МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ В. В. БОЙКО
«ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» Методические
рекомендации. Предлагаемый тест поможет учителям,
школьным психологам, воспитателям в проведении
психологической диагностики и педагогической
коррекции подростков. Встречаемый в тексте термин
«работа» включает любой вид деятельности,
в том числе и учебу. Для удобства участников
опроса называют «курсанты».
Эмоциональное
выгорание — это выработанный личностью
механизм психологической защиты в форме полного
или частичного исключения эмоций в ответ на избранные
психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание —
приобретенный стереотип эмоционального поведения.
Это функциональный стереотип, позволяющий человеку
дозировать и экономно расходовать энергетические
ресурсы.
Эмоциональное
выгорание часто имеет и неблагоприятные, дезадаптационные
последствия, поскольку отрицательно сказывается на учебной
деятельности или на исполнении профессиональных
обязанностей и ухудшает отношения с одноклассниками
и окружающими.
Инструкция
по заполнению теста. На листе бумаги
выписываются в столбик числа от 1 до 84. На вопросы
даются ответы только «да» и «нет»
без раздумий.
Обращение
к курсантам. Примите во внимание, что
если в формулировках опросника идет речь о партнерах,
то имеются в виду субъекты вашей учебной
или профессиональной деятельности — это
люди, с которыми вы ежедневно учитесь или
работаете.
Чтение
вопросов теста. Курсанты заполняют опросник. Обработка
данных проводится курсантами индивидуально и самостоятельно
в соответствии с инструкцией-«ключом»
(прилагается 1 экз. на группу). Делается
вывод, какие признаки и аспекты поведения личности
подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание
не наносило ущерба партнерам.
ТЕСТ
1. Недостатки
в учебе (на работе) постоянно заставляют
нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня
я доволен результатами своей учебы (выбранной
профессией) не меньше, чем в начале выбранного
пути.
3. Я ошибся
в выборе профиля обучения или профессии (занимаю
не свое место).
4. Меня
беспокоит то, что я стал хуже учиться (менее
продуктивно, некачественно, медленнее).
5. Теплота
взаимодействия с одноклассниками очень зависит
от моего настроения — хорошего или
плохого.
6. От меня
мало зависит благополучие одноклассников.
7. Когда
я прихожу домой, то некоторое время (часа
2—3) мне хочется побыть наедине,
чтобы со мной никто не общался.
8. Когда
я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь
поскорее решить проблемы друга (свернуть взаимодействие).
9. Мне
кажется, что эмоционально я не могу дать
одноклассникам того, что они от меня ждут.
10. Моя
учеба (работа) притупляет эмоции.
11.Я
откровенно устал от проблем, с которыми
приходится иметь дело.
12. Бывает,
я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний,
связанных с учебой (работой).
13. Взаимодействие
с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа
с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы
сменил место учебы (работы), если бы представилась
возможность.
16. Меня
часто расстраивает то, что я не могу должным
образом оказать однокласснику (партнеру) поддержку,
услугу, помощь.
17. Мне
всегда удается предотвратить влияние плохого настроения
на деловые контакты.
18. Меня
очень огорчает, если что-то не ладится
в отношениях с одноклассниками (деловыми
партнерами).
19. Я настолько
устаю на работе, что дома стараюсь общаться как
можно меньше.
20. Из-за
нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю
меньше внимания одноклассникам чем положено.
21. Иногда
самые обычные ситуации общения в школе (на работе)
вызывают раздражение.
22. Я спокойно
воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение
с одноклассниками (партнерами) побудило меня
сторониться людей.
24. При
воспоминании о некоторых одноклассниках (коллегах
по работе или партнерах) у меня портится
настроение.
25. Конфликты
или разногласия с одноклассниками (коллегами)
отнимают много сил и эмоций.
26. Мне
все труднее устанавливать или поддерживать контакты
с одноклассниками (деловыми партнерами).
27. Обстановка
в школе (на работе) мне кажется очень трудной,
сложной.
28. У меня
часто возникают тревожные ожидания, связанные с учебой
(работой): что-то должно случиться, как бы
не допустить ошибки, смогу ли сделать все,
как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если
одноклассник (партнер) мне неприятен, я стараюсь
ограничить время общения с ним или меньше уделять
ему внимания.
30. В общении
с одноклассниками (на работе) я придерживаюсь
принципа: «Не делай людям добра —
не получишь зла».
31. Я охотно
рассказываю домашним о своей учебе (работе).
32. Бывают
дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается
на результатах учебы (работы).
