Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 23.04.2024, 18:15:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ [3]
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ" [38]
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНЫХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ [31]
РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ [16]

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
   Выбор объекта профессиональной пробы
      Профессиональная проба является системообразующим фактором формирования готовности школьников к выбору профессии и практико-ориентированным средством развития у них способности к технологическому мышлению. Проба является интегративным методом, обеспечивающим моделирование профессиональной деятельности и профессионально важных качеств, предъявляемых к специалисту. Она требует детального рассмотрения и анализа с позиций ее организации и методического обеспечения.

      Как правило, профессии любой сферы профессиональной деятельности включают элементы других профессий и специальностей (например, человек — техника), изучить их в полном объеме довольно сложно, поэтому целесообразно для организации профессиональных проб использовать какую-либо одну отрасль, которая обладает рядом характерных особенностей, отражающих специфику конкретной сферы в целом.

    При этом, выбирая отрасль в качестве объекта профессиональных проб школьников, важно руководствоваться следующими требованиями:

      • 
распространенность отрасли, наличие ярко выраженных специфических особенностей сферы;
      • 
доступность для выполнения учащимися комплекса проб;
      • 
безопасность для здоровья;
      • 
невысокие требования медицинских показателей к данному виду деятельности;
      • 
наличие в отрасли типичных профессий в соответствии с избираемой для проб сферой;
      • 
возможность вариативности выполнения профессиональных проб различной степени сложности;
      • 
широкие возможности отрасли для определения содержания и объектов пробы и развития профессионального интереса учащихся;
      • 
соблюдение принципа преемственности для продолжения профессионального обучения в соответствующем учебном заведении.

      Организационно-педагогические условия для выполнения пробы. В ходе выполнения профессиональных проб школьниками соблюдаются следующие организационно-педагогические условия:

      • 
направленность содержания деятельности учащихся на развитие их склонностей и способностей;
      • 
ориентация на интересы учащихся;
      • 
учет уровня подготовленности школьников к выполнению заданий различной степени сложности;
      • 
обязательное обеспечение материально-технической базой выполнения заданий пробы с выделением и соблюдением преемственности целей, задач, условий их осуществления;
      • 
определение продуктов деятельности учащихся и критериев для объективной оценки выполнения задания профессиональной пробы;
      • 
оперативный контроль и корректировка процесса выполнения профессиональной пробы;
      • 
сочетание индивидуальных и групповых форм выполнений заданий пробы.

      Содержание и последовательность выполнения профессиональной пробы. Программа профессиональной пробы включает пояснительную записку, в которой указываются цели, основные задачи, решаемые в ходе выполнения различных этапов пробы; содержание; критерии оценок результатов выполнения практических заданий.

      В содержании пробы могут быть выделены три этапа: вводно-ознакомительный, подготовительный и исполнительский.

      На вводно-ознакомительном этапе могут решаться задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся может быть «Дифференциально-диагностический опросник» (см.: Твоя профессиональная карьера: методика  / под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2006) или его современные аналоги в виде упрощенных анкет.

      На подготовительном этапе информацию об учащихся можно получить также с помощью анкеты или беседы. Вопросы должны быть направлены на выявление представлений школьников о конкретной отрасли, в рамках которой проводится проба.

      Учащиеся могут познакомиться с реальной деятельностью специалистов в ходе посещения выставок, просмотра фильмов. Кроме диагностической задачи, на данном этапе решаются и дидактические задачи приобретения теоретических знаний об отрасли.

      Исполнительский этап включает в себя комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, цели, условий и орудий труда, а также ситуаций для выявления профессионально важных качеств представителя отрасли.

      Выполнение практических заданий в ходе пробы осуществляется поэтапно. Каждый этап предполагает получение законченного продукта и профессиографическую часть — составление формулы данного элемента профессиональной деятельности, работу с профессиограммой и оценку за выполнение практических заданий данного этапа. Алгоритм и примеры составления формулы профессий приведены в учебнике и методике «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С. Н. Чистяковой.

