Цель урока: а) способствовать
более глубокому осмыслению понятия «духовная культура»;
б) показать особенности освоения мира в художественной
культуре.
Форма проведения урока может быть любая: индивидуальная,
парная, групповая работа.
В начале урока учитель напоминает о том,
что на прошлых уроках учащиеся познакомились с такими
способами освоения мира человеком, как философия, религия, нравственность.
Сегодня им предстоит разобраться еще с одним способом освоения
мира — художественной культурой. После такого краткого
вступления учитель зачитывает отрывок из произведения Ивана
Сергеевича Шмелева «Лето Господне» (с. 262 учебника),
дает прослушать небольшой фрагмент классического музыкального произведения.
Если есть видео, то можно показать фрагмент кинофильма и т. д.1.
Подобное иллюстративное начало урока позволит (после прослушивания,
просматривания и т. д.) задать школьникам примерно такие вопросы:
1. Можете ли вы рассказать, что происходило с вами во
время прослушивания, просматривания этих произведений искусства?
2. С помощью чего, каких средств авторы произведения добивались
такого эффекта восприятия? (На подготовку ответа на вопрос
не следует отводить более 3 мин.)
Внимание! Ответ на первый
вопрос дается только добровольно. Ни в коем случае не заставляйте
школьников отвечать, если они сами не выказывают желания
поделиться своими ощущениями. Как показывает опыт, желающие
обычно находятся. Но если вдруг таковые сразу не появятся, то
учитель может простимулировать выступления школьников, рассказав
о своих ощущениях. Подобная позиция учителя не только
поможет «разговорить» учащихся, но и создаст
обстановку доверия, сотрудничества, сопереживания.
В процессе обсуждения выясняется, что: а)
художественные произведения воздействуют на органы чувств,
вызывают различные эмоции и мысли; б) автор произведения искусства
воздействует на наши органы чувств путем создания художественного
образа.
Поскольку о художественной культуре школьники
уже имеют определенные представления (литература, история), учитель
может предложить им ответить на ряд вопросов:
1. Когда появилась художественная культура? 2. Какова
была роль искусства в период его возникновения? 3. Как
и в связи с чем изменилась роль искусства в жизни
человека? 4. Какие виды искусства вам известны? Чем они отличаются
друг от друга? Чем можно объяснить многообразие видов искусства?
5. Какие художественные стили вам известны? Чем можно объяснить
разнообразие художественных стилей?
(Для подготовки ответов отводится 10—12 мин.)
Желательно, чтобы свои предположения учащиеся записали
в одной части тетрадного листа, а другую оставили для уточнений,
которые могут появиться во время обсуждения. Перед началом обсуждения
напомните, что во время высказываний товарищей по классу
или одной из групп (если работа групповая) необходимо отмечать
те пункты подготовленного ответа, которые уже названы и совпадают
с вашим предположением, с тем чтобы не повторяться.
Духовная культура: виды и роль в жизни
человека
Мои предположения
Мнение ученых
1.
1. Зародилась в первобытном обществе вместе с появлением Homo sapiens
2.
2. В период возникновения искусство играло утилитарную роль, теснейшим образом было связано с мифологией
3.
3. Совершенствование орудий
труда и появление излишков позволили выделиться искусству и стать
самостоятельной сферой деятельности человека. Это привело к тому, что
наряду с утилитарной ролью оно стало формой эстетического освоения мира
человеком
4.
4. Виды искусства:
изобразительное, танец, музыка, художественное слово, театр, архитектура
и т. д. Отличаются они друг от друга способом создания художественного
образа, а также способом воздействия на эмоциональную сферу человека.
Многообразие видов искусства говорит о многообразии человеческих чувств,
обусловливающих эмоционально- эстетическое восприятие мира
5.
5.Художественные стили: реализм,
романтизм, классицизм, барокко, готика и т. д. Их разнообразие
объясняется изменением эстетических идеалов во времени, а также
непохожестью, неповторимостью людей Земли
В заключение школьникам предлагается выполнить
задание 2 к § 57 учебника.