Цель: диагностика
концентрации и сосредоточенности внимания и зрительной памяти.
Инструкция: перед
вами лежат 12 предметов. В течение 10 с вы
внимательно смотрите на них и стараетесь их запомнить, обращая внимание
не только на сами предметы, но и на их месторасположение. В течение
5 мин постарайтесь на листе бумаги написать названия в месте
нахождения каждого предмета в пределах представляемого вами стола.
Последовательность
проведения эксперимента:
1. |
Преподаватель показывает демонстрационный
стол с предметами, затем закрывает его. Учащиеся делают записи. |
2. |
Учащиеся обмениваются листами бумаги.
Учитель открывает предметы на столе, и школьники проверяют количество
совпадений. |
Обработка и анализ
результатов
9—12 верно
угаданных предметов — высокий уровень;
6—8 верно угаданных
предметов — средний уровень;
4—5 верно угаданных
предметов — низкий уровень.
Методика
исследования утомляемости и работоспособности Цель: исследование
утомляемости, работоспособности, волевых усилий; ее можно использовать
для изучения внимания и психического темпа.
Инструкция: перед
вами лежит таблица. Сложите пары однозначных цифр, напечатанных
одна под другой, и под ними запишите результат сложения. Работайте
быстро, старайтесь не допускать ошибок. Сложение производите в каждой
строчке до тех пор, пока не последует команда «Стоп!». Затем переходите
к следующей строчке.
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
8 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
7 |
3 |
4 |
8 |
9 |
6 |
7 |
2 |
9 |
2 |
5 |
9 |
7 |
8 |
4 |
3 |
2 |
4 |
7 |
6 |
5 |
3 |
4 |
4 |
7 |
9 |
7 |
3 |
8 |
5 |
9 |
12 |
11 |
12 |
12 |
9 |
8 |
6 |
11 |
10 |
12 |
6 |
8 |
12 |
16 |
15 |
14 |
5 |
17 |
3 |
8 |
5 |
9 |
3 |
6 |
8 |
4 |
2 |
6 |
7 |
9 |
3 |
7 |
4 |
7 |
4 |
3 |
9 |
7 |
9 |
5 |
4 |
7 |
5 |
2 |
4 |
8 |
9 |
8 |
4 |
8 |
4 |
7 |
2 |
9 |
3 |
6 |
8 |
9 |
12 |
13 |
9 |
16 |
8 |
8 |
12 |
12 |
11 |
14 |
11 |
17 |
7 |
14 |
6 |
16 |
7 |
9 |
17 |
16 |
9 |
5 |
4 |
5 |
2 |
9 |
6 |
7 |
3 |
7 |
6 |
3 |
2 |
9 |
6 |
5 |
9 |
4 |
7 |
4 |
2 |
9 |
8 |
7 |
2 |
9 |
4 |
8 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
8 |
7 |
2 |
5 |
9 |
2 |
2 |
11 |
14 |
12 |
12 |
4 |
18 |
10 |
15 |
7 |
11 |
11 |
7 |
6 |
17 |
13 |
7 |
14 |
13 |
9 |
6 |
9 |
2 |
3 |
6 |
3 |
5 |
4 |
7 |
8 |
9 |
3 |
9 |
4 |
8 |
9 |
2 |
4 |
2 |
7 |
5 |
7 |
4 |
7 |
5 |
4 |
4 |
8 |
6 |
9 |
7 |
9 |
2 |
3 |
4 |
9 |
7 |
6 |
4 |
8 |
3 |
16 |
6 |
10 |
11 |
7 |
9 |
12 |
13 |
17 |
16 |
12 |
11 |
7 |
12 |
18 |
9 |
10 |
6 |
15 |
8 |
8 |
6 |
3 |
7 |
6 |
6 |
9 |
2 |
9 |
4 |
8 |
2 |
6 |
9 |
4 |
4 |
7 |
6 |
9 |
3 |
9 |
8 |
9 |
3 |
4 |
8 |
4 |
5 |
6 |
7 |
5 |
4 |
3 |
4 |
8 |
9 |
4 |
7 |
7 |
9 |
17 |
14 |
12 |
10 |
10 |
14 |
13 |
7 |
15 |
11 |
13 |
6 |
9 |
13 |
12 |
13 |
11 |
13 |
16 |
12 |
5 |
2 |
3 |
9 |
3 |
4 |
5 |
3 |
2 |
8 |
2 |
9 |
8 |
9 |
4 |
2 |
8 |
7 |
8 |
5 |
3 |
4 |
9 |
2 |
4 |
7 |
8 |
5 |
2 |
9 |
6 |
4 |
4 |
7 |
6 |
7 |
5 |
6 |
9 |
8 |
8 |
16 |
12 |
11 |
7 |
11 |
13 |
8 |
4 |
17 |
8 |
13 |
12 |
16 |
10 |
9 |
13 |
13 |
17 |
13 |
4 |
9 |
6 |
3 |
4 |
9 |
9 |
4 |
8 |
6 |
5 |
7 |
4 |
9 |
3 |
2 |
4 |
7 |
4 |
9 |
8 |
4 |
7 |
8 |
9 |
4 |
3 |
9 |
3 |
7 |
6 |
5 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
8 |
7 |
3 |
12 |
13 |
13 |
11 |
13 |
13 |
12 |
13 |
11 |
13 |
11 |
12 |
6 |
13 |
7 |
5 |
8 |
15 |
11 |
12 |
3 |
4 |
6 |
5 |
7 |
8 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
2 |
9 |
6 |
2 |
4 |
2 |
9 |
2 |
7 |
5 |
8 |
5 |
7 |
4 |
9 |
7 |
2 |
6 |
9 |
3 |
4 |
7 |
4 |
2 |
9 |
8 |
4 |
3 |
7 |
8 |
12 |
11 |
12 |
11 |
17 |
11 |
5 |
11 |
14 |
7 |
6 |
16 |
10 |
4 |
13 |
10 |
13 |
5 |
14 |
Примечание.
