Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 22:23:07
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Восстание под руководством Е. И. Пугачева (1773–1775)

ПЛАН

1. Причины восстания.

1.1. Недовольство яицкого казачества.

1.2. Усиление личной зависимости крестьян от помещиков.

1.3. Тяжелые условия жизни и труда работных людей.

1.4. Национальная политика правительства.

1.5. Социально‑психологическая атмосфера в стране.

1.6. Ухудшение экономической обстановки.

2. Общая характеристика восстания.

2.1. Характер движения.

2.2. Лозунги восставших.

2.3. Особенности и движущие силы.

2.4. Руководители восстания.

3. Ход восстания.

3.1. Первый период (сентябрь 1773 г. – март 1774 г.).

3.2. Второй период (апрель – июнь 1774 г.).

3.3. Третий период (июнь – сентябрь 1774 г.).

3.4. Завершающий период (сентябрь 1774 г. – январь 1775 г.).

4. Причины поражения восстания.

5. Выводы.

 

1. Причины восстания

 

1.1. Недовольство яицкого (уральского) казачества мероприятиями правительства, направленными на ликвидацию его привилегий. В начале 70‑х гг. уральские казаки, оказавшиеся вдали от передвинувшихся границ, лишились остатков автономии (был запрещен казачий круг, управление казаками стал осуществлять назначенный комендант, т. е. вводилось ненавистное казакам «регулярство» – по армейскому образцу), а также прав на традиционные промыслы (рыболовство, добычу соли). Кроме того, нарастала рознь между богатой частью казачества, готовой ради сохранения некоторых привилегий согласиться с утратой прежних вольностей, и основной массой населения Яика.

1.2. Усиление личной зависимости крестьян от помещиков, рост государственных налогов и владельческих повинностей, вызванные начавшимся процессом развития рыночных отношений и крепостническим законодательством 60‑х гг.

1.3. Тяжелые условия жизни и труда работных людей, а также приписных крестьян на заводах Урала.

1.4. Негибкая национальная политика правительства, подвергавшего население Среднего Поволжья (башкир, татар, марийцев и др.) тяжелому гнету.

1.5. Социально‑психологическая атмосфера в стране, накалившаяся под влиянием надежд помещичьих крестьян на то, что вслед за освобождением дворян от обязательной службы государству и предоставлением «воли» монастырским крестьянам начнется и их раскрепощение. Эти чаяния порождали слухи, что «манифест о вольности крестьянской» был уже подготовлен царем, но «злые дворяне» решили его скрыть и совершили покушение на жизнь императора. Однако он чудом спасся и только ждет момента, чтобы объявиться перед народом и повести его на борьбу за Правду и возвращение трона. В этой атмосфере и появлялись самозванцы, выдававшие себя за Петра III.

1.6. Ухудшение экономической обстановки в стране в связи с русско‑турецкой войной.

 

2. Общая характеристика восстания

 

2.1. Характер движения. События 1773–1775 гг. представляли собой наиболее широкомасштабное казацко‑крестьянское восстание в истории России, имевшее как черты крестьянской войны, так и типичного народного бунта. Его характер позволяют уточнить манифесты и указы Пугачева, содержание которых менялось в ходе восстания.

2.2. Лозунги восставших. Если на начальном этапе цели восставших ограничивались восстановлением привилегий казачества и предоставлением казацкой свободы всем участникам движения, то с вовлечением в него работных людей, а главное, помещичьих крестьян, характер требований значительно изменился.

В июльском манифесте 1774 г. провозглашалось освобождение крестьян от крепостного состояния и всех податей, передача им земли, ликвидация чиновников и дворян как главных «разорителей крестьян».

Четкая антикрепостническая и антигосударственная направленность движения не придавала ему какого‑либо конструктивного содержания, вот почему в целом оно не выходило за рамки бунта – «бессмысленного и беспощадного».

2.3. Особенности и движущие силы.

• Это движение отличалось своим размахом, ожесточенностью борьбы и большей, чем раньше, степенью организованности. Например, восставшими была создана Военная коллегия, ставшая главным штабом, высшей гражданской и судебной властью на «освобожденной» восставшими территории.

• Впервые появились элементы – хотя и незрелые – идеологии восстания, сформулированные в манифестах и указах Пугачева.

• В движении приняли участие яицкие казаки, ставшие главной военной силой восстания, крепостные крестьяне, работные люди Урала, обеспечивавшие повстанческую армию артиллерией, народы Поволжья (башкиры, татары, калмыки и др.), организовавшиеся в конные отряды.

2.4. Руководителями восстания стали Емельян Иванович Пугачев – донской казак, выдавший себя за спасшегося царя Петра Федоровича; и его соратники Я. Зарубин (Чика), И. Белобородов, А. Соколов по прозвищу Хлопуша, Салават Юлаев и др.

