Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 15.07.2024, 20:46:52
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ [3]
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ" [38]
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНЫХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ [31]
РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ [16]

АУТОАГРЕССИЯ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВ

С точки зрения современных психологических теорий, аутоагрессивное поведение является проекцией агрессии на собственную личность. Аутоагрессия проявляется в различных формах, в частности — в форме самоуничтожающего поведения (пьянство и алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, раскованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение) и в форме самоповреждения и суицидального поведения. Вредные привычки могут рассматриваться и как причина, и как следствие социальной дезадаптации подростков, ведущие к различным формам аутоагрессивного поведения.

      Пьянство и алкоголизм. К числу вредных привычек (пагубных пристрастий) принято относить в первую очередь употребление наркотических веществ, алкогольных напитков и табакокурение.

      О разрушительном действии алкоголя было известно науке еще в начале XX в. Об этом свидетельствует и постановление съезда русских врачей в 1915 г., в котором отмечалось, что у человека нет ни одного органа, на который алкоголь не оказывал бы разрушительного действия.

      Особенно сильно от употребления алкоголя страдает центральная нервная система, головной мозг. В настоящее время наука располагает достоверными данными, свидетельствующими о том, что злоупотребление спиртными напитками приводит к уменьшению объема мозга, сморщиванию и разрушению нервных клеток, нарушениям процессов внутриклеточного обмена и психики человека, появлению алкогольной зависимости.

      Современное развитие технологий производства дешевых крепких напитков способствует массовому формированию алкогольных привычек в различных возрастных группах населения. Особенно опасно такое пристрастие к алкоголю для здоровья молодых людей, подростков, так как алкоголь обладает ярко выраженной токсичностью. Широкое распространение алкоголизма требует правильного понимания этого явления.

      Алкоголизм — это коварная болезнь, которую необходимо лечить. Начинается она с пьянства — привычки употребления спиртных напитков в небольших дозах, затем возникает влечение к алкоголю — и человек вступает на путь алкоголизма.

      Механизм этой болезни раскрыт в результате многолетних исследований ученых-физиологов. В головном мозге обнаружены центры положительных эмоций и определенные вещества, которые, попадая в организм, активизируют деятельность их клеток. К таким веществам относится и алкоголь. Попадая в головной мозг и влияя на обмен веществ в нервных клетках, он на первых порах снижает нервное напряжение, способствует до некоторой степени подавлению чувства тревоги и страха, активизирует положительные эмоции.

      Центры положительных эмоций, на которые действует алкоголь, расположены в промежуточном отделе головного мозга — гипоталамусе. Он невелик по размерам, но жизненно важен, так как является высшим центром регуляции функций вегетативной нервной системы организма. Поэтому возбуждение центров гипоталамуса (питания, жажды, голода, половой и других потребностей организма) лежит в основе множества мотиваций поступков человека.

      Алкоголизм в юношеском возрасте формируется значительно быстрее, чем у взрослых. Чем моложе человек, тем в более короткие сроки формируется это заболевание. Страшно и опасно оно потому, что алкоголь разрушает не только физическое здоровье человека, но и психическую сферу, его интеллектуальные возможности.

      Характерными симптомами алкоголизма являются на поведенческом уровне: влечение к алкоголю, психическое возбуждение, страхи, неумение сосредоточиться, потеря памяти, нарушение функций жизненно важных органов, а также немотивированная и спонтанная агрессия.

      Действие алкоголя на нервную систему, головной мозг происходит стадийно, поэтому человек и испытывает в период опьянения различные ощущения.

      Первая стадия — это состояние возбуждения (говорливость, жестикуляция, прилив тепла и сил). Она характеризуется высокой концентрацией алкоголя в клетках головного мозга. Ее продолжительность зависит от состояния организма, его здоровья.

      Вторая стадия — состояние общей расторможенности функций мозга. На этой стадии в клетках головного мозга увеличивается концентрация продуктов распада алкоголя — ацетальдегида, наиболее ядовитого вещества, угнетающего деятельность коры головного мозга, убивающего его клетки. Поэтому даже малые дозы алкоголя, которые могут показаться вполне безобидными, угнетают клетки мозга, заметно изменяют биотоки мозга, что делает человека раздражительным, утомленным, не способным контролировать свои действия.