33. Порой
я чувствую, что надо проявить к одноклассникам
(партнерам) эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень
переживаю за свою учебу (работу).
35. Одноклассникам
(партнерам по работе) отдаешь внимания и заботы
больше, чем получаешь от них признательности.
36. При
мысли о школе (работе) мне обычно становится
не по себе: начинает колоть в области
сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня
хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с преподавателями
(непосредственным руководителем).
38. Я часто
радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее
время (как всегда) меня преследуют неудачи в учебе
(работе).
40. Некоторые
стороны (факты) моей учебы (работы) вызывают глубокое
разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают
дни, когда контакты с одноклассниками (партнерами)
складываются хуже, чем обычно.
42. Я оцениваю
деятельность одноклассников (деловых партнеров) хуже,
чем обычно.
43. Усталость
от учебы (работы) приводит к тому, что я стараюсь
сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно
проявляю интерес к личности одноклассников (партнеров)
помимо того, что касается дела.
45. Обычно
я прихожу в школу (на работу) отдохнувшим,
со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда
ловлю себя на том, что учусь (работаю) автоматически,
без души.
47. На работе
(в школе) встречаются настолько неприятные люди,
что невольно желаешь им чего-нибудь
плохого.
48. После
общения с неприятными людьми у меня бывает
ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе
я испытываю постоянные физические или психологические
перегрузки.
50. Успехи
в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация
в школе (на работе), в которой я оказался,
кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял
покой из-за учебы (работы).
53. На протяжении
последнего года была жалоба (были жалобы) в мой
адрес со стороны партнеров.
54. Мне
удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего
с одноклассниками (партнерами) я не принимаю
близко к сердцу.
55. Я часто
из школы (с работы) приношу домой отрицательные
эмоции.
56. Я часто
учусь (работаю) через силу.
57. Прежде
я был более отзывчивым и внимательным к одноклассникам
(партнерам), чем теперь.
58. В работе
с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать
нервы, береги здоровье».
59. Иногда
иду в школу (на работу) с тяжелым чувством:
как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После
напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент
одноклассников (партнеров), с которыми я работаю,
очень трудный.
62. Иногда
мне кажется, что результаты моей учебы (работы) не стоят
тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы
мне повезло с работой, я был бы более
счастлив.
64. Я в отчаянии
из-за того, что в школе (на работе)
у меня серьезные проблемы.
65. Иногда
я поступаю со своими одноклассниками (партнерами)
так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю
одноклассников (партнеров), которые рассчитывают на особое
снисхождение, внимание.
67. Чаще
всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься
домашними делами.
68. Обычно
я тороплю время: скорей бы рабочий день
кончился.
69. Состояния,
просьбы, потребности одноклассников (партнеров) обычно
меня искренне волнуют.
70. Работая
с людьми, я обычно как бы ставлю экран,
защищающий от чужих страданий и отрицательных
эмоций.
71. Работа
с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы
восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как
правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои
требования к учебе (выполняемой работе) выше,
чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя
жизнь сложилась удачно.
76. Я очень
нервничаю из-за всего, что связано с учебой
(работой).
77. Некоторых
из своих постоянных одноклассников (партнеров)
я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю
людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам),
забывая о собственных интересах.
79. Моя
усталость в школе (на работе) обычно мало
сказывается (никак не сказывается) в общении
с домашними и друзьями.
80. Если
представляется случай, я уделяю одноклассникам
меньше внимания, но так, чтобы они этого не заметили.
81. Меня
часто подводят нервы в общении с одноклассниками
(с людьми на работе).
82. Ко всему
(почти ко всему), что происходит в школе
(на работе), я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа
с людьми плохо повлияла на меня —
обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа
с людьми явно подрывает мое здоровье.
Примечание.
Под партнерами подразумеваются как коллеги-педагоги,
так и подростки, с которыми работает или
учится тестируемый курсант.
«Ключ»
к методике: диагностика уровня эмоционального
выгорания В. В. Бойко.
Код:
+1(2).
Пример
расшифровки: 2 балла за ответ «да»
на 1-й вопрос. Цифра перед скобками
со знаком «+» или «–»
означает номер вопроса и характер ответа на вопрос:
«+» — «да»; «–» —
«нет». Цифра в скобках означает количество
баллов, например (2) — это 2 балла.
АНАЛИЗ ИТОГОВ ТЕСТА
Фаза
1. «Напряжение».
