Цель урока: а) раскрыть
признаки государства; б) способствовать пониманию роли государства
в жизни общества.
Наиболее адекватной формой урока будет групповая
работа.
На уроках истории школьники знакомились с признаками
государства. Однако, как показывает опыт, они нередко путаются
и вместо признаков называют государственные должности и институты.
В начале урока учитель предлагает школьникам
ответить на вопрос: каково
назначение государства? На выполнение задания отводится не более
3 мин. Сначала каждый ученик выполняет задание самостоятельно,
затем результаты индивидуальных усилий обсуждаются в группах,
а мнение группы представляется классу и записывается на доске
(обсуждение не проводится). По завершении этой части
работы учитель предлагает учащимся прочитать три подпараграфа:
«Договорная теория происхождения государства», «Теория
насилия», «Экономическая теория возникновения государства» —
и попытаться скорректировать свое мнение на основе нового
знания (напомните школьникам, что они могут воспользоваться знаниями,
полученными при изучении темы «Политика»). На работу
следует отвести не более 10 мин. После обсуждения ответа
в группах учащиеся вносят соответствующие правки в первичное
представление, записанное на доске.
Затем учитель организует обсуждение, в процессе
которого уточняются и редактируются записи, сделанные на доске.
В окончательном варианте запись на доске должна выглядеть
следующим образом: «Государство необходимо для:
а) создания и поддержания стабильности в обществе;
б) формулирования целей общественного развития,
призванных мобилизовать усилия граждан и обеспечить гражданский
мир;
в) защиты прав и свобод граждан».
При переходе ко второй части урока учитель
записывает на доске определение2:
«Государство — определенный способ организации
общества, основной элемент политической системы, организация публичной
власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его
официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях
на средства и меры принуждения».
Следующий этап — выявление признаков
государства. Сначала необходимо напомнить школьникам, что появление
государства было вызвано объективными обстоятельствами, потребовавшими
создания каких-то новых инструментов для управления обществом,
в котором выявились индивиды и социальные группы с различными
интересами. Затем учитель обращает внимание школьников на определение
понятия «государство» и просит определить сущностные,
с их точки зрения, элементы государства, присутствующие
в этом определении.
В ходе обсуждения выписываются следующие
элементы государства: а) организация публичной власти; б) наличие
органов и методов принуждения.
Затем начинается поэтапный разбор названных элементов
в процессе беседы по вопросам:
I. Организация публичной власти:
1. Что такое публичная власть?
2. Какие органы публичной власти вы знаете?
3. Как формируются органы публичной власти?
4. Какие задачи призвана выполнять публичная
власть?
II. Наличие органов и методов принуждения:
5. Как еще называются органы принуждения?
(Силовые структуры, правоохранительные органы.)
6. Какие задачи они призваны выполнять?
7. Какие существуют методы и средства принуждения?
(Законы, суд, различные виды наказания.)
8. В каких целях и кто использует аппарат
принуждения?
а) В диктаторских государствах, чтобы
держать все общество в повиновении в интересах небольшой
группы людей. В этом случае аппарат принуждения называют
карательными органами.
б) Для целей защиты прав и интересов большинства
членов общества. Во втором случае аппарат принуждения еще называют
правоохранительными органами.
Затем обращается внимание учащихся на то,
что в определении, написанном на доске, названы не все
признаки государства. Для экономии времени учитель может назвать
их сам (территория и валюта) и пояснить. Как показывает опыт,
учащиеся знают эти признаки, нецелесообразно тратить время на то,
чтобы они их вспомнили.
Заканчивается разбор нового материала объяснением
учителя понятия «суверенитет».
По итогам обсуждения понятия «государство»
учитель может предложить школьникам письменную
работу на тему: «Как вы полагаете, не противоречат
ли друг другу два философа:
1. «Не государство — где
владыкою один» (Софокл, древнегреческий драматург).
2. «Лишь сильное государство обеспечивает
свободу своим гражданам» (Жан Жак Руссо, французский
философ)?»