданских чиновников; образовано II отделение, приступившее к кодификации законов и их упорядочиванию. Эта мера был а призвана регламентировать жизнь общества, а главное, утвердить в управлении страной принцип «верховенства закона», показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под началом реабилитированного по инициативе Аракчеева М. М. Сперанского были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи»), а также составлен «Свод законов Российской империи», включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

2.3. В июле 1826 г. учреждено III отделение с. е. и. в. к. Оно было призвано обеспечить утверждение принципов законности в деятельности государственного аппарата и в жизни общества. Имевшее огромные полномочия и фактически поставленное выше закона, III отделение выполняло функции политической полиции. Кроме того, регулярно подготавливая для императора «Обзоры общественного мнения», оно решало и информационно‑аналитические задачи. При отсутствии институтов гражданского общества именно политическая полиция выполняла функции посредника в общении монарха с подданными, стремилась преодолеть бюрократический барьер между властью и обществом. Начальнику отделения, а им долгое время был А X. Бенкендорф, подчинялся также созданный корпус жандармов.

• Другие отделения ведали учебными и воспитательными заведениями, подчиненными специальному ведомству; государственной деревней; управлением кавказскими территориями.

Канцелярию, а также различные секретные и специальные комитеты император использовал, минуя и дублируя министерские органы, сосредоточив в своих руках решение многих вопросов. Это привело к усилению управленческого централизма и режима личной власти Николая I.

2.4. В «мрачное семилетие» 1848–1855 гг. реакция, вызванная европейской революцией и неудачами внутриполитического курса, усилилась. Было сфабриковано «дело петрашевцев», репрессии обрушивались на инакомыслящих, усилилась цензура, сократился контингент студентов, был запрещен выезд за границу, а иностранцам – въезд в Россию и др.

 

3. Социально‑экономическая политика

 

3.1. Отношение государства к вопросу о крепостных крестьянах.

Несмотря на реакционные взгляды Николая I, он, как глава государства и патриот, постепенно осознавал всю пагубность для судеб страны крепостничества, которое могло вызвать новую пугачевщину, задерживало экономическое развитие, ослабляло военный потенциал. Для решения этого вопроса были предприняты следующие меры.

• Создано несколько Секретных комитетов для обсуждения и разработки проекта реформы крепостных крестьян.

• В 1842 г. издан указ об «обязанных крестьянах», который подтвердил право помещиков на землю и разрешил им по своей воле предоставлять личную свободу крестьянам с выделением им надела не в собственность, как по закону 1803 г. о «вольных хлебопашцах», а только в пользование. За полученную землю крестьянин был обязан нести повинности, нормы которых фиксировались и не могли увеличиваться по инициативе помещика. Ни крестьян, ни помещиков такой выход не удовлетворял, указом воспользовались лишь в 7 поместьях. Указ 1833 г. запрещал при продаже разлучать семьи; указ 1841 г. разрешал владеть крепостными лишь тем, кто владеет населенными имениями. Другие указы запрещали отдавать крестьян за долги, лишать их хозяйства и пр.

• В 1847 г. в западных губерниях (Белоруссии и Правобережной Украине), где помещиками были преимущественно поляки‑католики и интересы русского дворянства не ущемлялись, была проведена инвентарная реформа – зафиксированы размеры крестьянских наделов и повинностей в пользу помещиков, которые впредь нельзя было изменять.

Всего было издано более 100 указов по «крестьянскому вопросу», но дело ограничилось этими минимальными уступками, не улучшившими положение помещичьих крестьян. Николай I признавал, что крепостное право – зло, но опасался общественных потрясений, вызванных его отменой. В итоге пришел к выводу, что «прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным». И все же действия правительства подготавливали условия для ликвидации крепостничества, а в Секретных комитетах и министерствах формировались кадры будущих реформаторов.

3.2. Реформа государственной деревни. Более активно и целеустремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа, проведенная в 1837–1841 гг. министром государственных имуществ графом П. Д. Киселевым, упорядочила как отношения государства с крестьянами, так и наделение их землей, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и сельских школ. Одновременно сохранились и даже несколько увеличились повинности крестьян, усилился полицейский надзор за ними, что привело к недовольству крестьян реформой.

В то же время реформа должна была подтолкнуть и помещиков к улучшению быта своих крестьян. Она стала первым опытом масштабных преобразований в деревне.

