Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 05:57:10
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ [3]
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ" [38]
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНЫХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ [31]
РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ [16]

АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Агрессия — одна из форм деструктивного поведения, наносящего вред другому лицу, в силу чего действия агрессора часто вступают в противоречие с нормами уголовного права, а сам он становится объектом уголовно-правового воздействия.

      При условии неэффективности мер воспитательного характера и условного осуждения к лишению свободы суд применяет к несовершеннолетним преступникам как крайнюю и наиболее чувствительную меру воздействия реальное лишение свободы с отбыванием назначенного срока в воспитательных колониях.

      Как правило, эта мера применяется к лицам, совершившим тяжкое либо особо тяжкое преступление. В местах лишения свободы, по существу, концентрируется та часть подростков, которые наиболее склонны к насилию и агрессии, что требует к данным лицам применения изоляции, особых условий содержания и специальных мер воспитательного и психолого-педагогического воздействия.

      У подавляющего большинства несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, выражена социальная дезадаптация.

      Несмотря на то что 97,4% несовершеннолетних впервые содержатся в воспитательных колониях, 63,5% из них ранее имели условную судимость либо отсрочку исполнения приговора, 50% состояли на учете в органах внутренних дел.

      Структура преступлений, за которые несовершеннолетние осужденные лишаются свободы, в динамике за 8 лет представлена в табл. 1.

      В большинстве случаев подростки осуждаются по совокупности статей, например за кражу и разбой или хулиганство и изнасилование одновременно. Из таблицы можно видеть, что за 8 лет доля лиц, отбывающих наказание за убийство, выросла почти втрое, умышленное причинение вреда здоровью — вдвое.

Таблица 1

Структура преступлений, за которые несовершеннолетние отбывали наказание в воспитательных колониях с 1993 по 2000 г., %

Преступление
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Убийство
1,7
2,1
2,7
2,7
3,2
3,4
3,5
4,8
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
2,7
3,7
3,3
3,8
3,7
3,3
3,6
4,9
Изнасилование
9,9
8,6
7,3
6
5,5
8
4,5
4,3
Кража
51,4
48,4
51,4
52,7
55,1
54,5
56,4
48,9
Грабеж
13,7
15,1
14,2
13,6
14
14,2
13,4
15,6
Разбой
8
9,5
9,7
8,5
8,8
9,4
8,6
10,6
Хулиганство
5,4
6
5,4
5,7
4,5
3,8
3,1
3,3
Прочие преступления
7,2
6,6
6
7
5,2
3,4
6,9
7,6

      Доля корыстно-насильственных преступлений (грабеж и разбой) возросла на четыре с половиной процента (с 21,7 до 26,2%). Вдвое реже стали отбывать наказание осужденные за хулиганство и в два с лишним раза — за изнасилование. Однако данное обстоятельство скорее отражает снижение в общественном сознании опасности данных деяний и их высокую латентность (сокрытие жертвой факта совершенного против нее преступления).

      Между тем сама изоляция от общества преступников предполагает концентрацию в замкнутых условиях асоциальных однополых личностей, у которых сформировался определенный стереотип поведения. Поэтому трудно ожидать, что в местах лишения свободы лица со сформировавшимся за 16—17 лет жизни агрессивным типом поведения будут вести себя иначе.

      Проявления агрессивного поведения подростков довольно стойкие, и они не исчезают в местах лишения свободы, несмотря на более жесткий надзор за их поведением, неотвратимость наказания за проявление насилия в отношении других осужденных.

      Структура преступлений, совершенных несовершеннолетними в местах лишения свободы, в течение многих лет существенно не изменяется: в ней преобладают побеги (как способ ухода от опасной или психотравмирующей ситуации либо путь повышения социального статуса) и умышленное причинение тяжкого вреда своему здоровью. Имеют место и убийства, хотя фактически они совершаются в единичных случаях (табл. 2).

Таблица 2

Виды и количество преступлений, совершенных в воспитательных колониях с 1993 по 2000 г., %

Преступление
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Убийство
0,7
4,3
3,6
2
1,9
8,1
1,9
6,5
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
11,5
16
15
13,3
11,3
9,7
11,1
13
Хулиганство
13,7
10,6
19,1
17,3
11,3
14,5
24,1
10,9
Побег
51,8
46,8
31,8
26,5
41,5
30,6
25,9
41,3
Прочие преступления
22,3
22,3
30
40,9
34
37,1
37
28,3

      Агрессивное поведение подростков в местах лишения свободы имеет ряд причин. Прежде всего немаловажную роль играют условия воспитания и имеющийся опыт поведения. Как показывают данные исследования поведения несовершеннолетних осужденных, проведенного Ю. М. Антоняном, агрессивные дети вырастают, как правило, в семьях, где они отчуждены от родителей, ими мало или вообще не интересуются, а в качестве воспитательных мер преобладают физические наказания.