      Даже при умеренном, но постоянном употреблении спиртных напитков мозг молодого человека может иметь целые «склады» мертвых клеток. Его объем уменьшается — вот в чем причина резкого изменения сложных психических процессов, падения интеллектуального уровня.

      Под влиянием алкоголя изменяется синтез многих белков в ткани головного мозга, и прежде всего тех, что отвечают за память. Кроме того, уменьшается доставка к мозгу соединений, дающих энергию нервным клеткам.

      Дети, которые были подвержены влиянию алкоголя, отстают в развитии, отличаются неусидчивостью, вялостью, быстро утомляются, страдают головными болями, заиканием, недержанием мочи (энурезом). Эти дети неуравновешенны в общении, капризны, жестоки и составляют группу риска в отношении формирования агрессивных форм поведения.

      Наркомания и токсикомания. Результаты многочисленных социологических и медицинских исследований в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о значительном омоложении возрастных групп, пристрастившихся к наркотикам. В последние годы к ним приобщаются дети 8—11 лет.

      Установлено, что курение и употребление алкоголя в подростковом возрасте создают наиболее благоприятный фон для различных видов наркомании и токсикомании. При этом довольно быстро исчезают границы между пьянством, токсикоманией и наркоманией, так как все средства данного ряда (побуждающие к возникновению привыкания, зависимости) относятся к наркотическим ядам, действие которых приводит к пагубной, плохо поддающейся лечению болезни.

      В настоящее время широкое распространение и возрастное омоложение различных видов наркомании и токсикомании вызывает тревогу и озабоченность в отношении физического и психического здоровья молодого поколения, его будущего потомства.

      Всестороннее освещение аспектов проблемы наркомании: причин, побуждающих к пристрастию, влияние на организм и его последствия, механизм возникновения зависимости, мер по предупреждению и борьбе с этим страшным злом человечества — требует особого внимания.

      Токсикомания и наркомания — это не что иное, как болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическими свойствами, с целью привести себя в одурманенное состояние.

      Вещества, вызывающие зависимость, запрещенные законом к свободному распространению и производству, называются наркотиками, а возникающее к ним болезненное пристрастие — наркоманией. Подобными свойствами обладают и некоторые лекарственные препараты, используемые не в лечебных целях, а также пахучие жидкости, вещества бытовой химии, синтетические препараты, относящиеся к группе галлюциногенов. Все они по праву относятся к токсическим веществам, а болезненное пристрастие к ним, привыкание называется токсикоманией. Лица, употребляющие данные вещества, называются наркоманами или токсикоманами.

      Особой токсичностью, а следовательно, и опасностью для здоровья обладают вещества, имеющие нейро- и психотропные свойства, действующие на нервную систему человека и его психику. Рассмотрим некоторые из них.

      К группе опиоидных препаратов относятся морфин, героин, извлекаемые чаще всего из сгущенного сока незрелых коробочек мака. Опийные препараты принимаются внутрь в виде отваров, настоев, приготовленных кустарным способом, но чаще всего вводятся внутривенно. Применение их в медицине основано на болеутоляющих свойствах этих веществ. При опийной наркомании быстро формируется выраженная психическая и физическая зависимость от наркотика. Наиболее опасен героин — сильный галлюциноген, быстро разрушающий организм наркомана. Развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы, печени, крови, легких, половых органов. Резко меняется внешний вид человека: кожа становится морщинистой, цвет лица приобретает сероватый оттенок, портятся зубы, наступает преждевременное облысение, наблюдается резкое истощение. Наиболее тяжело поражается головной мозг: развиваются психозы, ведущие к деградации личности и преждевременной смерти.

      Препараты конопли — гашиш, канабис, марихуана, анаша, план, банг, «травка» и др. наиболее распространены в подростковой среде. Вопреки мнению о «мягкости» действия марихуаны она является опасным наркотиком, психологически и физиологически подготавливающим подростка к употреблению более «тяжелых» веществ. Длительное курение (иногда жевание, прием внутрь) марихуаны приводит к появлению шизофреноподобных синдромов, слабоумию, растормаживает человека, повышает его способность к насильственным действиям.

