ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная проба «Воспитатель
детского сада» направлена на выявление у школьников склонностей
к работе с детьми, к педагогической деятельности.
Цели программы состоят
в актуализации процесса профессионального самоопределения, выявлении
индивидуальных возможностей и способностей школьников к работе с
детьми.
Задачи программы заключаются
в передаче учащимся сведений о сфере профессиональной деятельности
человек — человек; формировании интереса к педагогической деятельности
и начальных знаний и умений, необходимых при работе с людьми.
Воспитатель детского сада должен
испытывать любовь к детям, обладать эмоциональной устойчивостью,
организаторскими способностями, наблюдательностью, отзывчивостью,
терпеливостью, внимательностью, уметь организовывать внимание и
поведение одновременно многих детей, быстро переключаться с одного
вида деятельности на другой и выполнять работу, быть всегда способным
к экспромту. Он должен иметь знания по психологии, физиологии, педагогике,
анатомии человека, уметь шить, мастерить, клеить, играть с детьми,
быть обаятельным, жизнерадостным и веселым, всесторонне развитым,
обладать чувством юмора.
Профессионально важные качества
воспитателя детского сада можно диагностировать с помощью методики
КОС (коммуникативные и организаторские способности), теста Мюнстенберга
(см. учебник «Технология. Профессиональный успех. 10—11» под редакцией
С. Н. Чистяковой), теста на непроизвольную память.
Профессиональная проба будет
состоять из подготовительного и практического этапов.
Тематический план
Тема |
Число учебных часов |
Подготовительный этап |
2 |
1. Введение в профессию, общие сведения
о профессии, профессионально важные качества, медицинские
противопоказания. Составление формулы профессий |
1 |
2. Специальная диагностика профессионально
важных качеств |
1 |
Практический этап |
8 |
3. Рассказы и сказки, значение творчества
в решении педагогических задач |
0,5 |
4. Составление ассоциативного коллективного
рассказа |
0,5 |
5. Упражнение «Сказка несвязанных слов» |
1 |
6. Стиль отношения к другому человеку
как показатель проявления различных типов темперамента |
0,5 |
7. Самостоятельное решение педагогических
ситуаций |
0,5 |
8. Деловая игра «Проблемная ситуация» |
1 |
9. Составление плана детского праздника
по группам |
1 |
10. Составление сценария детского праздника
по разработанному плану |
1 |
11. Составление сценария детского праздника
и проведение праздника |
2 |
ИТОГО |
10 |
Профессиональная проба «Воспитатель детского
сада»
Компоненты пробы |
технологический |
ситуативный |
функциональный |
I уровень
сложности |
Задание |
Составить развернутое предложение,
используя два предложенных преподавателем не связанных между
собой слова |
Провести игру «Бег ассоциаций» |
Составить предложение письменно,
используя пять не связанных между собой слов, и прочитать
группе |
Условия |
Выполняется индивидуально или
в присутствии группы |
Выполняется в группе |
Выполняется индивидуально или
в присутствии группы |
Результат |
Учащиеся понимают значение умения
творчески решать задачи |
Учащиеся получают навыки работы
в коллективе и ценность совместной деятельности |
Задание считается выполненным,
если составлена интересная сказка с использованием всех пяти
слов |
II уровень
сложности |
Задание |
Ознакомиться с педагогическими
ситуациями, предложить решение этих ситуаций через авторитарный,
демократический и попустительский стиль отношений |
Ознакомиться с предложенными ситуациями,
найти оптимальный стиль их решения в соответствии со своим
характером |
Провести игру «Проблемная ситуация» |
Условия |
Выполняется индивидуально или
в присутствии группы |
Выполняется индивидуально или
в присутствии группы |
Выполняется в присутствии группы |
Результат |
Учащиеся понимают значение разных стилей общения |
Учащиеся самостоятельно находят оптимальный
вариант решения и аргументируют его |
Задание считается выполненным, если учащиеся
правильно подбирают стиль решения проблемной ситуации. Каждый
из них демонстрирует специфику стилей общения и определяет
последствия их использования |
III уровень
сложности |
Задание |
Составить план детского праздника |
Составить конспект сценария детского
праздника |
Представить на обсуждение группы свои сценарии,
на их основе составить единый сценарий |
Условия |
Выполняется в малых группах |
Выполняется в группе |
Выполняется в присутствии группы |
Результат |
Выполнено, если составлен план в соответствии
с основными требованиями |
Выполнено, если составлен конспект сценария
детского праздника в соответствии с основными требованиями |
Выполнено, если на основе индивидуального
сценария составлен единый сценарий, одобренный группой |
Методика КОС
Цель: выявление коммуникативных
и организаторских способностей старшеклассников.
