Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 00:43:06
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Тема: "ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: КТО КОМУ И ПОЧЕМУ УГРОЖАЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"

Ожидаемые результаты

      В результате проведения занятий по теме VII учащиеся смогут:
      давать определения понятиям: геноцид, экологическая ответственность, мальтузианство, глобальная безопасность, техногенная катастрофа, экологическая ответственность, цивилизационные конфликты, экология; перечислять основные угрозы существованию человечества в современном мире; определять характер цивилизационных конфликтов и альтернативы их развертывания; приводить примеры необходимости установления баланса между экономическими интересами и потребностями сохранения природы; сопоставлять общественные проблемы на разных этапах истории человеческого сообщества; анализировать статистические данные и документы по глобальным проблемам современного мира; расширить представление об основных типах современных ресурсов и их значимости в условиях глобализации; формулировать проблемы и проводить оценку ситуации на основе использования различных источников информации; различать экстенсивное и интенсивное экономическое развитие, приводить современные примеры использования каждого из подходов; называть основные причины и проявления глобального характера экологических проблем в современном мире; уметь прогнозировать развитие проблемных ситуаций и предлагать пути их решения; соотносить современный технический прогресс с нравственной составляющей общественного развития; осознать важность экологической ответственности современного человека и описывать ее проявления; понимать опасность терроризма в современном мире и задумываться о возможных путях эффективной борьбы с данным явлением общественной жизни; занимать активную позицию по острым вопросам современного общественного развития; выделять наиболее важные проблемы современного человечества и аргументированно показывать их актуальность.

Оборудование и материалы

      1) Учебник; 2) словарные материалы с разными определениями основных понятий темы, перечисленных в программе; 3) таблица «Глобальные проблемы современности, связанные с конфликтами и экологической обстановкой»; 4) документы, предложенные в пособии к данной теме; 5) статистические данные по современным конфликтам, экологической ситуации, распространению ядерного оружия; 6) статьи из газет и журналов, посвященные вопросам военных столкновений, ядерной безопасности, экологической обстановки, экономической стабильности; 7) компьютер с доступом в Интернет для поиска информации, документов и иллюстративных материалов (в том числе документов и статистических данных); 8) рабочие тетради, в которых будут отражены основные результаты обсуждения.

Наглядное структурирование информации

Таблица. Глобальные проблемы современности, связанные с конфликтами и экологической обстановкой

Проблема

Причины возникновения

Проявления и пути решения

Примеры

Проблема ядерной войны

— Научно-технические достижения
XX в.;
— обострение противоречий между государствами;
— разделение мира на несколько противоборствующих систем

— «Холодная война»;
— ядерные испытания.
ООН — борьба за мирное разрешение конфликтов,
Договоры ОСВ, запрет на химическое и биологическое оружие, 1975 г. — Хельсинкские соглашения, середина 80-х гг. — окончание гонки вооружений; ограничение распространения ядерного оружия в современном мире

Наращивание вооружений в СССР и США, Карибский кризис 1962 г., распространение ядерного оружия, опасность реализации ядерных программ в Иране и Северной Корее

Экологические и природные катастрофы

— Потребительское отношение человека к природе;
— невозобновляемость отдельных ресурсов

Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды (воздуха, земли, вод Мирового океана), «парниковый эффект», озоновые дыры, кислотные дожди, смог, утечка при захоронении ядерных отходов, таяние ледника. 1982 г. — принята Всемирная хартия охраны природы; организации: «Гринпис», партии «зеленых»

Остро встает вопрос о глобальном потеплении; землетрясения в Армении и Мексике, цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 г.

