Россия отметила в 2016 году 320-летие
отечественного флота, выигравшего почти все каботажные сражения со
времен Петра Великого и разгромленного в единственном морском сражении —
при Цусиме, начинает свой рассказ кандидат географических наук Г.
Анохин.
Между тем руководство России и ее научные
консультанты так и не заметили 1120-летнего юбилея своего же флота —
речного и каботажного морского, вызывавшего почтение и наводившего ужас
на обитателей Причерноморья, Приазовья и Прикаспия, одерживавшего как
победы, так и горевшего под «греческим огнем» у стен столицы
Византийской империи — Царьграда.
Это было еще в те времена, когда напрямую
через воды Черного моря плавали южнее Руси только торговые или боевые
корабли византийцев, а русы на своих парусно-весельных, всегда
бескилевых долбленках выходили из Киева по Днепру для каботажных рейсов,
хотя и на большие расстояния вдоль берега. На не приспособленных для
прямого плавания в открытом море, да и не имея ни навигационных
приборов, ни вообще никакого опыта и знаний ориентации на водном
пространстве без береговых, сухопутных ориентиров, русы плавали в
пределах видимости берега вдоль него, а враждебные им тюркоязычные
кочевники, печенеги, даже случайно оказывавшиеся напротив на суше,
скакали на конях параллельно маршруту — ждали, как пишут древнерусские
летописи, когда разыграется в море шторм и русы будут вынуждены вытащить
на землю свои неприспособленные к высокой волне плоскодонные
парусно-весельные суда и можно будет обрушить на славян удар стрелами,
пиками и клинками!..
Упоминание о первом таком набеге русов на Царьград в
866 году содержится в древнейшей из русских летописей — в тексте монаха
Нестора в Лаврентьевской рукописи. Там со ссылкой как раз на греческие
письменные источники об этой боевой операции русов с моря сказано
предельно кратко: «В 6360 году (852 г. н. э.) началось 15-летнее
правление царя Михаила и в годы именно этого правления стало известно о
возникновении наименования Русская земля. О ней узнали после того, как
при этом царе русь приходила на Царьград» (Полное собрание русских
летописей, далее — ПСРЛ, СПб., 1846 г., с. 7).
Наиболее подробно из всех летописных сводов раннего
средневековья Руси, с более обстоятельным пересказом греческих
рукописей, повествует так называемая Типографская летопись (ПСРЛ, т. 24,
Петроград, 1921 г., с. 7): «В 6374 году (866 г. н. э.) был у греков
царь по имени Михаил… И в этом году при этом царе приходила русь на
Царьград, как об этом пишется в летописании греческом: на четырнадцатом
году правления царя пришли Аскольд и Дир на греков, к Царьграду. Царь же
отсутствовал, воюя против агарян на Черных реках, куда епарх послал к
нему с послом весть о том, что русь пришла на Царьград. И царь тотчас
воротился. А те уже вовнутрь вошли, много убийств христиан совершили,
обступивши Царьград двумя сотнями кораблей. Царь же, едва войдя в город,
явился тотчас с патриархом Фотеем в церковь святой Богородицы Валашской
и всю ночь молитву сотворял, а затем с песнями вынес божественную ризу
святой Богородицы и с плачем омочил в море, которое было кротким и
тихим, да вдруг восстало бурей, с ветрами и волнами огромными, против
наступавших. И разбило корабли, и смело безбожных русов, и к берегу
пригнало избитых. И мало их, поверженных, полной беды избегли. И
восвояси вернулись побежденные Аскольд и Дир, в малом числе пришли к
Киеву».
Случались и победные набеги флотилии русов на
Царырад. Так, в 907 году князь русов Олег на двух тысячах кораблей, с
конями на них, осадил Царьград и принудил греков дань платить, а в знак
победы щит прибил на врата столицы данников. Нестор сообщает также о том, что князь русов Олег
вышел из Днепра в Черное море с 10 000 судов!
У греков были свои колонии в Северном Причерноморье —
и в южном Крыму, и вблизи устья самого Днепра. Поэтому была возможность
усилить контроль над тайными выходами русов из Днепра в Черное море.
У русов же даже до того существовали иные тайные
маршруты для совершения опустошительных набегов в другое… Каспийское
море для захвата добычи у иных народов — в Дербенте (Дагестан), на
берегах Табаристана (Персия) и даже в легендарно богатом городе Бердаа
(равнинный Карабах).
Эти набеги на каспийский бассейн приходились
обязательно на весну, когда едва сходил лед на степных реках. Ниже мы
объясним, почему именно в апреле надо было прорываться на Каспий, пока
же покажем варианты этих маршрутов с их волоками меж истоками рек.
Из Днепра русы использовали русла двух его притоков.
