Янтарная комната в первые два столетия своего
существования не была столь знаменита, как в наши дни. Восьмым чудом
света сокровище царскосельского Екатерининского дворца стало только
после своего исчезновения. Уже более полувека идут поиски, уже
петербургскими реставраторами создана новая Янтарная комната, а шедевр
архитектора Шлютера так и не могут найти. Словно неведомая сила скрывает
это чудо от глаз человеческих…
Немного истории
За необыкновенную красоту янтарь назвали солнечным
камнем. Древние считали, что это лучи небесного светила застыли в
холодной морской воде. На самом деле янтарь — затвердевшая тысячи лет
назад смола деревьев.
Прусский король Фридрих Первый был большим
ценителем янтарных изделий. Однако всевозможные шкатулки, статуэтки,
шахматы, мундштуки, трости — не то чтобы наскучили ему, нет. Он просто к
ним привык и захотел чего-то более грандиозного. На пожелание монарха
откликнулся Андреас Шлютер. Он предложил создать кабинет с янтарными
стенами. Королю мысль понравилась, и Шлютер вместе с мастером Готфридом
Туссо принялся за работу. Подобная идея впервые в истории человечества
воплощалась в жизнь. В течение нескольких лет многие умельцы трудились
над произведением искусства, ранее не виданным. В 1709 году Янтарный
кабинет был представлен королю.
Фридрих был в восторге. Правда, недолго. По ночам, а
иногда и днем в кабинете стало происходить что-то немыслимое: на
закрытых окнах колыхались занавески, сами собой гасли и вспыхивали
свечи, пустое помещение наполнялось таинственным шепотом. В конце концов
янтарные панели рухнули со всех четырех стен. Король испугался. Он
приказал немедленно арестовать Туссо, обвинив его в государственной
измене. Мастер больше не увидел солнечного света — умер в заточении.
Шлютера выслали из страны. Он нашел пристанище в России, где и скончался
в 1714 году от тифа. Янтарный кабинет разобрали, сложили в ящики и
отнесли в подвал Королевского замка.
Вновь панели извлекли на свет божий при сыне
Фридриха Первого — Фридрихе-Вильгельме. Кабинет быстренько собрали перед
визитом «короля Петера».
Государь всея Руси был поражен красотой увиденного, и
это не ускользнуло от зоркого глаза Вильгельма. Скупой король
неожиданно дарит диковинку Петру Первому. Однако последний вскоре
разочаровался в подарке «брата Вильгельма». Приехав в Петербург, Петр
внимательно рассмотрел Янтарный кабинет. Он оказался недоделанным и не
производил такого впечатления, как в прусском замке. Государь охладел к
сокровищу.
Янтарную комнату довели до ума уже при дочери Петра —
императрице Елизавете Петровне. Собрали панели в Зимнем дворце. Но,
видимо, в нем также стали происходить некие странности, так как
государыня вдруг вызвала в Петербург тринадцать монахов из Сестрорецкого
монастыря. Трое суток иноки провели в посте и молитве. На четвертую
ночь они вошли в Янтарную комнату.
Двенадцать чернецов окружили одного, стоявшего в
центре на коленях и читавшего молитву об изгнании беса. После того как
минутная стрелка совершала полный оборот, монахи менялись. Следующий
становился в центр круга — и так двенадцать раз… Больше ничего
сверхъестественного в пределах Янтарного кабинета не происходило.
Начало легенды
Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года
застало врасплох практически все советские государственные структуры.
Музейщики не стали исключением. Инвентаризация в хранилищах была далеко
не закончена, не существовало конкретного плана эвакуации ценностей. Тем
не менее уже в начале июля первые ящики с произведениями искусства
отправились из города Пушкина (бывшее Царское Село) в Ленинград. Всего
вывезли 20 000 экспонатов. Пытались эвакуировать и Янтарную комнату,
однако при демонтаже «солнечные камешки» стали сыпаться с деревянных
стенок. С болью в сердце решили оставить комнату в Екатерининском
дворце.
Стены заклеили тонкой бумагой, марлей, ватином и забили досками.
