ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная проба разработана
в условиях взаимодействия образовательного учреждения швейного
профиля и музея. Преподавание традиционных и новых курсов имеет
возможность опираться на музейную экспозицию, воспринимая ее не
как иллюстративный материал к положениям учебных курсов, а как специфическую
среду, не только расширяющую и углубляющую представление о предмете
изучения, но и развивающую способность к образному восприятию, визуальное
мышление, эмоциональную культуру, ценностные и профессиональные
ориентации учащихся.
Цель профессиональной пробы — развивать
не только профессионально важные качества (восприятие, глазомер,
цветоведение, внимание, анализ и др.), но и знания по искусствоведению,
музееведению, умение ориентироваться в социокультурном пространстве
современного мира, способность к сотворчеству.
Музейная экспозиция — это
основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные
цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов,
организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной
музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных
решений.
Профессиональная проба «Экспозиционер»
может быть использована в качестве алгоритма реализации разнообразных
творческих проектов учащихся.
Тематический план
Тема |
Количество учебных часов |
Подготовительный этап
|
4 |
1. Введение. Экспозиция — основная
форма музейной коммуникации |
1 |
2. Предметная основа экспозиции.
Типы экспонируемых музейных предметов |
1 |
3. Принципы построения экспозиции,
методы построения, экспозиционные приемы |
2 |
Практический этап |
8 |
4. Выполнение профессиональной
пробы по трем компонентам и трем уровням сложности |
8 |
ИТОГО |
12 |
Профессиональная проба «Экспозиционер»
Компоненты пробы |
технологический
|
ситуативный |
функциональный
|
I уровень
сложности |
Задание |
Определить принципы построения
экспозиции |
Определить методы построения экспозиции,
предметную основу экспозиции |
Привнести в конкретную музейную
экспозицию (виртуально) дополнительный экспонат, не нарушая
принципов и методов построения данной экспозиции |
Условие |
Выполняется во время экскурсии в музей на
основе постоянной музейной экспозиции |
Выполняется во время посещения музея на основе
музейной экспозиции, выполненной по комплексно-тематическому
принципу |
Выполняется самостоятельно. Дополнительный
музейный экспонат выбирается из заранее подготовленных копий
музейных предметов (репродукции, муляжи и т. д.). Музейная
экспозиция построена по комплексно-тематическому методу |
Результат |
Выполнено, если правильно определен принцип
построения экспозиции |
Выполнено, если правильно определены методы
построения экспозиции и предметная основа |
Выполнено, если дополнительный экспонат выбран
в соответствии с принципом и методами построения экспозиции.
Внимание обращается на обоснование выбора вводимого экспоната
|
II уровень
сложности |
Задание |
Подобрать экспонаты по заданной теме экспозиции
|
Самостоятельно построить экспозицию по заданной
теме согласно комплексно-тематическому принципу |
Разработать путеводитель по заданной теме
|
Условие |
При выполнении используются фотографии и репродукции
музейных предметов по теме «История костюма» |
Выполняется самостоятельно в соответствии
с логикой темы «История костюма» |
Выполняется самостоятельно, на основании созданной
музейной экспозиции. Объем не должен превышать одного печатного
листа. В качестве примера даны музейные путеводители |
Результат |
Выполнено, если материалы организованы в соответствии
с комплексно-тематическим принципом. Соответствуют теме, выразительны,
целостны |
Выполнено, если экспозиция соответствует заданной
теме и принципу построения. Особое внимание уделяется творческому
подходу, оригинальности экспозиционного решения, коммуникативности
|
Выполнено, если путеводитель соответствует
теме, информационно насыщен, оригинален в изложении материала
|
III уровень
сложности |
Задание |
Подобрать эскизы из коллекции «Впечатление»
|
Составить схему экспозиции эскизов коллекции
|
Самостоятельно создать экспозицию коллекции
одежды (эскиз) «Впечатление» |
Условие |
Выполняется для конкретного помещения. Работы
должны быть размещены на двух стенах или в четырех витринах.
Допускается консультация преподавателя |
Схема составляется на листе бумаги с учетом
пространственных характеристик экспозиционного зала. Допускается
помощь преподавателя в процессе работы |
Выполняется самостоятельно, на основании схемы
экспозиции. Работы размещаются на двух стенах или в четырех
витринах |
Результат |
Выполнено, если отобранные работы гармонируют
между собой по цветовой гамме и выразительности, вписываются
в интерьер помещения. Учтены цвет стен и освещенность помещения
|
Выполнено, если правильно выбрана эстетически-художественная
композиция, расставлены акценты в экспозиции. Схема соответствует
теме коллекции и имеет логическую завершенность |
Выполнено, если экспозиция соответствует теме
коллекции «Впечатление». Учтена объемно-пространственная структура
интерьера, освещенность. Особое внимание обращается на логику
экспозиции, ее коммуникативность, эмоциональное решение |
|