ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные сведения.
Икебана — один из видов изобразительного
искусства, искусство цветочной аранжировки. В отличие от произведений
живописи аранжировки из цветов объемны, близки произведениям скульптуры
и архитектуры. Аранжировки могут выглядеть радостно и печально,
празднично и буднично, скромно и пышно, напоминать о каком-то событии,
вызывать ассоциации с музыкой, движением, танцем.
Появление японской аранжировки
цветов связано с древней традицией преподношения Будде цветов. Этот
вид искусства существует более шести веков, в течение которых икебана
постоянно изменялась.
В Японии существует несколько
десятков специальных школ, каждая со своими частными правилами и
концепциями, но общими основными принципами искусства икебаны.
|
Композиция
из цветов не может считаться хорошей, если в ней тем или иным
способом не выражено время, сезон или развитие используемых
растений. Например, прошлое в аранжировке символизируют полностью
распустившиеся цветы, семенные коробочки, плоды или сухие листья;
настоящее — полураспустившиеся цветы, особенно на
деревьях и кустарниках, свежие листья; будущее — бутоны,
почки. Символичны композиции,
создание которых связано с традиционными праздниками. Например,
в новогодние аранжировки обязательно включают ветви сосны (долголетие
и выносливость), стебли бамбука (жизнерадостность, изобилие),
цветущие ветви сливы (надежда, вечное обновление), а также хризантемы
и другие цветы. Композиции
из цветов отличаются гармоничностью между составляющими их компонентами,
растениями и вазой, с которой они образуют единое целое, а также
окружающим пространством. Цветочная аранжировка естественна,
она всегда асимметрична. Форма японской аранжировки в целом
обусловлена ее линейной конструкцией, основу которой составляет
разносторонний треугольник, символизирующий отношение небо — человек — земля.
|
Икебана не столько средство
украшения помещения, сколько символ живой, одухотворенной природы,
небольшой ее фрагмент, привнесенный в дом.
Трудно переоценить значение
приобщения к этому творчеству детей и подростков. Составление композиций
из цветов воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать
прелесть естественных форм, линий и красок, развивает наблюдательность,
умение находить прекрасное и необыкновенное в простом и обыденном.
В общении с прекрасным формируется чувство любви и подлинного
уважения к окружающей природе, миру, стремление оберегать и сохранять
его.
Особенности профессиональной
пробы. Профессиональная проба для учащихся 5—6 классов
имеет пропедевтический характер. Проба предусматривает три уровня
сложности и рассчитана на 12 ч (4 ч — подготовительный
этап и 8 ч — практический этап).
Тематический план
Тема |
Количество учебных часов |
Подготовительный этап
|
4 |
1. Введение. Икебана, искусство
аранжировки цветов, — символ природы, быстротечности
времени. Отражение в аранжировке времени, сезона |
1 |
2. Художественно-композиционные
принципы икебаны. Асимметричность. Линии, масса, цвет, акцент,
контраст, пространство, фон |
2 |
3. Вазы. Техника установки
растений в вазе. Искусство икебаны. Трехмерность композиции
|
1 |
Практический этап |
8 |
4. Выполнение профессиональной
пробы по трем компонентам и трем уровням сложности |
8 |
ИТОГО |
12 |
Профессиональная проба «Икебана»
Компоненты пробы |
технологический
|
ситуативный |
функциональный
|
I уровень
сложности |
Задание |
Определить, каким образом в представленной
композиции выражены время, сезон |
Выполнить рисунок (схему) композиции
из трех основных компонентов в высокой вазе |
Составить икебану из трех основных
компонентов в высокой (или низкой) вазе |
Условие |
В качестве наглядного материала
используются тематические композиции из цветов по временам
года |
По данным характеристикам вазы
(высота, объем) составляется схема композиции |
Аранжировка цветов выполняется
на заранее выбранную тему, по образцу, с элементами творчества.
Основной материал (ваза, цветы, ветки, травы и т. п.)
готовят заранее |
Результат |
Выполнено, если композиция правильно
определена по сезону, объяснено, каким образом это выражено
|
Выполнено, если соблюдена трехмерность
икебаны, т. е. правильно определена длина основных элементов
композиции и углы наклона ветвей (цветов) |
Выполнено, если при составлении
икебаны соблюдены основные художественно-композиционные принципы
|
II уровень
сложности |
Задание |
Составить схему, а затем выполнить
в цвете композицию из цветов на заданную тему |
Подобрать сосуд и природный материал
для составления аранжировки из цветов на самостоятельно выбранную
тему |
Составить композицию из цветов
на самостоятельно выбранную тему |
Условие |
Композиция составляется самостоятельно.
Характеристики вазы и природного материала известны заранее
|
Работа выполняется с использованием
живых цветов, трав, веток и другого природного материала |
Аранжировка цветов выполняется
самостоятельно; аранжировщик оперирует природной формой растений
с выделением трех основных компонентов икебаны: небо — человек — земля
|
Результат |
Выполнено, если в композиции найдено
гармоничное сочетание и равновесие растительного материала
и сосуда (линии, масса, акцент, цвет) |
Выполнено, если соблюдены основные
принципы, время — растение — форма — цвет.
Особое внимание обращается на гармоничность сочетания формы
аранжировки, ее расположения и назначения |
Выполнено, если соблюдены основные
художественно-композиционные принципы, достигнута «согласованность»
между растениями, сочетание форм, цветов и оттенков. Особое
внимание обращается на творческую фантазию, оригинальность
композиции |
III уровень
сложности |
Задание |
Составить композицию («Пейзаж»)
для стола в низкой вазе или на подносе |
Составить монохромную композицию
из цветов на самостоятельно выбранную тему |
Составить сдвоенную аранжировку
(раздвоенный стиль) с использованием древесных веток и цветов
|
Условие |
Композиция составляется самостоятельно.
Природный материал подобран заранее |
Аранжировка выполняется с использованием
живых цветов, трав, веток и другого природного материала |
Аранжировка выполняется в низкой
вазе на двух наколках |
Результат |
Выполнено, если в композиции найдено
гармоничное сочетание и равновесие растительного материала,
сосуда, окружающего пространства (линии, масса, акцент, цвет,
фон) |
Выполнено, если достигнута объемность
композиции, гармоничность неравномерности распределения растений
в композиции; форма композиции не мешает чередованию густоты
и разреженности, а главный акцент композиции не перекрывается
второстепенным |
Выполнено, если найден баланс
между растениями на наколках, они расставлены компактно и
опрятно; оригинально решено пространство между растениями
и водной поверхностью. Особое внимание уделяется свободе самовыражения
аранжировщика, его умению создавать гармонию |
|