18 сентября 1941 года немецкие войска вошли в
Пушкин. Первыми по залам почти не пострадавшего при штурме дворца
расползлись рядовые солдаты передовых частей. Они быстро обнаружили
сокровище и стали ножами отковыривать камень от стенок. Но вскоре
прибыла специальная команда, которая сразу взяла Янтарную комнату под
охрану. Дело в том, что в штабах армий группы «Север» имелся список
ценностей, предназначенных для немедленного вывоза в Германию. Были
перечислены 55 объектов с точным указанием их местоположения. Янтарная
комната значилась в перечне как «удивительное произведение искусства,
созданное немецкими мастерами». Адольф Гитлер непременно хотел видеть
этот шедевр в своем родном городе — австрийском Линце. Там фюрер
намеревался создать грандиозный музей немецких произведений искусства…
Но непостижимым образом Янтарная комната оказалась
не в Линце и даже не в Берлине, а в Кенигсберге. Как гауляйтеру
Восточной Пруссии Эриху Коху удалось провернуть столь дерзкую операцию и
не пострадать за это — загадка. Но факт остается фактом: за 36 часов
семь человек из строительного батальона демонтировали Янтарную комнату, и
14 октября 1941 года она была отправлена в Кенигсберг.
Увидев создание Шлютера и Туссо, директор
кенигсбергского музея, доктор искусствоведения Альфред Роде пришел в
ужас. Солдаты не церемонились, упаковывая панели в ящики. Однако Роде
очень быстро удалось привести восьмое чудо света в более или менее
нормальный вид. Уже 13 ноября 1941 года комната демонстрировалась в
одном из помещений Королевского замка высшим чинам рейха. Затем
реставрацию продолжили.
В феврале 1944 года в замке произошел пожар.
Янтарная комната слегка пострадала. Альфред Роде немедленно упаковал ее в
ящики и от греха подальше отправил в один из многочисленных подвалов
Кенигсбергского замка. С тех пор «солнечный камень» не видел никто.
Сначала Роде говорил, что комната сгорела во время
массированных бомбежек американо-британской авиации в августе 1944 года.
Потом утверждал, что пожар уничтожил комнату во время штурма города
советскими войсками. И в том и в другом случае он лукавил. Во-первых,
подвалы Королевского замка расположены глубоко под землей и имеют
толстые стены: никакой огонь не мог проникнуть сквозь них. Во-вторых,
пламя не в силах уничтожить полностью детали крепежа панелей. В-третьих,
имеются документы, написанные рукой самого Роде. Например, 2 сентября
1944 года после бомбардировок союзников директор музея докладывал:
«Янтарная комната, за исключением цокольных панелей, цела и невредима».
Сотрудник ведомства по охране памятников Герхард Штраус свидетельствует о
том же: «В замке я встретил своего коллегу доктора Роде. Я узнал от
него, что Янтарная комната в подвале уцелела. Сейчас ее вынесли во двор,
и доктор Роде раздумывал, куда ее перепрятать. Остановились на
подвальном помещении в северной части замка». А после взятия Кенигсберга
в показаниях советскому коменданту Альфред Роде говорил следующее: «В
последнее время имущество Янтарной комнаты было упаковано в ящики и
размещено в северном крыле Кенигсбергского замка, где сохранялось до 5
апреля 1945 года». О дальнейшей судьбе сокровища германский искусствовед
умолчал.
Но ясно главное: комната уцелела. Была ли она
вывезена из Кенигсберга или оставлена в городе — неизвестно. Существует
огромное количество версий по поводу ее местонахождения.
Морская версия
Как ни странно, в конце войны соотношение сил на
Балтийском море было не в пользу Советского Союза. Рейх воспользовался
данным преимуществом. Порты Пиллау и Данциг работали со сверхполной
нагрузкой. Свободное пространство на кораблях заполнялось тюками,
коробками, железными и деревянными ящиками, в которых находилось все: от
столового серебра до уникальных произведений искусства и секретных
архивов.
С наступлением мира специальными отрядами
проводились судоподъемные работы по всему Балтийскому побережью. За счет
«выловленных» судов советский флот увеличился чуть ли не вдвое. Но что
интригует — в отчетах совершенно отсутствуют сведения о характере
грузов, поднятых вместе с кораблями. Также следует отметить, что суда,
затонувшие на значительном расстоянии от берега, практически не
обследовались. А в 1956 году судоподъемные работы вообще прекратили…
Таким образом, мы не знаем, что было обнаружено в кораблях, вытащенных
на берег, и что до сих пор лежит на дне моря.
При разработке морской версии мысли искателей
Янтарной комнаты прежде всего направлены к гиганту германского флота —
транспорту «Вильгельм Густлофф», который 30 января 1945 года был
торпедирован экипажем подводной лодки «С-13» под командованием
Александра Маринеско. Судно затонуло в 20 милях от берега. На
современных навигационных картах Гданьского морского пароходства оно
значится как «навигационное препятствие № 73».
