Цель урока: дать представление
о сложности и многогранности явления «человек».
Поскольку с понятием «человек»
как в учебном процессе, так и в быту школьники сталкивались
не раз, то первую часть урока целесообразно посвятить
активизации имеющихся у них знаний и представлений и сделать их
опорой при объяснении нового материала.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, а
также показать сложность определения понятия «человек»,
учитель может воспользоваться историческим анекдотом.
Затем приводятся имеющиеся в учебнике версии,
раскрывающие сущность и своеобразие человека, при этом на доске
записывается их основная идея. Человек от всех живых существ
отличается: 1) наличием разума, умением мыслить; 2) строением
тела; 3) реализацией себя только в обществе; 4) наличием
чувств и мыслей; 5) преобразованием себя в труде.
Школьникам предлагается проанализировать каждую
из имеющихся версий: а) привести примеры, подтверждающие
или опровергающие ее; б) выдвинуть свою версию уникальности
человека.
На эту работу следует отвести не более
5—7 мин. Школьники могут выполнять ее как индивидуально,
так и парами, группами. Однако предпочтительнее групповая деятельность.
После того как работа будет закончена, начинается обсуждение точек
зрения. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то,
что не стоит высказываться, если ваша позиция уже озвучена
другим учеником (другой парой или группой).
Вторая часть урока — разбор каждой из названных
особенностей человека.
Выслушав мнения всех групп (в процессе обсуждения
позиции школьников по возможности не комментируются
и не оцениваются), учитель подчеркивает, что все названные
особенности являются сущностными характеристиками человека и в совокупности
определяют его своеобразие, выделяют из царства других живых
существ. Эта идея высказывается учителем вне зависимости от того,
поддержали ее школьники или нет (практика показывает, что в основном
все приведенные особенности человека поддерживаются учащимися).
Для активизации интеллектуальной деятельности школьников учитель
создает проблемную ситуацию, обратив внимание на то, что,
во-первых, особое строение имеют все животные по отношению
к другим животным: крокодила нельзя спутать с кенгуру,
курицу — с медведем, акулу — с собакой
и т. д.; во-вторых, коллективами, обществами живут не только
люди, но и муравьи, зебры, волки, обезьяны и многие другие
живые существа.
Далее работа может продолжаться по двум вариантам.
Вариант 1. Предложить школьникам
попытаться ответить на вопрос:
почему с древнейших времен, говоря об уникальности человека,
ученые называют именно эти характеристики человека? Как и в первом
случае, деятельность школьников может быть индивидуальной, парной
и групповой. Выслушав предположения учащихся, учитель читает им
небольшую лекцию, которая явится ответом на поставленный
вопрос.
Вариант 2. Этот же
вопрос записывается на доске, учитель отвечает на него,
а учащиеся в процессе слушания (индивидуально, в парах,
в группах) делают краткие записи, раскрывающие особенности
человеческого общества и строения человеческого тела.
Дополнительный материал
Особенность строения человеческого тела состоит
в том, что человек единственный из всех живых существ
является прямоходящим. Эта на первый взгляд незначительная
деталь обусловила многие другие факторы, сделавшие человека уникальным
явлением живого мира. Во-первых, прямохождение, вертикальное положение
тела позволило освободить передние конечности, которые Homo habilis
использовал для труда. Во-вторых, прямохождение повлияло на зрение
человека, которое в отличие от зрения животных является
бинокулярным, объемным, цветным, что, в свою очередь, позволяет
ориентироваться в пространстве, координировать действия глаза
и руки. Изменились посадка головы, строение гортани, голосовых
связок, языка. Изменился и мозг, который имеет два полушария и
значительно больший объем, даже по сравнению с ближайшими
«родственниками» — человекообразными обезьянами.
Но и это еще не все. Дело в том,
что у человека нет клыков, когтей, к тому же у первых
гоминидов была неустойчивая, медленная походка. Все это обусловило то,
что человеку необходимо было воспользоваться искусственными приспособлениями
для того, чтобы выжить в борьбе с окружающей его
природой. Такими первыми приспособлениями стали рубила, топоры,
сделанные из камня.
Здесь же желательно определить разницу
между трудом животного и человека. С этой целью можно воспользоваться
примером из книги «В тени человека» (М., 1974)
исследовательницы Джейн ван Гудолл, наблюдавшей жизнь шимпанзе
в естественных условиях в одном из национальных
парков Танзании. Так, рассказывая об особенностях шимпанзе,
исследовательница отмечала, что они умеют изготовлять орудия труда.
Например, с помощью зубов изменяют диаметр прутика с тем,
чтобы с его помощью проникнуть в термитник за вкусными
муравьями, или могут использовать в качестве рычага толстые
ветки. Нажав на длинный конец ветки, обезьяна расширяет отверстие
в дупле диких пчел, что позволяет достать любимое лакомство —
мед. Можно предложить школьникам определить различия между трудом
обезьян и трудом Homo habilis , но учитель может это сделать
и сам: а) человек видит не только сиюминутную цель,
но и перспективу, предполагает использовать ее в дальнейшем;
б) человек делал орудия труда из очень прочного материала —
камня; в) человек делал орудия труда не с помощью
когтей и зубов, а с помощью других приспособлений; г) человек
запоминал приемы, с помощью которых были сделаны орудия труда,
и заносил их в копилку своего опыта, используя впоследствии.
Учитель может обратить внимание школьников на то,
что еще в конце античного периода философы Древней Греции
и Древнего Рима высказывали вполне обоснованные предположения
о жизни древних людей. Так, например, Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 гг.
до н. э.) в поэме «О природе вещей»
писал:
|
Древним оружьем людей были руки, когти
и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки
и сучья,
Пламя, затем и огонь, как только
узнали люди.
Силы железа потом и меди были открыты...
|
Переходя к разговору о своеобразии человеческого
коллектива, учитель также может предложить школьникам дать ответ
на вопрос, почему человек вынужден жить в коллективе.
После того как все предположения будут выслушаны,
учитель дополнит их сведениями о том, что качества, делающие
человека человеком, не передаются по наследству,
они приобретаются только в человеческом коллективе.
Иными словами, речь, производственные навыки, развитое мышление
и т. д. — все это приобретается только в социальной
среде. Наряду с такими функциями, как охрана жизни, добыча
пищи, взаимопомощь и т. д., человеческий коллектив выполняет
функцию передачи накопленного трудового, социального, духовного
опыта, т. е. того, что принято называть культурой, тем
самым превращая человекоподобное существо в ЧЕЛОВЕКА. Для
подтверждения этой мысли целесообразно привести примеры, показывающие,
что происходит с человеком, вырванным из человеческого
сообщества.
Последняя, заключительная часть урока, посвященная
проблеме «индивидуальность, индивид и личность», при нехватке
времени может быть дана в качестве домашнего задания, для
самостоятельного разбора. Если же на уроке осталось
время, то перейти к этой части урока можно с помощью
афоризма, принадлежащего Августину (с. 5 учебника).
К нему следует поставить вопрос: согласны
ли учащиеся с высказыванием Августина? Необходимо направить
обсуждение так, чтобы школьники подошли к выводу: все люди
разные, не похожи друг на друга, каждый человек обладает
индивидуальностью — чертами, свойственными только
ему. Индивидуальность человека обусловлена его физиологической
природой.
Закончить урок можно, дав определение понятия
«личность», а затем предложить школьникам написать
эссе, например, на такую тему: «Стоит ли стремиться
стать личностью?» Или: «Всегда ли личность со знаком
«+»?» | |