Верхний, выше трудоемких волоков вдоль порогов
на большой излучине реки (от нынешних Днепропетровска до Запорожья):
поднимались по реке Самаре, по ее левому притоку реке Волчьей и далее
уже по ее левым притокам — рекам Гайчур, Мокрые Ялы (или ее правому
притоку Кашлагач) или Сухие Ялы до их истоков, все в пределах
современных Запорожской и Донецкой областей. Эти в прошлом
глубоководные, до 30–40 метров, степные речушки-«канавы» берут начало из
родников на северном склоне плоской (кроме нескольких каменных
останцев) Приазовской возвышенности. После элементарного волока
плоскодонных долбленок на 2–4 км на юг русы спускали свои корабли в
сразу глубоководные истоки рек Берда, Кальчик или Кальмиус и по ним
попадали непосредственно в Азовское море, по первой названной — возле
современного города Бердянск, по остальным — возле современного города
Мариуполя. Обилие судов с экипажами давало русам возможность грозно
противостоять нападениям случайных групп печенегов, выпасавших свои
отары овец и табуны лошадей на черноземных травостоях (сама тюркская
этимология этнонима «печенег» означает «обитатель травостоя, пастбища»).
Нижний, ниже знаменитых порогов, прямо за
островом Хортица: входили в реку Конка, а от ее истоков — в исток Берды и
по ней сплавлялись в Азовское море. Конка тысячу лет назад, когда
климат в степях был влажнее и теплее, вообще обеспечивала выход в
бассейн Азовского моря без волока. Ибо западнее высшей точки Приазовской
возвышенности — Бельмак-Могилы (324 м) — водораздел раздваивается на
запад и от подножия вершины из естественного водохранилища родниковых
потоков существовала трифуркация — сток вод на три стороны света: на
север — Конка, в Днепр; на запад и далее на юг — Молочная, в Азовское
море; на юг — Берда, а также Обиточная, и из них в Азовское же море!
Отправляться из Азовского в Каспийское море по Дону в
Волгу с волоком меж их великими излучинами было невозможно — могучее
Хазарское государство господствовало как раз в низовьях Волги. Поэтому
флотилии русов избирали один из двух вариантов выхода на волок в
Каспийское море — по реке Ее или по реке Маныч, от устий. По пути в
Таганрогский залив плывшие от устья Берды назначали сбор или отстой на
случай штормовой погоды на Долгих островах, следующий отстой — у Ейской
косы и островов в устье Ейского лимана. Если флотилия выходила из
Кальчика или Кальмиуса, местами отстоя были Миусский лиман, а следующий
до входа в реку Дон — мелководная Андреевская бухта, что восточнее
современного города Таганрога.
Поднимаясь по Ее, русы из истока ее верхнего правого
притока волочили суда в реку Средний Егорлык или от истока самой Ей — в
реки Рассыпную или в Калалы; все три последние названные реки — уже
бассейн верховий реки Маныч.
Если отправлялись в Дон — хотя этот вариант был более
распознаваем хазарами, — то тотчас от устья Маныча поднимались
непосредственно в озеро Маныч-Гудило. Ейский и Дон-Манычский варианты
уже у озера Маныч-Гудило становились единым маршрутом, ибо здесь, на
Азовско-Каспийском водоразделе Ергени, подземные, конца марта — начала
апреля, половодья с гиганта Большого Кавказа — горы Эльбрус —
вспучивались наружу, создавая бифуркацию, то есть сток реки одновременно
и непосредственно с водораздела в обе его стороны! Бифуркация могла
длиться пару недель и больше, и только в этот период флотилия русов
могла без волока по земле плыть по Восточному Манычу и реке Куме на
юго-восток — в Каспийское море!
«Русы, как стаи саранчи!» — писали арабские источники
тысячелетие назад. Они появлялись на улицах древнего Дербента, на южном
берегу Каспия уже в 860–880 годах и в 914 году, а в 944-м захватили в
нижней трети бассейна реки Куры город Бердаа и довольно долго держались в
нем, уже сами в осаде, оставив флотилию на Куре под охраной части своих
воинов.
Возвраты из каспийских набегов первоначально
происходили все-таки через низовья Волги, с данью хазарам от
награбленного. Когда же хазары пожелали большего (или всего
награбленного) и уничтожили в стычках большую часть кораблей и
участников, возврат через Волгу (тем более через Ергени, когда
бифуркация давно закончилась) стал невозможным. Тогда, в новом набеге,
возможно, именно после Бердаа, последовал фантастический прорыв русов
через закавказский водораздел каспийско-черноморского бассейна!
Поднявшись на кораблях по средней трети реки Куры, русы перед указанным
выше водоразделом покинули их, захватили в плен много местных мужчин и
использовали их в качестве носильщиков трофеев русов при переходе по
какому-то из перевалов в Западную Грузию. Арабские источники не называют
топонима перевала, а так как в апреле, да и в начале мая на них еще
лежит снег, надо думать, что пробную толпу заложников русы бросали,
чтобы вызвать снежную лавину, затем пускали носильщиков с грузами, а
сами замыкали шествие. Уже на черноморском берегу, захватив нужное
количество судов, русы каботажно добирались в Азовское море и знакомыми
им маршрутами — в Днепр и в Киев!