«Вильгельм Густлофф» имел девять палуб, огромное
количество кают, два театра, танцплощадку, бассейн, гимнастический зал,
зимний сад — достаточно площадей, чтобы разместить награбленное. Но,
судя по всему, Янтарной комнате места на судне не нашлось. В немецких
архивах обнаружена вся документация по последнему рейсу «Вильгельма
Густлоффа» — поименные списки, перечень грузов. Янтарная комната нигде
не указана. Да и согласно свидетельству Альфреда Роде, последний раз ее
видели 5 апреля 1945 года, то есть уже после гибели «Густлоффа». С
другой стороны, этому утверждению не стоит доверять: вполне возможно,
что Роде направил по ложному следу.
Сторонники версии вывоза комнаты на «Вильгельме
Густлоффе» ссылаются на показания гауляйтера Восточной Пруссии Эриха
Коха. Действительно, он упомянул во время допроса название транспорта.
Но здесь надо вспомнить любопытный факт, обнаруженный в архивах. 30
января 1945 года у одного из пирсов кенигсбергского порта стояло еще
одно судно под названием «Вильгельм Густлофф». Ледокол отбуксировал этот
пароход в Пиллау, откуда он ушел на Запад, и затем след его затерялся.
Может, именно этот «Густлофф» имел в виду хитрый Эрих Кох? Может, именно
это судно приняло на борт драгоценный груз, который в гитлеровской
Германии оценивали в миллион марок? Увы, ни положительного, ни
отрицательного ответа на поставленные вопросы нет.
Есть предположения, что Янтарную комнату переправили
за океан или в укромный уголок Европы на подводной лодке. Однако
погрузить и разместить восемнадцать крупных ящиков в столь ограниченном
пространстве практически невозможно!
Подземная версия
В свое время в Калининграде (бывшем Кенигсберге) на
месте немецкого универмага «Кепа» построили швейную фабрику. Однажды
груженый самосвал с трудом разворачивался во дворе предприятия. Вдруг
машина стала оседать задним колесом, которое в конце концов повисло над
огромной ямой, образовавшейся в результате оседания грунта. Было ясно,
что здесь, под землей, находится значительных размеров пустота. По
российской беспечности данному обстоятельству не придали значения. Яму
заделали и забыли о ней.
Таких подземелий в Калининграде великое множество. С
рыцарских времен на глубине 10–15 метров в изобилии сохранились
всевозможные переходы, залы… Подобные «подвалы» имеются во всех районах
города. К тому же 700 лет спустя потомки ливонских рыцарей понастроили
примерно такое же количество бункеров. До сих пор не найдены схемы ни
старого города, ни подземных коммуникаций, созданных в период войны. А
Янтарная комната может находиться в любом из калининградских подземелий.
Но проникнуть под город почти невозможно. На этих самых пустотах
возведены современные здания, в том числе — и на месте разрушенного
Королевского замка. Правда, местный историк Сергей Трифонов полагает,
что все подземелья старого города соединены между собой. Поэтому надо
спуститься в одном доступном месте и пройти по всему лабиринту —
мероприятие опасное и дорогое. К тому же нужно иметь план, на котором
обозначена подземная дорога. А его нет!
В Европе различных средневековых подземелий, штолен,
туннелей тоже хватает. К тому же во время войны специальные немецкие
строительные бригады оборудовали бункеры, предназначенные для хранения
произведений искусства. За этим следил сам Мартин Борман.
По сравнению с Германией, Чехию и Словакию довольно
редко называют возможным убежищем Янтарной комнаты, хотя там достаточно
мест, чтобы скрыть любое количество сокровищ. Возможно, тайник находится
в одной из старых штолен. В частности, под «подозрением» находится
старая штольня, идущая от городка Горни-Плане к Лисьей горе. Есть
предположение, что вход в горную выработку находится за органом местной
церкви.
Официальные власти социалистической Чехословакии
всегда в самой категорической форме отвергали утверждения о нахождении
сокрытых ценностей на территории страны. Однажды чешские поисковики
заявили об имеющемся у них документе, в котором указано точное
месторасположение Янтарной комнаты. Власти отказались обнародовать эти
материалы. Вероятно, кто-то был не заинтересован в раскрытии тайны.