3.3. Сословная политика. В целях предотвращения «размывания» дворянства под воздействием рыночных отношений и проникновения в его ряды значительного числа представителей других сословий правительство приняло следующие меры.

• В 1832 г. для верхов городского населения (крупных предпринимателей, ученых, художников, писателей, священников, чиновников), имевших заслуги перед государством, была создана новая привилегированная категория – «почетных граждан», которым предоставлялся минимум прав: освобождение от рекрутской повинности, уплаты подушной подати и телесных наказаний.

• После министерской реформы численность чиновников различных классов быстро росла. В 1845 г. вышел указ, затруднявший получение потомственного и личного дворянства за выслугу. Например, если по «Табели о рангах» право на получение потомственного дворянства давал 8‑й класс гражданской службы (коллежского асессора), то теперь – лишь более высокий 5‑й чин (статского советника).

Таким образом, в результате принятых законов сохранялась элитарная замкнутость дворянства, а купечество и интеллигенция получали некоторые привилегии, но без перехода в сословие дворянства. Несмотря на преобладание потомственного дворянства в среде высшей бюрократии, состав чиновничества активно пополнялся выходцами из иных сословий.

3.4. Экономическая политика содержала некоторые прогрессивные меры. В 1839–1843 гг. была проведена денежная реформа министра финансов Е. Ф. Канкрина, направленная на упорядочение денежного обращения. Правительство, предоставляя заказы и кредиты, стимулировало предпринимательство, началось строительство первой железной дороги.

Но в целом экономическая политика государства не соответствовала потребностям капиталистического развития страны. Сохранение крепостничества тормозило формирование рынка вольнонаемной рабочей силы, препятствовало накоплению капиталов, что, естественно, стояло на пути развития предпринимательства. Принимаемые меры обеспечивали лишь относительную экономическую стабильность, но не могли обеспечить преодоление отсталости.

 

4. Выводы

 

1. В результате утверждения реакционного внутриполитического курса в стране подавлялась не только оппозиция, но и любое свободомыслие.

2.  Бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея. Правление Николая I стало вершиной абсолютизма в России. Но, не доверяя обществу и опираясь на чиновничество, император, при отсутствии представительных органов, не мог обеспечить контроль за его деятельностью и в итоге с горечью признал, что «Россией правят столоначальники».

3. За годы правления Николая I, требовавшего повиновения, а не рассуждения, в несколько раз увеличилась численность чиновничества, но качественный состав русской бюрократии в результате вынужденного ухода из службы инициативных, мыслящих, совестливых людей несколько ухудшился.

4.  Сохранен сословный строй, усилена элитарная замкнутость дворянства.

5. Осознавалась вредоносность крепостного права, но оно было сохранено, а отдельные акты лишь регламентировали повинности, упорядочивали отношения крестьян с государством. Вместе с тем проводимые мероприятия создавали определенные условия для отмены крепостничества.

6.  Осознание необходимости перемен стало проникать в более широкую среду чиновничества и дворянства. Так, многие выпускники узкосословного закрытого Правового училища при Министерстве юстиции стали воспринимать реформистские и даже либеральные взгляды, приходя к мнению о необходимости перестройки судебной системы и позже внесли большой вклад в реализацию преобразований Александра П.

7. В итоге внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, приводила к застою и отставанию от наиболее передовых стран Запада, дестабилизировала социальную и политическую обстановку в стране.

8. При внешнем могуществе и напускном благополучии страна оказалась в кризисном состоянии, что и выявила Крымская война. Свидетельством кризиса стали и слухи о самоубийстве царя, который глубоко переживал неудачи в войне и, видимо, осознавал катастрофический характер последствий своего правления.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие факторы оказывали влияние на внутреннюю политику Николая I? Какую роль в ней играли условия его прихода к власти, а также личные качества монарха?

2. Выявите либеральные и реакционные мероприятия и направления во внутренней политике Николая I.

3. Какая из представленных оценок эпохи его правления вам кажется ближе к истине: «период кризиса и реакции», «время консервативной модернизации», «эпоха застоя»? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Расскажите о содержании и итогах социально‑экономических реформ второй четверти XIX в. Почему Николай I не отменил крепостное право? Как он подготавливал условия для его отмены?

5. К каким результатам привели меры, осуществленные Николаем I в целях укрепления государственного аппарата? Каковы сущность и особенности российской бюрократии?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 494 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0