      Кокаин — вещество, получаемое из листьев и побегов кустарника коки. Это белый порошок, вдыхание или употребление внутрь которого вызывает состояние эйфории, самоуверенность. «Кокаиновый стиль» популярен в молодежной среде. По своему токсическому действию кокаин — один из самых опасных наркотиков. На его основе получены многие сильнодействующие искусственные наркотики.

      В молодежной среде распространен наркотик экстази. Это таблетки, употребление которых внутрь дает ощущение необычного прилива физических сил, энергии и веселья. Подростки употребляют экстази на дискотеках, чтобы повысить свою выносливость для многочасовых танцев с вечера до утра следующего дня (в течение 8—12 ч). Во время непрерывного движения организм перегревается, повышается риск внутрисосудистого свертывания крови, тромбоза сосудов головного мозга и внезапной смерти.

      Амфетамин известен со времен Второй мировой войны как средство, способное резко повысить выносливость и позволяющее 3—4 дня проводить без сна в напряженной работе. Существовали строгие правила для его разового употребления в крайних случаях (например, в разведке), для повышения работоспособности в экстремальных ситуациях. При этом было хорошо известно о вреде, который при этом наносится организму. У наркоманов, применяющих амфетамин регулярно в больших дозах, наблюдаются хронические состояния психоза, в том числе жестокость и садизм. Приняв этот препарат, человек чувствует большую уверенность в своих силах, однако его активность носит характер бесцельной суеты, отмечается двигательная и речевая расторможенность.

      Спектр веществ, обладающих наркотизирующими свойствами, широк и к тому же благодаря успехам в области химии постоянно увеличивается. Это могут быть новые лекарственные средства, препараты, получаемые кустарным способом, пахучие технические и химические вещества. Все они относятся к сильным ядам и, соответственно, действуют на организм как ядовитые вещества.

      Формирование привыкания к различным веществам, обладающим одурманивающими свойствами, зависит от личностных особенностей юноши или девушки.

      Лица, эмоционально неустойчивые, склонные к истерии, гневу, агрессии, конфликтам в коллективе, наиболее часто прибегают к поиску средств, облегчающих их состояние.

      Причины возникновения пагубных пристрастий к наркотикам, алкоголю, табаку и другим токсическим веществам в разных слоях общества различны. Они формируются в результате целого ряда общих социальных, психологических и физиологических факторов, побуждающих подростков к наркотизации. К таким причинам можно отнести:

      дань моде в приеме различных допингов, особенно в среде имущих классов и в подростково-юношеской среде;

      неудовлетворительное физическое и психическое состояние организма: ослабленное здоровье, наличие психических отклонений вследствие серьезных травм головы или других причин, наследственная предрасположенность;

      отсутствие духовного общения, нравственного микроклимата и гуманности в воспитании подростка в семье, частые ссоры и конфликты;

      склонность ребенка, подростка в период созревания к подражанию родителям и старшим сверстникам, отсюда ориентация на правила поведения микросоциальной среды, которая может быть и крайне неблагоприятной;

      стремление к наслаждению, удовольствиям у молодых людей, «избалованных» жизнью, но не состоявшихся в ней как личность;

      отсутствие умения постоять за себя по причине слабой воли, отсюда подчинение более сильному или неумение сказать «нет»;

      отсутствие интересов к активной интеллектуальной жизни, физкультуре и спорту за счет плохой организации свободного времени.

      Психическая привязанность к наркотоксическим веществам может сформироваться в сравнительно короткие сроки — от двух-трехразового их приема. Однако с ней можно успешно бороться, пока человек не испытывает желания в увеличении доз принимаемого наркотического вещества, физической потребности в одурманивающем его действии — эйфории, за которой наступает другая фаза, противоположная по характеру действия, — абстиненция.

      В период физической зависимости на поздней стадии наркоман практически не получает «кайфа» от приема наркотиков. В этом случае прием наркотиков необходим ему для того, чтобы избежать крайне болезненного состояния, которое возникает во время абстиненции.

      Развитие психической зависимости от наркотиков значительно удаляет возможность успешного лечения этой страшной болезни.

