Цель урока: а) способствовать
пониманию того, что многообразие мира приводит к многообразию
форм его освоения; б) выделить особенности разных форм освоения
мира.
Лучшей формой организации учебной деятельности
на уроке будет индивидуальная работа.
Начать урок целесообразно с разбора ответа
на вопрос, заданный к § 54:
в чем состоят особенности религиозного мировоззрения?
Закончив выяснение особенностей религиозного мировоззрения,
учитель говорит о том, что человек и мир, его окружающий,
многогранен, многогранность мира приводит к множеству форм
его освоения. С одной стороны, различные стороны человеческого
«Я» настроены на соответствующую волну, посылаемую
миром. Так, мы воспринимаем и познаем окружающий мир с помощью
органов чувств: на вкус, на цвет, на слух, на ощущение
температуры. С другой стороны, мир вызывает и многообразие
эмоций, имеющих тысячи оттенков и нюансов. Но если бы
человек не использовал свой разум для того, чтобы восстановить
целостную картину мира, то, скорее всего, реальность, его
окружающая, имела бы странный характер. Здесь можно рассказать
анекдот о трех слепцах, которым предложили ощупать слона
и сказать, на что он похож.
Люди не похожи между собой, каждый видит
мир по-своему, в зависимости от собственных личностных
качеств, пристрастий, представлений. При этом каждый имеет
право на свой способ освоения мира, и единственным ограничением
может быть лишь моральная норма, признающая право и других людей
на собственное мнение.
Следующей формой работы на уроке может стать
самостоятельная работа с учебником. Учитель предлагает школьникам
прочитать подпараграф «Мыслю — следовательно,
существую!». Для того чтобы чтение было вдумчивым,
можно предложить учащимся заполнить таблицу (на эту работу следует
отвести не более 7 мин):
Философское и религиозное мировоззрение
Религиозное
мировоззрение |
Философское
мировоззрение |
Проверка таблицы должна закончиться выводом, который
делается классом при помощи учителя, для чего он задает следующие
вопросы:
1. Какую роль в жизни человека играет
религия?
2. Какую роль в жизни человека играет
философия?
3. Что общего и в чем отличия религиозного
и философского мировоззрений?
В результате обсуждения устанавливается и
записывается следующий вывод: религия
и философия пытаются понять и объяснить устройство мира. И если
религиозное сознание рассматривает данные человеку знания о мире
как откровение от сверхчеловеческого существа, Бога, то
философы пытаются понять и объяснить устройство мира без обращения
к высшим силам.
После того как вывод будет сформулирован и
записан в тетрадях, учитель приступает к дальнейшему объяснению
подпараграфов «Академия и академики» и «Человек —
это звучит гордо!». Для активизации интеллектуальной деятельности
во время слушания можно предложить учащимся составить план изложения
нового материала учителем.
В конце урока школьникам предлагается выполнить
задания 5 и 7 к § 55
учебника (если времени на уроке на эту работу не хватит,
можно предложить ее выполнить дома). | |