Цель урока: раскрыть
понятие формы правления, основные признаки монархической и республиканской
форм правления.
Урок проходит в форме лекции с элементами
беседы. Из курсов истории учащиеся уже имеют представления
в целом о монархии и республике, главным образом в их
конкретных национальных исторических воплощениях. Задачи изучения
этого материала в данном курсе заключаются в том, чтобы:
а) привести уже имеющиеся у учащихся представления в некоторую
систему и, главное, б) обогатить эти представления политологическими
сведениями, стараясь при этом избегать идеологических оценок.
Особенно это касается характеристики монархии
как формы правления. Парадоксальность отношения к монархии
и к республике при тоталитарном социализме заключалась
в том, что, объявляя себя республиканским, этот режим успешно
пользовался некоторыми атрибутами и механизмами монархического
правления. Достаточно вспомнить объем властных полномочий, которыми
обладали такие «республиканцы», как Сталин, Мао Цзэдун,
Ким Ир Сен и др. В КНДР кроме того, негласно, но совершенно
откровенно ввели институт абсолютной наследственной власти. В то же
время монархия в Великобритании, Швеции, Дании и других странах
вполне сосуществует со многими формальными и неформальными
признаками республиканизма.
Уместно обратить внимание на классификацию
видов власти, данную Аристотелем. Чтобы уяснить суть его отрицательного
отношения к демократии, следует, если позволит время, коснуться
вопроса о цензах. Это непростой вопрос, имеющий много подводных
камней, но при этом чрезвычайно важный, если подходить
к организации политической жизни общества ответственно.
Этот вопрос можно поставить на обсуждение.
Несомненно, у учащихся могут быть различные точки зрения
на цензы. Например, одни обратят внимание на то, что
введение ценза оседлости, определенного (разумного) уровня трудовых
доходов, несудимости и прочих позволит исключить из электората
люмпенов, уголовный элемент, мафиози и т. п. Другие усмотрят
в этом нарушение принципа равенства избирательных прав граждан.
По-видимому, избежать сопоставления монархии и
республики как форм государственного правления трудно. Имеет смысл
не делать этого по принципу «хорошо —
плохо». Политологический подход характеризуется объективностью,
а с объективной точки зрения монархия и республика равноценны,
разве что тенденция исторического развития ставит республику далеко
впереди монархического правления. Однако и республика имеет слабости.
Одна из них — условность процедуры выборов,
их неполная демократичность, частая случайность их результатов.
Заслуживает особого внимания классификация республик
в зависимости от реального распределения власти. В учебнике
говорится, что Россия после принятия Конституции стала по преимуществу
президентской республикой. Можно уточнить, что она стала таковой
на практике, хотя в теории нашу страну после декабря
1993 г. считают смешанной республикой — президентско-парламентской.
Полезно зафиксировать в сознании учащихся
мысль о существовании корней парламентаризма в России.
Нет необходимости доказывать, насколько упрощенно оценивалось
прошлое России в советской историографии. Россия была далеко
не «страной рабов». Иное дело, что ей не смогли
«привить вкус» к парламентским играм, что обусловливает,
в частности, слабую эффективность парламентской деятельности
и в наше время. | |