Казалось
бы, Романовы — самый что ни на есть русский род. Пусть не княжеский, а
боярский, но все равно русский. Однако дотошные историки отыскали
документы, из которых следовало совершенно противоположное. Оказалось,
что родоначальник Романовых, появившийся на Руси в XIII веке, — выходец
то ли из Пруссии, то ли из Литвы. На родине он был известен как
Гланда-Камбила Дивонович, у нас же, после крещения в 1280 году, — стал
именоваться Иваном. Это уж в следующем столетии от его сына Андрея
Кобылы пошли Кошкины и Захарьины; что же касается Романовых как таковых,
то свою фамилию они получили от Романа Захарьина-Кошкина, отца
небезызвестной Анастасии, первой жены Ивана Грозного.
Но, как ни крути, а Андрей-то Кобыла — из Пруссии.
Поначалу, когда Романовы не были еще на троне, этот факт не особо смущал
их, зато впоследствии доставил им немало неприятностей. Поэтому
последовало указание: ученым мужам говорить впредь, что Андрей Кобыла
никакой не пруссак, а чистых кровей русак. И ученые мужи, то бишь
историки, начали объяснять прусское происхождение Андрея Кобылы как
недоказанное, неподтвержденное, вероятное. Так были сделаны первые шаги,
ведущие на большую дорогу фальсификации.
Вторая «любимая мозоль» Романовых — их худородность.
Они — всего лишь бояре, тогда как многие из русских родов ведут свое
происхождение от Рюрика и Гедимина. Не знаем, как во времена Ивана III и
Василия III, но уже в царствование Грозного, когда Никита Романов был
приближен к царю и когда, быть может, у фамилии появились честолюбивые
замыслы относительно трона, Рюриковичи и Гедиминовичи в силу своей
знатности представляли для Романовых опасных конкурентов. Вот почему они
так дорожили фактом женитьбы Грозного на Анастасии — первой из
Романовых, приближенной к престолу. Это родство придавало Романовым
знатность, а кроме того, Анастасия родила грозному царю сына Федора,
который впоследствии будет царствовать. Именно эти два обстоятельства и
станут использовать Романовы, чтобы обосновать свои претензии на русский
трон.
Наконец, третья причина, которая снова и снова будет
побуждать Романовых к подмене исторических реалий, — это осознание
того, что они царствуют незаконно. Но отчего же у них возник подобный
комплекс? Ведь мы со школьной скамьи знаем, что первый Романов, Михаил,
был избран на царство всенародно на Земском соборе, состоявшемся в
феврале 1613 года.
На этот счет имеются серьезные сомнения. То есть
Михаил действительно был избран на соборе, однако это избрание стоило
Романовым огромных усилий. Есть все основания полагать, что они задолго
до собора вели напряженную борьбу со своими соперниками на престол (а
они были), вели хитроумные интриги и даже опирались в своей
«предвыборной борьбе» на некие силы, которые готовы были поддержать
Романовых вооруженными действиями. Что же это были за силы? В основном —
многочисленные казачьи отряды, внесшие основной вклад в освобождение
Москвы от поляков и в последующем их изгнании из русских пределов.
Этот факт для нас значит очень много. В массовое
сознание давно привнесена мысль, что освобождение Москвы — дело рук
второго ополчения под руководством Пожарского и Минина. Слов нет, оно
действительно сыграло важную роль во всем (главная его заслуга — отбитие
от Москвы гетмана Ходкевича, спешившего на помощь осажденным в Кремле
соотечественникам), однако важнейшие военные операции были проведены
казаками. Именно они в октябре 1612 года штурмом взяли Китай-город, а
позже отбили от Волоколамска самого польского короля Сигизмунда III,
шедшего с войском на Москву. И не только отбили, но и заставили покинуть
московские владения. Земское же ополчение, несмотря на захват казаками
Китай-города, так и не решилось на приступ Кремля — засевшие там поляки
сдались сами, доведенные голодом до крайних мер.