      Социально-демографическая характеристика несовершеннолетних осужденных подтверждает, что антиобщественный образ жизни подростков формируется под влиянием окружающей среды при отсутствии надзора, заботы и любви со стороны родителей. Так, каждый десятый отбывающий наказание в воспитательной колонии — сирота, и почти каждый четвертый подросток так или иначе утерял связи с родителями, фактически является социальным сиротой. Однако из числа подростков, имеющих родителей, многие лишены нормальных условий воспитания.

      Наиболее показательны в этом отношении данные об осужденных девочках. Так, 48% из них систематически подвергались избиению со стороны родителей, свыше 70% проживали в семьях, где родители систематически употребляли алкоголь или наркотики, 54% подвергались сексуальному насилию и 5% были изнасилованы в детстве.

      Вместе с тем условия воспитания не формируют конкретного преступника. Значительный опыт агрессивного поведения подростки приобретают и в общении со сверстниками. В компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов. Одним из путей обучения агрессивному поведению является наблюдение за чужой агрессией. В этом плане весьма негативную роль играет демонстрация актов вербальной и физической агрессии в средствах массовой информации.

      Субкультура осужденных подростков и агрессия. Говоря об агрессии подростков, нельзя обойти стороной асоциальную субкультуру осужденных. В группировках асоциальной направленности в местах лишения свободы формируется специфический жесткий социальный уклад, в котором те, кто противостоит действию неформальных норм, подвергаются физическому насилию.

      Впервые в наиболее жесткой форме несовершеннолетние правонарушители сталкиваются с ней в следственных изоляторах. Основным способом определения внутригруппового статуса в системе асоциальной субкультуры является «прописка». Существуют разные способы «прописки», но их суть неизменна — выяснение личностных особенностей новичка для определения его места в группе. «Прописки», как правило, жестоки, изобретательны и циничны. Однако ребята, которых дома часто били, относятся к ней безразлично, т. е. привыкли к насилию на свободе, а в местах лишения свободы относятся к этому как к привычному и должному. Несмотря на то что подростки в силу психических и социальных особенностей ориентированы на взрослых, администрация видится надежной защитой далеко не всем. Если возникает реальная угроза серьезного конфликта, чреватого избиением, то 57% подростков рассчитывают только на себя, 15% надеются на друзей, а на администрацию полагаются лишь 10%, т. е. прежний опыт, приучивший подростка бороться за собственную безопасность при отсутствии поддержки и защиты со стороны родителей (взрослых), переносится и на места лишения свободы.

      Агрессивность и здоровье. При определении истоков агрессивности несовершеннолетних осужденных нельзя исключать и состояние здоровья, наличие у большинства из них патологических черт характера, психических отклонений. Согласно статистическим данным, каждый четвертый несовершеннолетний осужденный имеет психическое расстройство, не исключающее вменяемости. Кроме того, все больше в воспитательные колонии поступает подростков, состояние здоровья которых напрямую связано с образом жизни и условиями воспитания. Так, уровень осужденных несовершеннолетних с заболеваниями, передающимися половым путем, превышает общероссийский в той же возрастной группе в 9 раз, больных алкоголизмом и злоупотребляющих алкоголем — в 2,5 раза, больных наркоманией и употребляющих наркотические средства — в 12 раз.

      Связанные с этими заболеваниями изменения в личности способствуют развитию конфликтности подростка. А такие особенности, как повышенная возбудимость, тревожность, аффективная взрывчатость, свойственные подростковому возрасту, еще больше способствуют агрессивным формам поведения.

      Подростки с проблемами интеллектуального развития неожиданно могут выбрать тактику противоборства с ярко выраженной агрессией. Это объясняется приниженным положением в среде осужденных, накоплением негативного эмоционального заряда, который в определенный момент, достигнув критической точки, взрывается. Начинаются деструктивные действия, которые усугубляются возрастной эмоциональной неуравновешенностью, умственным недоразвитием и проблемами социализации.

      Подростки-алкоголики в основном в конфликте уступчивы и склонны к компромиссу. Однако бывают и исключения из правил.

      Для подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы, общим утяжеляющим ситуацию фактором является перенесенный психологический стресс, вызванный арестом, судебным процессом, приговором, наказанием в виде лишения свободы, а также потеря привычного окружения, нарушение личного пространства, необходимость постоянно находиться у всех (администрации, других осужденных) на глазах, нахождение в среде, где существуют традиции, ориентированные на систему отношений с позиции силы.

      Осужденные с психическими девиациями эпилептоидного (возбудимого) круга нередко совершают преступления насильственного характера. Более чем в половине случаев эпилептоидные типы являлись лидерами групповых преступлений, хотя вполне могли совершить преступление без соучастников. Наибольшая криминогенная активность наблюдается у стеничных психопатов. Преобладание рассудочности над эмоциональной сферой, волевая направленность и отгороженность от окружающих при внешней активности делают их преступления особо изощренными, циничными и расчетливыми. Они стремятся к лидерству и с теми, кто пытается сопротивляться, скрытно и жестоко расправляются.