Пропасть (экономическая и социальная) между развитыми и развивающимися странами

Особенности исторического развития разных регионов

«Север — Юг», голод, детская смертность, нищета, эпидемии. Политика социальной справедливости, равенство стран в экономическом сотрудничестве и контроль деятельности транснациональных корпораций

В первую очередь страны Африки и Юго-Восточной Азии

Национальные и религиозные конфликты

Религиозный фанатизм; большая роль нации в идентификации человека; массовая психология

Неофашизм; сепаратизм; терроризм; экстремизм; шовинизм; пропаганда расовой, национальной, религиозной нетерпимости. Толерантность, международное сотрудничество, мирное решение возникающих проблем, повышение роли ООН

Курды в Турции и Ираке, арабо-израильский кризис, югославский кризис, чеченский и албанский сепаратизм

Комментарий к ключевым понятиям и проблемам курса

Краткие методические рекомендации по проведению занятий

      При рассмотрении содержания данной темы на занятиях могут быть обсуждены проблемы терроризма, войны, современных конфликтов, ухудшения экологической ситуации. Учащиеся могут найти в Интернете и научной литературе много дополнительной информации по затронутым глобальным проблемам. Многие организации, в том числе и международные, ставят своей основной целью снижение остроты этих проблем и борьбу с тем, чтобы они не превратились в глобальную катастрофу человечества. На уроке может быть организована ролевая игра по обсуждению затронутых проблем на уровне ООН.

Дополнительная информация для учителя

      Глобальные проблемы (от лат. globus — земной шар) — проблемы, затрагивающие все человечество, и от их решения зависит существование жизни на Земле. Глобальные проблемы возникли во второй половине XX в. с появлением нового оружия и при тесном экономическом сотрудничестве всех стран. Можно выделить в истории человечества несколько этапов его борьбы с природой, результатом которой и стало современное состояние цивилизации:
      I. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое воздействие на природу. Уже в древности началось опустынивание обширных пространств Азии и Средиземноморья (строительство оросительных систем в Междуречье и Египте, осушение болот, создание каналов).
      II. Период Великих географических открытий (XIV—XVI вв.) — начало хищнического использования богатств Африки, Америки и Австралии.
      III. Развитие капитализма и промышленная революция — экологические проблемы в Европе.
      Одним из результатов развития цивилизации в XX в. стало истощение природных ресурсов. Человечество уже овладело энергией ветра, воды, пара, электричества и атомной энергией. Использование термоядерной энергии становится все более опасным для всех жителей планеты, а запасы нефти, газа, торфа и угля постепенно истощаются. Одним выход видится в самоограничении, другим — в расширении использования термоядерной энергии, а третьи ратуют за начало использования энергии солнца (солнечные батареи и т. п.).
      Другим проявлением глобальных проблем является загрязнение окружающей среды. Наиболее мощные скопления вредных веществ приводят к появлению озоновых дыр (мест в атмосфере, где истощается озоновый слой и ультрафиолетовые лучи солнечного света более свободно достигают поверхности Земли). Это вызывает рост онкологических заболеваний. Тонны нефти и нефтепродуктов в результате различных аварий загрязняют воды Мирового океана. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы, а затем была создана комиссия по окружающей среде. Правительства борются с этой проблемой путем принятия экологического законодательства, но существуют и негосударственные организации («Гринпис», Римский клуб и др.), проводящие свои акции и кампании.
      Еще одной проблемой является предотвращение ядерной войны. Уже после Второй мировой войны было принято решение о создании ООН — универсальной международной организации, главной целью деятельности которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Но с разделом мира на капиталистическую и социалистическую системы угроза глобального конфликта заметно возросла. Сегодня вероятность ядерного конфликта значительно уменьшилась, но ядерное оружие может попасть либо в руки тиранических режимов (Ирак, Афганистан), либо к фанатикам-террористам (представители исламского фундаментализма).