Таким образом, поддержка казаками Романовых означала
в принципе победу последних на выборах. Однако, повторяем, они
проходили совсем не так гладко, как об этом написано в учебниках
истории. Да и в трудах таких корифеев нашей исторической науки, как
Соловьев и Ключевский. У первого описание выборов на удивление коротко;
Сергей Михайлович даже не упомянул о других кандидатах на московский
престол, коих было несколько. Дело поправляет Ключевский. Он приводит
имена претендентов на престол, и среди них — князя Дмитрия Пожарского,
который «искал престола и потратил немало денег на происки».
Наиболее же подробно описывает выборы 1613
года Дмитрий Иловайский в своей работе «Новая династия», и, сравнивая
его сведения и свидетельства Соловьева и Ключевского, находим некоторые
любопытные подробности. Так, Ключевский говорит, что отец Михаила
Романова, Филарет, находился в фаворе у обоих самозванцев. Первый
даровал ему сан митрополита, в лагере второго Филарет был провозглашен
патриархом. Последнее обстоятельство привлекало на сторону Михаила
казацкие массы, которые в своем подавляющем большинстве служили обоим
самозванцам и после их смерти желали видеть на московском престоле или
сына Марины Мнишек (от второго самозванца), или Михаила Романова, с чьим
отцом, Филаретом, они знались в лагере «тушинского вора».
Как видим, Филарет успел везде, и хотя побывал в
польском плену, вышел оттуда целым и невредимым и в 1619 году официально
занял патриарший престол. Не в связи ли со всем этим находится и очень
интересное замечание Дмитрия Иловайского, сделанное по поводу Романовых.
«По некоторым данным, — пишет историк, — можно думать, что тот же
Сапега (литовский канцлер, ярый противник Москвы) во
время своего продолжительного пребывания в Москве в качестве посла успел
завязать какие-то тайные сношения с тою боярскою партией, во главе
которой стояла семья Романовых».
Учитывая, что Сапега был послом в Москве еще до
царствования Лжедмитрия I и что Иловайский считал его одним из «крестных
отцов» самозванца, это замечание историка многого стоит. Так же, как и
другое его свидетельство, касающееся Михаила Романова. Известно, что
поляки, захватив в сентябре 1610 года Кремль, взяли к себе в качестве
заложников Михаила с матерью, старицей Марфой. Будущий царь прожил среди
поляков довольно длительное время, перенес трудности осады Кремля от
двух ополчений — Ляпунова и Пожарского и был в конце концов отпущен
подобру-поздорову. Чего не скажешь о другом сидельце — Андрее
Васильевиче Голицыне, которого поляки почему-то убили. Не потому ли, что
он был из состава фамилии, которая на выборах 1613 года составит
Михаилу главную конкуренцию?
Сам Иловайский такого вывода не делает, он просто
констатирует факт, а освобождение поляками Михаила объявляет попросту
действиями высшего Промысла. Думать так — право Иловайского, однако в
смерти одного из соперников Романовых есть, как нам кажется, некая
странность, нечто такое, что заставляет видеть в ней чью-то злую волю.
Но вернемся к Земскому собору и избранию Михаила.
Его кандидатура после многих треволнений осталась единственной, и 21
февраля 1613 года он был избран на московский престол. Таким образом,
Романовы стали царствующей династией.
Так дело об избрании выглядит в самом общем виде,
фактически же в нем было несколько моментов, которые нельзя обойти
молчанием. Во-первых, спросим: почему на фигуре Михаила, 16-летнем
юноше, сошлись интересы таких прямо противоположных сторон, как боярство
и казаки? Ключевский это согласие называет неожиданным, хотя, если
внимательно во всем разобраться, ничего неожиданного здесь нет. Бояре
потому и поставили на Михаила, что он был молод, и им казалось, что
благодаря своей жизненной неопытности он полностью подпадет под их
влияние. Этому есть подтверждение — письмо боярина Шереметева в Польшу,
где томился в плену князь Голицын, один из тех, кто стоял в оппозиции к
Романовым. В письме Шереметев писал: «Миша Романов молод, разумом еще не
дошел и нам будет поваден». (То есть послушен)
Ну а казаки? Почему эта вольница поддержала Михаила?
