Цель урока: а) познакомить
учащихся с правовыми основами самоуправления; б) показать
важную роль развития органов самоуправления в становлении гражданского
общества в России.
Данный урок целесообразно начать с выявления
повседневных проблем, с которыми учащиеся, их родители и учителя
сталкиваются как жители конкретного поселка, района, микрорайона.
Для этого стоит дать учащимся опережающее задание: взять интервью
у своих родителей или знакомых о проблемах местного значения
и о том, куда стоит обращаться за их разрешением. Круг
этих проблем может обозначить и сам учитель (работа транспорта,
поликлиники, библиотеки, состояние дворов и подъездов и т. д.).
Повседневные проблемы жизни любого районного центра
или поселка лучше всего знают сами жители. Для решения этих проблем
или вопросов местного значения и создаются органы местного самоуправления.
Следующая смысловая единица данного урока связана
с выявлением отличий органов местного самоуправления от органов
государственной власти. Учащимся можно предложить прочитать соответствующий
текст в учебнике, найти общее и определить отличия между органами
местного самоуправления.
На что следует обратить внимание учащихся
по ходу обсуждения? Деятельность органов государственной
власти и местного самоуправления является формой реализации народом
своей власти, определена Конституцией и другими правовыми актами.
Отличия состоят в назначении этих органов, объеме полномочий,
а также границах, в пределах которых эта власть осуществляется
(местное самоуправление основано на поселенческом принципе —
существует в границах городских и сельских поселений).
Конституция не дает однозначного ответа на вопрос,
где заканчивается уровень государственной власти и начинается местная
власть. Ясно одно: вопрос о местном самоуправлении (названия
органов, структура и пр.) определяется населением каждого территориального
образования самостоятельно.
Еще один вопрос, который необходимо обсудить на уроке,—
возможные разногласия между федеральными и региональными органами
государственной власти и местным самоуправлением. Например, по решению
первых в городском микрорайоне на месте сквера возводится
автозаправочная станция. Органы местного самоуправления, исходя
из интересов жителей микрорайона и хорошо зная местную экологическую
обстановку, возражают против строительства. Подобные конфликтные
ситуации может разрешить только суд. И тот факт, что
местное самоуправление не входит в систему органов государственной
власти, позволяет ему самостоятельно, в пределах своих полномочий,
выступать в суде с защитой прав и законных интересов
своих жителей.
Следует пояснить учащимся, что современные формы
местного самоуправления в России только начинают складываться.
Этот процесс осложняется тем обстоятельством, что само государство
переживает переходный период, а многие институты демократии находятся
в стадии становления. Кроме того, Россия имеет очень
большую территорию, а ее население отличается многообразием обычаев,
исторических, культурных, этнических, религиозных традиций. И поэтому
естественно, что самодеятельность населения, самоуправление на местах
имеет самые разные формы. Самоуправление в сельской местности
не всегда похоже на самоуправление в городе. В Москве,
например, органы самоуправления называются районные управы, в других
местах — сходы или собрания.
Далее следует познакомить учащихся с правовыми
основами деятельности органов местного самоуправления, начав с Конституции.
В ее тексте можно выделить положения общего характера, а
также непосредственно посвященные местному самоуправлению. К первым
относятся, например, статьи 2, 3. Предложите учащимся на основе
этих статей сделать вывод, как эти положения влияют на развитие
самоуправленческих начал в нашей стране. Вывод очевиден —
именно народ в конечном счете определяет полномочия органов
самоуправления. Статьи 12, 130—133 напрямую регулируют
местное самоуправление. Можно заранее обозначить круг вопросов,
на которые ученики должны самостоятельно найти ответы, работая
с этими статьями:
1. Как граждане осуществляют местное самоуправление?
2. В каких границах оно осуществляется?
3. Можно ли изменить границы территориальных
объединений?
4. Что делать, если нарушаются законные права
населения на местное самоуправление?
Далее важно пояснить, что самоуправление в России
регулируется не только федеральными законами и законами субъектов
Федерации, но и непосредственно актами органов местного самоуправления,
которые, например, определяют, кто именно является его жителями,
как называются выборные органы, каким образом граждане могут принять
участие в их деятельности. Лучше, если объяснение в данном
случае будет опираться на локальные нормативные акты местности,
где проживают сами учащиеся.
В завершающей части урока уместно провести
небольшую учебную игру, с тем чтобы показать наглядно, какие
проблемы приходится решать органам местного самоуправления. За основу
можно взять следующую ситуацию.
Представьте, что в вашей местности (пригород
крупного промышленного центра) решено построить предприятие по переработке
промышленных отходов. На его основе будут выпускать строительные
материалы, пищевые добавки скоту и другие полезные в хозяйстве
вещи. С одной стороны, это позволит решить проблему занятости
местного населения, которое сейчас большей частью вынуждено ездить
на работу в город, даст дополнительные доходы местному
бюджету. С другой стороны, существует реальная опасность ухудшения
экологической обстановки в местности.
Эта ситуация обострила борьбу кандидатов на выборах
в органы местного самоуправления. Существуют два альтернативных
кандидата: один за строительство, другой против него.
Учащиеся разбиваются на три группы. Первая
будет выступать от имени одного кандидата и искать аргументы
«за», другая — «против». Третья —
эксперты — выбирать одного из двух кандидатов,
т. е. принимать решение с учетом аргументации сторон.
В завершение урока целесообразно сформулировать
вывод о том, что развитие самоуправления
открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность
за решение насущных задач, не полагаясь на федеральную
власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского
общества. | |