Цель урока: а) дать
учащимся представление о сложности и противоречивости государственного
(в нашем случае — национально-государственного)
устройства страны; б) показать трудные пути становления цивилизованного
российского федерализма.
Урок целесообразно построить в форме обсуждения
отдельных острых проблем федерального устройства России. При этом
учащиеся пользуются текстом учебника. Так, учитель обращает их
внимание на фрагмент текста, в котором говорится, что
после установления советской власти в нашей стране впервые
в мировой практике было введено не государственное,
а национально-государственное устройство (с. 168). Коснувшись
различий между этими типами устройства, он может остановиться
на причинах этой «новации». Одна из них —
желание «покончить с наследием имперской России»,
обеспечить права каждой национальности в стране.
В своей антиимперской политике большевики
дошли еще до одной «новации», не мыслимой ни
в одной другой стране: они образовали союз республик, причем
не конфедеративного, а федеративного типа. Получилось, что
внутри одной республики (РСФСР) есть несколько других республик
(модель русской матрешки). Чем же, кроме размеров, отличались
«внутренние» матрешки от матрешки-матки? Внутренние
республики были как бы республиками второго сорта (их назвали
автономными), объем их полномочий (предметов ведения) был меньше,
чем объем полномочий республики-матки. Еще проблематичнее дело
обстояло с республиками в составе СССР. Последний был
союзным государством. Каждая республика пользовалась суверенитетом,
т. е. формально была независима и имела право на отделение
от СССР. Ряд республик (Украина, Белоруссия) имел даже, наряду
с СССР, независимое членство в ООН. Все это представляло
собой грубые политические декорации, слегка прикрытые тонкой
кисеей правовых норм. Когда устанавливали границы советских республик,
никто даже и не задумывался о том, что когда-нибудь
придется по ним делить большую страну. Ослепленные внешней
крепостью своей тоталитарной власти в СССР, коммунистические
правители не видели, какая опасная мина подложена под целостностью
страны. Естественно, что, как только произошел кризис перестройки,
СССР тут же развалился на отдельные части —
по границам тех искусственных образований, которые были сформированы
отнюдь не с прицелом на их возможное будущее независимое
существование.
Уточнив сущность федеративного устройства, следует
особо отметить, что из Конституции убрали юридически и политически
неграмотную норму о «праве наций на самоопределение
вплоть до отделения», что ставило под сомнение саму основу
существования государства — его территориальную целостность.
Ныне эта целостность гарантируется.
Если останется время, можно порассуждать на сложную
тему о двусторонних соглашениях Центра с отдельными
республиками на примере Татарстана, а также о границах
суверенитета тех государственных единиц, которые входят в состав
Российской Федерации.
Хороший материал для понимания проблемы государственного
устройства страны и ее важной части — сохранения целостности
государства дает анализ причин и результатов Гражданской войны
в США 1861—1865 гг. У нас в основном делали
акцент на борьбу в ходе этой войны с рабством в южных
штатах, но кровавая гражданская схватка между Севером и Югом,
унесшая около одного миллиона жизней с обеих сторон, была
главным образом акцией Севера, предназначенной для наказания сепаратистского
Юга и сохранения единства страны.
Интересны параллели между событиями в США
и СССР. Там и здесь государство имело форму союза (союз штатов,
союз республик). Одно и то же время прошло с момента
образования этих государств до возникновения отчетливых сепаратистских
движений (около 75 лет). И там и здесь число сепаратистских
территорий было примерно одинаково — 1/3
(11—12 штатов из 34 у них и 5—6 республик
из 15 у нас). Требования и действия сепаратистов в США
и СССР грубо нарушали положения соответствующих действующих конституций.
На этом основное сходство заканчивается. Различие обнаруживается
в действиях федеральных властей США и СССР. Первые проявили
политическую волю, обеспечив ей статус великой державы. Вторые
проявили политическое безволие и беспринципность и привели великую
страну к развалу.