Прямых свидетельств того, что казаки вошли с
Романовыми в сговор, нет, однако вот как все это происходило. Когда
выдвижение кандидатуры на высший государственный пост зашло в тупик,
неожиданно появился некий дворянин из Галича и заявил письменное мнение,
что царем московским должен стать Михаил Романов. Заявление,
естественно, вызвало бурю протестов со стороны оппозиционеров, но ее
столь же неожиданно унял донской атаман, также представивший письменное
мнение и также в пользу Михаила. «Этот атаман будто бы и решил дело», —
пишет Ключевский, и он в этом абсолютно прав. Другой вопрос — почему
казаки в лице своего ходатая-атамана приняли сторону Романовых? Прямых
свидетельств, повторяем, тут нет, но можно с большой долей вероятия
предположить, что казаки пошли на такой шаг не зря. Либо им хорошо
заплатили тогда же, либо обещали заплатить в будущем. Но вряд ли
разговор шел о деньгах, скорее — о каких-то привилегиях, льготах. Они-то
и сыграли роль приманки, на которую клюнули казаки.
Но почему — приманки? Да потому, что, по всей
вероятности, Романовы своего обещания не выполнили, иначе зачем было
казакам и Разина, и Пугачева, спустя сто и двести с лишним лет,
напоминать царю Алексею Михайловичу и императрице Екатерине II о
каких-то посулах со стороны их предшественников на троне, которые так и
остались посулами.
Если принимать как данность, что сговор Романовых с
казаками был, то столь же естественно предположить, что существовали и
документы, этот сговор подтверждающие, — слишком серьезен был вопрос,
чтобы верить друг другу на слово. Но в архивах этих документов нет, и не
потому, что они затерялись, а потому, что были специально уничтожены. И
это — не предположение, а исторический факт. Став царями, Романовы
очень скоро принялись за ревизию архивов, и первым это сделал сын царя
Алексея Михайловича Федор, приказавший ликвидировать так называемые
разрядные книги. По ним можно было проследить историю того или иного
российского рода, узнать, через какие ступеньки они проходили во время
своей службы, гражданской или военной, какие посты занимали, как
поощрялись и чем награждались. Эти книги представляли собой ценнейшие
государственные документы, но, несмотря на это, были уничтожены. Они
представляли для Романовых опасность, поскольку содержали в себе
историческую память, в которой хранились свидетельства, весьма
неприятные для новой династии. Ревизии происходили и в дальнейшем, и
нельзя поручиться, что в ходе одной из них ревизионисты не уничтожили и
договор с казаками.
Не сохранился и архив Приказа тайных дел,
учрежденный царем Алексеем Михайловичем. Какие документы в нем были — об
этом можно только догадываться.
Такая вот вырисовывается картина даже при беглом
пересказе некоторых событий, имеющих непосредственное отношение к
Романовым. Опасные тайны — это отличительный знак всего их царствования,
что постоянно вынуждало их все переиначивать, сжигать, прятать. И —
расправляться с оппозиционерами и свидетелями этих самых тайн. Для
наглядности: при императрице Анне Иоанновне были сосланы в разные места
империи около 40 000 человек, при Елизавете, царствование которой
традиционно считается «мягким», — уже свыше 80 000.
Ну а теперь мы снова вернемся к делу о «княжне
Таракановой» и, вооружась фактами, покажем, что оно не закончилось со
смертью самозванки; что и следующие Романовы проявляли к нему
пристальный интерес. Результат такого внимания, как говорится, налицо —
материалы о Таракановой дошли до нас в таком искаженном виде, что по ним
практически невозможно составить верное представление о событиях,
связанных с самозванкой.
Неизвестно, замешаны ли в этом искажении императоры
Павел I и Александр I, которые так настойчиво убеждали Федора Аша
отказаться от признания Ивана Шувалова царским отпрыском, но уже в
следующее царствование, Николая I, дело Таракановой подвергается
основательной ревизии, продолженной и при Александре II. О том, как это
происходило, рассказано в исследовании нашей соотечественницы Нины
Михайловны Молевой, из которого мы и взяли основные сведения. Очень
сжато перескажем их и сделаем собственные выводы.