Более пятидесяти из семидесяти прожитых лет, с 1942
года, я отдал поискам сначала «тайных маршрутов русов», а затем — «Путя
из варяг…». Изучил, сначала еще юношей в оккупированном немецкими
фашистами Таганроге, дореволюционных российских классиков истории (кто
знает, например, такого: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о
славянах… с половины VII века до конца X века по Р.Х. Санкт-Петербург,
1870 г.?!) по личной библиотеке русского графа, так и не сумевшего
покинуть Россию из тогда еще деникинского Таганрога (там был штаб
Добровольческой армии) и позволившего мне познакомиться с сотнями книг —
его последним богатством. Уже летом 1943 года я осмотрел окончание
Миусского полуострова, устье Миусского лимана и обошел по берегу весь
лиман, понимая его как место первого отстоя флотилии русов. Другой
отстой, в так называемой Андреевской бухте восточнее Таганрога, я хорошо
знал еще в 30-е годы, будучи таганрожцем, купаясь в ее теплых водах,
переплывая на лодке в села на ее берегах — Маяковку, Бессергеновку,
Приморку… Здесь водная стихия никогда не вздыбливалась штормами, поэтому
там десятилетиями — отстой парусно-весельным судам таганрогского
яхтклуба; именно здесь, а не у южного или западного берега таганрогского
полуострова.
А в сентябре 1943 года, участвуя в составе
2-й Гвардейской армии в освобождении Донецкой и Запорожской областей, я
меж боями всматривался в дербенды — места возможных проходов-волоков
между истоками степных рек Днепровского и Азовского бассейнов, особенно
тщательно как раз на водоразделе между верховьями рек, с севера Гайчур и
Конка, а с юга Берда и Молочная, где в сухой сентябрь — октябрь 1941
года, как я знал уже тогда, не могла пройти, отступая, наша техника,
проседая в подпочвенные грязи. Ведь тысячелетие назад здесь была
трифуркация от обильных, в условиях более влажного климата, грунтовых
вод…
Между прочим, треть тысячелетия назад запорожские
казаки пользовались речными маршрутами, чтобы попасть из Сечи к донским
казакам. Кратчайший путь им был бы по реке Конке с волоком в реки
Молочная или Берда. Однако из-за главного враждебного соседа в XVI–XVII
веках — крымских татар, — который контролировал ближайшие к полуострову
степи и реки, запорожские казаки поднимались на чайках от Сечи вверх по
Днепру, с волоками обходя пороги, входили в устье реки Самары, плыли до
ее истоков или истоков ее правых порогов и волоком попадали в реку
Северский Донец и из него — в нижний Дон.
В 1947–1950 годах, будучи студентом исторического
факультета Днепропетровского госуниверситета, и в 1950—1953-м как
преподаватель Днепропетровского техникума физкультуры с организованными
мною группами путешественников, я обошел пешком в разные времена года
берега Самары, Волчьей и левых притоков последней до их истоков,
переваливал к истокам рек бассейна Азовского моря; повторил все это 20
лет спустя как научный сотрудник Академии наук СССР, подступившись затем
к теме моделирования всех вариантов волоков «на пути из варяг» из
бассейна Ильмень-озера. К тому времени я изучил уже всю литературу по
теме проблемы варяги-русы на всех германских языках, а также украинском,
польском и латыни. С 1975 по 1979 год мне удались особые поиски:
промоделировал тайные маршруты русов на Северном Кавказе в сезон
бифуркации через Ергени и в Закавказье, где прошел три из четырех
возможных перевала на Черноморско-Каспийском водоразделе — Сурамский
(920 м), Зекари (2182 м) и Годердзи (2052 м), последний как раз в
апреле, когда, как и в арабских источниках указывалось, лежал глубокий
снег; я искусственно вызвал снежную, губительную лавину и пошел лишь при
второй, чахлой, надеясь уцелеть, и уцелел!
Результат более чем полувековых поисков — этот
максимально краткий научный очерк и карта, вычерченная лично мною,
впервые воссоздающая ситуацию 1100-летней давности и мест современных
городов Запорожье и Днепропетровск у бывших волоков вдоль множества
порогов и современных городов у берегов как бы эллинской Меотиды —
Бердянска, Мариуполя, Таганрога и Ейска, стоящих на древних тайных
маршрутах русов, у истоков рождения и становления Руси с ее уже тогда
грозным, хотя и каботажным морским флотом!..
Более 1100 лет назад восточные славяне —
русы — имели свой флот, и флотилии русов бороздили воды Черного,
Азовского и Каспийского морей, проходили по рекам, облегчающим доступ в
эти моря, участвовали в боях. Более 1100 лет назад, а не только 300 лет! |