В любом
обществе во все времена нет, не было и не будет
более подвижной возрастной группы, чем подростки.
Возраст между 12 и 18 годами называют
трудным, переходным, опасным. Все эти эпитеты уместны,
но они не отражают сути явления. Подростки
вовсе не ставят перед собой задачу осложнять
жизнь и быт взрослых. Они просто живут в другом
мире, редко переходя границу, отделяющую понятие «наше»
от понятия «их».
Подростковое
«наше» может иметь довольно широкие границы
как в пространственном, так и в личностном
плане. Нам, взрослым, иногда кажется, что ребята вкладывают
в него только те понятия, которые касаются
школы, клуба, кружка, лагеря, «тусовки».
Нет! При всем своем нигилизме, юношеском максимализме,
космополитизме современные подростки в глубине
души патриоты. Позитивные чувства к малой и большой
Родине для них весьма значимы. И эта возрастная
особенность иногда используется представителями различных
черносотенных, националистических, профашистских организаций,
но редко учитывается теми, кто по долгу
службы должен заниматься гражданским воспитанием.
Как
помочь подросткам не стать жертвами собственной
и чужой агрессии, не быть втянутыми в криминальные
и террористические группировки?
Какие
особенности подросткового сообщества должны находиться
в сфере внимания широких слоев педагогической
общественности, чтобы она смогла помочь личности в процессе
взросления?
1. Возрастной
психофизиологический кризис и связанные с ним
процессы определения себя в обществе.
2. Осознанная
или неосознанная маргинальная, отличная от общественного
мнения позиция, которую можно кратко выразить следующей
фразой: «Я уникален и веду себя так,
как хочу». Здесь необходимо отметить, что многие
подростки принимают конвенционную (соглашательскую)
мораль общества и не проявляют прилюдно
свое неформальное «Я». Они ведут себя
так, как принято в обществе, но делают это
с определенной долей презрения, как бы говоря
всем своим видом: «Пожалуйста, я сделаю
так, как вы хотите, но я все равно
с вами не согласен, мне просто связываться
с вами не хочется». И это тоже
позиция, достаточно благоприятная с социальной
точки зрения.
3. Ориентация
на систему значимости. Этот процесс связан с поиском
собственной социальной ниши, с недостаточностью
внутренних природно-психологических сил, личностной
незрелостью, неопределенностью в поступках и мировосприятии.
4. Изменение
системы ценностей в обществе и неприятие
подростковым сообществом системы ценностей взрослых,
желание изменить мир, но полное отсутствие представлений
о том, как это сделать.
Для
современного исторического момента характерна попытка
подростков приспособиться к правилам жестоких
игр, в которые играют взрослые, когда наркотизация,
проституция, криминализация несовершеннолетних превратилась
в инструмент в руках циничных, как правило,
асоциальных представителей общества. Подростки пытаются
приспособиться к условиям существования в этой
среде, уцелеть и выжить. Им это далеко не всегда
удается еще и потому, что социальная часть общества
не всегда достаточно активно противостоит ее асоциальной
части, забывая о том, что взрослые обязаны защищать
детей и подростков.
В последнее
время в подростковой среде отмечается рост здоровой
«субкультурной сопротивляемости». Психологические
и социальные «срезы» позволяют говорить
о появлении неформальных подростковых лидеров
с социальной направленностью, с позитивной
жизненной установкой. Выявление таких лидеров, работа
с ними будут залогом того, что построение гражданского
общества в России — задача, реально
выполнимая в обозримом историческом времени. |