Итак, начало 1826 года. Месяц с небольшим назад
Николай I, подавив на Сенатской площади мятеж декабристов, провозгласил
себя императором России. По делу о мятеже ведется следствие, которым
руководит тогдашний госсекретарь Д.М. Блудов. Очень заметная фигура не
только николаевской эпохи, но и правления Александра II. Будет
генерал-прокурором России и министром внутренних дел. Вполне понятно,
почему именно этот человек ведет следствие по делу декабристов, но, как
установила Н.М. Молева, Блудов в это же время, то есть параллельно,
занимается по поручению Николая I и другим делом — «княжны Таракановой»!
Какая, спрашивается, здесь связь — декабристы и
самозванка? Но, видимо, связь есть, потому что Николай торопит Блудова в
деле расследования о «княжне», и тот наконец передает императору
письменное заключение о проделанной работе. Но вот что интересно: его
текста в бумагах, относящихся к архиву самозванки, Молева не обнаружила.
Нет также и никаких сведений о том, принял ли Николай какое-нибудь
решение в связи с блудовским расследованием. Все как будто ушло в песок.
Но на этом дело не кончилось. Через десять лет
разразился скандал, связанный с архивом графа Новосильцева, председателя
Государственного совета при Александре I. На момент скандала самого
графа уже не было в живых, зато у его наследников неожиданно
обнаружились документы, связанные все с той же Таракановой! Откуда они
взялись — сомнений ни у кого не было: граф Новосильцев всю жизнь
занимался коллекционированием исторических документов, и наследники,
конечно же, воспользовались его собранием.
Документы были срочно изъяты и переданы опять же
Блудову, ставшему к тому времени министром внутренних дел. Министр
изучил бумаги и написал Николаю секретный доклад. И снова не было
принято никаких решений, словно император занимался не серьезным делом, а
какой-то непонятной игрой.
Но никакой игры, разумеется, не было, и свои
секретные доклады Блудов писал не зря. Как полагает Молева, вся его
работа сводилась к тому, чтобы «обработать» документы по делу
Таракановой в нужном для Николая I направлении. Это значит, что событиям
прошлого придавали тот вид, который бы соответствовал интересам
правящей династии, то есть Романовым. С этой целью перерабатывались
источники, соответствующим образом подбирался архивный фонд, наконец,
многие документы просто исчезали, как было, например, с бумагами из
архива Новосильцева. А там хранились, надо полагать, весьма ценные
документы, поскольку Новосильцев 20 лет прожил в Польше, где, может
быть, и находились корни самозванческой интриги.
Словом, если звезды зажигаются, значит, это кому-то
нужно. Перефразируя известное высказывание, заключим: если документы
пропадали, значит, это было нужно Романовым. По-видимому, вопрос о
Таракановой стоял у них очень остро, что лучшим образом подтверждается
дальнейшим развитием дел.
Николаю I наследовал, как известно, его сын
Александр II. Он стал императором в 1855 году в возрасте тридцати семи
лет. До 1861 года, то есть до отмены крепостного права, оставалось всего
ничего, и Александр был полностью поглощен работой по подготовке
реформы. И, как ни странно, в это самое напряженное для себя время
император, по примеру своего отца, обращается к делу Таракановой.
Кому же новый российский самодержец поручает во всех
подробностях изучить вопрос? Конечно, все тому же Блудову, который,
несмотря на свой преклонный возраст — ему 75 лет — не отошел от
государственных забот. И Дмитрий Николаевич принимается за работу и
тратит на нее целый год! Вновь он пишет пространную записку императору, и
вновь она исчезает в канцелярских недрах, хотя начальник II отделения
Личной канцелярии (то есть императорской) В.Н. Панин
рекомендовал Александру II опубликовать записки Блудова. Император, судя
по сохранившимся документам, внял просьбе, однако в действительности
рукопись Блудова так и не увидела свет.
Что же получается? Почему двое Романовых на
протяжении почти сорока лет (1826–1864) так упорно возвращаются к одному
и тому же факту российской истории? Какое дело было Николаю I до
какой-то там самозванки, когда он в 1826 году едва утвердился на
престоле? И что заставило его сына вновь обратиться к «княжне
Таракановой», если все его помыслы в это время принадлежали одному —
реформе?
