Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 04:03:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Наши роли в обществе

Цель урока: а) раскрыть значение социальной роли и социального статуса в обществе как условия психологической и социальной стабильности, обусловленного предсказуемостью; б) использовать теоретическое содержание темы для понимания важности определенных норм и правил поведения.

Форма проведения урока может быть любой: индивидуальная, парная, групповая деятельность.

Данная тема, как и предыдущая, не является для учащихся абсолютно новой, поскольку на бытовом уровне они не раз сталкивались с этой проблемой. Поэтому целесообразно отказаться от объяснения материала параграфа и использовать урочное время для уяснения разницы в понятиях «социальный статус» и «социальная роль». В этом случае, знакомясь с содержанием параграфа дома, школьники уже будут иметь осмысленные знания об этих явлениях социальной жизни и смогут самостоятельно разобраться с текстом учебника. Однако, поскольку научных определений понятий они не знают, необходимо в начале урока провести разбор означенных дефиниций.

Начать урок учитель может с мысли английского драматурга Уильяма Шекспира (можно перед уроком написать ее в верхней части доски, таким образом она выступит своеобразным эпиграфом темы): «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры». Затем желательно задать вопрос: как вы понимаете эту мысль Шекспира? Отведите на обдумывание ответа не более одной минуты. Выслушав высказывания школьников, учитель дает определение понятию «социальная роль» и записывает его на доске, а учащиеся — в тетради: социальная роль — это фиксация определенного способа поведения человека в зависимости от его положения в системе общественных отношений.

Затем следует сказать о сущностной характеристике социальной роли, подчеркнув при этом, что социальная роль — это не просто желание человека кем-то казаться в жизни (играть чужую роль), а определенный стандарт поведения, обусловленный необходимостью человеческих контактов. Но если бы речь шла просто о контактах, тогда, пожалуйста, играй любую роль. Но понятие «социальная роль» связано с ожиданиями людей, вынужденных общаться (иногда по необходимости, иногда против своей воли и т. д.) с другими людьми. Поведение человека, с которым мы общаемся, должно быть предсказуемо; вступая в контакт с другим человеком, мы уже настраиваемся на определенное поведение. Например, обращаясь к продавцу, вы ожидаете от него не только вежливого ответа на вопрос о цене товара, но и грамотного совета по поводу покупки. Если это не так и в ответ звучит грубость, то человек получает стресс и затем может необоснованно нагрубить другому человеку в транспорте, школьной подруге, маме, т. е. тому, кто ему в это время «подвернется под руку». Таким образом, предсказуемость социальных ролей — одно из условий стабильности, упорядоченности социальных отношений.

Теперь можно обратиться к определению и попросить школьников привести примеры социальных ролей, с которыми они сталкиваются в жизни, и ожидаемого, в зависимости от роли, поведения (на обдумывание — не более 1—2 мин).

Для перехода к разбору понятия «социальный статус» учитель может задать вопрос: от чего зависит социальная роль человека? Как показывает опыт, часто приходится задавать уточняющие вопросы типа: «Как вы думаете, продавец играет одну и ту же роль по отношению к покупателю и директору магазина? Сможете ли вы назвать дворника «дядя Коля», если узнаете, что он доктор наук и вынужден убирать двор только потому, что в настоящее время на свою зарплату не может прокормить семью?»

Выслушав размышления учащихся, учитель говорит о том, что, помимо социальных ролей, каждый из нас обладает еще и социальным статусом. Статус — это то, кем является человек в группе, тогда как роль — это ожидаемое поведение человека, обладающего каким-либо статусом. Но есть и еще одно отличие. Статус — это определенная иерархия отношений как внутри группы, так и между группами, в обществе. Определение социального статуса учитель записывает на доске, а учащиеся — в тетради. В слабом классе учитель может сам пояснить различия между статусом и ролью: статус и роль очень близки друг другу, но если роль — это ожидаемое поведение, то статус — это то, кем является человек в группе. Зависимость между этими двумя понятиями можно изобразить в виде схемы:

В сильном классе желательно предложить школьникам самим определить разницу между статусом и ролью и схематично изобразить эту зависимость в тетради.

Следующую, заключительную часть урока желательно посвятить «узнаванию», «отличию» понятий «социальная роль» и «социальный статус». Данная работа поможет лучше разобраться с этими социальными явлениями. С целью внесения в урок эмоционально нравственного и оживляющего элемента можно воспользоваться рассказом Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий». До начала чтения следует записать на доске вопросы, что поможет не только внимательно следить за сюжетом, но и увидеть героев произведения с несколько иной стороны:

1. Какие роли играли тонкий и толстый при встрече?

2. Что определило подобное ролевое поведение героев рассказа?

3. Охарактеризуйте роли тонкого и толстого в конце рассказа. У кого из героев роль изменилась? В чем причина изменения?

4. Могли ли герои вести себя иначе в данной ситуации?

5. Каково отношение автора к героям рассказа?

6. Как по-вашему, зачем А. П. Чехов написал этот рассказ?

Если осталось время, то в завершение урока можно предложить выполнить задание 8 к § 14 учебника.

Категория: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ | Добавил: tineydgers (03.10.2014)
Просмотров: 645 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 8-9 классах, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0