Цель урока: а) раскрыть
значение социальной роли и социального статуса в обществе
как условия психологической и социальной стабильности, обусловленного
предсказуемостью; б) использовать теоретическое содержание
темы для понимания важности определенных норм и правил поведения.
Форма проведения урока может быть любой: индивидуальная,
парная, групповая деятельность.
Данная тема, как и предыдущая, не является
для учащихся абсолютно новой, поскольку на бытовом уровне
они не раз сталкивались с этой проблемой. Поэтому целесообразно
отказаться от объяснения материала параграфа и использовать
урочное время для уяснения разницы в понятиях «социальный
статус» и «социальная роль». В этом случае,
знакомясь с содержанием параграфа дома, школьники уже будут
иметь осмысленные знания об этих явлениях социальной жизни
и смогут самостоятельно разобраться с текстом учебника. Однако,
поскольку научных определений понятий они не знают, необходимо
в начале урока провести разбор означенных дефиниций.
Начать урок учитель может с мысли английского
драматурга Уильяма Шекспира (можно перед уроком написать ее в верхней
части доски, таким образом она выступит своеобразным эпиграфом
темы): «Весь мир — театр, в нем женщины,
мужчины — все актеры». Затем желательно задать
вопрос: как вы понимаете эту мысль Шекспира?
Отведите на обдумывание ответа не более одной минуты.
Выслушав высказывания школьников, учитель дает определение понятию
«социальная роль» и записывает его на доске,
а учащиеся — в тетради: социальная роль —
это фиксация определенного способа поведения человека в зависимости
от его положения в системе общественных отношений.
Затем следует сказать о сущностной характеристике
социальной роли, подчеркнув при этом, что социальная роль
— это не просто желание человека кем-то казаться
в жизни (играть чужую роль),
а определенный стандарт поведения, обусловленный необходимостью
человеческих контактов. Но если бы речь шла просто о контактах, тогда,
пожалуйста, играй любую роль. Но понятие «социальная
роль» связано с ожиданиями людей, вынужденных общаться
(иногда по необходимости, иногда против своей воли и т. д.)
с другими людьми. Поведение человека, с которым мы общаемся,
должно быть предсказуемо; вступая в контакт с другим
человеком, мы уже настраиваемся на определенное поведение.
Например, обращаясь к продавцу, вы ожидаете от него
не только вежливого ответа на вопрос о цене товара,
но и грамотного совета по поводу покупки. Если это не так
и в ответ звучит грубость, то человек получает стресс
и затем может необоснованно нагрубить другому человеку в транспорте,
школьной подруге, маме, т. е. тому, кто ему в это
время «подвернется под руку». Таким образом, предсказуемость
социальных ролей — одно из условий стабильности,
упорядоченности социальных отношений.
Теперь можно обратиться к определению и попросить
школьников привести примеры социальных ролей, с которыми
они сталкиваются в жизни, и ожидаемого, в зависимости
от роли, поведения (на обдумывание — не более 1—2 мин).
Для перехода к разбору понятия «социальный
статус» учитель может задать вопрос:
от чего зависит социальная роль человека? Как показывает
опыт, часто приходится задавать уточняющие вопросы
типа: «Как вы думаете, продавец играет одну и ту же
роль по отношению к покупателю и директору магазина?
Сможете ли вы назвать дворника «дядя Коля», если узнаете,
что он доктор наук и вынужден убирать двор только потому,
что в настоящее время на свою зарплату не может
прокормить семью?»
Выслушав размышления учащихся, учитель говорит
о том, что, помимо социальных ролей, каждый из нас обладает
еще и социальным статусом. Статус — это то,
кем является человек в группе, тогда как роль —
это ожидаемое поведение человека, обладающего каким-либо статусом.
Но есть и еще одно отличие. Статус — это определенная
иерархия отношений как внутри группы, так и между группами, в обществе.
Определение социального статуса учитель записывает на доске,
а учащиеся — в тетради. В слабом классе учитель
может сам пояснить различия между статусом и ролью: статус и роль
очень близки друг другу, но если роль — это ожидаемое
поведение, то статус — это то, кем является
человек в группе. Зависимость между этими двумя понятиями
можно изобразить в виде схемы:
В сильном классе желательно предложить
школьникам самим определить разницу между статусом и ролью и схематично
изобразить эту зависимость в тетради.
Следующую, заключительную часть урока желательно
посвятить «узнаванию», «отличию» понятий
«социальная роль» и «социальный статус».
Данная работа поможет лучше разобраться с этими социальными
явлениями. С целью внесения в урок эмоционально нравственного
и оживляющего элемента можно воспользоваться рассказом Антона
Павловича Чехова «Толстый и тонкий». До начала
чтения следует записать на доске вопросы,
что поможет не только внимательно следить за сюжетом,
но и увидеть героев произведения с несколько иной стороны:
1. Какие роли играли тонкий и толстый
при встрече?
2. Что определило подобное ролевое поведение
героев рассказа?
3. Охарактеризуйте роли тонкого и толстого
в конце рассказа. У кого из героев роль изменилась?
В чем причина изменения?
4. Могли ли герои вести себя иначе в данной
ситуации?
5. Каково отношение автора к героям
рассказа?
6. Как по-вашему, зачем А. П. Чехов
написал этот рассказ?
Если осталось время, то в завершение
урока можно предложить выполнить задание 8
к § 14 учебника. | |