Чтобы ответить на это, нужно в первую очередь
посмотреть, при каких обстоятельствах возникал вопрос о Таракановой;
выяснив это, мы поймем и другое — что конкретно волновало обоих
самодержцев в запутанной биографии самозванки.
Итак, чем же характерны те периоды правления Николая
I и Александра II, когда они так интенсивно интересовались женщиной,
которая жила за сто лет до них? Ответ не нужно искать далеко — и первый
год правления Николая, и время, предшествующее реформе Александра,
отличались одним — крайним внутриполитическим напряжением. В самом деле:
начало 1826 года, когда Николай I дал поручение Блудову проштудировать
дело самозванки, да и весь год, были для нового императора самым трудным
временем за все его тридцатилетнее царствование. Совсем недавно
усмирены картечью бунтовщики, намеревавшиеся не только изменить
государственный строй России, но и физически уничтожить царя и его
семью; дворянская оппозиция хотя и получила жестокий урок, но не
сдалась, а лишь затаилась; всюду возникли слухи о незаконности прихода
Николая к власти.
Точно таким же напряжением отмечен и предреформенный
период правления Александра II — то же брожение в дворянской среде,
которая всеми силами противилась освобождению крестьян, те же разговоры о
незаконности романовской династии, особенно обострившиеся уже после
реформы, в 1863 году, когда на академической выставке в Санкт-Петербурге
появилась картина Флавицкого «Смерть княжны Таракановой в
Петропавловской крепости».
Но почему эти разговоры так нервировали и Николая и
его преемника? По одной-единственной причине — оба они являлись
наследниками Екатерины II по линии ее сына, Павла. Но если Тараканова
действительно была дочерью графа Шувалова, а он, в свою очередь, был
сыном Анны Иоанновны, то, как мы уже говорили, именно самозванка имела
все права на российский престол, а не Павел. А отсюда следовал
непреложный и очень неприятный, чтобы не сказать больше, вывод для
Николая и Александра: они, как и сын Екатерины (не говоря уже о ней
самой), занимали российский престол незаконно. Поэтому не случайно, что и
в 1826 году, и спустя почти сорок лет, в столице, да и не только в ней,
широко расходились слухи о Таракановой как о законной наследнице
русского престола. Агенты тайного сыска в многочисленных донесениях
информировали власть об этом, нагнетая и без того напряженную
обстановку.
Вот почему на протяжении многих лет так усиленно
подгонялось под романовскую историческую традицию дело «княжны
Таракановой». Отсюда и все крайне тенденциозные публикации о ней, и в
первую очередь Логинова и Мельникова-Печерского, изображавшие ее
распутной женщиной и политической авантюристкой.
Кстати, нечто подобное случилось и с другим
персонажем нашей истории — царевной Софьей. Тот же Блудов и по приказу
того же Николая I, изучая материалы дела князя Шакловитого, одного из
сторонников Софьи, настолько исказил смысл событий, имевших место во
время стрелецкого бунта, что царевна, женщина, по единодушному признанию
историков, умная и отнюдь не консервативная, предстала перед взором
последующих поколений крайней реакционеркой, поборницей старины и
противницей всяких реформирований.
И опять все делалось неспроста. Известно, что царь
Алексей Михайлович, отец Петра I, был женат дважды — на Марии
Милославской и — после ее смерти в 1669 году — на Наталье Нарышкиной.
Софья принадлежала к линии Милославских, Петр — к Нарышкиным. Их
дальними потомками были и Николай с Александром; потому-то эта линия так
рьяно унижала все, что было связано с Милославскими. А ничего не
подозревающие историки, с утра до вечера просиживая в архивах,
старательно делают выписки и обильно уснащают ими свои работы. Позднее
эти выписки перекочевывают в учебники истории, и целые поколения учатся
по ним, с младых ногтей усваивая ложь, искусно привнесенную в архивные
данные заинтересованными в ней людьми. Отсюда — негативное восприятие
образа той же Софьи; отсюда же — устойчивое отношение к Таракановой как к
заведомой самозванке.