Оснащение: 10 вопросов,
бланк ответов.
Инструкция: следует
ответить на все вопросы бланка. Если ответ на вопрос положительный,
то напротив него ставят знак «+»; если ответ отрицательный —
знак «–».
Примечание.
Вопросы должны быть короткими и не содержать ненужные подробности,
поэтому следует представлять себе типичные ситуации и давать ответ,
не задумываясь над деталями. Не следует тратить много времени на
обдумывание. Если на какие-нибудь вопросы будет трудно ответить,
то следует дать предпочтительный ответ.
Вопросы
1. |
Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно
общаетесь? |
2. |
Часто ли вам удается убедить большинство
своих товарищей в правоте вашего мнения? |
3. |
Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной
вам кем-то из ваших товарищей? |
4. |
Всегда ли вам трудно ориентироваться в
создавшейся критической ситуации? |
5. |
Есть ли у вас стремление к знакомству с
новыми людьми? |
6. |
Нравится ли вам заниматься общественной
работой? |
7. |
Верно ли, что вам приятнее и проще проводить
время за чтением книг или какими-либо другими занятиями,
чем в общении с людьми? |
8. |
Если возникли трудности в осуществлении
ваших намерений, то легко ли вы отказываетесь от них? |
9. |
Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми,
которые значительно старше вас? |
10. |
Любите ли вы придумывать и организовывать
с товарищами различные мероприятия (игры, танцы и
т. п.)? |
11. |
Трудно ли вам войти в новую компанию? |
12. |
Часто ли вы откладываете на другие дни
те дела, которые нужно выполнить сегодня? |
13. |
Легко ли вам удается устанавливать контакты
с незнакомыми людьми? |
14. |
Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши
товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? |
15. |
Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? |
16. |
Верно ли, что у вас не бывает конфликтов
с товарищами из-за не выполненных ими обещаний? |
17. |
Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться
и побеседовать с новым человеком? |
18. |
Часто ли в решении важных дел вы принимаете
инициативу на себя? |
19. |
Раздражают ли вас окружающие люди и хочется
ли побыть одному? |
20. |
Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь
в незнакомой обстановке? |
21. |
Нравится ли вам постоянно находиться среди
людей? |
22. |
Возникает ли у вас раздражение, если не
удается закончить начатое дело? |
23. |
Испытываете ли вы чувство затруднения,
неудобства, если приходится проявить инициативу, чтобы
познакомиться с незнакомым человеком? |
24. |
Правда ли, что вы утомляетесь от частого
общения с товарищами? |
25. |
Любите ли вы участвовать в коллективном
отдыхе? |
26. |
Часто ли вы проявляете инициативу в решении
вопросов, затрагивающих интересы товарищей? |
27. |
Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно
среди малознакомых людей? |
28. |
Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству
своей правоты? |
29. |
Полагаете ли вы, что вам не доставляет
особого труда внести оживление в малознакомую компанию? |
30. |
Принимаете ли вы участие в организации
школьных вечеров, дискотек? |
31. |
Стремитесь ли вы ограничить круг своих
знакомых небольшим количеством людей? |
32. |
Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать
свое мнение, если оно сразу не было принято? |
33. |
Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав
в незнакомую компанию? |
34. |
Охотно ли вы приступаете к организации
каких-либо мероприятий для своих друзей? |
35. |
Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно
уверенным и спокойным, когда приходится что-либо говорить
большой группе людей? |
36. |
Часто ли вы опаздываете на встречи? |
37. |
Верно ли, что у вас много друзей? |
38. |
Часто ли вы оказываетесь в центре внимания
своих товарищей? |
39. |
Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость
в общении с малознакомыми людьми? |
40. |
Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете
себя в окружении большой группы людей? |
|
Дешифратор
Способности |
коммуникативные |
организаторские |
1+ |
11– |
21+ |
31– |
2+ |
12– |
22+ |
32– |
3– |
13+ |
23– |
33+ |
4– |
14+ |
24– |
34+ |
5+ |
15– |
25+ |
36– |
6+ |
16– |
26+ |
36+ |
7– |
17+ |
27– |
37+ |
8– |
18+ |
28– |
38+ |
9+ |
19– |
29+ |
39– |
10+ |
20– |
30+ |
40– |
Оценка результатов
С помощью дешифратора следует
подсчитать число совпадающих с ним ответов по каждому из разделов
методики. При подсчете используют формулу К = 0,05 · П,
где К — оценочный коэффициент; П — число
совпадающих с дешифратором ответов.