Может, этот интересный эпизод кое-что объяснит. В
1939 году лидеров Чешской коммунистической партии Владислава Копршиву и
Густава Климента фашисты отправили в концлагерь Дахау. Через год лагерь
посетили главный эсэсовец Гиммлер и вождь голландских фашистов Миссаэрт.
Они долго беседовали о чем-то с вышеназванными узниками… После войны
Копршива возглавил Земской национальный комитет Праги, а затем стал
руководителем Министерства безопасности. Климент получил должность главы
Министерства тяжелой промышленности.
Дахау называли лагерем смерти, тем не менее видным
коммунистам Копршиве и Клименту удалось в нем выжить. В том же лагере
сидели чехи Гоуска и Герольд, которые вместе с другими заключенными
сопровождали какие-то ящики из Берлина в Шумаву. Всех участников данной
акции расстреляли, кроме Гоуска и Герольда! А после 1945 года они
всплыли в качестве руководителей органов госбезопасности районного
уровня.
Однажды Леониду Ильичу Брежневу доложили, что
Янтарная комната находится на территории ГДР. Генеральный секретарь
попросил проверить информацию. Спецслужбы Восточной Германии
отрапортовали, что шедевр из царскосельского дворца находится в Австрии.
Затем почему-то быстро изменили свою точку зрения и назвали Швейцарию…
Заморская версия
Более 30 лет немецкий исследователь Георг Штайн
искал Янтарную комнату: изучал архивы, разрабатывал версии, встречался с
людьми, которые хоть как-то могли приблизить его к разгадке тайны. 20
августа 1987 года Штайна нашли мертвым в баварском лесу. В полиции
констатировали случай самоубийства и быстренько прикрыли дело. Однако
факты говорят о другом: на теле обнаружены многочисленные раны, рядом с
трупом лежали ножницы, скальпель, ножи — вероятно, Штайна пытали.
Удивителен и способ самоубийства: чистокровный немец сделал себе
японское харакири…
После гибели исследователя в его вещах обнаружили
записку: «Я нашел новый след, я подошел к тайне почти вплотную». А
незадолго до смерти он сказал знакомому священнику из Нижней Баварии:
«Искать в Европе больше не имеет смысла, все давно в Америке». Путей в
Америку для Янтарной комнаты имелось немало. Ящики с панелями могли быть
вывезены в глубь Германии и спрятаны в соляной шахте Грасслебен,
которая находится неподалеку от Хельмштета. Американцы очень
интересовались этим объектом. Инспектор Крюгер сообщал в Главное
управление надзора за безопасностью горных работ: «Никакая другая шахта
так не интересовала американцев, как грасслебенская. Надземные
сооружения были окружены танками, вход в шахту был запрещен даже
руководству предприятия». Так что янки спокойно обследовали содержимое
шахты, куда, спасая от бомбежек, свозились художественные ценности из
берлинских музеев. Из рассекреченных документов стало известно, что из
6800 грасслебенских ящиков более половины было вскрыто и опустошено.
Вероятно, в этом импровизированном хранилище находились также архивные
документы, указывающие путь к другим тайникам, — в одном из них могла
находиться Янтарная комната.
Еще побывали вездесущие американцы в Тюрингии, в
рудниках Меркеса, где также располагались фонды музеев Берлина. Солдаты
США переправили ценности в здание Германского имперского банка. И хотя
охрана была усилена, по дороге загадочным образом бесследно исчезли три
машины, груженные ящиками. На последних значилось: «Кенигсбергская
гидротехническая служба», рядом находилась метка в виде красной точки.
По ряду данных именно так обозначили ящики с янтарными панелями.
Между Арнштадтом и Ордруфом фашисты оборудовали
тайник. В марте 1945 года туда свозилось огромное количество
награбленных на Востоке произведений искусства. После оккупации Германии
генерал Эйзенхауэр инспектировал данную территорию: посетил лагерь
военнопленных и хранилище с музейными ценностями. Через несколько недель
американцы передали этот район советской военной администрации, оставив
подземелья совершенно пустыми! Имеются соответствующие кадры
кинохроники…
Все эти и другие факты навели еще одного
исследователя Пауля Энке на мысль о том, что Янтарная комната давно
найдена. Если не сразу после войны, то в последующие годы. Затем ее
просто продали за океан.
Следует отметить, что Пауль Энке тоже умер внезапно. Поговаривали об отравлении.