Наш рассказ подошел к концу. Традиция в таких
случаях требует подведения итогов, и мы не станем нарушать ее. Каковы
же, в таком случае, выводы автора? Их два. Первый: существование
многочисленных неувязок и необъяснимостей в деле «княжны Таракановой»
ставит под вопрос официальную версию о ее происхождении и тем самым
открывает для новых исследователей широкое поле деятельности. И не
получится ли так, что в конце концов нам придется снять кавычки при
употреблении словосочетания «княжна Тараканова»? Вывод второй:
многолетние занятия русской историей и размышления над ролью некоторых
ее фигур привели автора к твердому убеждению, что она, эта история, на
протяжении последних трехсот лет была столь сильно фальсифицирована, что
представляет собой, как бы мы ни противились такому утверждению,
собрание исторических мифов. Виновники этого названы автором выше —
Романовы. И начинается все с времен Смуты, устроителями которой, быть
может, тоже были они. Кстати, подобные утверждения высказывались уже
давно, однако Романовы в корне пресекали заявления такого рода.
Несколько примеров. До сих пор неизвестно, кто же почти год занимал
московский стол, прикрываясь именем Дмитрия, сына Ивана Грозного. Ныне
существующая точка зрения, что самозванцем был монах Чудова монастыря
Григорий Отрепьев, ничего, кроме недоумения, не вызывает. Каким образом
он мог быть помазан на царство, да еще всенародно, в Успенском соборе,
если чернеца Гришку знали в лицо многие жители Москвы? Как бы ни
старались ввести в заблуждение народ, он при виде совершающегося
святотатства не позволил бы стать Отрепьеву царем. Однако факт, как
говорится, налицо. Значит, что? Значит, новый московский царь мог быть
кем угодно, но только не Григорием Отрепьевым. Многие историки прошлого,
например Костомаров, убедительнейшим образом доказали это, тем не менее
Отрепьев и ныне торжественно отождествляется с Лжедмитрием I.
Необъяснимое ослепление!
Одно время казалось, что ответ на этот
животрепещущий вопрос найден: в конце XIX века граф С.Д. Шереметев
объявил о находке документов, позволяющих наконец-то раскрыть истинное
лицо Лжедмитрия I. По этому поводу историк переписывался с профессором
Петербургского университета Бестужевым-Рюминым и собирался издать книгу,
и что же? Едва заявление Шереметева стало известно в широких кругах,
как последовало высочайшее повеление задержать выход книги. Она так и не
была издана, и мы до сих пор не знаем, что же хотел сообщить нам С.Д.
Шереметев.
Нечто подобное случилось и ранее, когда Н.М.
Карамзин вознамерился в своей «Истории» реабилитировать Бориса Годунова,
считавшегося организатором смерти царевича Дмитрия в Угличе. К этому
времени исторической наукой были накоплены факты, которые позволяли
снять несправедливое обвинение с Бориса. О своем намерении Карамзин
сообщил Михаилу Погодину, указав даже, в какой главе «Истории» будут
помещены документы, свидетельствующие о непричастности Годунова к
угличской трагедии. И что же? Император Александр I, узнав о планах
Карамзина, «посоветовал» ему оставить все как есть.
О чем говорят все эти якобы случайные и не случайные
запреты? На взгляд автора, только об одном — о самом близком, если не
главном, участии Романовых как в акции с царевичем Дмитрием, так и в
появлении первого самозванца. РОМАНОВЫ ЗНАЛИ, КТО ЕСТЬ КТО! ИМ БЫЛО ЧТО
СКРЫВАТЬ, И ОНИ СКРЫВАЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ, СДЕЛАВ ДЕЛО СОКРЫТИЯ
НАСЛЕДСТВЕННЫМ ДЕЛОМ.
Автор понимает, что подобным заявлением он
рискует вызвать на себя огонь всех ортодоксальных историков, однако
такая перспектива его нисколько не смущает. Он готов полемизировать по
указанной проблеме на каких угодно уровнях. |