ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная проба «Радиотелемеханик»
предназначена для выявления склонностей и способностей школьников к
выполнению работ технического направления. Профессии, связанные с
ремонтом, наладкой, монтажом радиоаппаратуры, требуют от специалистов
знаний основ физики в области «Электричество», умения работать с
технической и справочной литературой, умения читать принципиальные и
монтажные чертежи.
Во время обучения по данному профилю школьники
приобретают навыки систематизации, классификации и конкретизации, умение
абстрактно мыслить, владеть знаково-символической методикой, развитым
вниманием и быстрой реакцией.
Результатом процесса профессионального самоопределения в 8 классе является выбор профиля обучения в 9—11 классах.
В процессе профессиональной пробы у учащегося
проверяются ранее полученные знания, проявляется интерес к данной сфере
деятельности.
Количество часов, указанное в программе на
проведение профессиональных проб, является ориентировочным. Кроме того,
допускается изменение порядка проведения тематических занятий.
Тематический план
Тема |
Количество учебных часов |
Теория |
Практика |
1. Инструктаж по правилам безопасной работы (беседа) |
1 |
1 |
2. Проводящие и изоляционные материалы (проведение профессиональной пробы I уровня): |
|
1 |
назначение, |
|
— |
основные технические характеристики, |
0,25 |
— |
правила работы с проводом в изоляции, |
0,5 |
— |
подготовка провода в пластмассовой изоляции к монтажу, |
— |
0,2 |
подготовка провода в шелковой изоляции к монтажу, |
— |
0,2 |
подготовка провода в оплетке к монтажу, |
— |
0,2 |
подготовка лепестков разъема к монтажу, |
— |
0,2 |
распайка проводов к разъему |
— |
0,2 |
3. Измерительные приборы (проведение профессиональной пробы II уровня): |
1 |
1 |
измеряемые величины и единицы измерения, |
0,25 |
— |
конструкция прибора магнитоэлектрической системы, |
0,25 |
— |
шкалы измерительных приборов, |
0,25 |
— |
измерение напряжения и сопротивления, |
0,25 |
— |
измерение напряжения гальванического элемента, |
— |
0,5 |
измерение сопротивления резистора |
— |
0,5 |
4. Компоненты РЭВ — резисторы (проведение профессиональной пробы III уровня): |
1 |
1 |
назначение резисторов, их применение в аппаратуре, |
0,25 |
— |
типы, виды, конструкции резисторов, обозначения в схемах, |
0,25 |
— |
основные технические характеристики, |
0,25 |
— |
последовательное и параллельное соединение резисторов, |
0,25 |
— |
измерение сопротивления переменного и постоянного резисторов, |
— |
0,25 |
сборка цепи из последовательно и параллельно соединенных резисторов, |
— |
0,25 |
измерение эквивалентного сопротивления цепи, |
— |
0,25 |
расчет эквивалентного сопротивления цепи |
— |
0,25 |
5. Сборка простейших электрических схем с помощью конструктора |
— |
2 |
ИТОГО |
4 |
6 |
Профессиональная проба «Радиотелемеханик»
Компоненты пробы |
ситуативный |
технологический |
функциональный |
Подготовка |
Последовательность технологических операций при подготовке провода к монтажу |
Технологическая последовательность выполнения работ. Организация рабочего места в соответствии с правилами безопасной работы |
Назначение флюсов, припоев, монтажного инструмента, технологических операций при работе с проводом |
I уровень сложности |
Задание |
Подготовить рабочее место и инструмент в соответствии с правилами безопасной работы |
Подготовить проводники и лепестки разъема для монтажа |
Произвести распайку проводов к лепесткам разъема |
Условие |
Выполняется самостоятельно. Необходим строгий контроль преподавателя за действиями учащихся во время включения оборудования |
Выполняется самостоятельно. Разрешается обращаться к преподавателю за консультацией |
Выполняется самостоятельно. Учащиеся пользуются описанием по последовательности технологических операций |
Результат |
Выполнено, если
учащийся правильно включил электропитание рабочего места, подготовил
паяльник к работе, разложил монтажный инструмент |
Выполнено, если учащийся правильно выполнил технологические операции по подготовке проводов и разъема к монтажу |
Выполнено, если правильно произведен монтаж |
II уровень сложности |
Задание |
Установить нуль при измерении сопротивления и режим работы измерительного инструмента |
Измерить электрические величины в соответствии с существующими правилами |
Измерить сопротивление резистора и напряжение гальванического элемента. Пересчитать шкалы |
Условие |
Выполняется самостоятельно.
Необходим строгий контроль преподавателя за действиями учащихся в
процессе режимов работы измерительных инструментов |
Выполняется самостоятельно. Возможны контроль, пояснения и консультации преподавателя |
Выполняется самостоятельно. Учащиеся пользуются записями в тетрадях |
Результат |
Выполнено, если учащийся правильно установил режим измерительного прибора и диапазон измерения |
Выполнено, если учащийся перед измерением правильно установил нуль прибора, сделал выбор шкалы отсчета |
Выполнено, если учащийся правильно
измерил параметры и пересчитал шкалы. Дано объяснение результатов
измерений стрелочным и цифровым приборами |
III уровень сложности |
Подготовка |
Комплектование приборов и деталей. Организация рабочего места |
Изучение принципиальной схемы. Подготовка измерительного прибора для измерения сопротивления резисторов |
Изучение расчетных формул, последовательности измерения и сборки цепи. Повторение правил шкал |
Задание |
Установить нуль прибора при
измерении сопротивления. Установить режим работы измерительного прибора.
Отождествить предложенные резисторы с элементами на принципиальной
схеме |
Произвести операции измерения в соответствии с принципиальной схемой. Измерить эквивалентное сопротивление цепи |
Рассчитать эквивалентное
сопротивление цепи, объяснить разницу результатов измерений
эквивалентного сопротивления цепи стрелочным и цифровым приборами |
Условие |
Выполняется самостоятельно.
Необходим строгий контроль за действиями учащихся при установке режимов
работы измерительных приборов |
Выполняется самостоятельно. Учащиеся пользуются записями в тетрадях |
Выполняется самостоятельно. Учащиеся пользуются записями в тетрадях |
Результат |
Выполнено, если учащийся правильно
установил режим измерительного прибора, диапазон измерения, выбрал
резисторы для установки в цепь |
Выполнено, если учащийся перед
измерением правильно установил нуль прибора, сделал выбор шкалы отсчета,
распаял цепь и измерил ее эквивалентное сопротивление |
Выполнено, если расчетное и
измеренное сопротивление различаются на величину не более чем 4%.
Разъяснить это отличие с помощью понятия «класс точности прибора» |
Материально-техническое оснащение:
1. Паяльник.
2. Монтажный инструмент.
3. Набор проводов.
4. Радиокомпоненты: разъемы, резисторы, конденсаторы.
5. Измерительные приборы, школьные вольтметр и амперметр, мультиметр.
6. Источники тока или наборы гальванических элементов.
7. Демонстрационный прибор магнитно-электрической системы.
8. Детский радиоконструктор «Электронная мозаика». |