Не раз в печати метались молнии против Советского
государства: дескать, оно устранилось от поиска Янтарной комнаты. Это не
так. Поиск украденного произведения искусства начался еще в 1945 году в
Кенигсберге. Затем была создана государственная комиссия, которая из-за
отсутствия результатов официально прекратила свое существование в 1984
году. Однако компетентные органы продолжали заниматься поиском. Особенно
оживилась работа в 90-х годах, когда вновь в прессе замелькали
сообщения о подземельях с сокровищами. Тогдашний министр обороны
Шапошников поручил заниматься Янтарной комнатой первому заместителю
начальника ГРУ, генерал-полковнику Юрию Гусеву. С ним неоднократно
встречался журналист Сергей Турченко. Разведчик всегда уходил от вопроса
о местонахождении Янтарной комнаты, но во время последней встречи вдруг
признался: «Допустим, я знаю, где находится Янтарная комната и другие
ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об
этом, через неделю ни вас, ни меня в живых не будет». Через несколько
дней Гусев погиб в автомобильной катастрофе…
Русские корни Леонардо да Винчи
Не так давно профессор Алессандро Веццози — крупный
знаток творчества Леонардо да Винчи, директор «Музео Идеале» в родном
городе великого художника, выдвинул новую гипотезу рождения Леонардо,
имеющую самое непосредственное отношение к нашей стране. По мнению
итальянского ученого, матерью Леонардо была… русская рабыня.
К мнению профессора нельзя не прислушаться, он —
автор многих научных трудов, посвященных создателю «Джоконды». В 2001
году в России в серии «Живопись. Открытия» вышла его книга «Леонардо да
Винчи. Искусство и наука вселенной», которую моментально раскупили.
— Я решил позвонить в Винчи, — рассказывает журналист
Н. Швецов. — Алессандро Веццози рассказал мне, что, как и во времена,
когда там появился на свет будущий великий мастер, Винчи продолжает
оставаться тихим городком, спрятавшимся в долине реки Арно примерно на
середине пути между Пизой и Флоренцией. Слушая Алессандро Веццози, я
мысленно перенесся на несколько столетий назад, а точнее в середину XV
века, в эпоху кватроченто.
1452 год. Именно к этому году относится запись:
«Родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Случилось же 15 апреля, в
субботу, в три часа ночи. Нарекли именем Леонардо». Эту запись сделал
дед появившегося на свет младенца, впоследствии прославившего всю
Италию, ставшего гордостью всего человечества.
Отец новорожденного Пьеро, уважаемый всеми и, что не
менее важно, весьма состоятельный человек, считался хорошим нотариусом.
Он носил звание сэра, которое к Англии не имело никакого отношения. Этот
титул присваивался в Италии, но только нотариусам. И не случайно на
церемонии крещения в местном баптистерии присутствовали пятеро крестных
отцов и матерей. Такой чести удостаивались только очень знатные и
уважаемые люди. А ведь родившийся мальчик был… внебрачным ребенком.
Думаю, настала пора перейти к рассказу о матери
Леонардо. О ней мы знаем очень мало. Даже великий Вазари — художник
Возрождения и автор самого первого «Жизнеописания» Леонардо да Винчи —
практически ничего не упоминает о его матери. Точно установлено, что ее
звали Катериной. Этим христианским именем называли многих рождавшихся в
здешних местах девочек. Но если сведения о них заносились в местные
церковные приходские книги, то о матери Леонардо ничего не сообщалось. К
тому же у нее не было фамилии. Скорее всего она приехала издалека. Как
выяснилось из дальнейшего рассказа А. Веццози, в ту пору в Винчи
обосновалось семейство, из которого вышли крупные работорговцы. Надо
сказать, что многочисленные государства, находившиеся на Апеннинском
полуострове, в XV веке активно участвовали в работорговле. Чаще всего
рабы приобретались на невольничьих рынках Ближнего Востока либо
доставлялись в качестве военных трофеев. Хозяева рабынь не несли за них
никакой ответственности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что
отец Леонардо уже вскоре после рождения сына женился на 16-летней
девушке Албиере дельи Амадори, происходившей из знатного рода.
В дошедших до нас портретных изображениях Леонардо
ничто не указывает на его восточную внешность. Однако профессор Веццози
считает, что мать художника была привезена с Востока. На невольничий
рынок она попала в качестве трофея, захваченного во время одного из
турецких набегов на территорию Причерноморья — степных районов,
заселявшихся русским населением.
