Никакой авторитет не должен господствовать над разумом; разум, напротив, должен господствовать над авторитетом и управлять им.
Авторитет взрослых в этот период падает почти до
нуля, зато резко поднимается авторитет сверстников. И это закономерно:
именно в этом проявляется самостоятельность. Ведь если родительский,
учительский авторитет по-прежнему силен, то ребенок самостоятельно
действовать не сможет. Он будет постоянно сомневаться в себе, обращаться
внутренне к взрослым, как было раньше («А что скажет мама?»). Когда
ребенок вступил в подростковый период, ему уже мамины-папины подсказки
не нужны, потому что он внутренне уже освобождается от давления
взрослого авторитета.
Как уже говорилось, это закономерный итог
становления подростка, в результате которого он обретает независимость.
Хотят взрослые или не хотят, это будет проявляться все больше и больше.
Как бы взрослые ни противились, самостоятельность
ребенка все равно проявится, но уже в конфликте со взрослыми. Если же
взрослые, наоборот, хотят, чтобы их ребенок стал самостоятельным, они
сделают все возможное, чтобы прожить этот сложный период в мире, в
дружбе с собственным ребенком. И в этом случае родители могут стать
действительно верными друзьями своих детей-подростков.
Подростковый период – это как раз время
возникновения множества подростковых клубов, коллективов, спортивных
секций. Авторитет группы настолько высок, что в ее интересах подростки
готовы идти хоть на край света. Личного взрослого лидера здесь быть не
может, а вот зато взрослый лидер в группе – это весьма распространенное
явление. Если в классе любят учителя или в группе руководителя, то
зависимость подростков от мнения друг друга только усиливает авторитет
этого взрослого еще больше. Взрослый лидер группы становится ведущим у
детей, соответственно, они принимают и те ценности, которые он
исповедует. Дети идут за ним. Важно, чтобы рядом с детьми в этот момент
оказался действительно достойный для подражания человек.
В этот период дети хотят действовать как взрослые,
ощущать себя взрослыми. Поэтому они стремятся к серьезным делам,
отдаваясь им с искренностью и всей душой, что редко бывает в любом
другом возрасте. Став старше, они уже могут сориентироваться в обществе
взрослых: кому что сказать, как отреагировать. А в подростковом возрасте
они еще не знают лицемерия. Они не задумываются, что скрывается под тем
или иным действием, поступком людей, что из этого может выйти, куда это
может быть направлено. И если какое-то дело для них значимо и
расценивается как значимое, то оно будет выполнено с полной отдачей.
В подростковом возрасте активизируются все
способности детей, одновременно с этим растет и их самостоятельность.
Как уже говорилось, именно в этом возрасте возникают всевозможные
кружки, клубы, компании. Детям невозможно только сидеть за школьной
партой, им необходимо действовать, энергия бьет ключом. Необходимо,
чтобы и педагоги понимали это. Интуитивно чувствуя потребности, запросы
подростка и имея право менять программы, уходили бы в те дела, которые
лучше всего раскрывали бы способности ребят. |