Цель урока: а) показать
способы и причины взаимодействия людей в обществе; б) способствовать
воспитанию таких качеств личности, как стремление к взаимопониманию,
уважение к человеку, отзывчивость.
Наилучшей формой организации урока по данной
теме будет парная работа учащихся.
Начать урок следует с краткого введения.
Жизнь человека немыслима без контактов с различными предметами,
вещами. Эти контакты происходят постоянно. Однако только
контакты с людьми принято называть социальными. Ученые-социологи
установили, что только две причины заставляют людей вступать
в контакты друг с другом. Учитель организует выявление
(не более 2 мин) этих причин через анализ двух
ситуаций. Школьникам предлагается определить, что заставило человека
вступить в контакт в первом и во втором случае, есть
ли различия в причинах контакта. Первая ситуация: на остановке,
услышав интересный рассказ, чужие люди стали обмениваться информацией.
Вторая ситуация: во время дискуссии ваше внимание было привлечено
оригинальными суждениями выступающего, и вы решили познакомиться
с ним поближе.
Выслушав предположения школьников, учитель обращает
внимание на то, что в приведенных ситуациях, как и при любых
контактах, основой выступает потребность, желание, которое
необходимо удовлетворить. Однако конкретные причины контакта в обоих
случаях были разными: в первом — обмен информацией;
во втором — интерес к человеку. Следует обратить
внимание школьников на поведение участников во время контакта
и на его последствия. Так, в первом случае во время
общения внимание всех людей, стоящих на остановке, привлекла
интересная ситуация, а не человек, рассказавший о ней.
Никто из участников этого эпизода, в том числе и сам
рассказчик, не пытался каким-то образом изменить поведение
окружающих. Никто никого не побуждал высказываться. Последствием
этого эпизода будет воспоминание об услышанном и, возможно,
пересказ услышанного своим знакомым. При этом многие даже
не вспомнят внешность рассказчика.
При контактах, вызванных интересом, человек
постарается каким-то образом привлечь внимание, изменить поведение
объекта своего внимания. Можно задать вопрос
школьникам: что вы пытаетесь делать в таких случаях? Или же
учитель может сам назвать возможные варианты поведения: вступить
в спор, высказать альтернативное предположение, задержаться
и обратиться с вопросом, просто сказать о желании познакомиться
поближе и т. д.
Вторая часть урока посвящена вопросу о характере
контакта: сотрудничество или соперничество. У учащихся есть достаточный
жизненный опыт для того, чтобы определить характер контакта,
поэтому еще до знакомства с материалом учебника учитель может
предложить им самостоятельно выполнить задание 3
к § 13 из рабочей тетради.
В заключение урока можно попробовать вместе
со школьниками поразмышлять над основной причиной негативных
контактов соперничества. Предложите школьникам прочитать миф о Пандоре
либо: а) написать эссе на тему «Опровергая древних
греков»; б) обсудив в парах, определить основную
причину существования зла, зависти, жестокости. | |