В таблице, которая раздается учащимся, закрашенные строки пустые,
в них надо записать суммы от сложения. Сейчас в таблице в этих строках
суммы уже написаны.
Последовательность
проведения эксперимента:
1. |
Преподаватель дает сигнал «Стоп!»
через каждые 12 с. |
2. |
Учащиеся следуют командам преподавателя. |
Обработка и анализ
результатов
С помощью коэффициента работоспособности
можно определить утомляемость учащегося. Она практически не наступает,
если этот коэффициент равен 1. (Kp = S2/S1,
где S2 — это сумма правильно выполненных
сложений последних четырех строк; S1 —
сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк.)
Упражнения
на координацию движений
Цель: исследование
координации движений.
Инструкция: положите
на столе справа и слева от себя по одному листу бумаги и одному
карандашу. Четко и одновременно выполняйте все задания.
Последовательность
проведения эксперимента:
1. |
Правой рукой нарисовать вертикальную
линию, а левой — круг. |
2. |
Правой рукой нарисовать квадрат,
а левой — круг. |
3. |
Правой рукой нарисовать вертикальную линию,
левой рукой — круг, сделать по два кивка головой вперед
и назад. |
4. |
Правой рукой нарисовать квадрат, левой —
треугольник, а одной ногой опишите на полу круг. |
5. |
Начертить циркулем десять кружков диаметром
5 см на расстоянии 2 см друг от друга. В течение
20 с, переходя от круга к кругу справа налево, ставить
в каждом по точке. Пройдя весь ряд кругов (с первого по десятый),
начать сначала. |
Обработка и анализ
результатов
60 точек —
хорошая координация движений кисти руки;
50—60 точек и 10—15
промахов — средняя;
40 точек и более 16
промахов — низкая.
Методика
«Глазомер»
1-й вариант. Инструкция:
проведите карандашом с помощью линейки две прямые параллельные
линии длиной 30 см на расстоянии 2 мм друг от друга. Затем
шариковой ручкой или карандашом другого цвета не более чем за 20 с
проведите без линейки между двумя параллельными линиями третью.
Обработка результатов
2—3 пересечения
или касания линий — высокий уровень развития глазомера;
4—10 пересечений или
касаний линий — средний уровень;
более 10 пересечений
или касаний линий — низкий уровень глазомера.
2-й вариант. Инструкция:
проведите на бумаге с помощью карандаша и линейки прямую и
пилообразную ломаную линии длиной 30 см. Не более чем за 20 с
обведите эти линии ручкой или карандашом другого цвета.
Обработка результатов
Не более 5
отклонений от исходной линии и общая длина отклонений не более 2 см —
показатель выше среднего;
6—10 отклонений от исходной
линии и общая длина отклонений 2,1—3,5 см — средний
показатель;
более 10 отклонений
от исходной линии и общая длина отклонений больше 3,5 см —
показатель ниже среднего.
Задание
«Пятнадцать кружков»
Цель: исследование
творческого мышления.
Инструкция: в течение
15 мин нарисуйте 15 рисунков, в которых круг является составной
частью.
Обработка и интерпретация
результатов (основной ориентир — число повторений
одинаковых рисунков у всех участников эксперимента)
3 балла —
за рисунок, встретившийся только у одного человека;
2 балла —
за рисунок, встретившийся у двоих человек;
1 балл —
за рисунок, встретившийся у четверых-пятерых человек;
0 баллов —
за рисунок, встретившийся более чем у пятерых человек.
После анализа баллы суммируются.
Все учащиеся ранжируются по количеству набранных баллов и делятся
на четыре группы по уровню развития творческого мышления.
Упражнение
«Деление квадрата»
Цель: определение
уровня творческого воображения.
Инструкция: мысленно
представьте себе квадрат, разделенный двумя горизонтальными линиями
на три равные части. В нем проведены диагонали. Ответьте: на
сколько частей разделена эта фигура?
Ответ. На 10
частей.
|