      Широкое распространение различных видов наркомании, токсикомании за последние три десятилетия вызывает серьезную тревогу в международных организациях, так как представляет не менее страшную опасность, чем эпидемии чумы и холеры, уничтожившие в прошлом подавляющее большинство населения многих стран Европы и Азии. Об актуальности данной проблемы и необходимости уделять особое внимание мерам по предупреждению и борьбе с этим злокачественным заболеванием человеческого сообщества в мировом масштабе говорится в документах ООН. В них отмечается, что злоупотребление наркотическими средствами распространилось в широких масштабах. В настоящее время эта проблема затрагивает практически все страны и угрожает всем слоям общества. Последствия для здоровья усугубляются использованием попеременно двух и более типов разных наркотиков, а также из-за особо опасных способов приема. Тех, кто впрыскивает их себе в вену, подстерегает новая опасность — они подвергаются огромному риску заразиться ВИЧ-инфекцией (СПИД).

      Суицидальное поведение. Суицидальное поведение (намерение или попытка добровольно уйти из жизни) считается следствием социально-психологической дезадаптации личности, возникающей под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе в результате социальной незащищенности и нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и средой. Поэтому во многом суицид расценивается как неадекватное средство разрешения жизненных коллизий (социальная сторона проблемы) и нежелательный способ выхода из психологического кризиса.

      Исходя из этой двойственности, среди суицидальных мотивов различают две центральные группы: мотивы неблагополучия (одиночество, потеря смысла жизни, потеря близких людей) и мотивы конфликта, в который вовлечены помимо суицидента другие лица.

      Мотивам неблагополучия чаще всего соответствуют суициды «монологического» характера, явившиеся результатом размышлений о смысле жизни, в основе которых нет обращения к кому-либо и отсутствует расчет на то, чтобы таким образом изменить или добиться чего-либо от окружающих.

      Мотивы конфликта чаще звучат в «диалогических» суицидах, адресованных какому-нибудь конкретному лицу или общественному мнению. Они обычно носят характер протеста, призыва о помощи, стремления избежать страдания.

      В смысле прогноза «монологические» суицидальные попытки более опасны, чем «диалогические». В первом случае человек сводит счеты с жизнью, поскольку не верит в то, что жизнь может улучшиться, и не склонен рассчитывать на чью-либо помощь; во втором — активно включен в жизнь и сводит счеты с людьми; как правило, такой человек более доступен для оказания ему психологической помощи.

      Во многих странах в подростковом возрасте происходит «всплеск» суицидальных попыток (чаще всего незавершенных суицидов), объясняемых, помимо вышеуказанных причин, так называемым «эффектом Вертера», т. е. самоубийством под влиянием чьего-либо примера. Традиционно мальчики подросткового и юношеского возраста совершают самоубийства (обычно «монологического» типа) существенно чаще девушек, в то время как последние гораздо чаще предпринимают демонстративные попытки самоубийства, т. е. суициды «диалогического» характера.

      К группам населения, характеризующимся высоким суицидальным риском, относят в числе прочих молодежь с нарушением межличностных отношений; «одиночек», злоупотребляющих алкоголем или наркотиками; людей, отличающихся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; гомосексуалистов.

      Индикаторами возможной суицидальной опасности являются:

      определенные поведенческие проявления, такие как суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, значительные изменения в поведении или личности человека, жалобы на «усталость от жизни» или «безвыходность ситуации», а также приготовления к последнему волеизъявлению;

      определенные психоэмоциональные состояния, такие как депрессия, переживание безнадежности, беспомощности, отчаяния, одиночества, ненужности и социальной изолированности и пр.

      Хороший способ вмешаться в кризис — задать прямой вопрос о том, что подросток думает о самоубийстве. Если ему действительно приходят в голову идеи об уходе из жизни и на его пути оказывается кто-то (например, педагог), кому не безразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то это может дать подростку возможность разобраться в своих чувствах и принести облегчение.

      Рискованное сексуальное поведение. Рискованное сексуальное поведение — связи со случайными партнерами, отказ от пользования презервативами — представляет большую личностную опасность в плане заражения венерическими заболеваниями, риска незапланированной беременности и нежелательного отцовства.

Категория: ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНЫХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ | Добавил: tineydgers (21.07.2014)
Просмотров: 905 | Теги: террористическое насилие, психическое здоровье подростков, профилактика насилия и агрессии, беседы со школьниками, корригирующая педагогика | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0