             На каждом практическом этапе учащиеся выполняют задания, требующие от них владения начальными профессиональными умениями, достаточными для их реализации в качестве исполнителя. Задания выполняются на трех уровнях сложности. Первый уровень сложности самый простой, исполнительский. Задания второго уровня сложности содержат элементы творческого характера, предусматривают внесение в изготавливаемый продукт новизны и оригинальности. Задания третьего уровня сложности предполагают самостоятельную деятельность школьников — планирование, постановку промежуточных и конечных целей, принятие решения, анализ и самооценку результатов деятельности. Таким образом, третий уровень сложности предполагает самостоятельный поиск выхода из проблемной ситуации.

      Затруднения при выполнении профессиональных проб. На первых двух уровнях сложности работа учащихся сопровождается консультированием, помощью в решении затруднительных вопросов со стороны преподавателя или консультанта-профессионала. Учащиеся пользуются справочной литературой, вспомогательными дидактическими материалами (схемами, таблицами, чертежами, рисунками и др.).

      При подведении итогов учитель должен проанализировать последовательность выполнения заданий и составляющих компонентов пробы — технологический, ситуативный, функциональный.

             Причинами низкого качества выполнения заданий могут быть: непонимание сути технологии выполнения заданий пробы, нарушение алгоритма выполнения операций, неправильное использование инструментов, приспособлений, неумение руководствоваться правилами безопасной работы. Может сказаться нехватка опыта для выполнения пробы. Школьники часто не могут выполнить приобретенные технико-технологические знания в практических действиях при незначительном изменении ситуации, обстановки, условий деятельности, формы постановки задания (ситуативный компонент). Затруднения могут возникнуть и из-за недостаточно развитых функциональных показателей анализаторов органов чувств (кинестезия, тактильная чувствительность, быстрота и точность двигательных реакций и др.), мышления, внимания и других ПВК, которые приобретаются и развиваются в процессе профессиональной деятельности (функциональный компонент).

      Преподавателю важно заранее предусмотреть возможность возникновения трудностей, с которыми могут встретиться школьники, и попытаться их разрешить как в ходе консультаций, так и при разработке программы заданий.

      Показатели качества выполнения практических заданий пробы. Ими являются: самостоятельность; соответствие конечного результата целям задания; обоснованность принятого решения; аккуратность; активность и целеустремленность в достижении качественного результата; стремление выполнить условия и требования практического задания; рефлексия результатов собственной деятельности; проявление общих и специальных ПВК.

      Показателями, по которым проверяется изменение уровня готовности школьников к выбору профессии, отрасли, в рамках которых осуществлялись профессиональные пробы, являются следующие: приращение представлений и опыта деятельности в конкретной отрасли; динамика изменения самооценки учащихся до выполнения пробы и после нее; адекватность самооценки; совпадение с оценкой внешних респондентов (преподавателя, одноклассников и др.); изменение мотивации школьников по их отношению к ситуации выбора профессии, к деятельности, в рамках которой выполнялась проба; принятие решения о дальнейших планах, связанных с выбором профессии.

      Психологическая поддержка проведения профессиональных проб. В ходе организации и проведения профессиональных проб необходимо оказывать психологическую поддержку школьникам, учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

      К специально организованной деятельности, которая задается внешне, а потом интериоризируется в психологическую сущность ученика, относится и деятельность по профессиональному самоопределению. Одним из ее методов является профессиональная проба. Профессиональная проба, являясь одним из средств психологической поддержки школьников при выборе профессии, имеет диагностический характер. Она опирается на индивидуальные и возрастные психологические и психофизиологические особенности личности, способствует формированию мотивационной и потребностной сферы школьника.

      Профессиональная проба включает в себя специально организованную психологическую диагностику, направленную на выявление профессионально важных качеств личности, которая проводится с помощью самодиагностики, выполнения специальных психологических методик, упражнений, практических задач. Психологическая диагностика осуществляется непосредственно в ходе выполнения проб, когда учитель наблюдает за этапами выполнения заданий, за поведением учащихся и анализирует непосредственные продукты их труда (и это ее вторая составляющая). Важной составляющей психологической диагностики является самоанализ учащихся, когда они сами оценивают задачи, ход и результаты выполнения своей работы, при этом соотнося свои возможности, способности и интересы с теми требованиями, которые предъявляет к ним профессиональная деятельность.

