Цель урока: познакомить
учащихся с исполнительной властью в государстве и теми
полномочиями, которые согласно Конституции РФ она имеет.
Начните урок с того, что обратите внимание
учащихся на определение понятия «исполнительная власть».
Предложите им своими словами сформулировать, в чем польза и
необходимость этой власти для государства. Действительно, сложность
и разнообразие задач, связанных с исполнением законов, стоящих
перед этой властью, требуют ее особой организации. В разных
странах исполнительная власть называется и устроена по-разному.
Она может быть представлена президентом, который формирует правительство
(например, в США правительство выступает как совещательный
орган при президенте). При парламентской форме правления
правительство формируется партией, получившей большинство на выборах.
Руководители исполнительной власти избираются (или назначаются)
на определенный срок.
С устройством исполнительной власти в нашем
государстве учащиеся знакомятся в ходе самостоятельного прочтения
подпараграфа «Кто осуществляет федеральную исполнительную
власть?». Содержательно данный урок связан с предыдущим,
он знакомит учащихся еще с одной ветвью государственной власти.
Поэтому можно продолжить работу со схемой, начатой дома. Предложите
учащимся выписать в тетради все встречающиеся названия органов
исполнительной власти и выстроить их в схему.
Исполнительная власть не может существовать
без соответствующего бюрократического аппарата — государственных
служащих. Поэтому уместно задать вопрос: о деятельности каких
министерств ученикам часто приходится слышать? или о работе
какого министерства хотелось бы узнать подробнее? Кого из представителей
исполнительной власти они знают персонально? На данном уроке
будет интересна небольшая историческая справка.
Дополнительный материал
Должность министра впервые была учреждена императором
Павлом I в 1797 г. Это был министр уделов —
территориальных единиц Российской империи. Позднее были созданы
и действовали Кабинет, а затем Совет министров, который, например,
ведал вопросами крестьянской реформы. Однако в монархической
России эти органы никогда не играли самостоятельной роли.
После Февральской революции 1917 г. власть в стране
перешла в руки Временного правительства, а через несколько
месяцев — в руки Совета Народных Комиссаров.
Вопрос о полномочиях и основных обязанностях
современного правительства можно рассмотреть, опираясь на статью 114
Конституции. Можно подробно прокомментировать одно из направлений
деятельности правительства, например проведение социальной политики.
В этой связи уместно рассказать, например, о поддержке
жилищного строительства (развитие ипотечного кредитования для
населения, желающего решить свои жилищные проблемы, субсидии
на жилье и т. д.) или здравоохранения.
В дополнение к материалу урока учитель
может рассказать о том, что исполнительная власть подотчетна
законодательной власти и контролируется ею. Если Государственная
дума признает результаты работы правительства неудовлетворительными,
она вправе поставить вопрос о доверии правительству и даже
о его отставке (за это решение должно проголосовать большинство
депутатов). Однако окончательно вопрос об отставке правительства
решает Президент (он принимает или отклоняет отставку). Отставка
может происходить и по инициативе самого правительства, но и
в этом случае она возможна только с согласия Президента.
В порядке рефлексии на данном уроке можно
обсудить сначала в группах, а потом всем классом следующий
вопрос: насколько справедливо высказывание о том, что «каждый
народ имеет то правительство, которое он заслуживает»?
Ведь народ не избирает правительство.