Документы для анализа

      Из работы немецкого философа К. Ясперса_«Куда движется ФРГ?»
      «Демократия означает самовоспитание и информирование народа. Он учится думать, он знает, что происходит, он выносит суждения. Демократия постоянно способствует процессу просвещения народа. Олигархия партий, напротив, означает пренебрежение к народу. Она склоняется к тому, чтобы лишить народ информации. Пусть уж он лучше остается темным. Народу не нужно знать цели, которые ставит перед собой олигархия, если они вообще есть у нее. Вместо этого ему можно преподносить возбуждающие фразы, общие выражения, замысловатые требования морального характера и тому подобное. Народ постоянно находится в состоянии пассивности под влиянием своих привычек, эмоций, своих непроверенных случайных мнений...
      Народ созревает для демократии в процессе собственной политической активности. Поэтому предпосылкой демократии являются понимание народом необходимости его широкого участия в политической жизни и его действительное участие в ней, а также доверие к народу — не к такому, каков он есть, а к такому, каким он может стать.
      Если хотят утвердить демократию, то единственной мыслью должна быть следующая: каким образом народ сам обеспечит себе возможности или как они ему будут даны, чтобы он мог проявлять разностороннюю политическую активность и таким образом достичь политической зрелости? Ибо, если народу не позволяют участвовать в политической деятельности, не существует другого способа для его созревания. Политическая зрелость не наступит сама собой».

      Вопросы к документу:
      1. Чем отличается демократия от олигархии с точки зрения информированности людей? 2. Что является предпосылками для демократии? Каковы главные условия существования демократии в обществе? 3. Какие способы участия народа в политической деятельности вы можете назвать? Каковы, на ваш взгляд, наиболее эффективные из них для формирования политической зрелости? 4. Как вы могли бы охарактеризовать уровень демократии в современной России с учетом высказанных автором положений?

      Из работы русского юриста и философа П. И. Новгородцева «Демократия на распутье»
      «Пока демократии ждали, о ней говорили, что она непременно наступит, когда же она наступила, о ней говорят, что она может и исчезнуть. Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование; теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий. В странах, испытавших эту форму на практике, она давно уже перестала быть предметом страха; но она перестала быть здесь и предметом поклонения. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что, как всякое земное установление, она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить».

      Вопросы к документу:
      1. В чем автор видит суть демократии? 2. Почему демократия часто превращается в предмет страха, поклонения или даже ненависти? 3. Что вы можете сказать о недостатках демократии и ее достоинствах?

      Из работы американского аболициониста Дж. Брауна «Ангелы и демоны»
      «...Усилием воли ему удалось прогнать эти дьявольские образы. Мы имеем дело с хорошо подготовленным террористическим актом, напомнил он себе, вернувшись к реальности. С запланированным хаосом. В его памяти неожиданно всплыла лекция курса, который он прослушал, занимаясь исследованием символики древнеримских преторов. После нее Лэнгтон стал видеть терроризм совсем в ином свете.
      — Терроризм... — говорил тогда профессор, — всегда ставит перед собой одну-единственную цель. В чем она заключается?
      — В убийстве невинных людей, — предположил один из студентов.
      — Неверно. Смерть является всего лишь побочным продуктом терроризма.
      — Чтобы продемонстрировать силу, — высказался другой слушатель.
      — Нет. Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.
      — Чтобы вызвать страх, — произнес чей-то голос.
      — Именно. Это исчерпывающий ответ. Говоря простым языком, цель терроризма — вызвать страх и ужас. Эти чувства подтачивают силы врага изнутри... вызывают волнение в массах. А теперь запишите... „Терроризм не есть проявление ярости. Терроризм — политическое оружие. Когда люди видят, что их правительство бессильно, они утрачивают веру в своих лидеров".

      Вопросы и задания к документу:
      1. Согласны ли вы с мнением профессора о цели терроризма? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие его позицию. 2. Можно ли считать терроризм проявлением слабости? При любом ответе поясните свою позицию. 3. Какое вы могли бы дать собственное определение терроризма?