Вполне возможно, что это были донские степи, где к
тому времени уже стали обосновываться казаки. Так пленница оказалась в
Италии, где стала собственностью нотариуса Пьеро. Трудно сказать, чем
занималась Катерина. Может быть, она работала в поле или прислуживала в
доме. Известно, что родившийся ребенок остался у своего отца. Мать же
поселилась на удалении, примерно в 1,5 километра от дома, где жил ее
сын, который, когда подрос, часто навещал Катерину. Судя по всему, мать
Леонардо долго прожила на Востоке, и многое из того, что она усвоила
там, перешло к сыну. Известно, что Леонардо был левшой, писал справа
налево, начиная с последней страницы, то есть так, как это было принято
на Востоке. Скорее всего, именно от матери ему передались навыки
правописания и чтения.
Установлено, что после рождения сына Катерину выдали
замуж за печника, который служил у отца ее ребенка. От него она родила
девочку, которую в честь ее покровителя и отца Леонардо назвали Пьерой.
Печник, судя по всему, не случайно стал мужем Катерины. Нотариус Пьеро и
его брат Франческо владели несколькими печами для обжига керамики,
которые обслуживали наемные работники. Один из них и был избран мужем
для Катерины. И кто знает, не эти ли печи повлияли на всю последующую
жизнь Леонардо: мальчик увлекся изготовлением керамических фигурок,
некоторые из которых сохранились до сих пор. Не повлияли ли занятия
керамикой на последующее формирование эстетических вкусов Леонардо,
который, в отличие от других мужчин из рода его отца, не стал
нотариусом, а начал изучать науки, заниматься живописью и скульптурой?
Для подтверждения выдвинутой теории о славянском
происхождении матери Леонардо, рассказывает профессор Веццози,
необходимо обнаружить документ, в котором зафиксирован факт покупки
рабыни Катерины. Он пока что не найден. Но, если поискать хорошенько в
архивах Тосканы, считает ученый, то не исключено, что он может быть
обнаружен.
И как не влиянием матери можно объяснить увлечение
Востоком, которое Леонардо сохранял на протяжении всей своей жизни.
Взять хотя бы проект моста через Босфор, под которым могли проплывать
крупные парусные суда. Тогда, на рубеже XV–XVI веков, Леонардо писал
султану Баязиду Второму:
«Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из
Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего
мастера». Листок с турецким переводом письма Леонардо султану был совсем
недавно обнаружен в Стамбуле. Как видно, документы, имеющие отношение к
жизни и творениям Леонардо, обнаруживаются и по сей день. Так почему бы
не быть найденным и документу о покупке рабыни, которую назовут
Катериной.
Об увлечении Леонардо Востоком говорит и якобы
предпринятое им путешествие в горы Армении. В архивах художника
обнаружены черновики письма на имя некоего высокопоставленного лица в
Сирии, наместника султана Вавилона — так тогда называли Каир. В нем
Леонардо рассказывал о своем путешествии в Армению и о желании побывать в
Сирии для реализации ряда своих замыслов. Но абсолютно известно, что
Леонардо ни в Сирии, ни в Армении не был. Скорее всего, это были грезы,
фантазии великого мастера, его тайные желания, которые он благодаря
своему гениальному воображению мысленно превращал в реальность. Ведь
вспомним, что и Пушкин частенько в своих стихах переносился «под небо
Африки своей».
Много интересного о жизни Леонардо, о его
творческих изысканиях, о реализованных планах и несостоявшихся проектах
рассказал профессор Веццози. Недавно, просматривая документы Леонардо,
он обнаружил отпечатки пальцев, которые могли принадлежать только его
великому земляку. Их принадлежность Леонардо не вызывает никаких
сомнений, считает итальянский ученый. Эта находка позволяет сделать
удивительные открытия — ведь Леонардо, как известно, писал свои картины
пальцами. Поэтому, сверив обнаруженные отпечатки пальцев, можно
определить авторство его картин, в том числе и тех, которые остались
незаконченными.
В «Музео Идеале» в Винчи, экспозиция
которого полностью посвящена великому художнику, есть традиция: его
посетителей угощают восточным напитком «акуароза», приготовленным по
рецептам Леонардо да Винчи. И каждый поднимает бокал за великого
художника, за его родителей — за отца и мать, которая, как очень
хотелось бы верить, была нашей соотечественницей, — заключает свое
расследование Н. Шевцов. |