      Повышенную криминогенную опасность представляют также лица с паранойяльными психопатическими чертами. Хотя их доля в общей массе осужденных невелика (4—5%), они совершают наиболее тяжкие преступления против личности. Главной их чертой является склонность к образованию сверхценных идей. Они угрюмы, злопамятны, грубы, бестактны и упрямы, видят в каждом недоброжелателя. Частые конфликты, столкновения только придают им силы для дальнейшей борьбы. При таких патохарактерологических особенностях они способны совершать тяжкие преступления против личности. Круг совершаемых ими преступлений сводится к убийствам, причинению тяжкого вреда здоровью и разбою.

      Мотивации конфликтов у правонарушителей и формы коррекции. Среди причин насильственных действий, конфликтов и проявления агрессии можно выделить: стремление к поддержанию авторитета и его защиту, борьбу за сферу влияния, защиту от притеснений, желание отомстить за обиду и оскорбление, враждебную позицию к окружающим.

      Значительная часть насильственных действий связана с борьбой за сферы влияния, физическое и психологическое пространство. Насильственные действия зависят от особенностей адаптации несовершеннолетних осужденных.

      Таким образом, тенденция к агрессивным формам поведения конкретных личностей прогнозируема и, следовательно, предполагает возможность предупреждения по отношению к другим осужденным. С учетом личностных и поведенческих характеристик осужденных, знаний субъективных причин возможных агрессивных и насильственных действий построена воспитательная работа в местах лишения свободы.

      Неверно выбранные психолого-педагогические методы управления поведением подростка подготавливают почву для усвоения им силовой тактики отстаивания своих интересов, насилия.

      По сути, наказание заставляет скрывать внешние проявления агрессивного поведения, но не устраняет его причины. Тем не менее наказание во многих случаях оказывается действенным средством модификации поведения, но оно дает долговременный эффект только в том случае, если применяется своевременно и адекватно проступку. В этом случае наказание способствует существенным изменениям в поведении.

      Изучение личности несовершеннолетних преступников показывает, что, если наказание мягче ожидаемого подростком, оно неэффективно.

      Об этом свидетельствует тот факт, что часто подростки не воспринимают условное осуждение как наказание; лишение свободы — единственное наказание, но в то же время оно воспринимается неоднозначно. Подростки, как правило, признают его необходимость, но практически ни один не согласен с мерой — сроком наказания, считая его слишком большим и не соответствующим проступку.

      Таким образом, агрессивное поведение несовершеннолетних не является «стихийным бедствием», оно управляемо. Для этого важно знать его причины и найти адекватные меры воспитания личности, обучающие общению и решению проблем.

      Деструктивное поведение подростка и его проекция на будущее. Саморазрушающее, деструктивное поведение подростков следует рассматривать не только в аспекте физического и психического поражения личности, но и как поведение с неблагоприятными для нее в нравственном и социальном плане последствиями.

      Одна из причин агрессивного поведения, конфликтных ситуаций и противоправного поведения подростков заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения, соблюдения социальных умений и норм поведения.

      Разъяснение и привитие агрессивным личностям навыков общения, разрешения конфликтных ситуаций могут оказаться весьма полезными и действенными для избежания агрессии и насилия. Способы достижения этого могут основываться на применении тренингов.

      Моделирование. Демонстрация примеров адекватного поведения, приводящая к достижению намеченной цели; у участников тренинга наблюдается улучшение поведения, снятие тревожных реакций (фрустрации).

      Ролевые игры. При применении этого метода подросткам предлагается представить себя в ситуации, требующей реализации их жизненного опыта, умений и навыков Это дает им возможность проверить на практике модели поведения, которым они обучились в ходе моделирования.

      Установление обратной связи. С участниками устанавливается обратная связь в виде реакций на их поведение. Они поощряются за желательное социальное поведение.

      Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. На тренингах внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло отражение в реальных жизненных ситуациях, которые содержали бы как можно больше элементов из реальной жизненной обстановки.

      Члены этих групп отбираются по уровню дефицита социальных умений. Обучение продолжается до тех пор, пока все члены группы не добьются успеха в овладении социальными умениями, необходимыми для большинства ситуаций — от межличностного общения до способа сдерживать агрессию, нормально реагировать на отказ и справляться со стрессом.

      Профилактика насилия и агрессии в среде несовершеннолетних должна быть основана на знании особенностей подросткового возраста, причин агрессивного поведения.

Категория: ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНЫХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ | Добавил: tineydgers (21.07.2014)
Просмотров: 2027 | Теги: террористическое насилие, психическое здоровье подростков, профилактика насилия и агрессии, беседы со школьниками, корригирующая педагогика | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0