      Из творческого наследия писателя-гуманиста эпохи Возрождения Эразма Роттердамского «Жалоба мира»
      «...Если уж война становится неизбежной, пусть ведут ее так, чтобы все несчастья и тяготы обрушивались на головы тех, кто явился виновником войны. Теперь государи начинают войны и остаются в безопасности, их военачальники становятся великими людьми, огромная же часть всех бед и потерь падает на плечи земледельцев и простого народа, который не думал о войне и не давал ей никакого повода...
      Пусть все люди объединятся против войны. Пусть все люди проповедуют, прославляют и превозносят мир публично и частным образом. И если они не смогут предотвратить вооруженное столкновение, то в любом случае они не должны ни одобрять его, ни участвовать в нем, ни оказывать никаких почестей людям, участвующим в этом преступном деле...
      Мир по большей части зависит от сердец, желающих мира. Все те, кому мир приятен, приветствуют всякую возможность его сохранить. Они либо стараются не замечать того, что мешает миру, либо устраняют и мирятся со многим, лишь бы мир — величайшее благо — был сохранен и спасен».

      Из работы немецкого военного теоретика и историка К. Клаузевица «О войне»
      «Война должна вполне соответствовать замыслам политики, а политика должна соразмерять их в соответствии с имеющимися для войны средствами. Если политик и солдат не совмещаются в одном лице, то для достижения этого имеется лишь одно хорошее средство — сделать главнокомандующего членом правительства, дабы он в важнейшие моменты принимал участие в его совещаниях и решениях. Но опять-таки это возможно лишь в том случае, если само правительство находится вблизи театра военных действий, чтобы можно было без особого промедления решать все вопросы.
      Ведение войны в своих главных очертаниях есть сама политика, сменившая перо на меч...»

      Вопросы и задание к документу:
      1. Сравните мнения Э. Роттердамского и К. Клаузевица. Каково соотношение войны и политики? 2. Следует ли делать военное дело частью управления государством? Почему? 3. Какова позиция авторов по отношению к войне?

      Из обращения И. В. Сталина к народу 3 июля 1941 г.
      «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!
      Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность...
      Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами. Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера...»

      Вопросы и задания к документу:
      1. Можно ли делить войны на справедливые и несправедливые? Если да, то по каким признакам определяется характер войны; если нет, то почему? Попробуйте проиллюстрировать свои ответы примерами войн в истории человечества. 2. В чем И. В. Сталин видит необычность Великой Отечественной войны? Согласны ли вы с ним? Почему? 3. Знаете ли вы другие примеры освободительных, общенародных войн в истории человечества? 4. Что вы знаете о взаимодействии союзников по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны? Какие успехи и трудности были в этом процессе? Какие выводы можно сделать на этом основании?

Словарные материалы

      Безопасность — состояние, при котором не угрожает опасность (отдельной личности, обществу, государству и т. п.); отсутствие опасности (Бакеркина В. В.  Краткий словарь политического языка / В. В. Бакеркина, Л. Л. Шестакова. — М., 2002);
      — международная — состояние международных отношений, в основе которого лежат стабильность и защищенность мирового сообщества от внутренних и внешних угроз. Основывается на балансе сил и интересов, сотрудничестве, доверии, взаимном сдерживании, воздержании от увеличения и уменьшения безопасности отдельных международных субъектов за счет безопасности других государств (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996);
      — национальная, государственная — внутреннее состояние и международное положение государства, которые обеспечивают защиту его национальных интересов, существующего политического строя и территориальной целостности, а также отводят реальную угрозу внутренней дестабилизации или агрессии со стороны других государств (Политология: краткий словарь / под ред. В. Н. Коновалова. — Ростов н/Д, 2001);
      — региональная — система соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которой государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн, экономических и политических диверсий, а также от вмешательства в их внутренние дела (Политология: краткий словарь / под ред. В. Н. Коновалова. — Ростов н/Д, 2001).

      Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — форма организации политической власти, основанная на признании народного суверенитета, приоритета прав и свобод личности (Воскресенская Н. М. Демократия: государство и общество / Н. М. Воскресенская, Н. В. Давлетшина. — М., 1997);
      — форма государственно-политического устройства, в которой народ является источником власти. Демократия основана на принципах подчинения меньшинства большинству, выборности основных органов власти, наличии прав и политических свобод граждан, а также условий для их реализации (Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997);
      — народовластие, политический строй, в котором установлены и осуществляются на практике способы и формы народовластия, закрепленные в законе государства (общества) свободы и равноправие граждан (Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М., 1999).

      Война — один из видов вооруженных конфликтов, порожденных острыми противоречиями и несовместимостью интересов. Для войны свойственны масштабность ущерба, санкционированный, организованный, публичный характер. В ней используются армии и оружие. Типы войн: гражданские, межгосударственные, освободительные, колониальные, религиозные, агрессивные, оборонительные, локальные (региональные), мировые, большие и малые (партизанские) и др. В более широком диапазоне понятие «война» обозначает также экономические, торговые, таможенные, междоусобные, информационные, идеологические («холодные») войны (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996);
      — острый конфликт между социальными группами, странами, в разрешении которого участвуют вооруженные силы. Продолжение политики, достижение ее определенных целей насильственными средствами (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).

      Запрещенные методы ведения войны — установленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., Дополнительных протоколах к ним 1977 г. действия, такие как: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; применение пыток с целью получения сведений о противнике; незаконное использование национальных и международных эмблем, сигналов и флагов; убийство парламентера; вероломства, нападения на санитарные объекты, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет; геноцид, апартеид, терpop в отношении гражданского населения; отдача приказа не оставлять никого в живых, принуждение военнопленных к службе в вооруженных силах и к участию в военных действиях против своей страны (Энциклопедический юридический словарь. — М., 1999).

      Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил (Воскресенская Н. М. Демократия: государство и общество / Н. М. Воскресенская, Н. В. Давлетшина. — М., 1997);
      — политический — состояние политических отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением перераспределить ресурсы, ценности и статус в свою пользу (Мухаев Р. Т. Основы политологии / Р. Т. Мухаев. — М., 1996);
      — межэтнический — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Межэтнические конфликты являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами их является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами (Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М., 1999);
      — 1) социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению собственных целей (удовлетворению потребностей, реализации интересов) путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы с близкими или идентичными целями; может принимать две формы: когда происходит столкновение интересов между двумя и более индивидами, группами или когда люди вступают в активную борьбу друг против друга. Конфликт интересов не всегда ведет к открытой борьбе; 2) столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностном взаимодействии или межличностных отношениях индивидов или групп людей, ввязанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями; 3) крайнее обострение разногласий сторон, связанное с отличиями в их положении в обществе и обусловленного этим реального или надуманного разногласия интересов, целей и ценностей; 4) серьезное расхождение, спор (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).

      Пацифизм  антивоенное миротворческое движение, выступающее против всяких войн, вне зависимости от их характера и целей. Сложилось во второй половине XIX в. (Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. — Ростов н/Д, 1997);
      — общественно-политическое движение, исключающее разрешение любых конфликтов силовыми методами и противопоставляющее им мирные переговоры (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).

      Террор (лат. terror — страх, ужас) — насильственные действия и подавление политических противников, которые осуществляются с целью запугивания конкурентов, навязывания определенной линии поведения (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).

      Терроризм политический  форма политически мотивированной деятельности, сочетающая психологический (устрашение) и физический (насильственные действия) компоненты, осуществляемые индивидуумами или малыми группами с целью побудить сообщество или государство выполнить их требования (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999);
      — международный  форма политического экстремизма, применение жестоких методов насилия, включая и физическое уничтожение людей для достижения определенных целей в международных отношениях (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
      — 1) осуществление политической борьбы средствами запугивания, насилия вплоть до физической расправы с политическими противниками; 2) дестабилизация общества, государственно-политического порядка путем систематического насилия и запугивания, политических убийств, провокаций (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).

Категория: КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 1816 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0