1. Глубокое
переживание психотравмирующих обстоятельств:
+
1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3),
+49 (10), +61 (5), –73 (5)
2. Неудовлетворенность
собой:
–2 (3),
+14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5),
+62 (5), +74 (3)
3. «Загнанность
в клетку»:
+3 (10),
+15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5),
+63 (1), –75 (5)
4. Тревога
и депрессия:
+4 (2),
+16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10),
+64 (2), +76 (3)
Фаза
2. «Резистенция».
1. Неадекватное
избирательное эмоциональное реагирование:
+5 (5),
–17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2),
+65 (3), +77 (5)
2. Эмоционально-нравственная
дезориентация:
+6 (10),
–18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2),
+66 (2), –78 (5)
3. Расширение
сферы экономии эмоций:
+7 (2),
+19 (10), –31 (2), +43 (5), +55 (3),
+67 (3), –79 (5)
4. Редукция
профессиональных обязанностей:
+8 (5),
+20 (5), +32 (2), –44 (2), +56 (3),
+68 (3), +80 (10)
Фаза
3. «Истощение».
1. Эмоциональный
дефицит:
+9 (3),
+21 (2), +33 (5), –45 (5), +57 (3),
–69 (10), +81 (2)
2. Эмоциональная
отстраненность:
+
10 (2), +22 (3), –34 (2), +46 (3),
+58 (5), +70 (5), +82 (10)
3. Личностная
отстраненность от проблем других людей:
+
11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5),
+59 (5), +72 (2), +83 (10)
4. Психосоматические
и психовегетативные нарушения:
+
12 (13), +24 (2), +36 (5), +48 (3),
+60 (2), +72 (10), +84 (5)
Показатель
выраженности каждого симптома в структуре фаз
эмоционального выгорания:
9 и менее
баллов — не сложившийся симптом;
10—15 баллов —
складывающийся симптом;
16 и более
баллов — сложившийся симптом.
Показатель
сформированности фаз развития стресса:
36 и менее
баллов — фаза не сформировалась;
37—60 баллов —
фаза в стадии формирования;
61 и более
баллов — сформировавшаяся фаза.
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
НЕВРОЗА К. ХЕКА И X. ХЕССА
ТЕСТ
1. Считаете ли
вы, что внутренне напряжены?
2. Я часто
так сильно во что-то погружен, что
не могу заснуть.
3. Я чувствую
себя легкоранимым.
4. Мне
трудно заговорить с незнакомыми людьми.
5. Часто ли
без особых причин у вас возникает чувство безучастности
и усталости?
6. У меня
часто возникает чувство, что люди меня критически
рассматривают.
7. Часто ли
вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят
из головы, хотя вы стараетесь от них
избавиться?
8. Я довольно
нервный.
9. Мне
кажется, что меня никто не понимает.
10. Я довольно
раздражительный.
11. Если бы
против меня не были настроены, мои дела шли бы
более успешно.
12. Я слишком
близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
13. Даже
мысль о возможной неудаче меня волнует.
14. У меня
были очень странные и необычные переживания.
15. Бывает ли
вам то радостно, то грустно без видимых
причин?
16. В течение
всего дня я мечтаю и фантазирую больше,
чем нужно.
17. Легко ли
изменить ваше настроение?
18. Я часто
борюсь с собой, чтобы не показать своей
застенчивости.
19. Я хотел бы
быть таким же счастливым, какими кажутся другие
люди.
20. Иногда
я дрожу или испытываю приступы озноба.
21. Часто ли
меняется ваше настроение в зависимости от серьезной
причины или без нее?
22. Испытываете ли
вы иногда чувство страха даже при отсутствии
реальной опасности?
23. Критика
или выговор меня очень ранят.
24. Временами
я бываю так беспокоен, что даже не могу
усидеть на одном месте.
25. Беспокоитесь ли
вы иногда слишком сильно из-за незначительных
вещей?
26. Я часто
испытываю недовольство.
27. Мне
трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо
задания или работы.
28. Я делаю
много такого, в чем приходится раскаиваться.
29. Большей
частью я счастлив.
30. Я недостаточно
уверен в себе.
31. Я страдаю
от чувства неполноценности.
32. Иногда
я кажусь себе действительно никчемным.
33. Часто
я чувствую себя просто скверно.
34. Я много
копаюсь в себе.
35. Иногда
у меня все болит.
36. У меня
бывает гнетущее состояние.
37. У меня
что-то с нервами.
38. Мне
трудно поддерживать разговор при знакомстве.
39. Самая
тяжелая борьба для меня — это борьба с самим
собой.
40. Чувствуете ли
вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?
Ключ
к методике: 24 и более ответов
«да» — надежная диагностика
невроза (неврозоподобного состояния) у подростка. |