школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Четверг, 08.12.2016, 10:52:37

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОССИИ » ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Закрепощение крестьян в России

ПЛАН

1. Предпосылки закрепощения крестьян.

1.1. Природная среда и демографическая ситуация.

1.2. Противостояние крестьянской общины.

1.3. Интересы государства и распространение поместного землевладения.

1.4. Влияние опричнины и последствия Ливонской войны.

1.5. Духовные факторы.

2. Основные этапы эволюции крепостного права.

2.1. Регулирование государством отношений между крестьянством и землевладельцами (конец XV – конец XVI в.): Судебники. – «Заповедные годы».

2.2. Первый этап развития крепостничества (конец XVI в. – 1649 г.). Основные вехи оформления крепостного права: Указ о повсеместном закрепощении. – «Урочные годы». – Соборное уложение 1649 г.

2.3. Второй этап развития крепостничества (середина XVII – конец XVIII в.). Прикрепление крестьян к личности владельца.

2.4. Третий этап (конец XVIII в. – 1861 г.). Ограничение и отмена крепостного права.

3. Последствия закрепощения крестьян в России.

3.1. Экономические последствия.

3.2. Социальные последствия.

3.3. Политические последствия.

3.4. Духовные последствия.

 

1. Предпосылки закрепощения крестьян

 

В то время как в Западной Европе сельское население постепенно освобождалось от личной зависимости, в России на протяжении второй половины XVI–XVII в. происходил обратный процесс – крестьяне превращались в крепостных, т. е. прикрепленных к земле и личности своего феодала.

1.1. Природная среда и демографическая ситуация. В природно‑климатических условиях обширной России, при ее геополитическом положении изъятие все большей части воспроизводившегося крестьянами продукта, необходимого для развития общества (укрепления государства, содержания чиновного аппарата, выплаты жалованья стрельцам и пушкарям и т. д.), требовало создания жесткого механизма внеэкономического принуждения. К этому же вела малочисленность населения, как бы «растекавшегося» на огромных пространствах России.

1.2. Противостояние крестьянской общины и общинного сознания поместному землевладению. У крестьян сложилась двойственная идея собственности, где различались верховное обладание и практическое хозяйственное использование. Эта идея нашла свое воплощение в формуле – «земля Божия и – крестьянская». Высшая власть над землей принадлежит Богу и власти от Бога – православному князю (царю), боярину и т. д., но крестьянин ее обрабатывает, организует на ней хозяйство, управляет им – он хозяин земли.

Распространение поместного землевладения, а особенно стремление служилых людей (дворян) взять под свой непосредственный контроль часть общинной земли (создать «барскую запашку», доходы с которой гарантировали бы удовлетворение потребностей дворянина, особенно в военном снаряжении, и которая давала возможность эту землю передать в качестве наследства своему сыну и тем самым закрепить ее за своим родом практически на вотчинном праве) встречало сопротивление общины, которое возможно было преодолеть, только полностью подчинив себе крестьян.

1.3. Государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов. При слабости центрального аппарата управления сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала.

1.4. Действие указанных предпосылок стало особенно активно проявляться вследствие бедствий и разрушений, вызванных опричниной и Ливонской войной. В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сословия – помещиков и вотчинников рабочей силой, а государства – налогоплательщиками.

1.5. Духовные факторы. Закрепощение облегчалось деморализованностью населения, вызванной ужасами опричнины, а также крестьянскими представлениями о помещике как царском человеке, присланном защищать их от враждебных внешних сил.

 

2. Основные этапы эволюции крепостного права

 

2.1. Регулирование государством отношений между крестьянством и землевладельцами (конец XV – конец XVI в.) Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. До конца XVI в. крестьяне оставались относительно свободными, но в это время шел процесс вызревания предпосылок, приведших в итоге к их закрепощению.

•  Судебники. Судебник 1497 г. упорядочил отношения между крестьянами и землевладельцами на всей территории единого государства, подтвердил право владельческих крестьян на возможность «выхода» в Юрьев день осенний после выплаты «пожилого» (т. е. определенной суммы, которую к тому же чаще всего выплачивал другой феодал, переманивший крестьянина на свои земли).

В другое время крестьяне и не переходили на новые земли, – мешала занятость сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой – об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на их положении и на социально‑экономическом развитии страны.

Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г., несколько увеличившем лишь норму «пожилого».

• Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны, бегства населения на окраины государства и начавшегося кризиса мелкопоместного дворянства, Иван IV ввел «заповедные годы», запрещавшие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной, «вплоть до царева указа».

2.2. Первый этап (конец XVI в. – 1649 г).

• Указ о повсеместном закрепощении. В 1592 г. (или в 1593 г.), в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ (текст которого не сохранился), запрещавший «крестьянский выход» уже по всей стране и без каких‑либо временных ограничений. Введение «заповедных лет» позволило начать составление писцовых книг – провести перепись населения, создавшую условия для прикрепления крестьян к месту их жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам. В этом же году «обелялась» (т. е. освобождалась от налогов) барская запашка, что стимулировало служилых людей к увеличению ее площади.

•  «Урочные годы». На писцовые книги ориентировались составители указа 1597 г., установившего так называемые «урочные годы» (срок сыска беглых крестьян, определенный сначала в пять лет). По истечению 5‑летнего срока, в течение которого «пострадавшие» дворяне имели право своими силами организовать поиск и возвращение беглых крестьян, те получали свободу от старых хозяев. Вместе с тем они могли быть закрепощены на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев, а также дворян южных и юго‑западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Спор из‑за рабочих рук между дворянами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала XVII в.

•  Окончательное закрепощение. На первом этапе закрепостительного процесса шла острая борьба между различными группировками землевладельцев и крестьянами по вопросу о сроке сыска беглых. В итоге X глава «О крестьянах» Соборного Уложения 1649 г. отменила «урочные годы», ввела бессрочный сыск крестьян государственными чиновниками, объявило «вечную и потомственную крепость» крестьян. Так завершилось юридическое оформление крепостного права – прикрепления крестьян к земле.

2.3. На втором этапе (середина XVII – конец XVIII в.) крепостное право развивалось в направлении прикрепления крестьян к личности владельца. По закону 1675 г. владельцы уже могли продавать крестьян без земли, в конце XVII в. – подвергать телесным наказаниям. Петр I обязал помещиков следить за тем, чтобы крестьяне вовремя создавали семьи, посещали церковь и пр.

Во многом под влиянием социокультурного раскола, вызванного реформами Петра I, крестьяне стали терять остатки своих прав и по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам, к ним относились, как к «говорящей скотине». От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика.

В XVIII в. сотни тысяч государственных крестьян были переданы дворянству. Помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в том числе ссылать их без суда в Сибирь и на каторгу, продавать в рекруты.

2.4. На третьем этапе (конец XVIII в. – 1861 г.) крепостнические отношения вступили в стадию своего разложения. Государство приняло меры, несколько ограничивавшие произвол помещиков, к тому же крепостничество в результате распространения гуманных и либеральных идей было осуждено передовой частью русского дворянства.

В итоге в силу различных причин оно было отменено Манифестом Александра II в феврале 1861 г.

 

3. Последствия закрепощения крестьян в России

 

3.1. Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервировавшей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так и помещичье хозяйство.

3.2. Крепостное право усугубило социальный раскол русского общества, вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в XVII и XVIII вв.

3.3. Крепостничество легло в основу деспотической формы власти, предопределило бесправие не только низов, но и верхов общества. Помещики верно служили царю и потому, что стали «заложниками» крепостнической системы, так как их безопасность и владение крестьянами – «крещеной собственностью» – могла гарантировать только сильная центральная власть.

3.4. Крепостничество обрекало народ на патриархальность и невежество, препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду. Оно отразилось и на моральном облике народа, породило в нем некоторые рабские привычки, а также резкие переходы от крайнего смирения к всеразрушающему «русскому бунту».

В то же время среди историков распространена точка зрения, что в природных, общественных и культурных условиях России возможности иной формы организации производства и общества не существовало. Крепостничество стало своеобразным компенсатором суровых природных условий, распыленности и малочисленности населения и других неблагоприятных факторов, которые приходилось преодолевать за счет подобного рода мобилизации человеческих ресурсов.

 

Вопросы и задания

 

1. Чем вызвано закрепощение крестьян в России?

2. Какие отношения существовали между крестьянами и землевладельцами в XVI в.?

3. Расскажите об основных этапах закрепощения крестьян.

4. Каково основное содержание законов конца XVI в., положивших начало оформлению крепостного права?

5. Как и чем завершилось оформление крепостничества? Расскажите о его развитии в XVIII в.

6. Каковы последствия закрепощения крестьян в России? Был ли иной вариант развития страны?

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 19 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0