      Для осуществления психологической поддержки рекомендуется использовать задачи, тесты, упражнения.

      Возрастные психологические особенности учащихся. При составлении профессиональной пробы, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности, необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

      Младший школьный возраст (6—10 лет) характеризуется тем, что учебная деятельность является ведущей социальной деятельностью, направленной на усвоение теоретических форм мышления. Она характеризуется восприятием начальных научных понятий в тех или иных сферах знания. Процессы запоминания во многом носят образный и механический характер, и начинает активно формироваться словесная и логическая память. Во всех основных познавательных процессах (внимание, память, восприятие) велика непроизвольность, но возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение. Ребенок начинает приобщаться к социальному опыту на уровне не только понимания, но и преобразования. К одной из ярких особенностей младшего школьного возраста относится ориентация на конкретного человека (учителя, родителя, знакомого).

      Важность выполнения технологического компонента профессиональной пробы в младшем школьном возрасте обусловлена направленностью ребенка на оценку взрослого, попыткой подражания ему. Ситуативный и функциональный компоненты профессиональной пробы направлены на удовлетворение потребности в самостоятельной деятельности, в желании начинать преобразовывать окружающий мир, делать что-то собственными руками.

      В подростковом возрасте (10—15 лет) учебная деятельность становится ведущей, сохраняя свою актуальность и значение, и выступает по своей психологической роли как одна из форм совокупной социально признаваемой деятельности. В ходе учебного процесса начинается непосредственное изучение основ наук, требующее развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Внимание характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Воображение приобретает более реалистичный и критичный характер. Данный возраст характеризуется изменением мотивации личности. Подросток стремится к достижению общественной значимости своей личности, как к позитивной общественной оценке, так и к личностному самоутверждению. Желаемое и наличное «Я» четко начинает переориентироваться на предметно-практическую деятельность. Подросток способен не к отдельным волевым действиям, а к волевой деятельности. Он самостоятельно ставит перед собой цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, неуравновешенностью, склонностью к колебанию настроения. В этом возрасте непрерывно меняется круг расширяющихся интересов, растет их дифференциация, глубина и содержательность. Подросток постоянно пытается попробовать, чего он может добиться.

      В подростковом возрасте технологический компонент профессиональной пробы необходим для организации самостоятельной деятельности, формирования волевого поведения. Ситуативные и функциональные компоненты профессиональной пробы отвечают потребностям в позитивной самооценке, в личностном самоутверждении, в ориентации на предметно-практическую деятельность.

      Формирование мотивационной и потребностной сфер является одной из важных составляющих психологической поддержки профессиональной пробы, так как в ходе ее выполнения учащиеся должны осознать доминирующие личностные мотивы профессионального выбора, чтобы составить обдуманный профессиональный план и наметить шаги по его реализации. Профессиональные пробы должны помочь подростку сформировать такие мотивы, как стремление участвовать в профессиональном труде для собственного развития и совершенствования, определения собственной личной позиции по отношению к сверстникам, взрослым, окружающему миру, для утверждения себя как личности. Проба поможет сформировать мотив познавательного интереса при наличии желания и возможности сделать по-своему, не похоже на других.

      Профессиональная проба в ходе психологического сопровождения способствует осознанному, обоснованному выбору профессии, актуализации познавательной деятельности учащихся, личностному росту и развитию профессиональных способностей.

      Методики диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения профессиональных проб. Результаты использования приведенных далее методик диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения профессиональных проб могут помочь преподавателю осуществить дифференцированный подход к каждому ученику, подобрать задания различных уровней сложности, спрогнозировать этапы и ход выполнения профессиональной пробы, определить уровень пробы, с которой должна начинаться работа учащихся.

Категория: РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ | Добавил: tineydgers (01.10.2014)
Просмотров: 769 | Теги: профессиональные пробы, социальному педагогу, школьный пси, профориентация в школе, методики в профориентации, классному руководителю, выбор профессии | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0