Нормы:
от 0,66 до 1 —
выше среднего;
от 0,56 до 0,65 —
средний;
от 0,56 до 0,65 —
ниже среднего.
Тест на непроизвольную память
Инструкция: после
прочтения каждого из шести заданий следует его закрыть и быстро
ответить на вопрос, стоящий после задания.
Задание |
Вопрос |
Ответ |
1. Запомните слова: портной,
подвал, труба, залп, антракт |
В каком из этих слов есть
буква «д»? |
|
2. Прочтите задание: «Пойдите
в комнату № 325, в правом нижнем ящике стола возьмите
статью «Правительство и левое движение в Англии», принесите
ее» |
Из правого или левого ящика стола
следовало взять статью? Какой номер комнаты, в которую следовало
войти? |
|
3. Запомните слова: рот,
мот, год, крот, пот |
Вторым в перечне является слово
мот? |
|
4. Таня просила мужа купить:
мясо, масло, мыло, спички. Он купил: масло, сало,
спички, мясо |
Что муж забыл купить? Что купил
лишнее? |
|
5. Запомните три числа: 36, 14, 52 |
В какой геометрической фигуре
было число 14? А в какой 52? |
|
6. Постарайтесь представить
себе большого темно-зеленого крокодила. Вообразите, как он
плывет по мутной воде, как он начинает медленно выползать
на берег |
Сможете ли вы в течение
3 мин не думать о темно-зеленом крокодиле? Если не
сможете, то сделайте пометку в ответе |
|
Игра
«Бег ассоциаций»
Ход игры: учащиеся
рассаживаются в круг. Ведущий (преподаватель или один из учащихся)
произносит два случайных слова. Один из участников игры составляет
одну или несколько фраз (создает образ), по смыслу соединяя оба
заданных слова, и называет новое. Следующий игрок связывает в придуманных
фразах все три слова, а новое, четвертое слово передает следующему
игроку. И так далее, игра движется по кругу.
Игра
«Проблемная ситуация»
Ход игры: участники
разбиваются на команды по 5—7 человек.
Представители каждой команды
подходят к ведущему игроку и вытягивают одну из предложенных проблемных
ситуаций и педагогический стиль, с помощью которого они должны решить
эту ситуацию. Каждая группа знакомится с проблемной ситуацией и
разыгрывает ее перед другими командами. Команда разрешает предложенную
ситуацию с помощью того стиля, который ей достался, и демонстрирует
ее положительные и отрицательные характеристики. Показ должен быть
таким, чтобы проблемная ситуация разрешилась и другие команды смогли
отгадать, какой педагогический стиль использовала команда. Команды-противники
называют характеристики стиля, которые были продемонстрированы.
Ведущий игрок записывает названные характеристики на доске.
После этого команда разрешает
эту же проблему с помощью того стиля, который, по ее мнению, является
наиболее адекватным для данной ситуации.
Побеждает та команда, которая
смогла в своей импровизации продемонстрировать наибольшее число
специфических (положительных и отрицательных) черт стиля.
Примеры проблемных ситуаций
1. Мама
утром ведет четырехлетнего сына в детский сад. Мальчик упирается,
плачет, цепляется за маму и не хочет идти в группу. Воспитательница,
выйдя к маме, сказала, что пустит ребенка в группу только тогда,
когда он успокоится.
2. Идет
завтрак. За одним из столиков дети не едят, а играют, обмениваясь
тарелками, залезая своей ложкой в тарелку к соседу, дуют в кружку,
толкают друг друга под столом ногами.
3. Во
время прогулки воспитатель наказал ребенка за то, что он дернул
девочку за косичку. После прогулки ребенок, демонстративно не раздеваясь,
прошел в группу и сел за накрытый обеденный стол. На все просьбы
выйти и раздеться он отвечал молчанием.
Задание
на придумывание предложений
Ученики должны придумать текст,
используя пять не связанных между собой слов.
|
Пример.
Предложен один из двух вариантов наборов слов: мед,
бег, выводы, игра, рекомендации; образ, повышается, стихия,
хотеть, место. |
Задание
«Педагогические ситуации»
Необходимо дать варианты решения
трех педагогических ситуаций, используя авторитарный, демократический
и попустительский стили.
1. Маша
и Таня, девочки из подготовительной группы, пришли в одинаковых
платьях и из-за этого поссорились. Пришло время прогулки. Маша сказала,
что не пойдет на улицу вместе с Таней.
2. В игровой
комнате Петя и Сергей одновременно схватились за единственный в
игровой комнате большой мяч. Никто не хочет уступать.
3. На занятии
по счету Витя отказался решать предлагаемый воспитателем пример
и сказал, что он хочет поиграть с игрушками.
|