 

3. Ход восстания

 

Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье, и прошло несколько этапов:

3.1. Первый период (сентябрь 1773 г. – март 1774 г.). Восстание началось 17 сентября с выступления небольшого отряда казаков, который, пополнив свои ряды и захватив ряд небольших крепостей, подошел к Оренбургу. Сходу взять город не удалось, и восставшие перешли к осаде. Посланные на помощь царские отряды были разбиты на подступах к Оренбургу.

В этот период происходила организация пугачевского войска, достигшего численности 30 тыс. человек, была создана Государственная военная коллегия. Движение охватило новые территории, предпринимались попытки захвата Уфы. Но 22 марта 1774 г. под Татищевой крепостью карательные войска нанесли повстанцам жестокое поражение. Казалось, что Пугачев, ушедший с 500 казаками на Урал, уже не поднимется.

3.2. Второй период (апрель – июнь 1774 г.). Особенность стихийных народных выступлений заключалась в том, что они быстро восполняли людские потери за счет притока многих тысяч угнетенных. Новая армия Пугачева захватила ряд заводов на Урале и, преследуемая царскими войсками, вышла к Казани. Примерно 20 тыс. повстанцев приступили к штурму города, но, так и не успев взять Казанский кремль, они были разбиты правительственными войсками под руководством Михельсона.

Именно в критические дни боев под Казанью Екатерина II, чтобы воодушевить дворян и подчеркнуть свою солидарность, объявила себя «казанской помещицей». Разбитый Пугачев с небольшим отрядом переправился на правый берег Волги.

3.3. Третий период (июнь – сентябрь 1774 г.). Однако это бегство придало движению невиданный размах. Оказавшись в зоне сплошного крепостничества, Пугачев быстро пополнил свои силы.

При приближении его отрядов крестьяне сами расправлялись с помещиками и чиновниками. К крайним формам насилия прибегали как восставшие, так и защитники законного престола, с особой жестокостью расправлявшиеся с участниками движения.

В июле вышел знаменитый манифест Пугачева, отвечавший чаяниям русского крестьянства. Власти уже ожидали похода восставших на Москву, но Пугачев, понимая, что крестьянская армия в военном отношении не может противостоять правительственным войскам, повернул на юг, надеясь поднять донское казачество. В августе измотанные и плохо вооруженные отрады Пугачева подошли к Царицыну, но взять город не смогли, и вскоре были настигнуты и полностью разбиты. Пугачев скрылся на левом берегу Волги, но был выдан властям сопровождавшими его казаками.

3.4. Завершающий период (сентябрь 1774 г. – январь 1775 г.). Екатерина была так напугана восстанием, что направила в Поволжье А. В. Суворова, войска которого подавили последние очаги восстания. В январе 1775  г. в Москве на Болотной площади состоялась казнь Пугачева. Его участь разделил Зарубин и другие деятели восстания. Немало пугачевцев попали на каторгу, подверглись тяжелым наказаниям (например, Салават Юлаев).

 

4. Причины поражения восстания

 

4.1. Слабость организации и крайне плохое вооружение восставших, разобщенность их сил.

4.2. Отсутствие четкого понимания своих целей и конструктивной программы восстания.

4.3. Разбойный характер и жестокость восставших, вызвавшая широкое возмущение в различных слоях общества.

4.4. Сила государственного механизма, сумевшего мобилизоваться и организовать подавление столь масштабного восстания.

 

5. Выводы

 

1. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления страной, полностью ликвидировать автономию казачьих войск. Река Яик была переименована в Урал.

2. Память о «пугачевщине» и стремление избежать ее повторения стали одним из факторов политики правительства. Власть, стараясь не допустить новых массовых выступлений, с одной стороны, пыталась совершенствовать систему государственного управления, а с другой – начала вмешиваться в отношения между помещиком и крепостным, а в дальнейшем перешла к политике ограничения крепостного права, вплоть до его отмены «сверху» в 1861 г.

3.  Выступление крестьян повлияло на развитие русской общественной мысли и духовную жизнь страны.

 

Вопросы и задании

 

1. Каковы причины, характер и особенности восстания Пугачева? Что в его выступлении соответствует понятию «крестьянской войны», а что подтверждает его характеристику как типичного народного бунта?

2. Расскажите об основных этапах восстания. Каковы их особенности? Можно ли считать, что оно развивалось по восходящей линии?

3. В чем, по‑вашему, причины поражения восстания Пугачева?

4. Найдите в хрестоматии и проанализируйте программные документы восставших. Чем вызывалось изменение их содержания? К чему бы могла привести реализация требований восставших?

5. Какую роль сыграло восстание Пугачева в жизни страны? Каковы особенности крестьянских выступлений в России по сравнению с народными движениями эпохи Средневековья в Западной Европе, Китае?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 785 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0